Меню Рубрики

Болят ноги после пуантов

Балетом с давних пор восхищаются множество людей по всему миру. И балерины предстают в нем грациозными и легкими бабочками, на которых не действует сила притяжения. Но добиться такой легкости представительницам прекрасного пола удается исключительно упорным трудом, приводящего к появлению профессиональных заболеваний, среди которых самым распространённым, является деформированная стопа.

Нога, а точнее, обе стройные ножки у балерин являются самым уязвимым местом. Несмотря на то, что они выносливые, крепкие, сильные и способны выдерживать вес тела, перенося нагрузку исключительно на цыпочки, нижние конечности испытывают колоссальные нагрузки и часто травмируются.

Об этой стороне медали зрители не знают, так как об этой проблеме принято говорить только за кулисами. Самыми частыми травмами, которые получают балерины, являются переломы, растяжения и вывихи. В балетной практике случаются и переломы бедра, влекущие за собой множество проблем, включая полный запрет на занятия танцами в дальнейшем.

«Для всех балерин, решивших посвятить себя этому виду танца обязательным условием, является ломка подъема верхнего стопного отдела, заключающаяся в принудительном и болезненном растяжении связок. Для того чтобы получить необходимый антианатомический изгиб, танцовщицы используют различные способы.

Так как ноги у балерин постоянно испытывают колоссальные нагрузки, связочный аппарат не выдерживает и ослабевает. Без специальной поддержки пуантов нижние конечности легко подворачиваются, что влечет за собой различные травмы, в результате которых возникает тромбофлебит, артроз и артрит, с возрастом приводящие к полной инвалидизации».

Первыми признаками заболеваний нижних конечностей является нарушение кровотока и лимфооттока. Ногти на ногах утолщаются и меняют цвет либо становятся ломкими и слезают. Постепенно начинают появляться венозные утолщения, которые сильно выделяются после длительных занятий или выступлений.

Многие начинающие танцовщицы считают, что это всего лишь косметический дефект, но со временем вены начинают утолщаться, становится извилистыми, что приводи к тромбофлебиту. Ноги начинают болеть, и появляется тяжесть, все это происходит из-за кислородного голодания мышечного аппарата нижних конечностей, именно из-за этого в венах застаивается кровь.

Через некоторое время недостаток кислорода начнет проявлять себя через судороги, отечность, зуд и высыпания на коже. В запущенной стадии недуга на нижних конечностях появляются язвы, разрыв вен с последующим кровотечением.

Стопы балерин без специализированной обуви выглядят, мягко говоря, непривлекательно. Еще одним характерным признаком, который чаще всего встречается у танцовщиц, является вальгусная деформация, представленная шишкой на большом пальце.

Возникает она из-за сильных перегрузок, которым балерины подвергают себя во время тренировок и выступлений. Деформация проявляется видимыми утолщениями, мешающими надевать обувь и вызывающими дискомфорт. Помимо того, что деформация имеет неэстетичный вид, она еще может воспаляться и кровоточить. Искривленный большой палец со временем приводит к тому, что происходит стороннее смещение всех остальных пальцев и верхнего свода стопы.

Во время выступлений на стопы танцовщиц оказывается непосильная нагрузка, в результате которой с течением времени передний свод стопы становится распластанным. Постоянное движение на носочках приводит к развитию поперечного плоскостопия и расхождению крайних плюсневых костей в стороны. Эти изменения приводят к расширению переднего отдела стопы и вальгусной деформации. К тому же плюсневые кости утолщаются, и изменяется длина пальцев нижних конечностей. Именно по этой причине балерины сталкиваются с деформацией стопы и шишками на больших пальцах.

Симптомы заболевания обуславливаются наличием бурсита больших пальцев нижних конечностей. Помимо выпирающей косточки, пациенток постоянно беспокоят боли, отеки и деформация стопы. Также появляются мозоли, из-за которых носить любую обувь, оказывающую давление на стопу становится невозможным.

При первичном осмотре врач выслушивает жалобы, составляет анамнез. Пациенток могут беспокоить неприятные ощущения в большом пальце при тренировках и ходьбе. Их вызывает дегенеративные процессы, протекающие внутри суставного хряща из-за повышенных нагрузок. Со временем боли становятся сильнее и деформация увеличивается и уже прощупывается при осмотре ступни.

Помимо внешнего осмотра, ортопед назначает рентгенографию, чтобы посмотреть насколько серьезно деформировалась стопа и плюсневые кости. Также может быть проведено УЗИ для диагностики состояния сосудов в стопе, так как именно они в первую очередь страдают от тесных пуантов и постоянных нагрузок. Исходя из полученных данных, назначается необходимая терапия.

Так как ни одна балерина не откажется от танцев, им рекомендуют тщательно следить за нагрузкой на ступни и выбирать более-менее удобную обувь и не запускать профессиональные болезни.

В первую очередь при вальгусной деформации ортопеды назначают снижение нагрузки на стопу и ношение удобной ортопедической обуви. Также можно носить специальную шину или фиксатор, позволяющую выравнивать деформацию большого пальца нижних конечностей. Все они действуют исключительно на начальной стадии заболевания.

Для лечения деформации стопы и шишки на большом пальце назначают нестероидные противовоспалительные препараты и физиотерапию. Они помогают снять болевые ощущения и снизить внутрисуставное воспаление.

Зачастую консервативное лечение не дает желаемых результатов, и ортопед назначает оперативное вмешательство. Подобрать ту или иную методику сложно, так как их насчитывается более сотни, но все же самой антитравматичной и безопасной является лазерная коррекция вальгусной деформации.

Хирургическое лечение позволяет удалить выпирающий участок деформированной кости, реконструировать плюсневые кости и фалангу пальца после иссечения, а также усилить мышечный корсет вокруг фаланги таким образом, чтобы не возникало рецидивов. Какой именно хирургический метод выбрать определит врач, отталкиваясь от запущенности недуга и степени деформации сустава.

В зависимости от того насколько травматичной была операция реабилитация может длиться от недели до нескольких месяцев. Чтобы избежать болезненных ощущений, исключить травмы заживающих тканей и костей, а также улучшить регенерацию, необходимо носить бандаж и специальную ортопедическую обувь и стельки. Первое время могут понадобиться костыли.

У пациенток с сильной деформацией и воспалительным процессом регенерация проходит дольше и чтобы ее ускорить назначается физиотерапия и прием противовоспалительных препаратов.

Придерживаясь всех предписаний врача, а также следя за здоровьем своих ног развитие профессиональных заболеваний стоп можно избежать либо облегчить их течение. Будьте здоровы.

источник

Ноги – это главный «рабочий инструмент» балерины. От их здоровья, выносливости, силы зависит то, как долго она сможет танцевать, какие нагрузки сможет выносить. И кому, как не прекрасным богиням танца, знать, как правильно снимать усталость с ног. Прислушаемся к советам танцовщиц.

Иногда даже балерины, приученные с самого детства к высоким нагрузкам . устают. Что же делать в этом случае? Поднимать себя против желания или дать расслабиться? Расслабиться!

Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова: «Иногда так устаю, что порой, проснувшись, не могу сразу понять, спектакль у меня сегодня или репетиция. И если спектакль, то какой. В такие моменты беру паузу хотя бы на сутки, разрешаю себе отдохнуть. Отменяю репетиции. Остаюсь дома. Могу поехать по магазинам, заняться чем угодно, только не физическим трудом».

Отдых отдыхом, а многие обращают внимание на то, что даже во время передышки балерины не позволяют себе «полный релакс». Вы вряд ли увидите танцовщицу полностью расслабленной и потерявшей тонус. Специалисты отмечают, что даже если после длительной репетиции ноги балерины гудят, она не садится. Оптимальная поза для «балетного отдыха» — это стоя у стены с максимально выпрямленным корпусом. Простояв хотя бы некоторое время в этой позе, вы поможете кровообращению в ногах восстановиться.

Если же танцовщица отдыхает сидя или лежа, то ноги она старается поднимать. Спинка дивана, соседнее кресло, стул — используется любое возвышение. Только так ноги действительно разгружаются, а сосуды не пережимаются.

Штатная должность в любом театре, где работают танцовщики, — массажист. Если для большинства из нас массаж — это удовольствие, то для балерин — жесткая необходимость. Стопы, постоянно несущие большую нагрузку, восстанавливаются именно во время массажа. Что же рекомендуют балерины?

Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева: «В театре мне постоянно делают профессиональный массаж с маслами. Но когда приезжаю в Таиланд или Китай, иду на массаж стоп по биологически активным точкам».

Ноги балерин несут такую нагрузку, которую в обычной жизни нельзя даже представить. И, к сожалению, многие танцовщицы страдают от заболеваний сосудов и суставов. Чтобы как можно дольше сохранять здоровье ног, балерины рекомендуют в конце дня делать контрастные ванны или контрастный душ: одну минуту держать ноги под прохладной водой, 30 секунд — под теплой. Таким образом в конечностях налаживается кровообращение.

Балерина Михайловского театра Анжелина Воронцова: «Если хотите привести ноги в тонус, то заканчивайте холодным душем, если же необходимо успокоить — заканчивайте теплой водой».

После этой процедуры можно использовать любое средство для ног, которое содержит ментол. Оно придаст свежесть, охладит и поможет почувствовать легкость.

Неотъемлемая часть профессиональной жизни балерин — это мозоли. Но с ними знаком каждый из нас: неудобная обувь или складка на носке приводят к повреждению кожи. Балерины советуют: если вы надеваете новую пару туфель или будете целый день ходить, наклеить пластырь ДО того, как вы натрете ногу. Пальцы и пятка — самые уязвимые места. Наклейте на них небольшие кусочки пластыря, и, быть может, это убережет ваши ноги.

Чтобы ноги не болели, нужно носить удобную обувь. Модную, красивую, трендовую, но главное — удобную. Не приносите комфорт в жертву красоте, и тогда ваши ноги будут как можно дольше сохранять здоровье и красоту.

И кстати, балерины специально готовят свои пуанты, чтобы они были удобными и обеспечивали безопасность. Разбивают молотком излишне жесткие мысы туфель, прошивают дополнительно, натирают специальными терками, чтобы пуанты не скользили по сцене, надевают мокрыми, чтобы туфли «сели по ноге». И только после подобной подготовки пуантов они выходят на сцену. Так что носите удобную обувь, регулярно давайте ногам отдых и помните о том, что здоровье иногда является синонимом красоты!

источник

Люблю когда какие-то специфические вещи рассказаны доступным языком, и наоборот не перевариваю, людей, рассуждающих о своих профильных знаниях с той точки зрения, что никому иному они не доступны. Возмутителем моего спокойствия стал форум вумн.ру: забрела я туда случайно в поисках того, что такое “вскок”. Ответа я не нашла, но диалог был занятный. Девушка спрашивает там, можно ли встать на пуанты в возрасле 25+ (че спрашивать — бери и делай!). Тут же понабежали бабы (не путать с женщинами), те кто всегда все знает и пара балерин. Последние взялись обсуждать, что им с детства подъемы тянули, и вообще выше чем на 90 градусом даме сей ногу не поднять.

Во-первых, кто вам сказал, что танцор понимает что-то в обучении балету или ему знакома технология по которой его учили? Да кто вообще сказа, что актеры, спортсмены или певцы столь умные люди, что к их мнению стоит прислушиваться? Во-вторых, не понимаю, нравится — изучай, пробуй, работай, достигай. К сожалению у нас в стране нет такой мании разных хобби: в штатах, в европе, в китае есть множество любительских школ, где люди серьезно (а иначе в классике нельзя) занимаются балетов для себя (а не для того чтобы выступать). Почему нет? Есть дале слинго-мамы (знаете такие с маленькими детьми, которые их в специальном шарфе носят), которые прямо со слингом и ребенком и стоят у палки. В-третих, купи пуанты, а дальше видно будет.

Как выбрать?
Из 15 параметров колодки большинство (пятак, закрытость, тип стельки, вырез и шнурок) — это то, чем отличается модели пуант одна от другой (так у Capezio их больше 10, у Гришко и R-Class около 15, у Bloch — 20 моделей). Но для каждой из них можно выбрать размер, полноту, и жесткость стельки (и, иногда, материал и цвет).

Солистка балета за спектакль тратит пары 3 пуант (по слухам, не знаю, как на самом деле, но одних точно не хватит). Они не долговечны: жесткость коробочки и стельки под нагрузкой начинает уменьшаться, а это значит, что стоять на пальцах становится сложнее. Иногда стелька просто ломается. Профессионалы меняют пуанты и балетки часто, любителю это не грозит. Хотя сегодя появились долговечные пуанты фирмы Gaynor Minden (и не только они осваивают эту технологию), производители пишут что они высокотехнологичные, но тут другая проблема: не ломаются, не разнашиваются, просто наружный материал приходит в полную негодность (стоят в 2-3 раза дороже обуви от Grishko, R-Class или Bloch).

Все зависит от интенсивности занятий, но первой пары вам хватит на год, не меньше. Другое дело, что появляется желание пробовать все новые и новые модели 🙂

Когда новые пуанты куплены, их, в отличии от кросовок, сразу не наденешь. Их надо подготовить. С кросовками вообще все слишком легко: там деже шнурки есть и уже вставлены! А к пуантам для начала пришивают ленты, и не абы где, а вверху подъема стопы, в месте, где нужна поддержка — оно у каждого индивидуально, поэтому ленты идут отдельно. Хотя существует другой простой способ: место выбирается по согнутой пятке.

Пришивают конечно руками, ниткой и иголкой, затем обрезают по длине и оплавляют (иногде обрабатывают срез лаком или клеем), чтобы не торчали и не крошились. Опционально пришивается резинка, которая держит пятку и затягивается шнурок.

Теперь их можно закрепить на ноге. Но это еще не все: если говорить о профессионалах и опытных любителях, они готовят пуанты тщательнее.

С пятака иногда срезают верхнюю ткань, обшивают нитками по периметру или приклеивают кожаную накладку, оббивают молотком, чтобы убрать углы.

Коробочку разминают (производитель говорит, что этого делать не нужно, и это пережитки прошлого, но тут на вкус и цвет, как говорится, все фломастеры разные — важно довести коробку до нужной степени мягкости, чтобы было комфортно), для этого по ней стучат молотком, встают пятками сверху, зажимают дверью… в общем издеваются как хотят.

Стельку гнут, в особенности в районе пятки, иногда отрывают в верхней части от подошвы (я так понимаю для более эстетичного вида на полупальцах), придают ей форму и просто размягчают по себя.
Некоторые профессионалы особым образом размачивают пуанты, или канифолят внутри или… в общем у каждого свой ритуал, но любителю до них, как до Захаровой…

Теперь одевать пуанты тоже рановато. Это будет выглядеть так, хотя должно иначе.


И дело тут не в том, что стороны это смешно и неэстетично. Такими ногами просто нельзя танцевать: здесь будет или перелом, или серьезная деформация в области щиколотки. Это примерно, как забраться на крутую горку, одеть лыжи и оттолкнуться — гипотетически можно целиком доехать до подножья, но адекватный человек без минимальной подготовки делать этого не будет.

Для того, чтобы стоять на пуанте вам с вашей стопой, которая обычно пребывает в положении L , нужно сделать I, то есть выпрямить ее из положения в 90’ в 180+. Взрослые упертые любители используют для этого такую штуку, а в детском возрасте он тянется легче.

Кроме растягивания подъема его нужно еще и качать. Мышца эта развита у обычного человека оооочень слабо. Есть танцевальные упражнения Plie и Releve.

Что это такое? Возьмитесь за что-нибудь, встаньте ооочень прямо, максимально как можете, соедините пятки, а носки раздвиньте (как то так V), а теперь приседайте, не отклячивая попу, как будто вы лом проглотили, не отрывая при этом ни милиметра ступни от пола. Приседайте как можно ниже — это Plie.

А теперь не отрывая пальцев от пола и не заваливая стопу, поднимитесь на ципочки (полупальцы). Сейчас вы просто оторвали пятку от пола, поднимитесь выше, еще выше, и еще, теперь вдавите пятку в ногу — это Releve.

И здесь еще важно не забыть накачать пальцы. Да-да, те самые пальцы ног, которыми здоровый вменяемый человек ничего не делает, а вот футболисты, например, их тренируют. Чего только для этого не делают: отжимаются на них, пододвигают грузы, ходят по ступенькам, качают эспандером.

Как и в любых занятиях 10’000 часов сделают вас экспертом. Качайте и тяните, тяните и качайте… Хорошие балетный ноги для нормального непосвященного челоека выглядят мягко говоря по-уродски.

Но простым сметрным это, конечно, не грозит 🙂


Скажу одно, ходить на каблуках вреднее, чем стоять на пуантах. Конечно, все нужно в меру: от постоянной опоры на плюсневые кости им тоже можт стать немного не хорошо. Но от занятий 1-2 раза в неделю ничего вам не сделается. На каблуках по 8-10 часов люди ходят и стоят.

Есть еще слухи про чернеющие ногти, ест рассказы про стертые в кровь ноги. Ну, во-перых, от часовых занятий (врятли у любителя хватит сил на большее), ничего вам не сделает, а за ногами (как за любым инструментов) нужно и важно ухаживать. Наибольший дискомфорт доставляет то, что стопа плотно зажата в коробочке, отсюда и мозоли.

Читайте также:  Что делать если болят и тянет вены на ногах

Да. В балете все больно — выворачивать ноги, держать спину, тянуться. Но для ламеров давно придумали, например, силиконовые вкладыши — мягкие прокладки, чтобы снизить давление на пальцы. При должной тренировке ко всему привыкаешь.

А мужчины танцуют на пуантах?

Для начала открою секрет, слова “балерун”, как ислова “лОжить”, не существует: есть танцор, артист балета. И да, мужчины танцуют на пуантах, но в основном это комедийно-пародийные партии, типа сестер Золушки. Мужские икры и так достаточно длинные, тогда как у женщин для их визуального удлинения и служат пуанты.

источник

Самая болезненная тема в закулисной жизни балета – ноги балерин. Дело в том, что до 18 века в балете и мужчины и женщины танцевали в обычной обуви на каблуках. С появлением пуантов балет превратился в исключительно женское явление.

Ниже – фото стоп балерины, стоящей на пуантах. Такая стойка чревата множеством травм. В медицине существует даже отдельная специализация, занимающаяся исключительно травмами танцоров. Размер балетной туфельки гораздо меньше обычного размера обуви (чуть ли не в 2 раза) , это позволяет опираться на пальцы, стопа при этом деформируется.

Балерины похожи на воздушных фей, на которых земное притяжение будто и не воздействует. Мы видим лишь как они редко касаются стопами сцены, а остальное время проводят в полете.

У обычных людей ноги мягкие, ноги балерины же по твердости ничуть не мягче ножки стула. Мышцы балерины крепкие, выносливые и сильные как железо. Ведь в противном случае, они не смогли бы удерживать вес своего тела на пятачке туфель пуантов площадью не более 2 квадратных сантиметров.
Чаще всего профессиональные травмы в балете связаны с переломами, вывихами и растяжениями, а также травмам связочного аппарата суставов. Существенную часть балетной травмы составляет также травма тазобедренного сустава, что влечет за собой целый комплекс проблем, с вовлечением в воспалительные процессы органов малого таза.

Попробуйте решить задачу из курса физики, рассчитайте силу, с которой балерина со средним весом в 50 кг давит на такую площадь. Вот такая сила скрывается за кажущейся хрупкостью балерины.
У балерин есть такое понятие – «ломать подъем», он заключается в насильственной растяжке связок верхней части стопы. Многие подсовывают пальцы под что-нибудь и так вытягивают подъем. Как и при любом противоестественном переизгибе, происходит вот что: растягиваются и нередко частично надрываются те связки, которые работают на растяжение, от чего связочный аппарат стопы слабеет и разбалтывается.

С возрастом этот процесс приносит известные неудобства, то есть нога легко подворачивается, особенно при беге и прыжках. Тромбофлебит, артриты-артрозы – это тоже частые профессиональные болезни балета. За красоту приходится платить таким образом.

Вальгусная деформация большого пальца стопы

Hallus valgus (вальгусная деформация большого пальца стопы) это состояние, при котором происходит повреждение сустава большого пальца ноги.Это заболевание обычно называют бурситом большого пальца стопы.

Бурсит большого пальца связан с образованием костного нароста в ответ на травму. В действительности Hallus valgus это не просто реакция на травму. Интересно, что это заболевание почти никогда не встречается в культурах, которые не носят обувь. Узкая обувь, такая как на высоких каблуках и ковбойские сапоги, может способствовать развитию вальгусной деформации большого пальца стопы. Широкая обувь, с свободным пространством для пальцев ноги, уменьшает возможности развития деформации, и помогает уменьшить раздражение на область бурсита большого пальца стопы, при его наличии.

Термин Hallus valgus фактически, описывает то, что происходит с большим пальцем ноги. Hallus – медицинский термин для обозначения большого пальца ноги, а valgus анатомический термин, который означает, что деформация происходит в сторону отклоняющуюся от средней линии тела.

Так вальгусная деформация большого пальца стопы за пределы стопы. По мере прогрессирования этого процесса появляются и другие изменения. Одно из тех изменений – то, что кость, которая находится выше большого пальца ноги, первая метатарзальная кость , начинает больше отклоняться в другом направлении. Эту кость называют primus varus. Primus означает первую метатарзальную кость , а varus медицинский термин, который означает, что деформация проявляется отклонением от средней линии тела.Это создает ситуацию, где первая метатарзальная кость и большой палец ноги теперь формируют угол по отношению линии, проходящей по внутреннему краю стопы.

Бурсит большого пальца стопы, который развивается сначала , является фактически реакцией на давление от обуви . Сначала реакцией на травматизацию является участок раздраженной, отечной ткани, которая постоянно трется между обувью и костью располагающейся под кожей. Со временем постоянное давление может приводить к утолщению костной ткани, что увеличивает припухлость и еще больше трение об обувь.

Многими проблемы возникающие в ногах, являются результатом патологического давления или трения. Самым простым способом определить наличие последствий патологического давления является осмотр ноги.Нога представляет собой твердую кость, обтянутую кожей. В большинстве случаев, симптоматика развивается постепенно так, как кожа и мягкие ткани амортизируют избыточное воздействие на ногу.Любое выпирание кости или травмы усугубляют уже имевшиеся последствия травмы. Кожа реагирует на трение и давление формированием мозоли .Мягкие ткани, располагающиеся под кожей, реагируют на избыточную нагрузку . И мозоль и утолщенные мягкие ткани под мозолью становятся болезненными и воспаляются. Уменьшению боли способствует уменьшение давления . Давление можно уменьшить извне за счет более свободной обуви или изнутри за счет оперативного вмешательства и удаления избыточных тканей.

Факторы риска

Обувь оказывает влияние на частоту появление вальгусной деформации большого пальца ( она ниже у взрослых которые не носят обувь). Однако, это не означает, что только обувь вызывает это заболевание. Стягивающая обувь может причинять боль и ущемление нервов стопы нерва наряду с формированием вальгусной деформации. Модная обувь может быть слишком обтягивающей и слишком узкой, чтобы » нога выглядела эстетично». Высокие каблуки увеличивают нагрузку на стопу, что еще больше усугубляет проблему. Причем модных тенденций придерживаются не только молодые люди, но и лица старшей возрастной группы . Факторы риска можно разбить на основные :

  • Большая вероятность возникновения вальгусной деформации у лиц женского пола .Причиной может служить обувь.
  • У балерин, которые проводят много времени на блоках, танцуя на пальцах ноги, и таким образом, у них можно ожидать более высокую вероятность возникновения вальгусной деформации
  • Возраст. Частота деформации увеличивается с возрастом, с показателями 3 % у людей в возрасте 15-30 лет, 9 % у людей в возрасте 31-60 лет, и 16 % у тех кто старше 60 лет 1
  • Генетические факторы имеют определенное значение

Ассоциированные заболевания

Существуют определенные причины биомеханической неустойчивости, включая нервно-мышечные нарушения. Это может быть связано с артритами различных видов. Эти ассоциированные заболевания включают:

  • Подагра.
  • Ревматоидный артрит.
  • Псориатическая артропатия.
  • Суставная гиперподвижность связанная с такими заболеваниями как синдром Марфана синдром Дауна.
  • Рассеянный склероз.
  • Болезнь Шарот
  • Церебральный паралич.

Симптомы вальгусной деформации стопы в основном обусловлены бурситом большого пальца стопы. Бурсит большого пальца стопы является достаточно болезненным. При выраженной вальгусной деформации большого пальца стопы появляется и косметическая проблема. Кроме того, подбор обуви становится затруднительным, особенно для женщин, которые хотят быть модными и для них ношение модной обуви становится настоящим испытанием . И наконец, увеличение деформации начинает перемещать второй палец стопы и могут создаваться условия для трения второго пальца об обувь.

Диагностика

Пациента может беспокоить боль в большом пальце стопы при ходьбе или каких-то движениях. Это может свидетельствовать о дегенерации внутрисуставного хряща.
Боль может быть ноющая в области плюсныб вследствие ношения обуви. Возможно увеличение деформации . .
Необходимо выяснить какие физические нагрузки увеличивают боли и что облегчает боль ( может быть просто снятие обуви).
Наличие в анамнезе травмы или артрита.
Достаточно редко бывают острые боли или покалывание в дорсальной области бурсы большого пальца ,что может указывать травматический неврит среднего дорсального кожного нерва.
Пациент может также описать симптомы, вызванные деформацией, такие как болезненный второй палец ноги, межпальцевой кератоз, или образование язвы .

Необходимо понаблюдать за походкой пациента .Это поможет определить степень болевых проявлений и возможные нарушения походки, связанные с проблемами в ногах.
Положение большого пальца стопы по отношению к другим пальцам ноги. Дисторсия сустава может быть в разных проекциях..
Выдающееся положение сустава. Эритема или припухлость указывают давление от обуви и раздражение.
Диапазон движения большого пальца стопы в метатарзальном суставе. Нормальное сгибание назад – 65-75 ° с плантарным сгибанием менее 15 °. Причем необходимо обратить внимание присутствуют ли боль, крепитация. Боль без крепитации предполагает наличие синовита.
Наличие любого кератоза, который предполагает патологическое натирание от неправильной походки ..
Ассоциированные деформации могут включать молоткообразные вторые пальцы стопы и гибкое или твердое плоскостопие. Эти деформации могут вызвать более быструю прогрессию вальгусной деформации большого пальца стопы, поскольку снижается боковая поддержка стопы..

Изменения в движениях в суставе большого пальца:

  • Увеличение абдукции большого пальца стопы в поперечных и фронтальных плоскостях.
  • Увеличение среднего выдающегося положения пальцев стопы.
  • Изменение в сгибании назад сустава.

Кроме того, необходимо обратить внимание на состояние кожи и периферического пульса. Хорошее кровообращение особенно имеет значение если планируется оперативное лечение и необходимо нормальное заживление послеоперационной раны.

Рентгенография позволит увидеть степень деформации и может указать подвывих сустава.При необходимости исключения других заболеваний может быть назначено КТ. УЗИ необходимо для исследования сосудов при подозрении на нарушение кровообращения. Лабораторные исследования назначаются при необходимости исключить ассоциированные заболевания и при подготовке к оперативному лечению.

Лечение вальгусной деформации большого пальца стопы, почти всегда, начинают с подбора удобной обуви, не вызывающей трение или нагрузку. На ранних стадиях Hallus valgus ношение обуви с широкой передней частью может остановить прогрессию деформации. Так как боль, которая является результатом бурсита большого пальца стопы, происходит из-за давления от обуви, лечение сосредотачивается на том, чтобы убрать давление, которое обувь оказывает на деформацию. Более широкая обувь уменьшает давление на бурсит большого пальца стопы. Прокладки для бурсы большого пальца стопы могут уменьшить давление и трение от обуви. Существуют также многочисленные устройства, такие как распорные ортопедические изделия, которые позволяют шинировать палец и изменить распределение нагрузки на стопу.

Медикаментозное лечение и физиотерапия

Нестероидные противовоспалительные препараты и физиотерапия могут быть назначены, чтобы уменьшить воспалительный процесс и снять боли. Кроме того, возможны инъекции кортикостероидов. Длительная физиотерапия не доказала свою терапевтическую эффективность .

Возможно применение различных ортопедических изделий ( супинаторов, корректоров пальцев стопы, межпальцевые валики).Применение ортопедических приспособлений помогает на ранних стадиях остановить дальнейшую деформацию. При выраженной деформации применение ортопедических изделий может только несколько уменьшить болевые ощущения. Индивидуальные стельки помогают корректировать нарушенный свод стопы.

Если же деформация обусловлена метаболическим нарушением или системным заболевание, то необходимо провести лечение направленное на коррекцию основного заболевания с привлечением ревматолога или эндокинолога.

Если все консервативные меры оказываются не эффективными, то принимается решение об оперативном лечении. В настоящее время, существует более 100 оперативных методик по лечению Hallus valgus.Основные задачи при хирургическом лечении следующие :
удалить бурсит большого пальца стопы
реконструировать кости, из которых состоит большой палец ноги
уравновесить мышцы вокруг сустава так, чтобы не было рецидива деформация

В некоторых умеренных случаях формирования бурсита большого пальца стопы, при операции может быть удален только нарост на сумке сустава. Эта операция, выполняется через маленький разрез на стороне ноги в области бурсита большого пальца стопы. Как только кожа разрезана удаляется нарост с помощью специального хирургического долота. Кость выравнивается и разрез кожи ушивают маленькими швами.

Более вероятно, что реконструкция большого пальца ноги также будет необходима. Главное решение, которое должно быть принято, состоит в том, надо ли разрезать метатарзальную кость и также ее реконструировать . Для решения этого вопроса имеет значение угол между первой метатарзальной и второй костью.Нормальный угол – приблизительно девять или десять градусов. Если угол будет 13 градусов или больше, то скорее всего необходимо разрезать и реконструировать метатарзальную кость. Когда хирург разрезает и производит репозицию кости, то это называется остеотомией. Есть два основных метода, используемых, чтобы выполнить остеотомию и реконструкцию первой метатарзальной кости..

В некоторых случаях дистальный конец кости разрезается и перемещается в латерально (это называется дистальной остеотомией). Это позволяет эффективно уменьшить угол между первыми и вторыми метатарзальными костями. Этот тип операции обычно требует одного или двух маленьких разрезов в ноге. Как только хирург достигает удовлетворительного положения костей, остеотомия сопрождается фиксацией костей с помощью металлических булавок .После операции и заживления булавки удаляются( обычно их удаляют через 3-6 недель после операции).

В других же ситуациях, первая метатарзальная кость разрезается в проксимальном конце кости. Этот тип операции обычно требует двух или трех маленьких разрезов в ноге. Как только кожа разрезана , хирург выполняет остеотомию. Кость подвергается реконструкции и фиксируется на время металлическими булавками. Эта операция тоже уменьшает угол между метатарзальными костями.Кроме того, производится релизинг сухожилия мышцы, приводящей большой палец стопы. Поэтому, после операции надевается специальный бандаж.

Необходимо в среднем 8 недель для того, чтобы произошло заживление мягких тканей и костей. Ногу на этот период лучше поместить в обувь с с деревянной подошвой или специальный бандаж для того, чтобы исключить травматизацию оперированных тканей и дать возможность нормальной регенерации. Непосредственно после операции могут понадобиться костыли.

У пациентов с выраженным бурситом через определенное время после операции может быть назначена физиотерапия ( до 6-7 процедур) . Кроме того, необходимо носить обувь с расширенным передом. Возможно также использование корректоров. Все это может позволить быстрее вернуться к нормальной ходьбе.

Мы уже много разговаривали с вами о такой проблеме стоп ног, как вальгусная деформация большого пальца ноги, когда на суставе около него образовывается некрасивая выпуклость – шишка, которая приобретается, как следствие суставных изменений стопы из-за нагрузок, связанных с лишним весом, ношением неудобной обуви и многих других причин. Лечение Hallux Valgus потребует от вас много сил, времени и целый комплекс мероприятий ( индивидуальные ортопедические стельки, физиотерапия для стоп, массаж стоп, лечебная гимнастика стоп, подбор удобной обуви, коррекция веса). Фото шины
Чтобы предупредить появление и остановить дальнейшее развитие искривления сустава и появление болезненных и непривлекательных шишек у больших пальцев ног, была разработана вальгусная отводящая шина, уникальный бандаж, исправляющий неправильное положение сустава и со временем делающий деформацию большого пальца стопы меньше. Но, чтобы ускорить процесс и закрепить результаты, необходим комплексный подход к решению данной проблемы, который направлен на снятие воспаления и укрепление мышцы и свода стопы

Ортопедические стельки – это стельки, которые изготавливаются специально для людей страдающих заболеваниями стоп, или желающие их предотвратить. Если во время ходьбы Вы испытываете дискомфорт и напряжение в стопе, необходимо обратиться к ортопеду, который после обследования назначит Вам ношение ортопедических стелек.

Ортопедическая стелька является опорой для стопы и способствует её правильному расположению. Ортопедическая стелька расслабляет мышцы стопы, страдающие от перенапряжения, и задействует мышцы ног, которые ранее не работали. Ортопедические стельки имеют жесткий каркас, обеспечивающий постоянную фиксацию внутренней и наружной части стоп в правильном анатомическом положении, что способствует повышению устойчивости и значительно улучшает кровообращение стопы. Также уменьшается нагрузка на позвоночник и суставы колен. Регулярное использование стелек уменьшает усталость ног за счёт поддерживающего эффекта и предупреждает развитие плоскостопия.

В обуви на высоком каблуке Вы обретёте большую устойчивость, ходьба перестанет сопровождаться болезненными ощущениями, улучшится общее самочувствие. Ношение ортопедических стелек показано при повышенных нагрузках на ноги, а также при патологиях стопы, которые могут проявиться в любом возрасте.

В изготовлении ортопедических стелек используются только высококачественные материалы, что обеспечивает большой срок службы изделия. Стельки имеют минимальную толщину, и Вам не придется подбирать обувь большего размера. Ортопедические стельки можно подобрать или изготовить для любой обуви с различными видами каблука.

Опубликовано на сайте ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ. Please leave any comments there.

источник

Когда мы смотрим на танец балерины, нам кажется, что на нее не действует земное притяжение – так легка и воздушна она. Лишь на мгновение коснется земли кончиками своих балетных туфель, а остальное время парит над землёй

2. И если бы танцовщица могла оставлять на сцене следы от туфель-пуантов, то они выглядели бы как бесчисленное множество точек. Эта видимая легкость вырабатывается годами упорного труда, тренировкой.

Читайте также:  Болит поясница и ноги наклон вперед

3. У обычных людей ноги мягкие, ноги балерины по твердости не уступают ножке стула. Мышцы ее ног крепкие, выносливые и сильные, как железо. Ведь им надо удерживать вес тела на пятачке туфель пуантов площадью не более двух квадратных сантиметров.

4. Рассказывают, что в 40-е годы 19 века со знаменитой австрийской балериной Фанни Эльслер произошел трагикомический случай. Она, часто гастролируя, всюду возила с собой свои драгоценности. Однажды матрос судна, на котором путешествовала балерина, решил ее обокрасть и ночью проник в ее каюту. Фанни неожиданно проснулась, и вор нагло потребовал драгоценности. Балерине ничего не оставалось делать, как резко развернуться и ударить грабителя своей натренированной ногой. Матрос был убит наповал.

5. Ноги балерин и балетных танцовщиков очень сильны, но они же и самая уязвимая часть тела, потому что подвергаются небывалым нагрузкам и травмам. Эта сторона медали не видна зрителю, это «невидимые миру слезы».

6. У балетных артистов травмы чаще всего связаны с переломами, вывихами и растяжениями. Это травмы связочного аппарата суставов, в том числе и тазобедренных, которые влекут за собой множество проблем.

7. У балерин есть понятие — «ломать подъем», заключается оно в насильственной растяжке связок верхней части стопы. Танцовщики подсовывают пальцы под что-нибудь и вытягивают подъем. Как и при любом сильном перегибе, происходит надрыв связок, которые растягивают. В результате связочный аппарат стопы слабеет и «разбалтывается», нога легко подворачивается, особенно при беге и прыжках. Тромбофлебит, артриты, артрозы – это тоже частые профессиональные болезни артистов балета. За красоту и легкость приходится платить таким образом.

На половине фото — явный грибок ногтей, поэтому и выглядит так омерзительно.

А на коняшек у тебя не встаёт ли?

Ага, особенно желтый цвет ногтя и раскрашивание (от слова крошить) — все такое травматическое, как же.
Хронически травмированная кожа, через которую проникает грибковая инфекция.

Консерватизьм балетного сообщества, наверное. Современные технологии вполне способны создать менее травматичную замену, по-моему.

Цитата (Basilisk @ 9.04.2016 — 17:56)
Когда мы смотрим на танец балерины, нам кажется, что на нее не действует земное притяжение – так легка и воздушна она. Лишь на мгновение коснется земли кончиками своих балетных туфель, а остальное время парит над землёй.

Так думают только наивные благоглупостники.
Которые кстати ещё и считают что женщины не срут и не пердят!

Цитата
ноги балерины по твердости не уступают ножке стула. Мышцы ее ног крепкие, выносливые и сильные, как железо

у лыжниц тоже , проверено

Цитата (Нанонимно @ 9.04.2016 — 18:13)
На половине фото — явный грибок ногтей, поэтому и выглядит так омерзительно.

Добавлено в 18:14

Цитата (Stepan2 @ 9.04.2016 — 18:09)
А я на Волочкову, дурак, дрочил!

А на коняшек у тебя не встаёт ли?

Поручик, вы как всегда, всё опошлили!

Ступни балерины выглядят почти как очровательные, миниатюрные ножки-лотосы.
Кррасота.

Да. Был такой «Институт Красоты» на Калининском проспекте (давно это было), так вот туда я, юной девушкой, частенько хаживала.
И как завсегдатаю, мне рассказали сплетню маникюрши, какие у Плисецкой ужасные ноги (ступни).

Я не поверила тогда. Сама-то всего одну пару пуантов относила, детских, розово-шёлковых.

Спасибо, ТС! Столько воспоминаний нахлынуло. Приятных, несмотря на такие картинки даже )))
. А ноги, что ноги? Рабочий инструмент, как у солдат.

З.Ы.: И, кста, не всегда они такими уж все воздушными предстают. Сходите на утренний «второй» состав в Большом — стук такой стоит, что из ложи слышно, про партер и не говорю даже ))

. Ээх, ТС, раззадорил ты меня на воспоминания , счаз как Тортилла запою: «. много лет тому назад. »

источник

Железный характер хрупкой примы-балерины: кровь в пуантах, диеты и беременность, нервы и гастроли (ИНТЕРВЬЮ)

Я не заметила, как Она вошла (балерины, видимо, и в жизни слегка парят над землей). Моя героиня — Екатерина Кухар, прима-балерина Национального театра оперы и балета Украины. Нет, она не хрупкая. Она «полупрозрачная», говорит тихо и плавно, и кажется, что даже слова ее грациозны.

Мы решили с Екатериной поговорить про балет в связке обывательских вопросов: какие бывают пуанты, а правда, что пальцы ног в крови, а почему юбки разной длины, а сколько весят балерины… Ведь чем больше узнаёшь про балет, тем сильнее им интересуешься и глубже понимаешь.

Если так исторически сложилось, что балет от вас совсем далек и про Екатерину Кухар вы знаете мало, то сводим на нет это безобразие. Во-первых, стоит запомнить: это украинский бриллиант балетного искусства. Имя, которым каждый из нас может гордиться, потому что гастрольный тур Екатерины состоит из аншлагов и сплошных оваций стоя!

  • В 5 лет в песочнице ее природную стройность и пластичность заметил тренер с художественной гимнастики, ее берут в уже сформированную группу, в середине учебного года, и с этого началась стремительная карьера Кухар.
  • Спустя время Екатерина обгоняет сверстников, закончив экстерном с отличием Киевское государственное хореографическое училище.
  • Будучи на первом курсе (!) блестяще дебютировала в партии Маши в балете «Щелкунчик» на всемирно известной сцене Bunka Kaikan в Японии.
  • Сегодня в Национальной опере Украины Екатерина исполняет ведущие роли практически всего репертуара.
  • Танцует в паре с мужем, Александром Стояновым, с заслуженным артистом Украины, премьером Национальной оперы Украины. Лондонский балетный критик Мэгги Фоер называет их дуэт самой красивой балетной парой Европы.
  • Балетная пара воспитывает двоих детей, 8-летнего Тимура и 2-летнюю Анастасию.

Екатерина, балет – это искусство для избранных? Может ли каждый человек практиковать занятия балетом?

Поступить в хореографическое училище может не каждый. До начала нужно пройти два тура:

1. Внешние и физические данные.
2. Медкомиссия.
3. Танцевальность и чувство ритма.

Смотрят плоскостопие, спинку, сердечко (как реагирует на нагрузку), зрение…. Если что-то не в норме, то нельзя заниматься. Например, физические регулярные нагрузки сильно влияют на зрение.

На пуанты ставят профессионально с 10-11 и начинают с элементарных легких движений (Suivi, Relevé). Начинать занятия балетом нужно в детском возрасте, примерно в 3-5 лет.

А как родителям определить предрасположенность ребенка к балету?

Если родители видят хрупкое телосложение ребенка (мы говорим про мягкую мышцу, тонкую кость и т.д.), музыкальность, пластичность, то стоит показать ребенка профессионалу. Для начала это может быть танцевальный кружок, художественная гимнастика, а потом, будьте уверены, преподаватель предложит развить талант, если он себя проявит.

Телосложение должно быть, как у арабского скакуна: тонкая щиколотка обязательна! Если у балерины некрасивая щиколотка, то линии потеряют свое изящество. Икры не должны быть ярко выраженными, проще говоря, накачанными. Ножки должны быть красиво очерчены, не «тумбочки». Конституция должна быть соответствующей: вытянутые мышцы и легкая кость.

Меня в 5 лет случайно заметила тренер по художественной гимнастике, когда я с бабушкой играла в песочнице. Конституция была видна невооруженным взглядом, и несмотря на то, что была уже половина учебного года, меня пригласили на занятия. Проверили мою гибкость и пригласили уже в сформированный состав группы.

Для взрослого, который только начинает заниматься балетом, как и сколько надо заниматься?

Взрослому человеку для поддержания формы, для осанки, для растяжки достаточно классического урока, который состоит из 4 компонентов. Начинается со станка, потом переходит на экзерсис без станка, «середина» прыжки, пуанты. Этот комплекс называется «балетный класс», и длится он около часа. Для начинающих сессии у станка достаточно.

Идеально, как у нас: все дни, кроме понедельника. То есть у нас один выходной в неделю. Хорошо, когда человек приучает себя к определенному режиму. Например, если танцор делает «станок», то в идеале в одно и то же время, например, в 10 часов утра. Стабильный и регулярный режим приучат организм работать по часам.

Я, например, утром, после пробуждения, первое, что делаю, пью воду и ложусь на коврик качать пресс, прокачиваю спину и руки гантельками.

Заниматься надо минимум 3 раза в неделю. Два раза для взрослого человека мало, потому что тело в возрасте сложно поддается растяжкам и выворотности. Это сложнее наработать, чем в молодости.

А правда, что лучше заниматься вечером, потому утром после пробуждения мышцы только проснулась и не прогретые?

Это полная ерунда. Может, это работает для сов, которым такой режим просто-напросто комфортен. Для всех театров мира классический урок начинается утром, в 10-11, и заканчивается в 11-11. Если человек занимается непрофессионально, то, конечно, он волен выбрать комфортный для себя режим.

Я, например, утром, после пробуждения, первое, что делаю, пью воду и ложусь на коврик качать пресс, прокачиваю спину и руки гантельками.

Расскажите про растяжения. Как вы справляетесь с ними?

Три месяца назад мы ездили в Днепропетровск на спектакль «Дон Кихот». Приезжаем, а там белый скользкий линолеум – как стекло. У меня был шок. Я натерла канифолью (так обычно делают, когда скользкий пол), Гейнор (они не такие скользкие, как Гришко), но все равно было скользко, как на катке. Очень опасно. А «Дон Кихот» – это же не «Лебединое озеро», плавненько не получится. Это испанский характер, резкие движения, страсть и темперамент… Из-за страха упасть, мои мышцы, видимо, были напряжены, и после прыжка в кольцо почувствовала, что потянула ногу. Что я делала? Из средств спасения пользуется популярностью народный метод: обвязываем больное место красной шерстяной нитью. Нужен покой. Используем и противовоспалительные мази. Можно применять массажи, магнит, ультразвук. Все эти процедуры очень способствуют заживлению.

А есть смежные занятия, которые противопоказаны, когда занимаешься балетом? Например, я одновременно училась игре на баяне и фортепиано, и были проблемы с большим пальцем: из-за грифеля он был вечно оттопырен, тогда как для фортепиано эта позиция рук неприемлема. Есть такие нюансы с балетом?

Я точно помню, что в детстве нам категорически запрещали надевать коньки, потому что они развивают плоскостопие.

С ума сойти! А все говорят «балет на льду» – ощущение совершенно родственных занятий.

Абсолютно нет. Вы обращали внимание на ноги фигуристок? Они специфически прокачаны: без тонких линий, немного жилистые, ярко выраженные галифе и икры. Безусловно, это не есть плохо, просто для балета нехорошо, потому что смотрится не очень в пачке, линии уже не такие плавные и мягкие.

Также балеринам не рекомендуют конным спортом заниматься, чтобы избежать «колеса». Ну и лыжи, парашютный спорт в силу травматизма. Не стоит забывать, что артиста балета кормят ноги.

Если мы говорим «пловец», то подразумеваем широкую грудную клетку, мощный скульптурный торс, говорим про теннис – прокачанные руки. А если мы говорим про балет – это всегда только изящество и хрупкость? Или окровавленные пальцы ног?

Это зачастую утрирование в интернете. Да, бывает, что мы растираем пальцы до крови и мяса, но это случается обычно в училище, когда балерина незрелая и еще не понимает своих «точек невозврата». У каждой из нас должны быть свои подходящие пуанты (на рынке представлено множество) – да, их надо правильно выбрать и понимать нагрузку. Разные виды пуантов под разные танцевальные задачи, и формируют они, конечно, свои профессиональные мозолики. Как и у человека, который постоянно пишет ручкой.

Да, косточки (подагра) есть практически у всех, поскольку девочки работают на пальцах и полупальцах, и нагрузка на сустав идет очень сильная.

В училище, чтобы не стесать нежную детскую кожу нас учили обматывать ленточкой все пальцы на ногах. Но, конечно, это не всегда помогало: когда ты занимаешься, то не чувствуешь боль. А когда уже снимаешь пуанты, картина бывает разная. Сейчас уже появились препараты, которые называют вторая кожа и растертые пальцы быстрее заживают. Раньше пользовалась народным методом: у варенного яйца между скорлупой и белком есть тонкая белая полупрозрачная прослойка, которую я наносила на пораженное место.

Первое время больно работать, особенно если пятка стерта. Но важно понимать, что любая профессия накладывает свой отпечаток, и балерины должны ухаживать за собой: сейчас много средств и много прекрасных мастеров педикюра. В настоящее время для репетиций и спектаклей я использую английские вкладыши. Всё не так страшно, как на картинках (смеется).

Сложно в нашем разговоре обойти вниманием Анастасию Волочкову (смеемся). Она опубликовала в своем Инстаграме однажды фото, которое совсем неприглядно показало ее ноги: боковая косточка, пальцы под углом и т.д. Это проблема всех балерин?

Да, косточки (подагра) есть практически у всех, поскольку девочки работают на пальцах и полупальцах, и нагрузка на сустав идет очень сильная. Есть такой нюанс: стоять ровно на пальчиках считается не очень красивым по классическим канонам. Признак «класса» – когда стопа изогнута арочкой, как птичка. Линия должна быть продолжением ноги, как бы удлинять.

Над этой «птичкой» балерины работают всю жизнь. Когда мы стоим на пуантах, основная часть нагрузки идет на большой палец и соответственно на косточку большого пальца от чего появляется большая нагрузка на сустав. Мне кажется, эта косточка начала у меня расти в 9 лет, когда я уже активно занималась в балетном училище. Я и йодную сетку делала, но не помогло… У всех обычно она вырастает в детстве, и так остается. У меня друг работает в Голландии и недавно написал, что его мечта осуществилась: он вырезал себе эти две косточки. После балета он начал работал моделью, и смог избавиться от этой проблемы. За свою балетную карьеру он, бедный, немало намучился с ногами: ему и стопы не хватало…

А что значит не хватало стопы?

Считается красивым, когда стопа изогнута, по-народному, большой подъем.

Что касается внешних данных, то как определить с детства, что ребенку просто Бог приказал заниматься балетом. Обычно говорят, что тонкая кость, изящная кисть… Это так?

Да, тонкая кость обязательно. Телосложение должно быть, как у арабского скакуна: тонкая щиколотка обязательна! Если у балерины некрасивая щиколотка, то линии потеряют свое изящество. Икры не должны быть ярко выраженными, проще говоря, накачанными. Ножки должны быть красиво очерчены, не «тумбочки». Конституция должна быть соответствующей: вытянутые мышцы и легкая кость. Кроме красоты, это еще и вопрос удобства: с балериной нужно делать поддержки, и парням легче работать с «невесомой» балериной, как и самой балерине прыгать на носочках и всячески «порхать». Зритель приходит смотреть на красоту, получить эстетическое удовольствие, и нужно это помнить.

В прошлом году я приехала в Парижскую консерваторию, меня позвали на госсэкзамен (первый раз в истории после Сержа Лифаря), было очень интересно смотреть, как танцуют представители других школ, другой национальности. И на этом госсэкзамене была одна девочка, идеально сложена, прекрасна технически, но лицо…. Когда она вышла, у всех был шок. Она по 5-балльной системе отработала на 5ку. Если бы не ее лицо, она могла бы уже заключить хорошие контракты, но ее лицо вызывало много вопросов. Мы, как практики, понимали, что ни один художественный руководитель не возьмет на себя такую ответственность и не выпустит ее в главной партии. Все ее будущие «удачи» – это редкие характерные персонажи, с естественным безобразием. Вот такие моменты бывают, и это была настоящая дилемма для комиссии.

Расскажите про пуанты: какие они бывают, как их выбрать, в чем особенности?

Их есть много вариантов. У нас в Украине представлены не все марки. Самая традиционная марка – Гришко, которая уже долго на рынке. В основном, все детки начинают заниматься на этих пуантах, потому что они изготовлены из натурального материала, что для ножки, которая формируется очень хорошо. Сейчас очень много балерин работает в Гейнор – это американская марка. Гришко в Америке стоит около 80-100 долларов. Здесь они стоят на порядок дешевле, около 900 грн. Гейнор в Украине – около 100 долларов.

Балерина для каждого спектакля выбирает себе определенные пуанты. Суть не в том, какая марка, а какие элементы на них надо будет исполнять. К примеру, «Спящая красавица» начинается с прыжочков – для этого берут пуанты более мягкие. Конечно, сразу мягкие они не становятся – ты должен отработать где-то месяц на репетиции в них, чтобы они стали удобными и можно было свободно выходить на сцену.

Читайте также:  От чего болят и горят ступни ног

На вращения берутся пуанты более жесткие. Когда нужно скакать на пальчиках, то надо брать пуанты просевшие, и именно просевшие в районе пальчиков. Не каждая балерина умеет скакать на пуантах – это считается трюком. Вот мы привыкли 32 фуэте, круг тур пике, а простые скачки – трюк не менее сложный. Я не могу скакать, когда пуант жесткий и стопа из него вываливается. У каждой балерины есть набор пуантов под разные задачи. Раньше, когда я работала в пуантах Гришко и ехала на длительные гастроли, брала с собой приблизительно 24 пары пуантов.

24 пары. А сколько у Вас всего пуантов?

Да, приходится брать с запасом, потому что нет уверенности, что будут в магазине города, плюс важна моя колодка, мой размер. Интересно, что пуанты Гришко тоже ведь разные, с разными наименованиями: Майя, Фуэте, 2007 модель… У Гейнеров есть свои нюансы: пятачок может быть маленьким или большим, пяточка – низкая или высокая, стелька – мягкая или жесткая, ширина – полная или узкая, высота чашечки (корпус пуанта до пятачка) – может быть закрытая и более открытая…

Я в шоке, никогда бы не подумала, что они так отличаются…

Да (улыбается). А еще есть пуанты Блок, Фрид – это английские. Гришко – чашечка сделана из мешковины, стелька деревянная. Гейнор – он весь из пластика. Пуанты Гришко легко переделываются в балетки после того, как ломается стелька. Очень удобно в них заниматься: стопа выглядит, как будто в пуанте.

Гейнор бывают только пластиковые, и они, к слову, последние появились на рынке. Очень популярны за счет практичности: долго служат, можно бросить в стиральную машинку.

Снашиваемость пуантов зависит от графика и от того, насколько часто они используются. У меня сейчас в работе, например, 7 пар пуантов, и все их я знаю «в лицо» (смеется). Каждая пара – для отдельных элементов, определенных спектаклей.

Пуанты я всегда делаю под себя. Например, клею кожаный пятачок, расшиваю пяточку, чтобы не натирало. Пришиваю тесемки и резиночки для удобства.Дополняя пуанты различными нюансами, балерина делает их идеальными для себя.

А яркий макияж балерины – это правда для того, чтобы и на галерке все видели эмоцию танцовщицы?

Недавно в Монреале у нас был зал на 3 тысячи человека. Просто представьте, что видит 3 ярус, галерка. И вот нам преподаватели говорят: ваши эмоции должны быть понятны зрителям 3го яруса. Но! Неестественно ярким гримом пользовались балерины раньше, а сейчас уже все используют обычный декоративный make up. Театральный грим намного реже применяется, чаще всего его используют мужчины, особенно для характерных партий.

А волосы все время собраны для того, чтобы подчеркнуть линию силуэта и для элементарного удобства?

А волосы не всегда собраны. В в спектакле «Кармен» у меня хвостик. В спектаклях «Шехерезада», «Ромео и Джульетта», «Мастер и Маргарита» у меня распущенные волосы как часть сценического образа. Но если в спектакле встречаются фуэте, то это всегда гулька, исключением является только спектакль «Лилея», в котором фуэте я кручу с длинной косой.

Я, к слову, обожаю эмоциональные спектакли, потому что переживать и воплощать на сцене страстные чувства, вытаскивать из себя Боль и Счастье и передавать публике – это настоящее актерское искусство.

А по поводу юбок: они бывают очень разные, от чего это зависит?

Это и каноны, и вопрос удобства, и характер героини, и эпоха. Длинные падающие юбки – это так называемые «шопенки». Костюм – это всегда про характер. Очень часто смена длины юбки балерины на протяжении спектакля – это метаморфоза ее характера, когда более длинная юбка означает взросление или смену состояния. Иногда это хитон (юбка от груди), если спектакль предполагает исторически отсылки к костюмам времени, когда девушки носили хитоны. Они могут быть, как в пол, так и до середины колена.

Всегда приятно танцевать, когда юбка не жесткая, а летящая. И если бы кто знал, как я не люблю колготки (смеется)

Костюм – всегда отображает эпоху и характер героя. Очень часто смена длины юбки балерины на протяжении спектакля – это метаморфоза ее состояния, когда более длинная значит взросление.

А белье есть определенное для балерин?

Да, специальное утягивающие белье для груди, потому что балерина в прыжке и прыгающая грудь – это вещи, которые не сочетаются. Трусики только телесные. Трико может быть разного цвета.

Расскажите про диеты. Когда человек мало ест, то обычно говорят: «ешь, как балерина». У балерин и вправду такой скудный рацион?

По-разному. Завтракаю я мало, и это связано с тем, что просыпаюсь в 8, а в 10 утра у меня уже балетный класс, на который ты не можешь прийти с тарелкой каши внутри (смеется). Поэтому мой завтрак – это чашечка свежесваренного кофе, пару кусочков сыра, шоколадная конфетка и канапе. В идеале начать со стакана воды свой день, но я не могу проснуться без кофе, который, кстати, пью с лимоном. Цитрусы, вообще, очень показаны: это природный антиоксидант, витамин С полезен для иммунитета и кожи, сжигает лишние калории. Еще для поддержания фигуры ем ананас – хорошо сжигает жиры тоже.

Рост мой 1 м 61, вес мой перед вторым декретом был 42 кг, сейчас чуть-чуть меньше, боюсь озвучивать (смеется).

А есть «запрещенка»?

(смеется) есть! Виноград, потому что он состоит из сплошной глюкозы. Когда я была второй раз беременна, на 7м месяце я оторвалась: меня можно было ничем вообще не кормить, просто миску винограда. И пришлось садить меня на диету. Еще долго выясняли, что влияет на набор веса: мучного не ела, сладкого не ела… Но всё хорошо в меру. Маленький кусочек торта можно съесть, но потом надо его согнать на беговой дорожке или в балетном зале.

А какой у Вас рост и вес, чтобы понимать всю «боль» ?

Рост мой 1 м 61, вес мой перед вторым декретом был 42 кг, сейчас чуть-чуть меньше, боюсь озвучивать (смеется). Кстати, с беременностью были интересные истории. Помню, перед второй так танцевала, что все подходили и говорили: «Ты какая-то другая». А я и вправду себя по-другому ощущала. Но еще ничего не понимала. И вот прихожу на репетицию, а танцевать не могу. Пошла к доктору, отстояла очередь с беременными, на меня еще все так смотрели, потому что щупленькая и худенькая.

Прошу доктора посмотреть, потому что, кажется, что в положении, а доктор:
— сколько Вы весите?
— 42 кг
— можете уходить, в Вашем случае это невозможно, поскольку у Вас совсем нет жировой прослойки.

Я настояла, чтобы меня обследовали, и потом у всех был шок.

Уже через три месяца после родов у меня был спектакль. Первый раз – премьера. Второй раз – обязал контракт.

Это, кстати, интересный момент, потому что многие говорят о том, что изнурительные диеты делают материнство недосягаемой мечтой для многих балерин..

Я, скорее, счастливое исключение из правил. Это редкость, когда у примы-балерины есть детки, а у меня аж двое. Многие боятся уходить в декрет, потому что никто не может предугадать, как это скажется на организме женщины. Есть такие, что не могут похудеть. Есть и противоположные случаи, когда балерины после родов «высыхают», будучи до этого сбитенькими. То есть вопрос формы очень важный, учитывая то, что мы нужны всем, пока мы в форме. А форму поддерживать в положении нельзя, если балерина ответственно относиться к своему новому статусу. Я уходила в декрет сразу, как только узнавала про беременность. Почему? Потому что помимо большой нагрузки может быть срыв: неаккуратный прыжок может запомнится на всю жизнь. Поддержка партнера – это давление на живот, на спину. Никто не может предсказать, предусмотреть и это не тот случай, где можно рискнуть.

Как долго Вы восстанавливались и возвращались?

Уже через три месяца после родов у меня был спектакль. Первый раз – премьера. Второй раз – обязал контракт. Пришлось бы платить огромную сумму неустойки. Но балет – это спорт, это характер, по-другому никак. Я уже через месяц после родов стала делать массаж, потом стала к станку и спустя три месяца танцевала.

Как понять, что балерина потрясающе танцует? Есть визуальные маркеры профессионализма?

Балет – это, конечно, не точное искусство, не математика. Зритель смотрит на балерину и выбирает по своему ощущению. Балерина должна быть гармоничной и взаимодействовать со своим партнером, и музыкой. Балерина не может быть безучастной или показывать, что ей больно, или ее что-то раздражает.

Не каждая балерина умеет скакать на пуантах – это считается трюком.

Я очень не люблю, когда в паре нет контакта – это неинтересно смотреть. Это ж не спортивная гимнастика, где мы смотрим на то, как хорошо люди владеют своим телом, это история, которую рассказывают на сцене наши тела, жесты, мимика. Например, сцена сумасшествия в «Жизели» должна настолько пронизывать зрителя, чтобы побежали мурашки по коже. У меня бывает такое состояние, что я плачу – до такой степени вхожу в образ. Помню, в Америке я танцевала со слезами на глазах, иду со сцены, а муж закулисами: «Боже, мне тебя так стало жалко».

То есть 32 фуэте – это механика, и ее для искусства недостаточно. Должна быть жизнь в каждом движении. Ты должен смотреть на балерину и не чувствовать, как трудно ей дались эти прыжки. Должна быть легкость – удовольствие для глаз зрителя.

Переживать и воплощать на сцене страстные чувства, вытаскивать из себя Боль и Счастье, передавая публике – это настоящее актерское искусство.

Вы много гастролируете, не могу не задать два вопроса. Первый: как балерине выйти на международную сцену. И второй: позволяет ли профессия себя содержать?

Да, мы можем себя прокормить (смеется), но «премьерам» легче это сделать, потому что кордебалет редко приглашают на гастроли, и не всегда театр их отпускает.

Это всё работает как сарафанное радио. Свой первый спектакль заграницей я танцевала в возрасте 15 лет, когда бывший народный артист СССР Валерий Петрович Ковтун, любимый партнер Майи Плисецкой, меня заметил. Он готовил своего ученика к выступлению в Японии и выбрал меня для роли Машеньки в балете «Щелкунчик». А дальше, как снежный ком, обрастаешь знакомствами и предложениями.

Ты приезжаешь на World Ballet Gala – здесь собираются представители лучших балетных театров мира (Берлинская опера, Гранд Опера, Миланская опера, Шведский королевский театр) – и знакомишься с людьми, которые тебя запоминают и могут потом пригласить на гастроли.

Как часто Вы гастролируете?

Ну вот примерно мой график в мае: неделя Канады, две недели Америка, 4 дня Швеция, 3 дня Германия, а потом 3 дня в Кипре. Так выстроен месяц. К сожалению, при таком графике станцевать в Киеве не получилось.

Интересно, что сейчас корейцы являются одними из лидеров в балете. Я недавно была в Сеуле и поразилась, на какому уровне у них развита инфраструктура для занятия балетом. Просто поразительно, если вспомнить мой первый визит, когда по пятибалльной системе их уровень был на троечку. А сейчас они так «набрали» в технике! Почему? Потому что привлекают лучших специалистов, государство вкладывает огромные деньги в развитие своей культуры – они понимают, что балет – это имидж страны на международной арене. Отмечу, что костюмы у корейского балета – самые лучшие! Они идеальны не только по стилю, качеству, покрою, но и выглядят «дорого-богато» — расшиты россыпью камней Сваровски.

Назрел вопрос характера и усталости. Балет – это постоянные нагрузки, физическое и моральное изнурение. Как Вы в сложные периоды, когда кажется, что эмоциональный фон на нуле, находите силы снова идти на тренировку и продолжать занятия? Как подзаряжаетесь?

У меня такой сложный этап был один-единственный раз – в училище, когда я выпускалась. Мы выпускаемся на третьем курсе, а уже на втором у меня было очень много практики, я много работала.

Я на госсэкзаменах была единственной, кто делал 64 фуэте.

Так получалось, что у меня была двойная нагрузка: сначала преподаватель показывал элементы со мной, а потом еще я их повторяла в своей паре. Меня выпустили экстерном на год раньше, потому что по словам моего прекрасного педагога Татьяны Алексеевной Таякиной, мне уже в училище делать было нечего, можно идти работать (улыбается). Я на госсэкзаменах была единственной, кто делал 64 фуэте. После нагрузки в училище, я пришла в театр, и уже чувствовала перенасыщение. Я была просто не готова к новым свершениям, потому что не отдохнула от сделанного. Тогда я чувствовала усталость моральную.

Сейчас, уже будучи опытной балериной (улыбается), я понимаю, что очень важно правильно отдыхать. Важен хороший сон, хороший релакс с массажем для расслабления мышц и разгона скопившейся молочной кислоты (если она застаивается, то мышцы зажимаются, и потом при нагрузке травмируются).

Если я чувствую, что график совсем сумасшедший, я стараюсь хотя бы на день убежать «в семью»: побыть с детьми, уехать куда-то на море.

А как с «доброжелателями»? Такой талант и такой успех – наверняка есть те, кто не склонен видеть трудолюбие и упорство, а объяснять удачу иначе, употребляя нелицеприятные выражения. Как реагируете на колкие замечание и зависть?

Конечно, всем нравится ты не можешь. И чем выше планка успеха, тем больше доброжелателей. Как в балете, так и в другой профессии. Я научилась не реагировать на эти моменты, акцентировать внимание на работу. Подобных людей от себя отодвигаю и не возвращаюсь к ним больше никогда. Я открыта и доброжелательна, но если человек сделал для меня пакость, то он просто перестает существовать в моем мире. А вообще представьте, что было бы, если балерина, выходя на сцену один на один с публикой, думала о том, что там за кулисами думают ее коллеги (смеется). Надо просто иметь железные нервы (улыбается).

Балет не прощает лжи и прогулов: в свете рампы видно все огрехи и помарки. И успех, как у Ахматовой: «Я знаю, ты моя награда за годы боли и труда».

Не зря говорят, что балерина – это стальная хрупкость…

Да, слабые не выживают. Вас съедят, задавят и переступят.

А вы смотрели «Черный лебедь»? Насколько правдива балетная история в фильме?

Конечно, всё утрировано. Это американский фильм, и акцент на экшен, чтобы впечатлить зрителя. Но интриги, слезы, боль и конкуренция – это всё есть. От этого надо уметь отключаться: как в балете, так и на любой другой работе. Надо приходить в «зал», закрывать дверь и всё остальное оставлять за этой дверью. С работой надо быть наедине, отдаться ей и тогда будет результат. Балет и вовсе не прощает лжи и прогулов: в свете рампы видно все огрехи и помарки. И успех, как у Ахматовой: «Я знаю, ты моя награда за годы боли и труда».

А детям Вы хотели бы такой же карьеры?

Если честно, то сыну нет, потому что в нашей стране это пока еще неблагодарный труд (хотя мужчины в балете на вес золота). А для девочки – да! Это всегда прекрасно: это и осанка, и формы, и чувство ритма, и чувство прекрасного.

Кстати, по поводу вашего мужа, с которым вы вместе танцуете. Есть стереотипное мнение, что мужчины в балете – это некая манерность, жеманность и ни разу не мужественность. Но если задуматься, балет ведь больше про характер, про труд, про те же стальные нервы. Это ли не мужественность?

Да, это стереотип. «Женственные» парни сейчас есть во всех индустриях, и в балете тоже. Но прямая ассоциация с балетом – это неверно. Это мужественная профессия, которая требует колоссальной самоотдачи. Трико – это не значит жеманность. Наши мужчины в трико выполняют партии очень темпераментных и властных персонажей, глядя на которых ты усомнишься сразу в какой-либо присущей «женственности». Например, Тореодор в «Кармен». Приходите в балет, вникайте и интересуйтесь – Вы будете поражены глубиной и красотой этого вида искусства.

источник