Меню Рубрики

Ползти было неудобно с непривычки болели колени и локти

Ленька не мог вспомнить потом, сколько времени они ползли — час, два, а может, и всю ночь. Не мог вспомнить, и о чем он думал тогда и было ли ему страшно. Полз и все, капитан впереди, он сзади. Сердце только сильно стучало, и он все боялся, что капитан услышит и выругает его потом, и поэтому сдерживал дыхание — может, меньше стучать будет, но сердце все стучало и стучало и в груди, и в голове, и в руках, и в ногах — везде… Один раз они попали в какое-то болотце, промокли, и капитан еле слышно сказал «левее», и они стали огибать его слева. Потом попали в лесок или рощицу — вероятно, ту самую, которую он рассматривал когда-то в бинокль.

«Ого, как далеко заперли», — мелькнуло у Леньки в голове. Ползти было неудобно: с непривычки болели колени и локти, от финки сводило челюсти, мешали гранаты и запасной магазин. Но он все полз и полз, боясь отстать от капитана, перебирая руками и ногами, глотая слюну и прислушиваясь к окружающей тишине.

Наконец, слава богу, повернули назад.

Никаких мин нигде не обнаружили. И немцев тоже. Черт его знает, куда они делись, — даже ракет никаких.

Попали на знакомое болотце, обогнули его. Впереди, в темноте, наметились смутные очертания двух расщепленных снарядами груш — до своих, значит, уже недалеко. И вдруг… Капитан остановился. Ленька чуть не ударился носом о его сапоги. Как был с протянутой рукой, так и застыл. Где-то правее, шагах в двадцати, слышны были голоса. Кто-то говорил сдавленным шепотом, кто-то отвечал. Потом умолкли. Ленька впился в темноту так, что в глазах поплыли зеленые круги. Как будто курит кто-то. Мелькнул огонек и погас. Ленька почувствовал, как в нем все сжалось и напряглось. Сердце уже не стучало — оно тоже притаилось. Во рту пересохло. Он вынул изо рта финку, подтянул правую ногу, потом левую, беззвучно подполз к капитану. Тот, не поворачивая головы, нащупал Ленькину руку и крепко сжал ее, Ленька понял… Медленно, затаив дыхание, пополз в сторону огонька.

Ленька лежал на траве и смотрел широко раскрытыми глазами в небо — черное, без единой звездочки. Сильно болела шея. Большой палец на левой руке был вывихнут и распух. Гимнастерка и даже майка распороты ножом сверху донизу. Нож прошелся по груди и животу, но как-то странно, оставив только легкую, даже не кровоточащую царапину. Немец оказался очень сильным, и Ленька долго возился с ним, пока тот не притих окончательно.

Капитан ушел куда-то докладывать о результатах разведки. Кругом было тихо — чуть-чуть только шумели сосны над головой, и откуда-то издалека доносилось ржание лошади. Лейтенант Ляшко с ребятами давно ушли. Ленька остался один. Полк был чужой: кроме разведчиков, он в нем никого не знал, да и вообще ему сейчас никого не хотелось видеть. Почему-то все время трясло мелкой противной дрожью. И шея болела. Трудно было голову повернуть.

Мимо прошел боец. Ленька окликнул его и попросил спичек. Тот дал. Ленька чиркнул и, заслонив огонек ладонями, еще раз внимательно осмотрел финку. Нет, крови на ней не было. Значит, когда он ударил немца, он попал в ранец или противогаз. И все-таки он ткнул несколько раз финку в землю, потом старательно обтер ее краем гимнастерки.

…Немец почти сразу же выбил у него финку. Потом они долго молча катались по траве. Потом… Ленька опять задрожал. Он встал и, вскинув автомат на плечо, пошел по лесу. Шагов через двадцать столкнулся с капитаном. Было темно, но капитан сразу узнал его.

— А я за тобой. Начальству доложено, Бурлина назад отправил с Антоновым и Тугиевым, а нам с тобой можно и передохнуть. — Капитан слегка толкнул Леньку в спину. — Пошли.

Ленька не спросил куда, решил, что в расположение, но, миновав дальнобойную батарею, капитан повернул не направо, а налево, к артиллерийским землянкам.

— Кто идет? — раздался в темноте хриплый голос.

— Ладно, ладно, свои. — Капитан даже не убавил шагу. — Темнота эта чертова… Какая тут инженерова землянка? Эта, что ли?

После лесной непроглядной тьмы в землянке казалось ослепительно светло. В глубине, за самодельным столиком, в расстегнутой гимнастерке сидел капитан Богаткин, листал журнал. В углу храпел связист.

— Вот он, наш герой, — весело сказал Орлик, входя. — Леонид Семенович Богорад. Прошу любить и жаловать.

— А мы уже знакомы. — Инженер устало улыбнулся и «встал. — А в ид действительно геройский.

Ленька только сейчас вспомнил, что гимнастерка на нем разорвана, и торопливо стал засовывать ее в штаны.

— Постой, постой, герой! — Инженер подошел к нему и провел пальцем по твердому, покрытому пушком Ленькиному животу. — Это что, раны боевые? Давай-ка мы их зеленкой. У нас тут все есть.

Он по всем правилам намотал на спичку вату, окунул ее в пузырек и нарисовал на Ленькином животе яркую зеленую полосу от ключицы до пупка.

— Повезло тебе, брат. Все внутренности сохранил. Пригодятся еще. А теперь застегивайся и садись.

Ленька запахнул гимнастерку, как халат, и вправил ее в штаны. Гранаты и запасной магазин снял с пояса и положил рядом с автоматом в углу.

— Ну чего ты там возишься? — окликнул его Орлик. — Иди-ка сюда. Покажу тебе нового твоего знакомого.

Ленька, продолжая вправлять гимнастерку, подошел к столу.

— Узнаешь? — Орлик протянул фотографию.

На маленькой карточке с неровными, точно оборванными, краями улыбался курносый, с вихорком на лбу, светлоглазый парень в расстегнутой белой рубашке. Орлик бросил на стол еще две карточки. На одной тот же парень, в одних трусах, на пляже, сидит, обхватив руками колени, рядом — девушка в купальном костюме и резиновой шапочке. На второй — старик в высоком воротничке, старушка и тот же парень и та же девушка: он в пиджаке и галстуке, тщательно причесанный, без вихорка, она в светлом платьице, с цветком в волосах.

Ленька поднял глаза на капитана. Тот весело смотрел на него и, собрав карточки, держал их сейчас веером в вытянутой руке.

— Иоганн-Амедей Гетцке. Обер-ефрейтор. Родился в городе Мангейме в тысяча девятьсот двадцать пятом году. Убит на русском фронте в тысяча девятьсот сорок третьем году, в районе Голой Долины, в ночь на… Какое сегодня число, Богаткин?

— Двадцать пятое, — сказал инженер.

— В ночь на двадцать пятое июля убит советским солдатом Леонидом Богорадом… Узнаешь теперь, солдат?

Ленька, не отрываясь, смотрел на карточку, на улыбающееся, веселое, курносое лицо. Там, в поле, у разбитых снарядами груш, он не видел этого лица. Но эту шею, крепкую круглую шею… Он отвернулся, он не мог на нее смотреть.

Орлик был весел и говорлив. После всего происшедшего он испытывал нервное возбуждение, и сейчас ему хотелось говорить, действовать, быть активным.

— А ну, хозяин, не жмись, не жмись. Вываливай на стол все свои богатства.

Он быстро и ловко очистил стол от бумаг и папок, покрыл его газетой.

— Тебе б такого ординарца, Богаткин, а? Возьми к себе, не пожалеешь.

Богаткин известен был на всю дивизию тем, что, как он сам говорил, не признавал «института денщиков», — сам подшивал себе подворотнички, стирал носки, носовые платки. Сейчас он деловито, по-хозяйски вытер полотенцем граненый стакан, крышку от фляжки и стаканчик для бритья, потом достал из-под стола две бутылки коньяку и, тоже обтерев их полотенцем, поставил на стол. Орлик со знанием дела стал разглядывать этикетки.

— Неважные у тебя, брат, саперы. Могли бы и французский достать. — Двумя ловкими ударами он выбил пробки и понюхал горлышко. — Нет, ничего, жить можно. А закуска?

Богаткин положил на стол плитку шоколаду в коричневой с золотом обертке и плоскую баночку сардин. Орлик прищелкнул языком.

— Живем, Богорад. Тут у нас целый интернационал — коньяк венгерский, шоколад швейцарский, сардины португальские. Ел когда-нибудь сардины, сознайся? Пальчики оближешь. Да оторвись ты от этих карточек. На Гретхен златокудрую загляделся?

Ленька молча протянул фотографию.

— А бабка ничего, а? — Орлик, прищурив один глаз, посмотрел на фотографию. — У покойничка, видать, губа не дура была…

Ленька исподлобья глянул на капитана и опустил глаза.

— Не надо так, товарищ капитан…

Но капитан не расслышал или сделал вид, что не слышит, подошел к столу, взял стаканы и протянул один Леньке.

— За твое огневое крещение, Леонид Семенович! За вторую твою боевую ночь.

Ленька молча стоял, опустив голову.

— В первую ты познакомился с минами. И с нами. А во вторую — с этим самым, с Гетцке… Ну, чего приуныл? — Капитан взял его за подбородок. — Пей, развеселишься.

Ленька отрицательно мотнул головой.

— Ты что, болен? Богаткин, дай-ка градусник. Ей-богу, он заболел.

— Разрешите идти, товарищ капитан, — очень тихо сказал Ленька.

— Куда? — Орлик стоял перед Ленькой, держа в одной руке бритвенный, в другой граненый стакан, оба полные до краев. — Куда идти?

— Никуда… Подожду вас снаружи.

— Но ты ж сам еще вечером, когда мы шли на задание…

Ленька поднял голову и посмотрел капитану в глаза.

— Разрешите идти, товарищ капитан, — так же тихо, настойчиво повторил он.

Капитан круто повернулся, подошел к столу, поставил стаканы, постоял так несколько секунд, потом, не поворачиваясь, сказал «иди» и, когда Ленька вышел, залпом, не чокнувшись, выпил полный стакан.

источник

предложений в приводимом ниже тексте. Расставьте

Тому кто слышал его (Ф. М. Достоевского) речь в

этот день [на открытии памятника Пушкину] конечно

с полной ясностью представилось какой громадной

силой и влиянием может обладать человеческое слово

когда оно сказано с горячей искренностью. Сутуловатый

небольшого роста со слегка опущенной головой и

усталыми глазами с нерешительным жестом и тихим

голосом Достоевский совершенно преобразился произнося

свою речь. Еще накануне слушая его на вечере

превосходно читающим пушкинские стихи нельзя

было предвидеть того полного преображения которое

с ним произошло во время его речи хотя стихи были

сказаны им прекрасно особенно в том месте где он вытянув

перед собою руку и как бы держа в ней что-то

сказал дрожащим голосом И сердце трепетное вынул!

Речь Достоевского в чтении не производит и десятой

доли того впечатления которое она вызвала при

произнесении. На эстраде он вырос гордо поднял голову

его глаза на бледном от волнения лице заблистали

голос окреп и зазвучал с особой силой а жест стал

энергичным и повелительным. С самого начала речи

между ним и слушателями установилась та внутренняя

духовная связь сознание и ощущение которой всегда

заставляют оратора почувствовать и затем расправить

свои крылья. В зале началось сдержанное волнение

которое все росло и когда Федор Михайлович

окончил то наступила минута молчания а затем как

бурный поток прорвался неслыханный и невиданный

мною в жизни восторг. Рукоплескания крики стук

стульями сливались воедино и как говорится потрясли

стены зала. После Достоевского должен был говорить

Аксаков но он вышел перед публикой и назвав

только что слышанную речь ≪событием≫ заявил что не

в состоянии говорить после Федора Михайловича. Заседание

было возобновлено лишь через полчаса.

1. Укажите сложноподчиненные предложения с несколькими

2. Объясните постановку знаков препинания при прямой

3. Сделайте синтаксический разбор первого предложения

текста. Составьте его схему.

§ 63. Смысловые отношения между

частями бессоюзного сложного

предложения. Знаки препинания.

457. Выясните смысловые отношения между частями

бессоюзных сложных предложений (перечислительные,

пояснительные, сопоставительные, временные, изъяснительные,

Объясните постановку знаков препинания. Прочитайте,

соблюдая правильную интонацию.

1. И думал он: отсель грозить мы будем шведу,

здесь будет город заложен назло надменному соседу

(П.). 2. К сукнам, холстам и домашним материям

страшно было притронуться: они обращались в пыль

(Г.). 3. Вот мои условия: вы ныне же публично откажетесь

от своей клеветы и будете просить у меня

извинения (Л.), 4. Однажды проснулся он и видит:

прямо против его норы стоит рак (С.-Щ.). 5. Пробовал

бежать — ноги от страха не двигались (Л. Т.).

6. Варвара прислушалась: донесся шум вечернего

поезда (Ч.). 7. Темный лес хорош в яркий солнечный

день: тут и прохлада, и чудеса световые

ты совсем — плакать о тебе мы не будем (?.). 10. Им

овладело одно желание: во что бы то ни стало, сейчас

же, разыскать Магду (Наб.). 11. Впереди пробирался

старшой, подавая команду осторожным движением

руки: поднимет руку над головой — все тотчас останавливались

и замирали; вытянет руку в сторону с

наклоном к земле — все в ту же секунду быстро и бесшумно

ложились; махнет рукой вперед — все двигались

вперед; покажет назад — все медленно пятились

назад (Кат.). 12. В общем, Егор не сетовал, не обижался:

по закону все было сделано (Б. В.). 13. С женой

спорить — бестолочь одна (Б. В.). 14. Ползти было

неудобно: с непривычки болели колени и локти

Для справок. Между предложениями, объединенными

в одно бессоюзное сложное предложение, ставятся

следующие знаки препинания: запятая, точка

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Контрольный тест по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Какое предложение является бессоюзным? (знаки препинания не расставлены)

А) Всем известно и Москва не сразу строилась.

В) Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца.

2. В каком предложении знаки препинания расставлены неверно?

А) Я оглянулся: третьей тройки за нами уже не было

Б) Вспыхнул свет: я зажмурил глаза.

В) Будет дождик – будут и грибки.

3. Какой знак должен стоять на месте пропуска в данном предложении? Джельсомино запел ( ) в окрестных домах повылетали стекла.

4. Какой знак должен стоять на месте пропуска в данном предложении? Будут билеты ( ) поедем на все лето на Черное море.

5. Какой знак должен стоять на месте пропуска в данном предложении? Всю дорогу до хутора молчали ( ) говорить мешала тряская езда.

6. Какой знак должен стоять на месте пропуска в данном предложении? Он гость ( ) я хозяин.

7. Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1 )Хорошо помню одну нашу игру, которая называлась «делать Боборыкина». (2)Мы слышали, как взрослые в гостиной, споря о современной литературе, довольно часто произносили это смешное слово «Боборыкин».

(3)Мы с Сашей понятия не имели, что это фамилия известного в то время писателя Боборыкина. (4)Слово «Боборыкин» в силу своей фонетики имело для нас значение звука опрокинутой гнутой венской качалки, стоявшей в нашей гостиной рядом с фикусом.

Читайте также:  Почему болит коленный сустав при сгибании колена внутрь

(5)На этой качалке любил сидеть, покачиваясь, папа и читать книгу или газету. (6)Для взрослых качалка была частью обстановки. (7)Для нас же с Сашей качалка с её жёлтым плетёным сиденьем и такой же спинкой, с её выгнутыми ручками, с её полозьями, на которых она так легко покачивалась, была в одно и то же время и качелями, и частью какой-то упругой деревянной машины, и лодкой, и даже беседкой, если её перевернуть вверх полозьями.

(8)Мы любили опрокидывать качалку потёртыми полозьями кверху, стукаясь об пол своими упругими буковыми ручками, она несколько раз подпрыгивала, издавая звуки «бо-бо-бо», вследствие чего мы и назвали нашу игру с качалкой «боборыкин».

8. Среди предложений 1 —6 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1 )Осенний день заканчивался, тени ложились косыми полосами на землю, и ветер сбивал холодные капли с голых ветвей. (2)Санька всё не возвращался, и мама начала волноваться. (З)Она то и дело поглядывала в окно и сердито косилась на меня: это ведь я отправил братишку в соседний дом за романом «Таинственный остров», который мне пообещал на вечер Юрка Ковалёв. (4)Я не выдержал её укоризненного взгляда и стал торопливо одеваться, мысленно ругая про себя непутёвого братишку. (5)Было ясно, что Санька вероломно воспользовался моей просьбой, чтобы вырваться на улицу, и сейчас где-то бегает с друзьями, а потом, когда вернётся, похлопает глазками и скажет, что он хотел делать уроки, но старший брат выгнал его на улицу, и он послушно попёрся за дурацкой книжкой. (б)Попросил бродягу на свою голову об одолжении, и вот теперь нужно идти рыскать по всем дворам, проще было самому сбегать к Ковалёву.

Контрольный тест по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1.Какое предложение является бессоюзным? (знаки препинания не расставлены)

А) Без росы и трава не растет.

Б) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.

В) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.

2. В каком предложении знаки препинания расставлены неверно?

А) Любишь кататься — люби и саночки возить.

Б) Только шагнули мы вперед ; из-за куста раздался выстрел.

В) Наступал вечер: шёл дождь, порывисто дул ветер.

3. Какой знак должен стоять на месте пропуска в данном предложении? Собака была славная ( ) уши торчком, хвост колечком, глаза умные – умные.

4. Какой знак должен стоять на месте пропуска в данном предложении? Варвара прислушалась ( ) донесся шум вечернего поезда.

5. Какой знак должен стоять на месте пропуска в данном предложении? Ползти было неудобно ( ) с непривычки болели колени и локти.

6. Какой знак должен стоять на месте пропуска в данном предложении? Пробовал бежать ( ) ноги от страха не двигались.

7. Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1 )Хорошо помню одну нашу игру, которая называлась «делать Боборыкина». (2)Мы слышали, как взрослые в гостиной, споря о современной литературе, довольно часто произносили это смешное слово «Боборыкин».

(3)Мы с Сашей понятия не имели, что это фамилия известного в то время писателя Боборыкина. (4)Слово «Боборыкин» в силу своей фонетики имело для нас значение звука опрокинутой гнутой венской качалки, стоявшей в нашей гостиной рядом с фикусом.

(5)На этой качалке любил сидеть, покачиваясь, папа и читать книгу или газету. (6)Для взрослых качалка была частью обстановки. (7)Для нас ^ке с Сашей качалка с её жёлтым плетёным сиденьем и такой же спинкой, с её выгнутыми ручками, с её полозьями, на которых она так легко покачивалась, была в одно и то же время и качелями, и частью какой-то упругой деревянной машины, и лодкой, и даже беседкой, если её перевернуть вверх полозьями.

(8)Мы любили опрокидывать качалку потёртыми полозьями кверху, стукаясь об пол своими упругими буковыми ручками, она несколько раз подпрыгивала, издавая звуки «бо-бо-бо», вследствие чего мы и назвали нашу игру с качалкой «боборыкин».

8. Среди предложений 1 —6 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1 )Осенний день заканчивался, тени ложились косыми полосами на землю, и ветер сбивал холодные капли с голых ветвей. (2)Санька всё не возвращался, и мама начала волноваться. (З)Она то и дело поглядывала в окно и сердито косилась на меня: это ведь я отправил братишку в соседний дом за романом «Таинственный остров», который мне пообещал на вечер Юрка Ковалёв. (4)Я не выдержал её укоризненного взгляда и стал торопливо одеваться, мысленно ругая про себя непутёвого братишку. (5)Было ясно, что Санька вероломно воспользовался моей просьбой, чтобы вырваться на улицу, и сейчас где-то бегает с друзьями, а потом, когда вернётся, похлопает глазками и скажет, что он хотел делать уроки, но старший брат выгнал его на улицу, и он послушно попёрся за дурацкой книжкой. (б)Попросил бродягу на свою голову об одолжении, и вот теперь нужно идти рыскать по всем дворам, проще было самому сбегать к Ковалёву.

источник

Помогите по русскому!
1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Темный лес хорош в яркий солнечный день ( ) тут и прохлада, и чудеса световые.

1) Ставится двоеточие, т. к. вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

2) Ставится тире, т. к. содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

3) Ставится тире, т. к. вторая часть имеет значение вывода.

4) Ставится запятая, т. к. перечисляются одновременно происходящие явления.

2. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

1) Ползти было неудобно ( ) с непривычки болели колени и локти.

2) Вы так просто ей и скажите ( ) Ганин, мол, уезжает.

3) Посмотрит ( ) рублем подарит.

4) Небо очистилось, замелькали звезды ( ) становилось уже светло.

3. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении:

Совесть потеряешь – другой не купишь.

1) Вторая часть указывает на быструю смену событий.

2) Содержание второй части противоречит содержанию первого.

3) Первая часть указывает на время совершения действия, о котором говорится во второй части.

4) Первая часть указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Любите книгу ( ) она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.

1) Ставится двоеточие, т. к. вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первом.

2) Ставится двоеточие, т. к. вторая часть имеет значение изъяснения.

3) Ставится тире, т. к. в предложении содержится противопоставление.

4) Ставится запятая, т. к. перечисляются последовательно происходящие явления.

5. Объясните постановку тире в данном предложении.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

1) Предложение рисует быструю смену событий.

2) В предложении содержится противопоставление.

3) Первая часть обозначает условие того, о чем говорится во второй части.

4) Вторая часть заключает в себе вывод того, что говорится в первом.

6. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении?

Я любил смотреть ей в глаза подолгу, не отрываясь, не мигая ( ) она щурилась, вертела головой.

1) Ставится точка с запятой, так как части менее связаны по смыслу и распространены внутри.

2) Ставится запятая, так как перечисляются одновременно происходящие явления.

3) Ставится двоеточие, так как вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой.

4) Ставится тире, так как вторая часть заключает в себе вывод того, о чем говорится в первой.

7. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире.

1) Вокруг обычным, спокойным порядком шла работа ( ) гремели машины, раздавалась барабанная дробь металлических ломов.

2) Вдруг я чувствую ( ) кто-то берет меня за плечо и толкает.

3) Проснулся ( ) пять станций убежало.

4) В глазах у меня потемнело ( ) голова закружилась.

8. Объясните постановку знака препинания в данном предложении.

Всю дорогу до хутора молчали ( ) говорить мешала тряская езда.

1) Ставится тире, т. к. вторая часть указывает на быструю смену событий.

2) Ставится тире, т. к. содержание первой части предложения сравнивается с содержанием второй.

3) Ставится двоеточие, так как вторая часть предложения указывает причину того, о чем говорится в первой.

4) Ставится запятая, т. к. идет перечисление фактов.

9. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить двоеточие.

2) Варвара прислушалась ( ) донесся шум вечернего поезда.

4) Наступила весна ( ) появились первые цветы на поляне.

10. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире.

1) Пробовал бежать ( ) ноги от страха не двигались.

2) Ползти было неудобно ( ) с непривычки болели колени и локти.

3) Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожными движениями руки ( ) мы двигались медленно, боясь нарушить тишину леса.

4) Я знаю ( ) в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

1. Правильное объяснение пунктуации в предложении
«Темный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада, и чудеса световые»:
1) Ставится двоеточие, т. к. вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

2. В таком предложении на месте пропуска нужно поставить тире:
3) Посмотрит ( ) рублем подарит.

3. Правильное объяснение постановки тире в предложении
«Совесть потеряешь – другой не купишь»:
4) Первая часть указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

4. Правильное объяснение пунктуации в предложении
«Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей»:
1) Ставится двоеточие, т. к. вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первом.

5. Объяснение постановки тире в данном предложении
«Сыр выпал – с ним была плутовка такова»:
4) Вторая часть заключает в себе вывод того, что говорится в первом.

6. Такой знак препинания и потому ставится на месте скобок в предложении
«Я любил смотреть ей в глаза подолгу, не отрываясь, не мигая ( ) она щурилась, вертела головой.
1) Ставится точка с запятой, так как части менее связаны по смыслу и распространены внутри.

7. Предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире:
3) Проснулся – пять станций убежало.

8. Объяснение постановки знака препинания в данном предложении
«Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда»:
3) Ставится двоеточие, так как вторая часть предложения указывает причину того, о чем говорится в первой.

9. Предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить двоеточие.
2) Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда.

10. Предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире.
1) Пробовал бежать – (НО) ноги от страха не двигались.

источник

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»

БСП. Контрольная работа. В-1

1. Выберите правильный вариант ответа: Если во второй части бессоюзного сложного предложения указывается причина того, о чем говорится в первой части, то между ними ставится:
1) запятая 2) двоеточие 3) тире 4) точка с запятой

2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Будет завтра хорошая погода ( ) пойдем в лес.

1) запятая 2) двоеточие 3) тире 4) точка с запятой

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Вдруг я чувствую ( ) кто-то берет меня за плечо и толкает.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.

Ставится тире, содержание второй части противопоставлено первой.

Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

Ставится двоеточие, вторая часть поясняет содержание первой.

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Совесть потеряешь – другой не купишь.

Вторая часть БСП указывает на быструю смену событий.

Содержание второй части БСП противопоставлена содержанию первой.

Первая часть БСП указывает на время совершения действий, о которых говорится во второй части.

Первая часть БСП указывает на условие совершения действий, о которых говорится во второй части.

5. Укажите предложение, которое БСП не является.
1) Шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом.

2) Об одном прошу вас: стреляйте скорее .
3) Ты мне лучше вот что скажи: правда, что к Маякину сын воротился?
4) Здесь росли разные деревья: клен и дикая груша, ель и береза, осина и ольха.

6. Укажите предложение, которое не является БСП (знаки препинания не поставлены).

1. Край неба алеет в березах просыпаются галки воробьи чирикают около темных скирд.
2. Мне попалась какая-то неторная заросшая дорожка я отправился по ней внимательно заглядывая вперёд.
3. Вот и солнце встает из-за пашен блестит за морями ночлег свой покинуло на макушки ракит золотыми потоками хлынуло.

4. Дождя отшумевшего капли тихонько по листьям текли тихонько шептались деревья кукушка кричала вдали.

7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Куковали кукушки, постукивали дятлы, перепархивали дрозды.

2) На дворе нечем было дышать от зноя: в доме было прохладно.

3) Я знаю, я абсолютно уверен: вы не осудите меня.

4) Худая слава пойдёт – никто замуж не возьмёт.

8. Среди данных ниже предложений найдите БСП. Укажите его номер. ОТВЕТ: _______

(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой — настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе горит заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)

9. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). ОТВЕТ: __________

(1) Медведица удирала крупными прыжками по россыпи. (2) За ней, не отставая ни на шаг, бежали два пушистых медвежонка. (3) Откуда только у них прыть взялась! (4) Все препятствия они преодолевали с ловкостью матери, малыши точно копировали ее движения. (5) Выскочив на край снежного поля, семейство задержалось, передохнуло немного и скрылось за изломом. (6) Я покинул место засады довольный: не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. (7) Для полноты впечатления мне хотелось узнать, что же ела медведица на проталинах. (Г.Федосеев)

БСП. Контрольная работа. В-2

1. Выберите правильный вариант ответа: Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается время того, о чем говорится во второй части, то между ними ставится:
1) запятая 2) двоеточие 3) тире 4) точка с запятой

2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Нужно обязательно взять зонт ( ) дождь начинается.

1) запятая 2) двоеточие 3) тире 4) точка с запятой

Читайте также:  Стоял на коленях теперь болят

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Вы так просто ей и скажите ( ) Ганин, мол, уезжает.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.

Ставится тире, содержание второй части противопоставлено первой.

Ставится тире, первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй.

Ставится двоеточие, вторая часть поясняет содержание первой.

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Предложение рисует быструю смену событий.

В предложении содержится противопоставление первой и второй части.

Первая часть БСП обозначает условие того, о чем говорится во второй части.

Вторая часть БСП заключает в себе вывод из того, о чем говорится в первой.

5. Укажите предложение, которое БСП не является.
1) Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь.

2) Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?
3) Однако пора вставать: уже без четверти шесть.
4) Туристы побывали в разных городах: в Новгороде и Москве, в Пскове и Санкт-Петербурге.

6. Укажите предложение, которое не является БСП (знаки препинания не поставлены)
1. В июльские вечера уже не кричат перепела и коростели не поют в рощах соловьи не пахнет цветами.
2. Отсырела земля запотели листья кое-где стали раздаваться живые звуки и голоса.
3. Небо очистилось замелькали звезды становилось уже светло.

4. Грозный вид дворника охватил мальчика диким страхом связал его ноги парализовал всё его маленькое тонкое тело.

7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Часы шли, было уже полдевятого, все лесорубы уже уехали на тракторе в лес.

2) Вы улыбнётесь – мне отрада.

3) Алексей был доволен – танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.

4) Бабуля оказалась как всегда права: к вечеру небо затянуло тучами.

8. Среди данных ниже предложений найдите БСП. Укажите его номер. ОТВЕТ: _______

(1) Совсем стемнело, и я пошел к дому. (2) Холодом тянуло по земле, хрустела под ногами корка льда, схватившая лужи. (3) На опушке в лицо вдруг повеяло теплом. (4) Земля оттаяла, согрелась за день. (5)Теперь воздух греется об нее. (6) Я шел полем и вспоминал цветы, оставленные на пеньке. (7) Снова показалось, что стебли их шевелятся, шевелятся в руке. (Ю.Коваль)

9. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). ОТВЕТ: __________

(1) Дождь ушел на запад, в лесу снова потемнело. (2) С востока наплывала синяя, в полнеба, туча, на ее фоне ярко выделялись белые стволы берез. (3) Горбунов смотрел в бинокль, стоя на коленях около дерева. (4) В нескольких шагах от командира присел Уланов. (5) Он видел: по полю, далеко впереди, переползают люди, плохо различимые отсюда, потому что были чуть светлее земли. (6) Николай знал, что это движется на усиление третьей роты сводная группа. (7) Нетерпеливо ожидая дальнейших событий, он даже досадовал на то, что атака происходит недостаточно быстро. (Берёзко Г.)

БСП. Контрольная работа. В-3

1. Выберите правильный вариант ответа: Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается условие того, о чем говорится во второй части, то между ними ставится:
1) запятая 2) двоеточие 3) тире 4) точка с запятой

2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Никогда я не видел такой осени ( ) ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе.

1) запятая 2) двоеточие 3) тире 4) точка с запятой

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Темный лес хорош в яркий солнечный день ( ) тут и прохлада, и чудеса световые.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.

Ставится тире, содержание второй части противопоставлено первой.

Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

Ставится двоеточие, вторая часть поясняет содержание первой.

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Он дорогой гость ( ) я хозяин дома.

Вторая часть БСП указывает на быструю смену событий.

Содержание второй части БСП противопоставлено содержанию первой.

Первая часть БСП указывает на время совершения действий, о которых говорится во второй части.

Вторая часть БСП указывает на вывод из того, о чем говорится в первой части.

5. Укажите предложение, которое БСП не является.
1) Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась.

2) Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.
3) Стал Жилин оглядываться: маячит что-то в долине.
4) Чичикову подавали обычные в трактирах блюда: щи с пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой.

6. Укажите предложение, которое не является БСП (знаки препинания не поставлены).

1. Летела пыль вывески раскачивались и скрежетали шляпы срывались с голов и катились под колеса экипажей.
2. Море дремлет и дышит опаловым туманом синеватая вода блестит крепкий запах морской соли густо льётся на берег.
3. Повсюду горели фонари тихо шевелились пальмы белоснежные здания источали назойливую музыку.

4. На размякшую землю густо лил нескончаемый дождь пенил и пузырил лужи потоками сползал к Дону.

7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Кусты сильно разрослись, около родника зеленела бархатная трава, солнечные лучи не проникали сюда.

2) Мы знали: под рыхлым снегом можно было найти первоцветы.

3) Пароход не мог идти дальше – из-за тумана не было видно ничего.

4) Начальство узнает – за самодеятельность не похвалит.

8. Среди данных ниже предложений найдите БСП. Укажите его номер. ОТВЕТ: _______

(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь прокричит… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляя. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Проснись, лебедь! (9) Проснись! (10) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно.

9. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). ОТВЕТ: __________

(1) Когда Сергей Николаевич открыл глаза, солнце уже заливало хату горячим светом. (2) Крашеные половицы блестели, в раскрытое окно с жужжанием влетали пчелы, на занавеске билась пёстрая бабочка. (3) Николай Григорьевич еще крепко спал, свесив с кровати руку. (4) В кухне было пусто. (5) Где-то во дворе слышалась добродушная воркотня Матвеича.(6) Сергей Николаевич сладко потянулся и зажмурил глаза. (7) Что-то снова напомнило ему далёкое детство, ночёвки у дядьки Матвеича, быструю речку под горкой и серебряную плотву, которую он ловил зелёной ивовой корзинкой. (8) Даже сон в эту ночь у него был крепкий, как в детстве. (9) И только на рассвете приснилось ему, что на реке встают громадные валы и с шумом обрушивается на берег вода. (10) Наконец он поднялся, взглянул в окно: по двору, задрав хвост-бублик, бегал щенок. (Осеева В.)

БСП. Контрольная работа. В-4

1. Выберите правильный вариант ответа: Если содержание одной части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию другой части, то между ними ставится:
1) запятая 2) двоеточие 3) тире 4) точка с запятой

2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Толстые сосульки, свисавшие с крыш, оттаивали, радуясь солнцу ( ) капли, падая с них, ударялись о лед.

1) запятая 2) двоеточие 3) тире 4) точка с запятой

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Ползти было неудобно ( ) с непривычки болели колени и локти.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.

Ставится тире, содержание второй части противопоставлено первой.

Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

Ставится двоеточие, вторая часть поясняет содержание первой.

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Проснулся ( ) уже давно было светло.

Вторая часть БСП указывает на быструю смену событий.

Содержание второй части БСП противопоставлено содержанию первой.

Первая часть БСП указывает на время совершения действий, о которых говорится во второй части.

Вторая часть БСП указывает на вывод из того, о чем говорится в первой части.

5. Укажите предложение, которое БСП не является.
1) Сверлила мысль: почему она не пошла переодеться?

2) Осень и зиму Корчагин не любил: они приносили ему много физических мучений.
3) Люби­те книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, научит вас уважать человека.
4) Все имущество тогда погибло: ружья и продовольствие, походное снаряжение и запасная одежда…

6. Укажите предложение, которое не является БСП (знаки препинания не поставлены).

1. Со станции то и дело подъезжали грузовики с грохотом подкатывали тракторы катились гружёные телеги.
2. Реи не были выровнены такелаж плохо подтянут паруса чуть-чуть вздрагивали при слабом дуновении ветра.
3. Всю ночь скиталась рысь по лесу разоряла звериные и птичьи гнёзда ловила зайчишек доставала с деревьев спящих птиц.

4. Три дня и три ночи бушевала Москва вороньи стаи над ней взлетали высоко от набатного звона.

7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Звонче жаво­ронков пенье, ярче вешние цветы, сердце полно вдохновенья, небо полно красоты.

2) Люди делятся на два рода: одни обещают и делают, другие только обещают.

3) Будет дождик – будут и ягодки.

4) Избы и дворы опустели – все ушли на огороды копать картофель.

8. Среди данных ниже предложений найдите БСП. Укажите его номер. ОТВЕТ: _______

(1)Человек отпустил Лешкину руку, но Лешка продолжал идти за ними. (2) Пришли в домоуправление, телефон висел в коридоре. (3) Горела пыльная лампочка. (4) Человек стал звонить, тетя Маша вошла в темную каморку, а Лешка опять прислонился к стене. (5) Тетя Маша, погремев в каморке, вытащила две лопаты. (6) Человек стучал по рычажку, однако все время было занято. (Э.Дубровский).

9. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). ОТВЕТ: __________

(1) На мостике стояли капитан Замятин, начальник экспедиции и несколько человек из команды. (2) С напряженными, сосредоточенными лицами они глядели на море и небо. (3) Все понимали, что суда проходят теперь особенно опасный участок Баренцева моря: в любую минуту может вынырнуть из глубины перископ подводной лодки, а в небе появиться фашистский самолет. (4) Собранность моряков передалась ребятам: все стали сдержаннее, серьёзнее. (5) Десятки глаз следили за поверхностью беспокойного моря, за серыми, быстро бегущими облаками. (6) Солнце опустилось за горизонт, оставив над собой широкую полосу заката. (7) Было светло как днём, но это был какой-то особый, не дневной свет. (8) Если все пойдет по плану, они обхитрят фашистов. (9) Приказ дан, его надо выполнить любой ценой. (Вурдов Н.)

источник

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, РАСКРОЙТЕ СКОБКИ. ПОДЧЕРКНИТЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
1) Тёмный лес хорош в яркий солнечный день тут и пр..хлада и чуд..са св..товые.
2)Проснулся пять станций пробежало назад.
3)Ползти было (не)удобно с (не)привычки белели колени и локти.
4)Вы так просто ей и скажите Ганин мол уезжает.
5)Предметы теряли свою форму всё сл..валось (с)начала в серую, потом в тёмную ма(с,сс).
6)Лето пр..пасает зима поедает.
7)Вокруг обычным спокойным порядком шла работа гремели машины, раздавалась бараба(н,нн)ая дробь металлических ломов.
8)Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает.
9)В глазах у меня потемнело голова закружилась.
10)Пробовал бежать ноги от страха (не)двигались.
11)Варвара прислушалась донёсся шум вечернего поезда.
12) Бревно на доме было старо многие стены сквозили.
13)Летом дома сидеть зимой хлеба не иметь.
14)Антипыч привстал кто-то вторично пробежал мимо дома.
15)(В)переди проб..рался старшой под..вая команду осторожными движениями руки мы двигались медленно боясь нарушить тишину леса.
16)День жаркий на небе (н..)облачка лошадка плетётся (еле)еле.
17)Смелые побеждают трусливые погибают

1) Тёмный лес хорош(═) в яркий солнечный день (А ИМЕННО): тут и прОхлада, и чудЕса свЕтовые.

2) Проснулся(═) – пять станций пробежало(═) назад. (быстрая смена событий)

3) Ползти было неудобно(═): (ПОТОМУ ЧТО) с непривычки болели (═) колени и локти.

4) Вы так просто ей и скажите(═): (ЧТО) Ганин, мол, уезжает(═).

5) Предметы теряли(═) свою форму; всё слИвалось(═) сначала в серую, потом в тёмную маССу.

6) Лето прИпасает(═) – (А) зима поедает(═).

7) Вокруг обычным спокойным порядком шла(═) работа (А ИМЕННО): гремели(═) машины, раздавалась(═) барабаННая дробь металлических ломов.

8) Вдруг я чувствую(═): (ЧТО) кто-то берёт(═) меня за плечо и толкает(═).

9) В глазах у меня потемнело(═), голова закружилась(═).

10) Пробовал бежать(═) – (НО) ноги от страха не двигались(═).

11) Варвара прислушалась(═) (И УСЛЫШАЛА): донёсся(═) шум вечернего поезда.

12) Бревно на доме было старо(═) – (ТАК ЧТО) многие стены сквозили(═).

13) (ЕСЛИ) Летом дома сидеть(═) – зимой хлеба не иметь(═).

14) Антипыч привстал(═) (И УВИДЕЛ): кто-то вторично пробежал(═) мимо дома.

15) Впереди пробИрался(═) старшой, подАвая команду осторожными движениями руки; мы двигались(═) медленно, боясь нарушить тишину леса.

16) День жаркий(═), на небе нИ облачка(═), лошадка плетётся(═) еле-еле.

17) Смелые побеждают(═) – (А) трусливые погибают(═).
__
**Грамматические основы выделены (подчеркнуть соответственно)

источник

Тест. 1. Укажите бессоюзное сложное предложение (знаки препинания не расставлены). А) Звёзды то мигали слабым светом то исчезали. Б) Мне вечная неволя угрожала за мной гнались я духом не смутился и дерзостью неволи избежал. В) Туча пролилась ушла и солнце снова засияло над нашим садом. Г) Видно было что его одолевает внутренняя борьба. 2. Какой знак следует поставить между частями БСП Сдадите работу в срок отпуск вам обеспечен? А) двоеточие. Б) тире. В) запятую. . Г) точку с запятой. 3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. А) Любишь кататься – люби и саночки возить. Б) Косили версту: выкосили грош. В) Ползти было неудобно: с непривычки болели колени и локти. Г) Пробовал бежать: ноги от страха не слушались. 4. Какую часть следует добавить в БСП со значением причины? … трудно усидеть дома. А) Из-за хорошего настроения… Б) Когда солнцу весело… В) Летом тяжело готовиться к экзаменам… Г) Со двора доносится весёлый гомон детей…

Слайд 11 из презентации «Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.pptx» можно в zip-архиве размером 178 КБ.

««Бессоюзные сложные предложения» 9 класс» — Что мы знаем о бессоюзном сложном предложении. Сложное предложение. Задание. Изучаем бессоюзные сложные предложения. Поставь себе оценку. Надо вспомнить. Правописание гласных и согласных в корне. Самостоятельная проверка в парах. Внимание. Тренировочные упражнения. Что надо знать.

Читайте также:  Что делать если болит внизу колена

«Тире в бессоюзном предложении» — Если скажешь слово, то добавят десять. Перепишите, опуская выделенные слова и расставляя нужные знаки препинания. Теоретический материал. А) В селе было тихо избы темны. За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше. Времени не оказалось. 3) Придёшь поздно. Тестовые задания. Д) Останешься на заводе доверю большую работу.

«Знаки в бессоюзных предложениях» — Быстрая смена событий. Бессоюзные сложные предложения. Взаимосвязь интонации и смысловых отношений. Запятая между частями БСП. Тире между частями БСП. Ключи ответов по вариантам. Синтаксис сложного предложения. Точка с запятой между частями БСП. Виды сложных предложений. Схватка с медведем. Двоеточие между частями БСП.

«Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» — Б)Богатому не спится богатый вора боится. Двоеточие необходимо поставить в бессоюзном сложном предложении. А) Чиста небесная лазурь теплей и ярче солнце стало. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тестовые задания. До отправления поезда оставалось пять минут. 2) Я понимаю. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

«Бессоюзное сложное предложение урок» — Цели урока: Систематизировать знания по данной теме. Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты. Тест. Смелые побеждают трусливые погибают. Сосна дерево долговечное. Тема урока: «Бессоюзное сложное предложение». Захочет сам расскажет. Воздух чист и прозрачен трава блестит изумрудами. Расставить и объяснить знаки препинания в следующих предложениях:

«Русский язык 9 класс» — Диктант с буквенным обозначением. Амфитеатр палисадник фельетон индикатор эксперт. 2. Волков бояться в лес не ходить. Расставьте знаки препинания. Ответы на тестовые вопросы. Игра «Третий лишний». Хорошая речь должна удовлетворять многим требованиям… Твои жесты должны быть скупыми, но достаточно выразительными…

Всего в теме «Бессоюзные предложения» 10 презентаций

источник

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемФедор Невьянцев

Презентация на тему: » Урок — презентация МАОУ СОШ 10 Курганинский район ст.Петропавловская Учитель Бойко О.А.» — Транскрипт:

1 Урок — презентация МАОУ СОШ 10 Курганинский район ст.Петропавловская Учитель Бойко О.А.

2 Бессоюзное сложное предложение Цели урока: -показать особенности бессоюзных сложных предложений; -уметь сопоставлять их с синонимичными ССП и СПП; -совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; -продолжить подготовку к ЕГЭ

3 Проверка домашнего задания Группа А -привести примеры предложений, соответствующих схеме, что. Группа В -привести примеры предложений, соответствующих схеме если,.

4 Группа С Дать характеристику предложению по следующей схеме:, что,если, где

5 Орфоэпическая разминка Выберите слова с ударением на второй слог балуясь жилось банты завидно аэропорты занял вовремя звоним вручит значимый гнала иксы добела исстари доверху каталог ждала донельзя

6 Проверим! балУясь вручИт гналА ждалА жилОсь завИдно звонИм донЕльзя

7 Работа с таблицей. ЗП в БСП Перечисление фактов (можно заменить знак в БСП и), Луна сияла, июльская ночь была тиха. Луна сияла, и июльская ночь была тиха.

8 Точка с запятой Перечисление фактов, но в более отдаленных по смыслу распространенных предложениях. Поля, луга – всё покрыл снег; крестьянин, торжествуя, обновляет путь. ;

9 Двоеточие : потому что указывает причину Он с трудом досидел до конца: ему было скучно. Он с трудом досидел до конца, потому что ему было скучно.

10 Двоеточие : пояснение а именно Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.

11 Двоеточие : дополняет смысл и увидел, и услышал что Он открыл глаза: садилось солнце. Он открыл глаза и увидел, что садилось солнце.

12 Тире _ быстрая смена событий Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Противопоставление (а) _ Чин следовал ему — он службу вдруг оставил.

13 Тире _ сравнение, словно… будто Рассмеётся она – колокольчик звенит.

14 Тире время, — условие когда, если, Лес рубят- щепки летят. Когда лес рубят, щепки летят.

15 Тире _ вывод, следствие Хвалы приманчивы – как их не пожелать?

16 Тире 1.Часто совмещается Условие – следствие. Ходишь осторожно –цела твоя голова. 2. Перед ЭТО Меня не заметили- это меня обидело. 3. Вторая часть – неполное предложение. Я думал- волк. 4. Если по смыслу надо ставить два двоеточия подряд, вместо второго ставится тире Я понял: до конца не досижу – очень скучно.

17 Тренировочные упражнения объясните постановку знаков препинания 1.Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. 2. Одно было несомненно: назад он не вернётся. 3. Дуб держится – к земле тростиночка припала. 4. Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся запахом ночи.

18 5.Глубже пахать – больше хлеба видать. 6.Однако пора вставать: уже без четверти шесть. 7. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. 8.Скажет слово – соловей запоёт. 9.Печален я : со мною друга нет Мы жили в деревне, под окном у нас был луг. 11. Полно спать: тебе две розы я принёс с рассветом дня.

19 Проверочный тест. 1. Укажите правильное объяснение постановки тире Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду. 1.Второе предложение указывает на быструю смену событий. 2.Содержание второго предложения противоречит содержанию первого. 3.Первое предложение указывает на время совершения действия, о котором говорится во втором предложении. 4.Вторая часть содержит следствие того, о чем говорится в первой.

20 2.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Приехавшему в деревню Алексею Венециалову всё подсказывало сюжеты его картин: повседневная работа крестьян, их характеры, взаимоотношения, домашний уклад, предметы обихода, одежда. 1.Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2.Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой. 3.Вторая часть БСП противопоставлена тому, о чем говорится в первой части. 4.Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй.

21 3. Как объяснить постановку двоеточия в приведенном ниже предложении? Поверьте мне: я чист душою. 1.Вторая часть БСП указывает на условие того, о чём говорится в первой части. 2.Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 3.Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части. 4.Вторая часть БСП дополняет содержание первой части.

22 5. Как объяснить постановку тире в предложении? Засмеётся звонко – ручеёк лесной зазвенит по камешкам. 1. Ставится тире между подлежащим и сказуемым. 2. Вторая часть БСП содержит сравнение с тем, о чём говорится в первой части. 3. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 4. Выделяется обособленное приложение.

23 5. Как объяснить постановку тире в приведённом предложении? Гусь взял в клюв верёвочку и потянул её – раздался оглушительный выстрел. 1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2. Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой. 3. Вторая часть БСП содержит указание на быструю смену событий. 4. Вторая часть БСП дополняет, раскрывает содержание первой.

24 6.Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить двоеточие. 1.Он гость () я хозяин. 2. Варвара прислушалась () донёсся шум вечернего поезда. 3. Проснулся () уже светло. 4. Наступила весна () появились первые цветы.

25 7. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире. 1.Пробовал бежать () ноги от страха не двигались. 2.Ползти было неудобно () с непривычки болели колени. 3.Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожными движениями руки () мы двигались медленно, боясь нарушить тишину леса. 4.Я знаю () в вашем сердце есть гордость, и прямая честь.

27 Домашнее задание Упр.456 (группа А) Упр.457 (группа В) Индивидуальные тесты (группа С)

источник

1. Тут он отвернулся чтобы скрыть свое волнение и

пошел ходить по двору около своей повозки показывая

будто осматривает колесо тогда как глаза его поминутно

наполнялись слезами (Д.). 2. Поэт может

быть даже и тогда национален когда описывает совершенно

сторонний мир но глядит на него глазами своей

национальной стихии глазами всего народа когда

чувствует и говорит так что соотечественникам его

кажется будто это чувствуют и говорят они сами

(Бел.). 3. Барыня приняла капли но тотчас же слезливым

голосом стала опять жаловаться на собаку на

Гаврилу на свою участь на то что ее бедную женщину

все бросили что никто о ней не сожалеет и что все хотят

ее смерти (Г.). 4. Трудно найти другой пример в

истории где бы цель которую поставило себе историческое

лицо была бы так совершенно достигнута как

та цель к достижению которой была направлена вся

деятельность Кутузова (Л. Т.). 5. Хаджи-Мурат сел и

сказал что если только пошлют на лезгинскую линию

и дадут войско то он ручается что поднимет весь Дагестан

(Л. Т.). 6. Теперь когда Беликов лежал в гробу

выражение у него было кроткое приятное даже веселое

точно он был рад что наконец его положили в футляр

из которого он уже никогда не выйдет (Ч.).

7. Каштанка не понимала отчего это у нее такая тоска

и отчего все так беспокоятся и стараясь понять следила

за каждым движением хозяина (Ч.). 8. Васич сидел

на скате оврага на снегу положив руки на колени

нахмуренный и хотя он ничего не говорил люди чувствовали

силу исходившую от него и подчинялись ей

455. Расставьте нужные знаки препинания, объясните

1. Эти простые слова упали вчера в его душу как

падает с высоты камень на зеркальную поверхность

воды (Кор.). 2. Теперь когда старуха кончила свою

красивую сказку в степи стало страшно тихо точно и

она была поражена силой смельчака Данко который

сжег для людей свое сердце и умер не прося у них ничего

в награду себе (М. Г.). 3. Таким образом противник

сам для себя создает обстановку в которой если

мы без колебания будем решительны и смелы он сам

подставит нам для разгрома свои главные силы

(А. Н. Т.). 4. Как ни тяжела и ни страшна война какие

бы жестокие потери и страдания ни несла она людям

юность с ее здоровьем и радостью жизни с ее наивным

добрым эгоизмом любовью и мечтами о будущем не

хочет и не умеет за общей опасностью и страданием

видеть опасность и страданье для себя пока они не нагрянут

и не нарушат ее счастливой походки (Фад.).

5. Не зная что будет и куда себя пристроить он остановился

в Москве (Зайц.). 6. Хотя глаза слипаются

нельзя не быть в восторге от этого утреннего благоухания

от теплого золота и сознанья что едут на охоту

(Зайц.). 7. И Лужин постепенно стал понимать что

райская пустота в которой витают его прозрачные

мысли со всех сторон заполняется (Наб.). 8. Когда же

солнце село и вполнеба сомкнулся багровый закат осторожно

по одному стали подниматься люди (Бакл.).

456 (повторение). Укажите типы простых и сложных

предложений в приводимом ниже тексте. Расставьте

Тому кто слышал его (Ф. М. Достоевского) речь в

этот день [на открытии памятника Пушкину] конечно

с полной ясностью представилось какой громадной

силой и влиянием может обладать человеческое слово

когда оно сказано с горячей искренностью. Сутуловатый

небольшого роста со слегка опущенной головой и

усталыми глазами с нерешительным жестом и тихим

голосом Достоевский совершенно преобразился произнося

свою речь. Еще накануне слушая его на вечере

превосходно читающим пушкинские стихи нельзя

было предвидеть того полного преображения которое

с ним произошло во время его речи хотя стихи были

сказаны им прекрасно особенно в том месте где он вытянув

перед собою руку и как бы держа в ней что-то

сказал дрожащим голосом И сердце трепетное вынул!

Речь Достоевского в чтении не производит и десятой

доли того впечатления которое она вызвала при

произнесении. На эстраде он вырос гордо поднял голову

его глаза на бледном от волнения лице заблистали

голос окреп и зазвучал с особой силой а жест стал

энергичным и повелительным. С самого начала речи

между ним и слушателями установилась та внутренняя

духовная связь сознание и ощущение которой всегда

заставляют оратора почувствовать и затем расправить

свои крылья. В зале началось сдержанное волнение

которое все росло и когда Федор Михайлович

окончил то наступила минута молчания а затем как

бурный поток прорвался неслыханный и невиданный

мною в жизни восторг. Рукоплескания крики стук

стульями сливались воедино и как говорится потрясли

стены зала. После Достоевского должен был говорить

Аксаков но он вышел перед публикой и назвав

только что слышанную речь ≪событием≫ заявил что не

в состоянии говорить после Федора Михайловича. Заседание

было возобновлено лишь через полчаса.

1. Укажите сложноподчиненные предложения с несколькими

2. Объясните постановку знаков препинания при прямой

3. Сделайте синтаксический разбор первого предложения

текста. Составьте его схему.

§ 63. Смысловые отношения между

частями бессоюзного сложного

предложения. Знаки препинания.

457. Выясните смысловые отношения между частями

бессоюзных сложных предложений (перечислительные,

пояснительные, сопоставительные, временные, изъяснительные,

Объясните постановку знаков препинания. Прочитайте,

соблюдая правильную интонацию.

1. И думал он: отсель грозить мы будем шведу,

здесь будет город заложен назло надменному соседу

(П.). 2. К сукнам, холстам и домашним материям

страшно было притронуться: они обращались в пыль

(Г.). 3. Вот мои условия: вы ныне же публично откажетесь

от своей клеветы и будете просить у меня

извинения (Л.), 4. Однажды проснулся он и видит:

прямо против его норы стоит рак (С.-Щ.). 5. Пробовал

бежать — ноги от страха не двигались (Л. Т.).

6. Варвара прислушалась: донесся шум вечернего

поезда (Ч.). 7. Темный лес хорош в яркий солнечный

день: тут и прохлада, и чудеса световые

ты совсем — плакать о тебе мы не будем (?.). 10. Им

овладело одно желание: во что бы то ни стало, сейчас

же, разыскать Магду (Наб.). 11. Впереди пробирался

старшой, подавая команду осторожным движением

руки: поднимет руку над головой — все тотчас останавливались

и замирали; вытянет руку в сторону с

наклоном к земле — все в ту же секунду быстро и бесшумно

ложились; махнет рукой вперед — все двигались

вперед; покажет назад — все медленно пятились

назад (Кат.). 12. В общем, Егор не сетовал, не обижался:

по закону все было сделано (Б. В.). 13. С женой

спорить — бестолочь одна (Б. В.). 14. Ползти было

неудобно: с непривычки болели колени и локти

Для справок. Между предложениями, объединенными

в одно бессоюзное сложное предложение, ставятся

следующие знаки препинания: запятая, точка

с запятой, двоеточие и тире.

Дата добавления: 2017-02-11 ; просмотров: 585 | Нарушение авторских прав

источник