Меню Рубрики

Болят ноги у ребенка дцп

Книжка Екатерины Клочковой «Введение в физическую терапию» лежит у меня на столе, и я ее перечитываю. Некоторые куски по пять раз. Понять трудно.

Там сначала длинная вводная часть про то, как современная медицинская наука представляет себе болезнь, инвалидность, двигательное развитие ребенка и устройство нервной системы.

Это достоверные сведения, подкрепленные списком научной литературы, но их трудно уложить в голове, точно так же, как трудно уложить в голове тот научный факт, что Земля круглая – легче все же в быту представлять себе Землю плоской.

Точно так же трудно представлять себе объемной, например, проблему «ребенок не ходит». Дело ведь не только в его индивидуальных особенностях, не только в том, что повреждены нейроны мозга и спазмированы мышцы ног. Возможно ведь, что и сама задача «ходить» сформулирована неправильно.

Например, если ребенку два месяца – глупо же учить двухмесячного ходить. А если ему два года, но он отстает в развитии? А может быть, ребенку мешают ходить не столько собственные спазмированные мышцы, сколько окружающая среда. Например, мама так перепугана диагнозом ДЦП, так лелеет больного ребенка, что никогда не спускает с рук. Как же он научится ходить, если всегда живет на руках у мамы?

Екатерина Клочкова – физический терапевт

В описаниях Екатерины Клочковой каждый случай такой – сложный, объемный, развивающийся еще и во времени. Если ребенок не ходит от того, что ноги у него вывернуты и не становятся на пятку, глупо водить его за ручки в надежде, что научится ходить.

Он не научится, а ноги еще больше вывернутся от неестественной нагрузки, и взрослый, который водит за ручки, сорвет себе спину, потеряв способность хоть как-то ребенку помогать.

Каждый случай сложный. Нет волшебного метода, в который маме предлагалось бы поверить. Нет реабилитационного центра на краю света, в который следовало бы повезти ребенка во что бы то ни стало. Нет ударных двухнедельных курсов, которые следовало бы претерпеть сквозь боль и страдания.

Есть зато многостраничные анкеты, в которых разбирается, что именно с этим именно ребенком не так. И есть два-три раза в неделю безболезненные занятия, похожие на игру. И цель этих занятий – скорее не выправить ребенка прямо сейчас, а показать маме, как можно день изо дня заниматься с ребенком дома.

Санкт-Петербург, улица Чехова. Екатерина Клочкова принимает в Институте раннего вмешательства, в красивом здании, перестроенном из старинной конюшни. Мы пока ждем пациентку (Екатерина предпочитает термин «клиент») примерно трех лет по имени Ульяна, пьем чай и разговариваем о боли. Екатерина довольно решительно не признает необходимости терпеть боль.

Институт раннего вмешательства когда-то был конюшней

– Исследования доказывают нам, что если ребенок орет, то разрушается привязанность на биологическом уровне. Мать, вынужденная спокойно смотреть, как плачет ее ребенок, перестает реагировать выбросом пролактина на крик ребенка, на зов ребенка о помощи. Она находится в состоянии стресса. И ребенок тоже находится в состоянии стресса, в состоянии «собраться и спасаться», в этом состоянии в мозг ребенка поступает крайне мало кислорода, и учиться ребенок не может ничему. Вы же не можете учиться, когда убегаете в лесу от медведя.

Мы говорим про то, что боль – это несовременно и ненаучно

Я слушаю и не соображаю сразу спросить, что будет, если лечебную боль будет причинять ребенку сама мать. Что там будет с пролактином, если не чужой человек, инструктор ЛФК, причиняет ребенку боль, и мать не спасает кричащего малыша, но если болезненные упражнения исходят от самой матери, и ребенок плачет в ее руках.

Что будет, иными словами, если мать сама под руководством инструктора будет делать с ребенком болезненную гимнастику. Ведь не нарушается же привязанность в традиционалистских культурах, когда мать ребенка шлепает.

Эти вопросы не приходят мне в голову. С Екатериной говорить трудно. Ее гуманистическая модель мира крайне разумна, основывается на научных исследованиях, но плохо укладывается в голове человека, живущего в мире, где боль повседневна, а любовь – редкость.

Екатерина тем временем продолжает:

– Мы же хотим научить ребенка полезным навыкам? Ходить, обслуживать себя. Представьте, что вы учитесь чему-нибудь новому, например, кататься на одноколесном велосипеде. Если в процессе обучения один человек будет держать вашу голову, другой будет держать вашу попу, а третий будет выкручивать ваши суставы – вы научитесь кататься? Нет, конечно. Вы научитесь, только если у вас будет желание научиться, и если вы будете учиться самостоятельно.

Дальше Екатерина излагает научно обоснованную теорию о том, как человек в три этапа обучается двигательным навыкам, но понять этой теории я уже не могу, кончается оперативная память. Слава Богу, приходит клиент Ульяна, и я имею возможность посмотреть, как эта физическая терапия работает.

Ульяна тренирует ротацию за поцелуи и похвалы

Ульяне три года. Она не умеет ходить, сидеть и переворачиваться. Ноги у нее спазмированы так, что носки вытянуты, как у балерины, руки спазмированы так, что пальцы намертво сжаты в кулаки.

Екатерина встает на колени, мама Ульяны встает на колени напротив, Ульяна лежит между ними на полу, и похоже, что они просто ласкаются. За любое движение, тем более осознанное, Ульяна получает тысячу похвал и поцелуев в нос.

Екатерина придерживает Ульяну за бедра, а девочка приподнимается слегка и опирается на руку. Если я правильно понимаю, вся наша крупная моторика – ходить, садиться, переворачиваться – состоит из множества мелких и неосознанных элементов. Например, умение садиться начинается с умения опираться на руку. Вот его-то они сейчас и отрабатывают за поцелуи в нос.

Чтобы сесть, надо научиться опираться на руку

А чтобы Ульяне не было скучно просто сидеть и опираться на руку, Екатерина ставит перед нею кегли. То есть Ульяна сидит, опираясь на левую руку, сбивает кегли правой рукой, тем самым выводит себя из равновесия и сменою равновесия опору на руку тренирует.

Дальше – подготовка к ходьбе. Ходьба тоже состоит из множества мелких элементов, и один из них – опора на пятку. Екатерина сажает Ульяну себе между колен, устраивает ноги девочки так, чтобы пятки касались пола, а чтобы не было скучно просто сидеть, касаясь пола пятками, ставит перед Ульяной коробку с фасолью.

Ульяна разбрасывает фасоль, машет руками и этим самым выводит себя из равновесия, тренирует свою способность удерживать правильную позу, когда сидишь, спустив ноги и поставив пятки на пол.

Екатерина говорит к тому же, что разбрасывание фасоли тренирует Ульянины мышцы куда эффективнее, чем если бы инструктор ЛФК делал подобные движения за нее. Потому что она сама машет руками, а не предоставляет инструктору ее руками махать.

Смысл игры в фасоль в том, чтобы сидеть на попе, уперев пятки в пол

Ну и опять, разумеется, объятия, поцелуи в нос, похвалы. Ульяна улыбается. Занятие не кажется ей физкультурой, а кажется игрой.

Наконец – дельфин и пена. Ульяна с мамой и Екатериной играют с вибромассажером, выглядящим как дельфин. А потом сбивают в тазу пену для бритья. Играть с вибрирующим дельфином и сбивать пену Ульяне очевидно нравится. Девочка улыбается и даже смеется.

Через четверть часа таких игр спастически сжатые Ульянины кулаки расправляются, пальцы расслабляются. Я видел подобный эффект расслабления, но только после интенсивного и болезненного массажа, во время которого ребенок орет будто его режут, а мать стоит рядом и теряет способность вырабатывать пролактин.

Пена не творит чудес, просто в ней расслабляются руки

– Вы научите нас? – спрашиваю я Екатерину.

– Ну… – Екатерина, кажется, оценивает степень невыполнимости моей просьбы.

– Ну, или расскажите, где этому можно научиться.

источник

С диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) я живу с рождения. Точнее — с годовалого возраста (примерно тогда врачи наконец-то определили, как называется то, что со мной происходит). Я окончила спецшколу для детей с ДЦП, а через 11 лет пришла туда работать. С тех пор прошло уже 20 лет… По самым скромным подсчетам, я знаю, более или менее близко, больше полутысячи ДЦПшников. Думаю, этого достаточно для того, чтобы развеять мифы, которым склонны верить те, кто столкнулся с этим диагнозом впервые.

Миф первый: ДЦП — тяжелое заболевание

Не секрет, что многие родители, услышав от врача этот диагноз, испытывают шок. Особенно в последние годы, когда СМИ все чаще и чаще рассказывают о людях с тяжелой формой ДЦП — о колясочниках с поражением рук и ног, невнятной речью и постоянными насильственными движениями (гиперкинезами). Им и невдомек, что многие люди с ДЦП нормально говорят и уверенно ходят, а при легких формах вообще не выделяются среди здоровых. Откуда же берется этот миф?

Как и многие другие заболевания, ДЦП варьируется от легкой до тяжелой степени. По сути, это даже не болезнь, а общая причина целого ряда расстройств. Ее суть — в том, что во время беременности или родов у младенца оказываются поражены отдельные участки коры головного мозга, в основном те, которые отвечают за двигательные функции и координацию движений. Это и вызывает ДЦП – нарушение правильной работы отдельных мышц вплоть до полной невозможности управлять ими. Медики насчитывают более 1000 факторов, которые могут запустить этот процесс. Очевидно, что разные факторы вызывают разные последствия.

Традиционно выделяются 5 основных форм ДЦП, плюс смешанные формы:

Спастическая тетраплегия – самая тяжелая форма, когда больной из-за чрезмерного напряжения мышц не в состоянии управлять ни руками, ни ногами и нередко испытывает сильные боли. Ею страдает только 2% людей с ДЦП (здесь и далее статистика взята из Интернета), но именно о них чаще всего рассказывают в СМИ.

Спастическая диплегия – форма, при которой сильно поражены либо верхние, либо нижние конечности. Чаще страдают ноги – человек ходит с полусогнутыми коленями. Для болезни Литтля, наоборот, характерно сильное поражение рук и речи при относительно здоровых ногах. Последствия спастической диплегии имеют 40% ДЦПшников.

При гемиплегической форме поражены двигательные функции руки и ноги с одной стороны тела. Ее признаки есть у 32%.

У 10 % людей с ДЦП основная форма – дискинетическая или гиперкинетическая. Для нее характерны сильные непроизвольные движения – гиперкинезы – во всех конечностях, а также в мышцах лица и шеи. Гиперкинезы часто встречаются и при других формах ДЦП.

Для атаксической формы характерен пониженный тонус мышц, вялые замедленные движения, сильное нарушение равновесия. Она наблюдается у 15% больных.

Итак, малыш родился с одной из форм ДЦП. А дальше включаются другие факторы — факторы жизни, которая, как известно, у каждого — своя. Поэтому то, что происходит с ним после года, правильнее называть последствиями ДЦП. Они могут быть совершенно разными даже в рамках одной формы. Знаю человека со спастической диплегией ног и довольно сильными гиперкинезами, который окончил мехмат МГУ, преподает в институте и ходит в турпоходы со здоровыми людьми.

С ДЦП рождается, по разным данным, 3-8 младенцев из 1000. Большинство (до 85 %) имеет легкую и среднюю тяжесть заболевания. Это значит, что многие люди просто не связывают особенности их походки или речи со «страшным» диагнозом и считают, что в их окружении ДЦПшников нет. Поэтому единственный источник сведений для них — публикации в СМИ, которые отнюдь не стремятся к объективности…

Миф второй: ДЦП излечим

Для большинства родителей детей с ДЦП этот миф крайне привлекателен. Не задумываясь о том, что нарушения в работе мозга сегодня не исправляются никакими средствами, они пренебрегают «неэффективными» советами рядовых врачей, тратя все сбережения и собирая огромные суммы с помощью благотворительных фондов, чтобы оплатить дорогостоящий курс в очередном популярном центре. Между тем, секрет облегчения последствий ДЦП отнюдь не столько в модных процедурах, сколько в постоянной работе с малышом начиная с первых недель жизни. Ванны, обычные массажи, игры с распрямлением ножек и ручек, поворотами головы и выработкой точности движений, общение — вот та база, которая в большинстве случаев помогает организму ребенка частично компенсировать нарушения. Ведь главная задача раннего лечения последствий ДЦП — не исправление самого дефекта, а предупреждение неправильного развития мышц и суставов. А этого можно достичь только ежедневным трудом.

Миф третий: ДЦП не прогрессирует

Так утешают себя те, кто столкнулся с нетяжелыми последствиями заболевания. Формально это верно – состояние мозга действительно не меняется. Однако даже легкая форма гемиплегии, практически не заметная окружающим, уже к 18 годам неизбежно вызывает искривление позвоночника, которое, если им не заниматься, — прямой путь к раннему остеохондрозу или межпозвонковым грыжам. А это – сильные боли и ограничение подвижности вплоть до невозможности ходить. Подобные типичные последствия есть у каждой формы ДЦП. Беда лишь в том, что в России эти данные практически не обобщаются, а потому растущих ДЦПшников и их родных никто не предупреждает об опасностях, подстерегающих в будущем.

Гораздо лучше известно родителям, что пораженные участки мозга становятся чувствительными к общему состоянию организма. Временное усиление спастики или гиперкинезов могут вызвать даже банальный грипп или скачок давления. В редких случаях нервное потрясение или серьезное заболевание вызывают резкое длительное усиление всех последствий ДЦП и даже появление новых.

Разумеется, это не значит, что людей с ДЦП надо содержать в тепличных условиях. Наоборот: чем крепче организм человека, тем легче он адаптируется к неблагоприятным факторам. Однако если процедура или физическое упражнение регулярно вызывают, к примеру, усиление спастики, от них нужно отказаться. Ни в коем случае нельзя делать что-либо через «не могу»!

Особое внимание должны проявлять родители к состоянию ребенка с 12 до 18 лет. В это время даже здоровые дети испытывают серьезные перегрузки из-за особенностей перестройки организма. (Одна из проблем этого возраста – рост скелета, опережающий развитие мышечных тканей.) Знаю несколько случаев, когда ходячие дети из-за проблем с коленными и тазобедренными суставами в этом возрасте садились на коляску, причем навсегда. Именно поэтому западные врачи не рекомендуют ставить на ноги ДЦПшников 12-18 лет, если до этого они не ходили.

Миф четвертый: всё от ДЦП

Последствия ДЦП бывают самые разные, и все же их перечень ограничен. Однако близкие людей с этим диагнозом порой считают ДЦП причиной не только нарушения двигательных функций, а также зрения и слуха, но и таких явлений как аутизм или синдром гиперактивности. А главное – считают: стоит вылечить ДЦП – и все остальные проблемы решатся сами собой. Между тем, даже если причиной болезни действительно стал ДЦП, лечить надо не только его, но и конкретное заболевание.

Читайте также:  Почему болит второй палец на ноге при ходьбе

Особенно забавно фраза «У вас же ДЦП, чего вы хотите!» звучит в устах врачей. Не раз и не два я слышала ее от докторов разных специальностей. В этом случае приходится терпеливо и настойчиво объяснять, что хочу я того же, что и любой другой человек, – облегчения собственного состояния. Как правило, врач сдается и назначает те процедуры, которые мне необходимы. В крайнем случае, помогает поход к заведующему. Но в любом случае, сталкиваясь с тем или иным заболеванием, человеку с ДЦП приходится быть особенно внимательным к себе и порой подсказывать врачам нужное лечение, чтобы свести к минимуму негативное воздействие процедур.

Миф пятый: с ДЦП никуда не берут

Здесь утверждать что-либо с опорой на статистику крайне сложно, ибо надежных данных попросту нет. Однако, если судить по выпускникам массовых классов спецшколы-интерната № 17 г. Москвы, где я работаю, лишь единицы после школы остаются сидеть дома. Примерно половина поступает в специализированные колледжи или отделения вузов, треть — в обычные вузы и колледжи, кое-кто сразу идет работать. В дальнейшем трудоустраивается не менее половины выпускников. Иногда девушки после окончания школы быстро выходят замуж и начинают «работать» мамой. С выпускниками классов для детей с умственной отсталостью ситуация сложнее, однако и там около половины выпускников продолжает учебу в специализированных колледжах.

Этот миф распространяют в основном те, кто не в состоянии трезво оценить свои способности и хочет учиться или работать там, где ему вряд ли удастся соответствовать предъявляемым требованиям. Получая отказ, такие люди и их родители нередко обращаются в СМИ, стремясь силой добиться своего. Если же человек умеет соизмерять желания с возможностями, он находит свой путь без разборок и скандалов.

Показательный пример – наша выпускница Екатерина К., девушка с тяжелой формой болезни Литтля. Катя ходит, но может работать на компьютере всего одним пальцем левой руки, а ее речь понимают только очень близкие люди. Первая попытка поступить в вуз на психолога не удалась – посмотрев на необычную абитуриентку, несколько преподавателей заявили, что отказываются ее учить. Через год девушка поступила в Академию печати на редакторский факультет, где была дистанционная форма обучения. Учеба пошла настолько успешно, что Катя стала подрабатывать сдачей тестов за своих однокашников. Устроиться после окончания вуза на постоянную работу ей не удалось (одна из причин – отсутствие трудовой рекомендации МСЭ). Однако время от времени она работает модератором учебных сайтов в ряде вузов столицы (трудовой договор оформляется на другого человека). А в свободное время пишет стихи и прозу, выкладывая произведения на собственный сайт.

Сухой остаток

Что же я могу посоветовать родителям, которые узнали, что у их малыша ДЦП?

Прежде всего – успокоиться и постараться уделять ему как можно больше внимания, окружая его (особенно в раннем возрасте!) только положительными эмоциями. При этом постарайтесь жить так, будто в вашей семье растет обычный ребенок – гуляйте с ним во дворе, копайтесь в песочнице, помогая своему малышу наладить контакт со сверстниками. Не нужно лишний раз напоминать ему о болезни – ребенок должен сам прийти к пониманию своих особенностей.

Второе – не уповайте на то, что рано или поздно ваш ребенок будет здоровым. Примите его таким, какой он есть. Не следует думать, что в первые годы жизни все силы надо бросить на лечение, оставив развитие интеллекта «на потом». Развитие ума, души и тела взаимосвязаны. Очень многое в преодолении последствий ДЦП зависит от желания ребенка их преодолеть, а без развития интеллекта оно просто не возникнет. Если же малыш не понимает, зачем нужно терпеть дискомфорт и трудности, связанные с лечением, пользы от таких процедур будет немного.

Третье – будьте снисходительны к тем, кто задает нетактичные вопросы и дает «глупые» советы. Помните: недавно вы сами знали о ДЦП не больше, чем они. Постарайтесь спокойно вести такие разговоры, ведь от того, как вы будете общаться с окружающими, зависит их отношение к вашему ребенку.

А главное – верьте: у вашего ребенка всё будет хорошо, если он вырастет открытым и доброжелательным человеком.

источник

Детский церебральный паралич – не отдельное заболевание, а множество синдромов, возникающих по разным причинам. Главной общей чертой у них является поражение мозга и, как следствие, нарушение способности двигаться. Важной особенностью ДЦП считают появление симптомов у детей первых лет жизни, когда основные функции мозга только формируются. Например, у подростка после травмы может возникнуть повреждение мозга и двигательные нарушения, но такое состояние не подойдет под критерии ДЦП.

Еще одним признаком детского церебрального паралича считают его непрогрессирование. То есть поражение мозга с течением времени не усугубляется, а дефекты движений поддаются частичной коррекции. Но этот пункт является спорным, так как при отсутствии надлежащего ухода и методических занятий у детей могут появиться тяжелые осложнения.

Двигательные расстройства возникают при поражении мозга двух видов:

  • Изменения в нервных клетках изначально нормального мозга
  • Первичное нарушение строения мозга

При воздействии повреждающего фактора на нервные клетки возникают очень разнообразные дефекты. Причиной служит особая уязвимость тех структур мозга, которые интенсивно развиваются именно в данный момент. Поэтому у одних детей с ДЦП больше нарушены движения рук, у других-ног, у третьих – координация.

Большая частота ДЦП у детей, родившихся преимущественно раньше 33 недели, объясняется незрелым мозгом и несовершенными артериями. У здоровых доношенных детей при малейшем кислородном голодании кровь распределяется так, чтобы головной мозг не пострадал. У маловесных детей, особенно находящихся на ИВЛ, такого механизма нет. Поэтому при гипоксии некоторые участки мозга отмирают, оставляя вместо себя полости.

  • По статистике большинство детей с ДЦП были рождены вовремя, в ходе нормальных родов, а нарушения произошли во время беременности.
  • Только у 10 % больных детей была отмечена асфиксия в родах или родовая травма
  • Параллельно с двигательными расстройствами дети с ДЦП часто страдают от нарушения слуха, нарушение зрения, речевых дефектов и психических нарушений.
  • Фетоплацетарная недостаточность, ведущая к хроническому кислородному голоданию плода
  • Инфекционное поражение нервной системы плода (например, вирусом краснухи)
  • Тяжелый резус-конфликт матери и плода
  • Хромосомные мутации и наследственные заболевания плода
  • Асфиксия плода (полное отсутствие кислорода при обвитии пуповиной, отслойке плаценты, длительном пережатии пуповины костями таза)
  • Травма во время родов (при стремительных родах, неправильном положении плода, узком тазе у матери)
  • Травмы головы
  • Инфекции (как передавшиеся в момент родов, так и полученные в первые дни жизни)
  • Отравление лекарственными препаратами и токсическими веществами

Из-за многообразия проявлений ДЦП существует множество различных классификаций. Главным принципом разделения симптомов служит степень поражения и количество конечностей, в которых затруднены движения:

Синдром Изменения в мозге Частые причины
Спастическая диплегия
  • Очаги отмирания
  • кисты (перивентрикулярная лейкомаляция)
  • Недоношенность и маловесность
  • Кислородное голодание (гипоксия)
  • Инфекция
  • Дисфункция щитовидной железы
Спастическая тетраплегия
  • Перивентрикулярная лейкомаляция
  • Множественные очаги отмирания
  • Пороки развития
  • Кислородное голодание
  • Инфекция
  • Дисфункция щитовидной железы
  • Нарушение развития эмбриона
Гемиплегия Чаще – кровоизлияние в мозг
  • Нарушение свертываемости крови
  • Наследственные болезни и пороки развития
  • Инфекция
Экстрапирамидная форма Поражение определенного участка мозга (базального)
  • Асфиксия
  • Поражение билирубином (при тяжелой желтухе)
  • Митохондриальные заболевания

Это двустороннее нарушение функции одноименных конечностей, чаще – ног. Руки полностью или почти полностью сохраняют свои функции. Такая форма паралича встречается чаще всего.

Хотя незначительные нарушения можно заметить уже у новорожденного, самые яркие проявления начинаются с периодом ползанья ребенка.

  • Ползая, ребенок равномерно двигает руками, но подтягивает ноги. В тяжелых случаях ползанье затруднено
  • В нижних конечностях повышен тонус, усилены сухожильные рефлексы (выявляются на приеме у невролога)
  • При поддержке под мышки возможно скрещивание конечностей
  • Начало ходьбы запаздывает, ребенок ходит на цыпочках
  • В тяжелых случаях – отставание нижних конечностей в росте

Интеллект в большинстве случаев сохранен, речь может незначительно нарушаться. Судорожный синдром возникает реже, чем при других видах ДЦП. В легких случаях дети способны обслуживать себя и осваивать новые навыки.

Это паралич четырех конечностей — самая тяжелая и плохо корректируемая форма ДЦП. Возникает она вследствие обширных повреждений мозга, часто сопровождается умственной отсталостью и эпилептическими приступами.

  • С самого рождения у детей может нарушаться глотание
  • Тонус повышен во всех четырех конечностях, часто – с одной стороны в большей степени
  • Невозможны или затруднены ползание, хождение и другие навыки
  • Часто – эпилепсия, нарушение речи, интеллекта, зрения
  • Частое сочетание с микроцефалией (уменьшенным размером головы) и другими пороками развития

Прогноз для психического развития ребенка также неблагоприятный: большинство имеют умственную отсталость средней или тяжелой степени.

Это нарушение функции одноименных руки и ноги, чаще – справа. Рука страдает в большей степени. При рождении все рефлекс сохранены, но с развитием ребенка становится заметным снижение функции руки на пораженной стороне.

  • тонус в руке высокий, она может быть согнута во всех суставах и прижата к телу
  • равновесие и позы сидя и стоя формируются почти вовремя
  • интеллект чаще всего не страдает
  • возможно возникновение судорог

Это особый вид ДЦП. Поражение происходит вследствие несовместимости крови матери и плода либо при тяжелой недоношенности.

  • тонус чаще бывает снижен
  • дети плохо держат головку
  • позже возникают эпизоды гипертонуса, насильственных движений
  • самостоятельная ходьба становится возможной после 4-6 лет
  • могут быть нарушены глотание, произношение слов и звуков
  • интеллект остается сохранным в большинстве случаев

Насильственные движения при ДЦП бывают следующих видов:

  • Хореиформные движения — резкие быстрые движения бедер и плечевых отделов
  • Атетоидные движения – червеобразные, медленные, извивающиеся движения кистей и стоп
  • Смешанная форма – атетоз и хорея одновременно

Все насильственные движения усиливаются при стрессах и эмоциональных реакциях, уменьшаются в спокойном состоянии и полностью исчезают в период сна.

Все вышеперечисленные симптомы ДЦП могут проявляться в разной степени. Тяжесть чаще всего зависит от размера поражения мозга. Большое влияние играет время начала занятий лечебной физкультурой и коррекцией речи.

  • Легкая степень. Ребенок может без посторонней помощи двигаться, выполнять задания по дому, посещать обычную школу и осваивать большинство профессий.
  • Средняя степень. Ребенку необходима помощь посторонних, но социализация возможна.
  • Тяжелая степень . Ребенок абсолютно зависим от окружающих, не способен обслуживать себя.

Для прогноза заболевания важен принцип: чем раньше поставлен диагноз, тем эффективнее будет лечение. Поэтому очень важно обследование ребенка еще в родильном доме. Особенно тщательно нужно наблюдать детей из групп риска:

  • недоношенные дети
  • маловесные
  • с врожденными пороками развития (даже незначительными)
  • заразившиеся инфекционным заболеванием от матери во время беременности
  • дети, чье появление на свет сопровождалось применением акушерских щипцов, вакуум-экстрактора и других приспособлений
  • находящиеся по тем или иным причинам на искусственной вентиляции легких
  • дети, получившие низкую оценку по шкале Апгар (от 0 до 5 баллов)
  • дети с тяжелой желтухой новорожденных

Врач, обследуя новорожденного, проверяет все рефлексы и тонус мышц. При подозрении на поражение мозга требуются специальные методы:

  • УЗИ головного мозга (имеет диагностическую ценность только в сочетании с жалобами и симптомами у ребенка)
  • ЭЭГ (электроэнцефалография) – при возникновении судорог
  • КТ и МРТ при необходимости. Этими методами можно обнаружить гидроцефалию, кисты, очаги кровоизлияний или опухоли в головном мозге.

В результате врач может поставить диагноз: энцефалопатия, то есть патология мозга. Именно она является предпосылкой для развития ДЦП. Но, к сожалению, термин энцефалопатия очень часто применяется необоснованно. Нельзя забывать, что у детей первых 6 месяцев жизни возможна повышенная возбудимость, легкий тремор подбородка и ручек, повышенный тонус конечностей. Все это является индивидуальной особенностью, не требует лечения и проходит с появлением у малыша ползанья и ходьбы. Поэтому важно найти квалифицированного педиатра, способного отличить физиологический тонус мышц от первых признаков детского церебрального паралича.

Течение беременности и родов Состояние новорожденного Первые месяцы жизни Диагностика
ДЦП
  • Осложненная беременность
  • Стремительные или затяжные роды
  • Слабость родовой деятельности
  • Маловесность
  • Недоношенность
  • Необходимость ИВЛ
  • Желтуха новорожденных
  • Низкие баллы по шкале Апгар
  • Часто – повышенная возбудимость или заторможенность.
  • Высокий тонус мышц, длительно существующие «детские» рефлексы.
  • Иногда – гидроцефалия, судороги
Осмотр неврологом. УЗИ, ЭЭГ, КТ, МРТ.
Фенилкетонурия и другие болезни обмена аминокислот Часто – без особенностей Часто – без особенностей. Иногда – сходные с ДЦП симптомы Часто – без особенностей. Иногда – сходные с ДЦП симптомы Биохимические анализы
Мукополисахаридоз Часто – без особенностей Характерные черты: крупный череп, нависающий лоб, запавшая переносица, большой язык, деформация грудной клетки и позвоночника. Короткие пальцы, большой живот Сниженный тонус мышц Специальный анализ мочи и крови на ферменты
Нейрофиброматоз Часто – без особенностей Часто – без особенностей Сниженный тонус мышц. Характерные внешние признаки
Спинальная амиотрофия Верднига-Гоффманна Часто – без особенностей Выраженный гипотонус с характерной расслабленной позой при врожденной форме. Без особенностей – при ранней форме Выраженный гипотонус мышц при врожденной форме. Электромиография
Гипотиреоз (снижение функции щитовидной железы) Часто – нарушение функции щитовидной железы у матери Большая масса тела, отеки голеней, выраженный гипотонус Сонливость, склонность к запорам, вялость Исследование гормонального статуса

продолжение таблицы — ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Двигательные расстройства Интеллект, речь Дополнительные синдромы Возможность приобретения новых навыков
ДЦП
  • При спастических формах: высокий тонус, патологические мышечные рефлексы.
  • При гипотонических формах: снижение и неравномерность мышечного тонуса, насильственные движения
Снижение интеллекта различной степени или норма. Речь часто затруднена или невозможна.
  • Гидроцефалия
  • Микроцефалия
  • Судороги
Во многих случаях навыки формируются, хотя и с большим отставанием.
Фенилкетонурия и другие болезни обмена аминокислот Повышение сухожильных рефлексов. Появление к концу первого года жизни. Заторможенность. Расстройство речи.
  • Появление косоглазия, дрожания глазных яблок
  • Судороги
  • Гидроцефалия
  • Микроцефалия
Нарастание дефицита всех функций, утрата приобретенных навыков
Мукополисахаридоз Гипотонус мышц. Снижение интеллекта различной степени.
  • Поражение сердца, глаз
  • Низкий рост
Резко снижена
Нейрофиброматоз Гипотонус мышц. Замедление психомоторного развития. Интеллект часто не страдает. Опухолевидные образования на коже, в спинном и головном мозге. Пятна цвета кофе с молоком на коже. Сохранена
Спинальная амиотрофия Верднига-Гоффманна
  • При врожденной форме состояние постепенно ухудшается, присоединяется пневмония, смерть наступает от остановки дыхания.
  • При ранней форме после года – гипотонус мышц.
При ранней форме – не страдает или незначительно снижен. Чаще всего – ухудшение состояния и потеря навыков вплоть до обездвиженности.
Гипотиреоз (снижение функции щитовидной железы) Гипотонус мышц Без лечения интеллект у детей снижен в разной степени. Характерный вид ребенка:
маленький рост,
большой живот,
тусклые волосы,
широкая переносица,
узкие глаза,
полуоткрытый рот,
сухая кожа.
Сохраняется при вовремя начатом лечении
Читайте также:  Болит нога под коленом уплотнение

Хотя уже с первых дней часто присутствует ДЦП, у новорожденных симптомы болезни заметить бывает трудно. Движения ребенка ограничены, а большую часть суток он проводит во сне. Только самые тяжелые формы болезни можно определить на столь раннем этапе.

В возрасте 3-4 месяцев у здоровых детей пропадают некоторые детские рефлексы, что дает им возможность развиваться и обретать новые навыки. У детей с ДЦП эти рефлексы сохраняются, препятствую дальнейшему двигательному развитию. На этом этапе можно предположить риск развития болезни с большей вероятностью.

  • Ребенок чаще вялый, не глотает, не сосёт, нет спонтанных движений
  • в 3-4 месяца у здоровых детей исчезают рефлексы:
    • Моро — раскидывание ручек при поднятии и резком опускании туловища вниз
    • Ползанья — ребенок пытается ползти при подпирании пяточек рукой
    • Рефлекторной ходьбы — при поддержке ребёнка в вертикальном чуть наклонном положении он перебирает ножками.

    Все эти рефлексы детские. в более старшем возрасте они мешают получению новых навыков, что и происходит при ДЦП.

Родителей должно насторожить, если после 4-6 месяцев малыш очень возбудим или вял, не укладывается по срокам приобретения навыков, сидит и стоит несимметрично, щадя половину тела или ноги. В возрасте от года родители могут заметить непроизвольные движения у ребёнка.

Более подробно о том, какие навыки должны появляться у малыша в каждом месяце и соответствует ли развитие ребенка нормам, можно узнать из «Дневника развития ребенка от рождения до трех лет», А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина, 2001 год. Это очень понятный и подробный список навыков в определённом возрасте, в нем указаны самые поздние сроки их появления, если навыки запаздывают — это может быть признаком отставания в развитии, в том числе и признаками ДЦП.

При ДЦП симптомы до года дают о себе знать почти в 100% случаев. К этому возрасту могут присоединиться и спутники детского церебрального паралича.

Специальный поддерживающий костюм СПИРАЛЬ

Несмотря на то, что очаги поражения в мозге с возрастом не разрастаются, состояние больного ребенка может ухудшаться из-за формирования неправильных поз и способов передвижения. Отсутствие общения со сверстниками и педагогическая запущенность могут привести к усугублению речевых и эмоциональных расстройств:

  • нарушение двигательного аппарата
    • Контрактуры (устойчивые сгибания рук и ног из-за длительного высокого тонуса).
    • Контрактуры могут быть настолько сильными, что приводят к вывихам суставов
    • Деформация по типу «конской стопы», когда ребенок ходит исключительно на носочках
    • Искривление позвоночника, грудной клетки, перекос таза из-за длительной неправильной позы при ходьбе и сидении
  • нарушение речи
  • психологические проблемы из-за общественной изоляции

Вылечить детский церебральный паралич полностью не представляется возможным. Но при своевременных мерах, правильном отношении родителей и педагогов ребенок способен достигать больших успехов в самообслуживании и приобретении навыков.

  • Стимулировать ребенка к появлению навыков самообслуживания, передвижения и правильных движений всего тела.
  • Не допустить появление неправильных поз, контрактур и искривления позвоночника.
  • Создать условия для полноценного развития речи и формирования психоэмоциональной деятельности.

Лечение детей с ДЦП определяет специалист, так как нужно учесть многие факторы: форму церебрального паралича, его тяжесть, сохранность других навыков, уровень интеллектуального развития, возраст ребенка и сопутствующие заболевания.

Главными препаратами при ДЦП являются:

  • противосудорожные лекарства (при судорогах), назначаемые врачом-эпилептологом под строгим контролем дозировки.
  • при выраженных болезненных спазмах мышц – расслабляющие препараты: диазепам, баклофен (также назначаются по строгим показаниям)

Из всех остальных медикаментов, назначаемых при ДЦП, большинство является пустышками. Важно помнить, что отмершие очаги в мозге уже ничем не восстановишь. Поэтому принимать ноотропы, кучу витаминов и препараты, якобы улучшающие кровоснабжение мозга, не следует. Препараты с недоказанной эффективностью и безопасностью:

  • якобы «сосудистые» лекарства (кавинтон, циннаризин)
  • актовегин, кортексин, церебролизин (назначаемые повально, не только детям с ДЦП)
  • «ноотропные» препараты (пирацетам, пантогам, фенибут)
  • гомеопатические средства

Очень важный этап лечения, проводимый на протяжении всей жизни ребенка. Если здоровому малышу нужен только нежный массаж руками мамы, то при ДЦП в первое время необходима помощь специалиста. Он поможет подобрать упражнения и массаж для нужных групп мышц. Неправильный массаж и занятия могут усугубить состояние ребенка.

У детей с церебральным параличом из-за несбалансированного тонуса мышц могут появиться патологические позы. В будущем это затормозит их развитие и приведет к контрактурам и необратимым последствиям. Коррекцию таких поз осуществляют с помощью специальных приспособлений: лонгет, шин, валиков, щитов, бандажей, вертикализаторов.

  • Физиотерапия, направленная на снятие болезненных спазмов мышц
  • Коррекция нарушений речи (индивидуальные и групповые занятия с логопедом)
  • Снятие социальной изоляции – крайне важный пункт, без которого успехи в лечении не могут быть высокими.
  • Иппо- и дельфинотерапия. Общение с животными позволяет детям улучшить речь, координацию и адаптировать к жизни в обществе (см. иппотерапия).

Родители особых малышей с церебральным параличом должны понимать главный принцип: занятия и лечение будут пожизненными. ДЦП – мультисимптомная болезнь. Поэтому участие в лечении принимают невролог, физиотерапевт, врач лечебной физкультуры, хирург, логопед и психолог. В большинстве крупных городов страны есть центры лечения ДЦП, где присутствует все необходимое для успешной реабилитации. Благодаря специалистам и семье больной ребенок может приобрести много навыков, обрести профессию, социализироваться и чувствовать себя равноправным членом общества. Клиники и санатории принимают больных как общих, так и на коммерческих условиях.

Рождение детей с ДЦП – всегда большой шок для родителей. Чтобы научиться жить с этим и любить своего малыша несмотря ни на что, порой требуется время. Поэтому рекомендуется воспользоваться помощью психолога для решения внутрисемейных проблем, принятия ситуации и обретения гармонии с собой и малышом.

Название Адрес, телефон
Польша «Евромед» http://www.euromed-rehabilitacja.pl/
г. Электросталь Реабилитационный центр «Огонек» г. Электросталь, ул. Тевосяна, д.27 тел.+7 (496) 573-54-44
г. Самара Самарский терапевтический комплекс «Реацентра» (846) 205-03-43 Ново-Вокзальный тупик 21″А»
г. Воронеж Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды» г. Воронеж, ул. Плехановская, 10-а тел. 255-48-38 факс: 255-38-70
г. Тула Тульский областной реабилитационный центр г. Тула
г. Вологда Вологодский областной центр
г. Санкт-Петербург Институт «Турнера» — ФГБУ «НИДОИ им. Г.И. ТУРНЕРА» г. Санкт-Петербург, Пушкин, Парковая ул. дом 64-68
г. Белгород Областной реабилитационный центр в Белгороде, руководитель Свергузов
г. Москва НПЦ на Лодочной г. Москва ул. Лодочная, д. 15, к. 2
г. Москва НПЦ в Солнцево г. Москва Солнцево ул Авиаторов, д.38
г. Москва Центр лечебной педагогики г. Москва Строителей, 17б
г. Москва В СОЛНЦЕВО ул Авиаторов, д.38 Центр патологии речи г. Москва В СОЛНЦЕВО ул Авиаторов, д.38Николоямская, 20

О реабилитационных центрах рассказывает Татьяна Нечай — член наблюдательного Совета Благотворительного фонда помощи детям-инвалидам с ДЦП «Адели»:

«Поскольку родители у нас со всех регионов России, мы перепробовали очень много центров. Клубная система фонда позволяет не только знать результаты, но и видеть их. Несмотря на то, что большинство центров оборудованы по самому высокому классу, результаты лечения разные и часто желают лучшего. Самым хорошим центром по лечению ДЦП, судя по результатам у детей, является ЭЛЕКТРОСТАЛЬСКИЙ ЦЕНТР «ОГОНЕК». Даже в поздней возрастной стадии, результаты там очень высокие.

Мы ведем статистику не только по родительским отзывам, но и по дальнейшему заключению специалистов, которые наблюдают ребенка с раннего возраста. Фиксируем фото-видео документы, участвуем в конференциях, в том числе международных.

Мы направляли на лечение детей в зарубежные центры. Пришли к выводу, что не все иностранные клиники так уж хороши. Например, об израильской медицине в области лечения ДЦП вообще говорить не стоит. ДЦП они лечить не умеют.

Однако, польский реабилитационный центр «Евромед», в котором лечение проводится по российской методике «Адели», автором которой является известный ученый, врач, профессор РАМН Ксения Александровна Семенова, является лучшим в мире по лечению ДЦП. Обучали польских специалистов российские врачи.

О чем это говорит? О том, что в России гениальные ученые! Их научные труды, методики и разработки высоко ценятся на мировом уровне.

Реабилитационный центр «Огонек» также работает по методикам Ксении Александровны Семеновой, имеет свой научно-практический центр, свои разработки в области лечения ДЦП, костюм-следующее поколение костюма «Адели», аппарат и методику лечения спинального дизрафизма (Спина Бифида).

Деятельность центра разрушают властные структуры, вместо того, чтобы помогать развивать. Амбулаторное отделение на ул. Ротерта отобрали и передали Морозовской детской больнице, которая не занимается лечением ДЦП, поэтому реабилитацию теперь можно пройти только в г. Электросталь Московской области. Помещение Научно-производственного и исследовательского центра «Огонек» по адресу Отрадный проезд дом 3-«Б», тоже отобрали, и разместили там ФГУП «Охрана». Теперь в этом помещении склад оружия и охранники.

Руководитель компании находится в недоумении от всего произошедшего и на фоне пережитого стресса, планирует перенести работу научно-практического и реабилитационного центра в Европу. А это значит, что нашим российским пациентам скоро придется ездить уже не в Электросталь, а, допустим, в Германию или в Швейцарию, за иностранную валюту- за российскими методиками и оборудованием.

Нашим врачам, которые работают в государственной системе здравоохранения, тоже не позавидуешь. Конечно, страдают от системы не все. Кому как повезет.

Давайте возьмем пример польского центра. С одним ребенком, только ЛФК, занимаются 2 терапевта в течение 2-х часов по комплексной программе. У этих специалистов всего три пациента в день. Соответственно, весь курс реабилитации они работают только с 3 пациентами. У них очень хорошие зарплаты, потому что курс реабилитации одного ребенка стоит 8000 Евро за 28 дней реабилитации. У пациентов отличная динамика результатов, которые видны уже через две недели занятий.

Теперь давайте возьмем пример в России : В феврале 2015 года Филиал №1 Морозовской больницы пригласил наших подопечных фонда мам и детей с ДЦП (москвичей) пройти курс реабилитации за бюджетное финансирование. В среднем получается 9000 рублей мама+ребенок. За 21 день стоимость лечения составляет 189 000.

Причем, реабилитацию должны были проходить и мамы, и дети. Радости не было предела.

С 12 по 14 февраля заехали 6 детей с родителями.

А теперь представьте картину: клиника филиала рассчитана на 160 мест. Массажистов там всего три, такое же количество терапевтов ЛФК. Могут ли три терапевта и три массажиста обслужить даже половину всего количества пациентов? Сколько по времени они могут заниматься с каждым ребенком, не говоря уже о родителях? О каких результатах можно говорить? Соответственно 9 детей и 9 родителей, которые должны были заехать туда 16 февраля, напрочь отказались от такой реабилитации, не взирая на то, что она бесплатная.

А медицинский персонал там замечательный. Врачи — профессионалы. И они не виноваты в том, что физически не могут объять необъятное. И получают зарплату эти люди в три раза меньше, чем специалист со средним медицинским образованием в Польше, который занимается только с тремя детьми и то, в паре с помощником.

Делаем вывод: Даже 20 реабилитаций в Российской государственной клинике с подобной системой реабилитации нельзя сравнить по динамике результатов с одной реабилитацией в Польше.

В реабилитационном центре «Огонек в Электростали, 26-ти-дневный курс стоит в два с половиной раза дешевле, чем в Польше 275 000 рублей или 3600 Евро. Там занятия проводятся также индивидуально. Единственный минус, в стационарном отделении всего 27 мест, а в амбулаторном на Ротерта, пока не отобрали, принимали порядка 50 пациентов в месяц. Поэтому, тем, кому не повезло — едут заграницу.

Сейчас в Китай многие рвутся, хотя в России рефлексотерапевтов много. Но там есть результаты.

А вот знаменитый профессор Козявкин, который успешно лечил в Трускавце всех пациентов 18-й детской клинической больницы г. Москвы и многих регионов России, вынуждено открыл клинику на Кипре и центр не оправдал надежд российских пациентов. Киприоты, по уверениям родителей, работают отвратительно.

Рассуждать можно сколько угодно, и также иметь свое мнение по поводу того, где лучше лечат и как. У нас есть государство, чиновники, Минздрав, которые обязаны выстроить систему так, чтобы люди не желали никуда ехать, а лечились в большей степени в России.

У нас центров, практикующих лечение пациентов с ДЦП много. Могу отметить Тульский областной реабилитационный центр. И оборудование, и специалисты, и результаты там хорошие.

В Москве есть центры, куда родители везут своих детей с радостью. Это НПЦ в Солнцево, Центр лечебной педагогики, Центр патологии речи, НПЦ на Лодочной (см. таблицу).

Есть центры в Вологде, в Воронеже в Белгороде, в Самаре и в других регионах.

Надеюсь, что когда-то в нашей стране будет все хорошо. Всем хорошо: и врачам, и пациентам!

И государству… если система здравоохранения будет работать, как положено!»

источник

Детская инвалидность ежегодно увеличивается на 10%. Во всем мире заболевания нервной системы у детей являются одной из ведущих причин, приводящих к инвалидности. Дети с ДЦП составляют 24% в структуре детской неврологической инвалидности.

Детский церебральный паралич — это один из самых тяжелых итогов перинатального поражения нервной системы.

Детский церебральный паралич — это результат повреждения головного мозга, полученного во время беременности, родов и в течение первых 28 дней жизни малыша. Болезнь проявляется двигательными нарушениями, расстройством речи, психики и восприятия окружающего мира, которые не прогрессируют, но поддаются коррекции и восстановлению лишь частично.

Для современной медицины детский церебральный паралич — это сложное, трудно поддающееся лечению заболевание, несмотря на ее научные и практические достижения.

Воздействие на организм плода в период беременности:

  • наличие у матери тяжелых заболеваний, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие будущего ребенка;
  • осложнения течения беременности;
  • гипоксия, инфекции, токсины и другие факторы, которые могут стать причиной неправильного развития ребенка.

Факторы, оказывающие воздействие на малыша в момент родов:

Воздействие на ребенка в периоде новорожденности:

  • различные травмы;
  • отравление организма;
  • инфекции;
  • недостаток кислорода в организме ребенка.

Формы ДЦП по клиническим проявлениям:

  1. Двойная гемиплегия.
  2. Спастическая диплегия, которую еще называют синдромом Литтля.
  3. Гемипаретическая или спастическая гемиплегия.
  4. Гиперкинетическая.
  5. Атонически-астатическая.
  1. Ранняя стадия. Развивается в первые четыре месяца жизни. Характеризуется тяжелым общим состоянием малыша, нарушением работы внутренних органов, вызванных сбоем нервной регуляции (подачи сигналов к действию от нервной системы к органам), повышением внутричерепного давления, нистагмом (непроизвольным движением глаз), судорогами и двигательными нарушениями.
  2. Начальная стадия (хронически резидуальная). Начинается с 5 месяцев и длится до 4-летнего возраста. Она протекает на фоне остаточных явлений после перенесенной патологии с формированием стойких неврологических нарушений.
  3. Поздняя резидуальная стадия (конечная). Стадия, когда окончательно сформировались неправильные двигательные стереотипы с контрактурами и деформациями.
  1. Легкая степень. При этой степени возможно самостоятельное передвижение и наличие навыков самообслуживание.
  2. Средняя степень. Детям требуется частичная помощь при передвижении и при самообслуживании.
  3. Тяжелая. Дети полностью зависят от окружающих их людей.
Читайте также:  Болит палец на ноге после холода

Существует еще одна классификация для оценки двигательных нарушений, возникающих при ДЦП. Это международная классификация моторных (двигательных) функций, мировой стандарт, которым пользуются во всем мире, чтобы оценить уровень двигательных нарушений у детей, учитывая их возможности и потребности в устройствах, помогающих передвигаться.

Эта классификация включает 5 уровней:

  1. Ребенок передвигается без помощи и не имеет никаких ограничений.
  2. Может передвигаться без помощи в пределах помещения.
  3. Ребенок передвигается, используя вспомогательные приспособления (ходунки, костыли).
  4. Передвигается на коляске. Самостоятельные движения ограничены.
  5. Передвижение сильно ограничено.

Детки и подростки второго уровня не могут бегать и прыгать, как дети первого уровня. Им нужны специальные приспособления, помогающие передвигаться, когда они проходят большой путь, выходя на улицу (коляска, перила для спуска или подъема по лестнице).

Детям третьего уровня необходимы специальные приспособления как для передвижения по дому, так и для передвижения по улице и в общественных местах.

Дети четвертого уровня могут сидеть, если их поддерживать, передвигаются они в коляске с электронным управлением.

Дети пятого уровня не могут сидеть и передвигаться без помощи или специальной технологии.

Кроме двигательных нарушений, у детей с ДЦП в 90% случаев имеются изменения в структуре мозга.

Различают две группы изменений.

  1. Гибель и разрушение клеток мозга.
  2. Нарушение, неправильное развитие мозга.

Для прогноза и составления реабилитационной программы особенно важно раннее выявление болезни. У большинства детей с ДЦП диагноз можно установить уже в первый год жизни.

Первые признаки, позволяющие заподозрить развитие у ребенка ДЦП, можно заметить еще на первом году жизни.

  1. Замедленное развитие двигательной сферы, речи и психики малыша.
  2. Задержка или полное отсутствие угасания врожденных рефлексов.
  3. Задержка развития или полное отсутствие рефлексов, которые должны сформироваться совместно с двигательным развитием малыша первого года жизни.
  4. Нарушенный тонус мышц.
  5. Усиленные сухожильные рефлексы.
  6. Появление ненужных непроизвольных движений и мышечных сокращений (синкинезий).
  7. Формирование неправильных положений конечностей.

Для того, чтобы как можно раньше поставить диагноз, врач педиатр и врач невролог четко должны знать последовательность и уметь грамотно оценить нервно-психическое развитие малыша первого года жизни.

Двигательное развитие ребенка идет в определенной последовательности, при этом угасают врожденные рефлексы и формируются выпрямляющие рефлексы, ребенок учится держать равновесие. Именно нарушение своевременной последовательности развития является одним из самых ранних признаков ДЦП.

При оценке развития также нужно учесть, что темпы развития недоношенных детей на несколько месяцев отстают (в зависимости от степени недоношенности) от темпов развития доношенных.

Еще один ранний признак ДЦП — это нарушение тонуса мышц. Мышцы здорового новорожденного находятся в физиологическом гипертонусе (повышенный тонус), поэтому ручки и ножки у малыша всегда согнуты, а кулачки сжаты и их довольно трудно разогнуть и разжать. Это состояние сохраняется до 3 — 4 месяцев.

Если повышенный мышечный тонус сохраняется после 4 месяцев, это говорит о перинатальном поражении ЦНС (с 28 недели беременности до первой недели жизни) и угрозе развития ДЦП. Снижение мышечного тонуса у новорожденного также является признаком перинатального поражения ЦНС, однако у недоношенных детей она может считаться нормой первые несколько месяцев жизни.

Ранняя диагностика ДЦП возможна и должна проводиться для того, чтобы максимально раньше начать комплекс восстановительного лечения и предотвратить развитие тяжелых форм ДЦП, значительно уменьшить риск развития осложнений и инвалидизации.

Клинические проявления ДЦП зависят от его формы.

Эта форма считается самой частой разновидностью ДЦП, она составляет 60 — 65 % среди всех случаев заболевания. Причем 70% детей страдающих спастической диплегией, родились недоношенными, а у более 70% имеется изменение в головном мозге в области желудочков (перивентрикулярные изменения).

Основные проявления спастической диплегии:

  1. Тетрапарез. В переводе с греческого значит «ослабление». Это частичный паралич обеих рук и ног, при этой форме ноги страдают больше, чем руки.
  2. Резко усилен мышечный тонус рук и ног, всего тела и языка.
  3. Нет врожденных двигательных рефлексов, или они есть, но очень слабые. Повышены рефлексы, которые отвечают за положение тела (тонические), из-за чего нарушается развитие рефлексов, приводящих тело в нормальное положение из неестественного (установочные).
  4. Повышены сухожильные рефлексы, спонтанные, судорожные движения (клонусы), присутствуют рефлексы, которых в норме быть не должно (патологические). Например, рефлекс Бабинского, вызываемый у здорового малыша до четырехмесячного возраста.
  5. Нарушенная походка, при которой ноги перекрещиваются одна с другой. Такая походка называется спастической. При этом 50% больных могут ходить сами, 30% передвигаются, опираясь на специальные приспособления, например костыли, остальные передвигаются в коляске.
  6. При попытке поставить больного в вертикальное положение появляется так называемый симптом ножниц — разогнутые и скрещенные ноги.
  7. Неправильное положение и искривление стоп. Опора на носочки, ребенок ходит на носочках, происходит искривление стоп внутрь или наружу.
  8. Ограниченное движение в суставах рук и ног, так называемая контрактура.
  9. Нарушение речи, произношения.
  10. У 70% детей с ДЦП имеются различные проблемы со зрением.

Эта форма составляет 15 — 18% из всех случаев ДЦП.

Частой причиной развития служит родовая травма. Гемипаретическая форма чаще развивается у доношенных и переношенных детей.

Основные проявления гемипаретической формы ДЦП приведены ниже.

  1. Неравномерно расширенные боковые желудочки, атрофия клеток полушарий головного мозга.
  2. Спастический гемипарез. Мышечный тонус и сухожильные рефлексы усилены только с одной стороны.
  3. Рука страдает больше, чем нога.
  4. Рука и нога на стороне поражения короче и худее (тоньше), чем здоровые.
  5. Нарушение походки, при которой нога на стороне поражения при передвижении на шаг будто описывает полукруг, в это время больная рука согнута в локте и прижата к телу. Такая походка называется гемипаретической или походкой Вернике-Манна.
  6. Искривление стоп и контрактуры на стороне поражения.
  7. У 35% больных из-за поражения головного мозга развивается эпилепсия (судорожные приступы).

Это форма чаще развивается в результате поражения головного мозга избыточным билирубином, который часто образуется при резус-конфликте крови матери и плода (у мамы отрицательный резус, а у плода положительный). У доношенных мозг поражается, когда уровень билирубина в крови достигает 428 мкмоль/л и выше, у недоношенных — 171 мкмоль/л и выше.

Также причиной развития этой формы может стать гипоксия (длительная нехватка кислорода у плода) как результат ишемии (нарушение кровообращения мозга).

Основные проявления гиперкинетической формы ДЦП сводятся к следующему.

  1. Гиперкинезы или непроизвольные движения и положения тела. Нарушение тонуса мышц: повышенный или пониженный тонус во всех мышцах, или дистония (различный тонус в разных группах мышц).
  2. Поначалу гиперкинезы возникают в языке в возрасте 2 — 3 месяцев, потом появляются на лице в 6 — 8 месяцев, а после двух лет они уже хорошо выражены. У таких детей наблюдается хорея (создается впечатление, что ребенок гримасничает и строит рожицы) и атетоз или медленная судорога. Все эти проявления усиливаются, когда ребенок волнуется, и исчезают во время сна.
  3. Наличие патологических и высоких сухожильных рефлексов.
  4. Нарушение вегетативной системы, что проявляется вегетативными кризами (непонятные, необоснованные приступы паники и страха), повышением температуры.
  5. Речь нарушена у 90% пациентов. Она невнятная, неразборчивая, невыразительная.
  6. Проблемы со слухом в виде нейросенсорной тугоухости наблюдаются у 30 — 80% пациентов.

В раннем возрасте составляет 10 — 12%, в старшем встречается у 0,5 — 2%.

При этой форме поражаются лобные доли, мозжечок.

Основные проявления атонически-астатической формы ДЦП выражаются в обозначенных ниже симптомах.

  1. Снижение мышечного тонуса. Характерна распространенная мышечная гипотония с самого рождения.
  2. Нарушенная координация движений (атаксия), неспособность определить амплитуду движений (гиперметрия), дрожание конечностей или тремор.
  3. Нарушенное равновесие.
  4. Парезы.
  5. Объем движений в суставах увеличен, характерно переразгибание.
  6. Сухожильные рефлексы повышены.
  7. Нарушение речи наблюдается у 65 — 70% пациентов.

Эта форма является самым тяжелым вариантом ДЦП с неблагоприятным прогнозом. При ней изменения мозга ярко выражены, как и основные проявления.

  1. Выраженный тетрапарез: поражены обе руки и ноги, причем руки поражены больше.
  2. Тяжелые, грубые двигательные нарушения. Ребенок не в состоянии держать голову, фиксировать взгляд, переворачиваться, сидеть, руки и ноги практически не двигаются.
  3. Резко усилены сухожильные и тонические рефлексы, защитного рефлекса нет. Нарушена связь головного мозга с мышцами глотки, языка, мягкого неба и голосовыми связками, что проявляется нарушением речи, глотания и голоса. Все это проявления так называемого бульбарного псевдосиндрома. Также больных беспокоит постоянное слюнотечение.
  4. Страдает психическое развитие и интеллект. У детей наблюдается умеренная или тяжелая умственная отсталость.
  5. Речь отсутствует или значительно недоразвита.

При ДЦП помимо двигательных нарушений довольно часто развиваются осложнения, связанные с нарушением работы других органов и систем.

1) Ортопедо-хирургические осложнения. К ним можно отнести нарушения тазобедренных суставов, искривление стоп, предплечий и коленных суставов.

2) Эпилептический синдром, проявляющийся приступами различных судорог, особенно часто наблюдается при гемипаретической форме.

3) Нарушения когнитивной сферы. К ним относятся нарушение памяти, внимания, интеллекта и речи.

Основные нарушения речи при ДЦП — это нарушение произношения или дизартрия, заикание, отсутствие речи при сохраненном слухе и интеллекте (алалия), задержка развития речи. Двигательные и речевые нарушения взаимосвязаны, поэтому каждая форма заболевания характеризуется специфическими расстройствами речи.

4) Нарушение зрения и слуха.

Детский церебральный паралич тяжело поддается лечению и чем позже установлен диагноз, тем меньше шансов на восстановление и коррекцию нарушений. Наиболее благоприятным диапазоном для комплексного лечения и коррекции считается возрастной период с месяца до трех лет и очень важно поставить диагноз и начать лечение именно в этом промежутке.

Основной комплекс восстановительного лечения ДЦП состоит из трех составляющих.

  1. Медицинской реабилитации, которая включает назначение лекарственных препаратов, лечебной физкультуры и массажа, использование специальных лечебно-нагрузочных костюмов и пневмокостюмов, физиолечения, ортопедическое и хирургическое лечение, лечение с использованием ортезов — приспособлений, которые помогают совершать правильные движения в суставах.
  2. Адаптации в социальной среде. Обучает детей ориентироваться, приспосабливаться и адекватно вести себя в обществе.
  3. Психолого-педагогической и логопедической коррекции, которая состоит из занятий с психологом, педагогом, логопедом, трудотерапии, обучения простейшим навыкам и занятий с семьей.

Из методов медицинской реабилитации чаще всего применяют кинезиотерапию или лечение движением, лекарственные препараты и физиолечение.

Это метод коррекции двигательных нарушений и уменьшения или устранения последствий малоподвижного образа жизни.

Виды упражнений, применяемых в кинезиотерапии.

  1. Гимнастические. Это упражнения, которые помогают развить мышечную силу, восстановить подвижность суставов, а также развить координацию движений. Они подразделяются на активные и пассивные; статические и динамические.
  2. Спортивно-прикладные. Этот вид упражнений применяют, чтобы восстановить сложные двигательные навыки.
  3. Лечебная гимнастика. Учит произвольно и дозировано напрягать и расслаблять мышцы, сохранять равновесие, нормализует мышечный тонус и помогает избавиться от синкинезий, повышает мышечную силу и восстанавливает двигательные навыки.
  4. Механотерапия. Различные упражнения с помощью тренажеров и специально предназначенных устройств.

Массаж нормализует функции организма, улучшает циркуляцию крови и лимфы, а также оптимизирует процессы окисления и восстановления в мышцах. У пациентов с ДЦП применяют различные методики массажа. Наиболее хороший эффект наблюдается после классического лечебного массажа, сегментарного массажа и массажа шейно-воротниковой зоны, кругового трофического и точечного массажа, седативного и тонизирующего массажа, а также массажа, проводимого по системе Монакова.

В основе метода лежит использование видоизмененного космического костюма «пингвин» для лечения пациентов с ДЦП старше трехлетнего возраста. Для лечения применяют лечебно-нагрузочные костюмы Адели, Регент и Спираль. Длительность курса составляет 10 — 20 дней, продолжительность одного занятия 1,5 часа в день. В общем необходимо провести 3 — 4 курса за год.

Метод ДПК устраняет патологическое (неправильное) положение, улучшает поддержку вертикального положения и двигательные функции. ДПК противопоказана до трех лет при заболеваниях позвоночника, тазобедренных суставов и в период обострения болезней.

Это необходимый компонент восстановительного лечения ДЦП.

Для лечения применяют несколько групп лекарственных препаратов.

  1. Нейротрофические и ноотропные препараты (Кортексин, Пантогам, Фенибут, Пикамилон).
  2. Препараты, которые улучшают кровообращение и микроциркуляцию мозга (Актовегин, Трентал).
  3. Препараты, которые улучшают обмен веществ в нервной ткани, оказывают рассасывающее действие и восстанавливают поврежденные клетки (Лидаза).
  4. Препараты, которые снижают внутричерепное давление (Диакарб).
  5. Противосудорожные препараты (Депакин).
  6. Препараты, которые нормализуют тонус мышц (Мидокалм, Прозерин).
  7. Витамины группы В и Аевит.

Эффект от лечения ботулотоксином более выражен при раннем начале. Самым оптимальным для ботулинотерапии считается возраст от 2 до 7 лет.

Целью физиолечения является увеличение работоспособности не разрушенных повреждающими факторами клеток нервной и мышечной систем, уменьшение боли и отека.

Виды физиолечения, применяемые при ДЦП:

  • электротерапия;
  1. Электрофорез с различными лекарственными препаратами, понижающими или повышающими тонус мышц, в зависимости от ситуации.
  2. Электростимуляция мышечных групп. Применяется расслабляющая или стимулирующая методика.
  3. Магнитные поля.
  • тепловые, согревающие процедуры (аппликации парафина и озокерита);
  • грязелечение (обертывания и грязевые ванны);
  • гидротерапия (бассейны, жемчужные ванны, водный массаж);
  • иглорефлексотерапия;
  • лечение природными факторами. Это санаторно-курортное лечение, назначаемое детям старше трех лет при соблюдении 2 условий: отсутствие судорог и повышенного внутричерепного давления.

Хирургическое лечение у пациентов с ДЦП часто применяется для устранения контрактур, искривления стоп и верхних конечностей.

Нейрохирургическое лечение обычно применяют для коррекции спастичности или высокого тонуса при ДЦП.

Это лечение с применением специальных приспособлений — ортезов, предназначенных для придания правильного положения опорно-двигательной системе и коррекции нарушений и искривлений. Примером ортезов являются шины и корсеты.

Важным компонентом комплекса реабилитаций последствий ДЦП является психолого-педагогическая коррекция.

Основные принципы психолого-педагогической коррекции.

  1. Комплексный характер, одновременная коррекция нарушений речи, психики и движений.
  2. Раннее начало коррекции.
  3. Логически последовательный принцип коррекционной работы.
  4. Индивидуальный подход к личности ребенка.
  5. Наблюдение и контроль динамики психоречевого развития.
  6. Совместная работа и единство проводимой коррекции с ребенком и его ближайшим окружением, то есть с семьей.

Важное значение в коррекционной работе уделяется сенсорному воспитанию, которое развивает полноценное восприятие ребенком окружающей действительности. Оно развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное), формируя у ребенка полное представление о свойствах окружающих его вещей и предметов.

  1. Развитие речевого общения и улучшение разборчивости произносимых слов.
  2. Восстановление нормального тонуса и движений речевого аппарата.
  3. Развитие голоса и речевого дыхания.
  4. Синхронизация дыхания, голоса и речи.
  5. Коррекция неправильного произношения.

Ранняя постановка диагноза ДЦП, адекватная и своевременная медико-социальная реабилитация и психолого-педагогическая коррекция значительно повышает эффективность комплекса восстановительной терапии. Результатом этого является снижение инвалидизации, успешная социальная адаптация и улучшение жизни пациентов с детским церебральным параличом.

источник