Меню Рубрики

Если болят ноги в медитации

В этом FAQ я дам ответы на самые популярные вопросы о медитации, например, как не заснуть во время медитации, как выходить из медитации и т.д. Если вы хотите узнать о технике медитации, то читайте статью по ссылке, здесь же повествование пойдет в формате «вопрос-ответ».

На многие из этих вопросов я отвечал в комментариях, но не все читатели добираются до них, тем более, что комментариев очень много и, порой, трудно отыскать ответ на интересующие вопросы в них. Здесь собраны такие вопросы, которые, на мой взгляд, могут часто возникать у многих людей, после того, как они начали медитировать.

Вопрос: я не могу понять,что я делаю неправильно:сел прямо,расслабился,отключился от окружающих раздражителей,начинаю наблюдать дыхание и…я засыпаю!Ладно бы первый раз,но всё время…Подскажите,что исправить!

Есть несколько советов, которые помогут вам не засыпать во время медитации.

    Нужно держать спину прямо и не облокачивать ее на спинку стула или любую другую поверхность. Во-первых, это способствует более глубокому дыханию: воздух начинает лучше проходить через легкие. Дыхание — важная составляющая медитации. Во-вторых, это помогает оставаться в сознании: в таком положении очень сложно заснуть!

С начала это может не получаться, возможно, вам будет не комфортно в таком положении. Но со временем практики эта позиция станет естественной и удобной для вас.

  • Не ешьте перед медитацией. После плотного обеда часто хочется спать, так как организм тратит энергию на переваривание пищи. Вдобавок, такие процессы в желудке отвлекают от медитации и мешают расслабиться.
  • Взбодритесь. Сделайте легкие упражнения перед медитацией (небольшая растяжка очень будет кстати), примите душ.

    Немного позанимайтесь дыхательными упражнениями (диафрагмальное дыхание).

  • Проветривайте помещение в котором медитируете. Из-за духоты хочется спать.
  • Не медитируйте в кровати. Тело привыкает к тому, что там вы спите, поэтому может автоматически «отключаться».
  • Старайтесь высыпаться. Может быть вам не хватает сна и от этого вы засыпаете? Если так, то ложитесь раньше и спите больше.
  • В своей лекции учитель медитации Свами Веда Бхарати говорил, что заснуть во время медитации это не так страшно. Ведь это будет не совсем обычный сон, а сон, в который вы вошли через медитацию. Такой сон намного лучше восстанавливает организм чем обычный сон. Поэтому, даже если вы заснете, когда будете медитировать, это не будет значить, что медитация «потеряна». Вы все равно сможете почувствовать какой-то медитативынй эффект по пробуждении.

    Вопрос: Если мы расслабляемся как при аутогенной тренировке, то в конце там предлагается фаза выхода. Как следует заканчивать медитацию?

    Главный принцип — выходить из медитации нужно плавно . В конце практики, не открывая глаз, пошевелите пальцами ног и рук, спокойно потянитесь (руки в «замке» вверх над головой — тихонечко вправо влево), плавно опустите руки, откройте глаза. К этому еще можно добавить приятное упражнение из йоги, которое делается на выходе из «шавасаны», позы расслабления после практики: после того как потянулись и пошевелили пальцами, не открывая глаз разотрите ладони друг об друга, чтобы они стали теплыми, приложите их к закрытым глазам, посидите так секунд десять, почувствуйте тепло, отведите руки и открывайте глаза.

    После медитации нужно избегать какое-то время активной и напряженной деятельности.

    Вопрос: здравствуйте николай.у меня за 20 мин расслабления бывает так затекяют ноги,что когда я встаю,несколько минут передвигаюсь как на костылях. Скажите пожалуста,может это связано с неполным расслаблением?

    Ответ: затекание ног вызвано тем, что зажимаются сосуды в ногах и кровь плохо поступает в какие-то участки. Это не страшно, учитывая что вы сидите в такой позе всего 20 минут, хотя и неприятно.

    Попробуйте экспериментировать с позой медитации: сядьте на более мягкую или более низкую поверхность, попробуйте скрестить ноги. В общем, меняйте позицию. Еще во время медитации можно аккуратно подвигаться и сменить положение ног на более удобное, чтобы они не затекали.

    Вопрос: Уже где то неделю занимаюсь этой практикой, но в последнее время стала постоянно болеть голова. Это нормально? Или же нужно прекратить срочно?

    Этот симптом имеет место быть у некоторых людей, я убедился, почитав разные источники. Вопрос довольно популярный в интернете. Причина может быть следующая. Возможно, вы слишком напрягаетесь для того, чтобы удержать концентрацию. А ваш ум, привыкший к постоянной активности, встречает попытки избавиться от мыслей с сопротивлением. Это сопротивление, вероятно, вызывает головную боль. Конечно, я не могу настаивать на том, чтобы вы продолжали практику, раз организм так реагирует. Но, возможно, это происходит только по-началу…

    Я бы на вашем месте попробовал снизить напряжение во время медитации, для этого:

    1. Не пытайтесь напряжением воли отогнать мысли, пускай они приходят. Когда вы замечаете, что о чем-то думаете, просто плавно переводите внимание на мантру или дыхание. Но не нужно на этом делать акцент. Концентрация — не цель медитации. Цель расслабиться. Пускай мысли текут своим чередом, просто спокойно наблюдайте за ними. Не следует постоянно думать о том, чтобы не думать.
    2. Сядьте в удобную позу. Убедитесь что тело ПОЛНОСТЬЮ расслаблено!
    3. Сделайте пару глубоких вдохов-выдохов, прежде чем начать медитировать. (Лучше, при этом дышать животом, диафрагмой)
    4. Постоянно следите за телом, если чувствуете, что мышцы напряглись (в том числе мышцы лица) — расслабляйте их.
    5. Если голова начинает болеть во время медитации — прекращайте сеанс.

    Вот что я бы посоветовал попробовать, прежде чем прекращать практику, так как медитация очень ценная вещь, чтобы не попытаться продолжать ее даже при такой реакции организма.

    PS. Возможно, все дело в напряжении тела, поэтому можете попробовать перед медитацией на протяжении двух минут поочередно расслаблять каждую часть тела, направляя внимание внимание от макушки до пальцев ног. Про эту технику релаксации можете почитать в статье как научиться расслабляться в разделе «Техника релаксации из йоги».

    Несколько людей задали такой вопрос о медитации с мантрой, поэтому решил на него ответить здесь.

    Вопрос: Скажите, а мантру при медитации нужно повторять вслух или можно про себя?

    Ответ: Конечно нужно повторять про себя.

    Вопрос: Сейчас перед расслаблением у меня также происходит учащенное дыхание, с чем это связано?

    Ответ: Возможно, из-за положения тела, в котором вы находитесь (неправильное положение спины), ваши легкие не могут раскрыться полностью и вам приходится вдыхать воздух меньшими порциями, но с усиленной частотой. Поэтому, держите спину прямо! Это позволит вашим легким раскрываться в полную силу.

    Вопрос: Здравствуйте,Николай))хочу спросить у вас совет.я много раз пробовала медитировать….но болит спина!!и я совершенно не могу сконцентрироваться…просто долго не могу сидеть прямо.я пробовала ложиться на пол и у меня стало получаться!!ну по крайней мере мне так кажется.после таких лежачих медитаций чувствую себя лучше.но ведь это не правильно!!по крайней мере все учат делать это делать сидя…буду благодарна за ответ!

    Ответ: прижимайте спину к спинке стула или к другой опоре и медитируйте.

    Вопрос: Начала медитировать. Во время медитации у меня происходит вращения головы в разные стороны и по кругу…это нормально?

    Ответ: Елена, почитал несколько источников. Вы не единственная у кого так происходит. В некоторых источниках написано, что в этом нет ничего плохого. В других, что это вообще хорошо. Кто-то связывает этот феномен с расслабленностью мышц, а кто-то объясняет это потоками энергии. В любом случае, в этом нет ничего плохого.

    Не обращайте внимания на эти движения, пускай они идут своим чередом и не отвлекают вас. Если они слишком сильные и мешают вам медитировать, просто откройте глаза.

    Пока это все вопросы и ответы, которые мне удалось собрать. Задавайте вопросы, буду отвечать и публиковать некоторые ответы здесь.

    Вопрос: чувствую давление (покалывание, тепло) в районе переносицы во время медитации и не только.

    Ответ: это нормально, даже, возможно хорошо. Я сам стал испытывать эту чувство сразу после того, как начал медитировать. Оно проявляется у меня не только во время медитации, но и в обычной жизни, когда, я например, пытаюсь взять себя в руки, справиться с эмоциональными переживаниями. В моем случае, это некий «индикатор осознанности», который включается в моменты концентрации.

    Многие связывают это чувство с энергетической активностью в области третьего глаза.

    Вопрос: Николай, во время мегитации, начинается слюновыделение, приходится часто глотать, что сильно отвлекает, может,кто нибуть пережил эту ситуацию.Спасибо

    Ответ : Виталий, слюноотделение происходит постоянно, просто во время медитации, как мне кажется, вы обращаете на это внимание. Поэтому когда проглатывание слюны отвлекает вас, плавно переводите внимание обратно на дыхание или мантру. Это главное

    Но вот еще несколько советов из разных источников:

    1. Аккуратно прижмите язык к небу, а переднюю его часть к верхним передним зубам
    2. Держите шею и голову прямо
    3. Опять же, не обращайте внимание на том что происходит во рту (на положении языка, слюне и т.д.)

    Вопрос: Николай, я медитирую под специальную музыку для медитаций ( Тайскую, Китайскую и т.д) вроде эффект есть, в тишине вообще и 5 минут просидеть не могу. Вы говорите, что лучше медитировать в тишине. Объясните пожалуйста почему?

    Ответ : Екатерина, потому что медитация — это самонаблюдение, а не концентрация на прослушивании музыки. Во время медитации необходимо снизить поступающую информацию до минимума (поэтому вы закрываете глаза), а музыка это лишняя информация. Да, она помогает расслабиться. Но расслабление — не единственная цель медитации. Медитация — это еще осознанность, контроль ума и сознательная работа над собой.

    Если вы не можете медитировать в тишине, значит, что-то вам мешает. А мешает вам внутреннее напряжение. От него нужно избавляться и учиться расслабляться в тишине. Следовательно вам тем более надо медитировать без музыки. Короче говоря, если вы не можете медитировать в тишине, то вам необходимо медитировать в тишине.

    Вопрос: Здравствуйте, Николай!
    Объясните пожалуйста, почему вы так настойчиво рекомендуете медитировать 2 раза в день?

    Знаете, очень сложно концентрироваться 20 минут. Хотя с каждым разом получается все лучше. Но во время медитации я все жду, когда уже эти 20 минут иссякнут (я ставлю таймер, и иногда поглядываю на оставшееся время)…

    Ответ: Анастасия, утром надо медитировать, чтобы мобилизовать силы, получить концентрацию, а вечером, чтобы снять стресс, избавиться от накопившихся мыслей.

    Знаю, что сложно, но что поделать? К таким желаниям нужно относиться как к любым мыслям и эмоциям во время медитации, просто наблюдать за ним, но не вовлекаться в них. Не отождествлять себя в желанием отвлечься. Убедите себя в том, что вы все равно раньше 20-ти минут не сможете закончить. И если вы будете терзать себя мыслями о том, как бы поскорее перестать, вы не расслабитесь, а время будет тянуться еще дольше. Учитесь пребывать в настоящем моменте, не думая о будущем или о прошлом. На таймер лучше не смотреть. Это отличная тренировка для силы воли, заставлять себя сидеть 20 минут, будете делать это каждый день, все вам будет даваться проще. Но этим эффектом не исчерпывается медитация.

    PS. То что вам очень сложно высидеть 20 минут, как раз сильный аргумент в пользу того, что вам надо медитировать. Потому что вам мешает усидеть на месте внутреннее напряжение, которое тянет вас куда-то. Медитация избавляет вас от этого напряжения.

    Вопрос: Можно ли медитировать с утра — сразу как проснулся, и вечером перед сном?

    Ответ: Анатолий, с утра можно только нужно проснуться, сделать зарядку, принять душ, например. Перед сном нежелательно, как минимум за 3 часа до сна. Бывает, после медитации трудно заснуть. Поэтому должно пройти какое-то время.

    Вопрос: Мне не понятно как при полном расслаблении тела можно медитировать сидя, поскольку при абсолютно полном расслаблении мышц тело и голову невозможно удержать в вертикальном положении, тело начинает попросту заваливаться, а голова падать на грудь по закону физики. Т.о. Начинаю отвлекаться на удержание тела в вертикальном положении. А что Вы скажете насчет медитации лежа, ведь лежа тело расслабить возможно.

    Ответ: Наталья, лежа есть риск заснуть и концентрацию сложнее удерживать, чем если бы вы медитировали сидя. Медитация — это не только расслабление, но и осознанность. Когда вы сидите с прямой спиной, ваше внимание лучше фокусируется, вы находитесь как бы в балансе между полным расслаблением и внутренним тонусом, вы отдыхаете, но еще и не спите. Ваше сознание и внимание работают. Поддерживать эту работу, не засыпать, не проваливаться в полную прострацию, удерживать осознанность помогает прямая спина, сидячее положение. Сначала это вызывает напряжение, но потом привыкаешь.

    Если по каким-то причинам не получается держать спину прямой без опоры — облокотите ее на что-то.

    А для расслабления лежа можно использовать шавасану из йоги, но этоо уже не совсем медитация, а больше отдых, релаксация. А медитация — это далеко не только расслабление!

    Вопрос: Добрый день! Подскажите пожалуйста как медитировать при сильной простуде? Некоторое время назад с успехом начала медиаторовать, но сейчас разболелась — постоянно течет из носа, сильный кашель и болит горло, совсем не получается расслабиться и сконцентрироваться на медитации. Наверняка за долгое врем вашей практики вы сталкивались с такими ситуациями. Заранее спасибо за ответ!

    Ответ: Евгения, раньше я отвечал на этот вопрос так, что можете меньше медитировать, обложиться подушками и даже медитировать лежа.

    После своей последней болезни с температурой и сильным ознобом я стал отвечать по-другому, давая противоположный ответ. Медитируйте также как медитировали, если бы были здоровыми, даже, можете чуть-чуть побольше. Почему? Потому что больной человек нуждается в каком-то тонусе, в хорошем настроении намного больше чем здоровый. И медитация ему в этом поможет. С ней намного лучше переноситься болезнь, плюс она согревает тело (не у всех людей, правда) и отлично снимает озноб (проверено на себе). Конечно будет трудней сконцентрироваться и расслабиться. Но это не значит, что медитация пройдет впустую. Старайтесь уводить ваше внимание от симптомов простуды, останавливая его на дыхании или мантре.

    Я медитирую всего 2 дня.У меня во время медитации возникает покалывание и онемение пальцев рук. Еще появляется желание зевать непрерывно.Меня это насторожило.Нормально ли это?

    Валерия, покалывание это нормально. Не акцентируйте внимания на этом ощущении. (некоторые учителя медитации говорят, что это так нормализуются биологические процессы в определенных местах вашего тела)

    Зевота может происходить по следующим причинам: вы меняете дыхание или оно само меняется, вы расслабляетесь быстро и у вас появляется сонливость, которую до этого вы не чувствовали из-за напряжения или потому что вы не держите спину прямой или облокачиваете ее на что-то. Попробуйте устранить какой-нибудь из этих факторов. Если не получается, просто перестаньте обращать на это внимание.

    Вопрос: Добрый вечер. Медитирую только второй день, но заметил, что стоит усеться в позу лотоса и расслабиться, как сразу почему-то начинаю раскачиваться взад-вперед. Хотелось бы узнать, о чем это свидетельствует и нужно ли как-то с этим бороться. Спасибо.

    Дмитрий, такое бывает. Но это можно просто остановить и не качаться. Каждый раз как тело начинает качаться просто останавливать его.

    Вопрос: Начал медитировать опираясь на то что изложено в ваших статьях, за это тоже спасибо, но вот есть проблема,которая заключается в том что я не могу высидеть и 15 минут мне постоянно хочется сорваться перестать в голову приходят мысли типа «Хорош на сегодня»,

    такое было и у меня. Это естественно, это внутреннее беспокойство, которое «лезет» наружу. Именно на снижение такого беспокойства, в том числе, направлена медитация. Потом становиться легче с этим справляться. Это такая же эмоция и мысль, как и все остальные эмоции и мысли, следовательно, нужно делать то же самое: наблюдать за тем как вам «хочется сорваться» и не вовлекаться в эти переживания. Не пытаться их остановить и как-то контролировать, а просто наблюдать. И сидеть до конца. Если не помогает наблюдать, то просто принять то, что не помогает, и ничего с этим не делать, опять же сидеть до конца.

    пробую начать медитировать по вашим советам, но не могу понять как контролировать время. На часы смотреть — отвлекаться, ставить будильник — резко выходить из медитативного состояния. Без привязки к реальности не получается следить за временем, что же делать?

    Ответ:
    Юрий, можете поставить на будильник приятную мелодию, например пение птиц, или какую-нибудь медленную музыку. Чтобы она вас не раздражала, но при этом давала понять, что время медитации истекло.

    Читайте также:  Болит большой палец ноги вокруг ногтя

    источник

    Продолжайте практиковать, и боль пройдет. Причины возникновения боли очевидны. Этих причин две. Первая состоит в том, что это очень энергичное упражнение, и ваше тело должно адаптироваться к нему. Поэтому первые три или четыре дня все ваше тело будет болеть. Это происходит при выполнении любого нового упражнения. Но через четыре дня боль пройдет, и вы будете чувствовать себя сильнее, чем прежде.

    Но это не самое главное. Главное заключается гораздо глубже, и современные психологи это поняли. Ваше тело — это не просто физическая структура. В вашем теле, мышцах, во всей структуре тела посредством подавления заключено много другого. Если вы подавляете гнев, то весь яд идет в тело. Он откладывается в мышцах, попадает в кровь. Когда вы что-то подавляете, это не только ментальный феномен, но также и физический, потому что на самом деле вы не разделены. Вы не тело и ум — вы тело-ум, психо-соматическая структура. Вы то и другое вместе. Поэтому все, что бы ни происходило с вашим телом, затрагивает также и ум, и все, что бы ни происходило с умом, затрагивает также и тело, так как тело и ум — это две части одной и той же организации.

    Когда животное гневается, оно гневается. У него нет никаких моральных представлений об этом, никаких доктрин. Оно просто гневается, и гнев высвобождается. Когда вы гневаетесь, вы испытываете гнев таким же образом, что и животное. Но у вас есть общество, мораль, этикет и тысячи других вещей. Вы должны подавить гнев. Вы должны показать, что вы не сердитесь, вы должны улыбаться — искусственно улыбаться! Вы изображаете улыбку и подавляете гнев. Что же тогда происходит с телом? Оно было готово к нападению — к нападению или к бегству, т.е. к реакции на опасность — либо встретить ее, либо убежать от нее. Тело было готово к действию: гнев — это просто состояние готовности что-то делать. Тело готовилось быть неитовым, агрессивным.

    Если бы вы могли быть неистовым и агрессивным, энергия была бы высвобождена. Но вы не можете — это не принято — поэтому вы ее подавляете. И что тогда происходит со всеми вашими мышцами, которые готовы были быть агрессивными? Они оказываются деформированными, покалеченными. Энергия побуждает их быть агрессивными, а вы запрещаете им быть агрессивными. Возникает конфликт. В ваших мышцах, в крови, в тканях тела возникает конфликт. Они были готовы что-то выразить, а вы запрещаете им выражать. Вы подавляете их. В результате ваше тело покалечено.

    Это происходит со всеми эмоциями, и это происходит изо дня в день на протяжении многих лет. Все нервы становятся покалеченными. В них больше нет движения, нет текучести, нет жизни. Они стали мертвыми, отравленными, запутанными. Они не естественны. Поэтому, когда вы начинаете медитировать, все эти яды начинают высвобождаться. И везде, где в теле был застой, начинает происходить размягчение, снова возникает текучесть. Это требует больших усилий. После сорока лет жизни в таком состоянии — и вдруг медитация?

    Во всем теле происходят сдвиги. Все тело начинает болеть. Но это благотворная боль, и вы должны приветствовать ее. Позвольте телу снова стать текучим. Оно снова станет грациозным и невинным, как у ребенка; вы снова станете живым. Но, прежде чем вы обретете эту живость, мертвые части должны быть восстановлены, и это может быть немного болезненно.

    Психологи говорят, что мы создаем “панцирь” вокруг своего тела, и этот панцирь становится нашей проблемой. Что вы делаете, когда вы гневаетесь и даете полную свободу выражения своему гневу? Вы сжимаете зубы, вы хотите что-то делать ногтями и руками — потому что этого требует ваша животная природа. Вы хотите что-то делать руками, что-то разрушать. Если вы ничего не делаете, ваши пальцы застывают, деформируются, они теряют изящество, красоту. Они не могут быть живыми. Весь яд остался в них, поэтому, когда вы пожимаете кому-то руку, на самом деле контакта нет, жизни нет, потому что ваша рука мертва.

    Вашему телу нужно освободиться от большого количества яда. Вы отравлены, и вы будете испытывать боль, потому что все эти яды осели, закрепились. А теперь я снова создаю хаос. Эта медитация предназначена для того, чтобы создать в вас хаос, так чтобы могла произойти перестройка, чтобы стала возможной новая организация. Вы должны быть разрушены такой какой вы есть; только тогда может родиться что-то новое. Такой какой вы есть сейчас, вы совершенно неправильны, искажены. Вы должны быть разрушены, и только тогда может быть создано что-то новое. Боль неизбежна, но эта боль оправдана.

    Так что продолжайте практиковать медитацию и позвольте телу испытывать боль. Позвольте телу не сопротивляться; позвольте телу идти в эту агонию. Эта агония приходит из прошлого, но она уйдет. Если вы готовы, она уйдет. А когда она уйдет, тогда впервые вы обретете тело. Потому что сейчас у вас есть только мертвая оболочка, в которую вы заключены. Вы закапсулированы; у вас нет живого, подвижного тела. Даже у животных более грациозные, более живые тела, чем у вас.

    Вы совершали много насилия над своим телом. Поэтому в этой хаотической медитации я побуждаю ваши тела снова стать живыми. Многие блоки будут разрушены; многие сложившиеся структуры вновь будут выведены из равновесия, и многие системы снова станут текучими. Конечно, будет боль, но приветствуйте ее. Это благословение, и вы преодолеете это. Продолжайте! Не нужно думать, что вам делать. Просто продолжайте медитацию. Я наблюдал сотни и сотни людей, проходящих через этот процесс. Через несколько дней боль уйдет. И когда боль уйдет, ваше тело окружат тончайшие волны радости.

    Сейчас это невозможно, потому что присутствует боль. Вы можете этого не осознавать, но боль всегда присутствует. Вы просто перестали ее осознавать, потому что она всегда с вами. То, что постоянно присутствует, становится бессознательным. Медитация возвращает вам осознавание, и тогда ум говорит: “Не делай этого, все тело болит!” Но не слушайте свой ум, просто продолжайте делать.

    Через какое-то время боль уйдет. И когда боль уйдет, когда ваше тело снова станет восприимчивым, и в нем не останется никаких блоков, никаких ядов, тогда вы постоянно будете окружены тонким ощущением радости. Что бы вы ни делали, или не делали, вы всегда будете чувствовать тонкие вибрации радости, окружающие ваше тело.

    источник

    Почему поза для медитации так важна? Дело в том, что для большинства людей (особенно начинающих медитаторов!) просто наблюдать за умом и удерживать внимание на выбранном объекте медитации уже тяжело, виной тому — бесконечный внутренний диалог, который не так то просто остановить. А если к этому добавить еще физический дискомфорт от неудобной позы, то задача медитировать становится невыполнимой. Что же делать?

    Мне часто жалуются на дискомфорт во время медитации — болит спина, затекают ноги и шея, устает поясница…

    Чаще всего такие боли возникают из-за неправильной позы — люди пытаются медитировать со скрещенными ногами на голом полу, не учитывая при этом особенности анатомии западного человека.

    Это просто — достаточно посмотреть, как выглядит Ваша поза для медитации.

    Взгляните на эти фотографии:

    А теперь посмотрите на эти фотографии:

    Видите, как отличаются позы?

    Часто можно увидеть красивые фотографии, где люди сидят со скрещенными ногами и изображают медитацию. Они не медитируют, а просто позируют перед камерой. Когда Вы посмотрите на фотографии опытных йогов и медитаторов, Вы сразу же заметите разницу.

    Первое, что бросается в глаза на постановочных фотографиях — колени висят в воздухе высоко от пола. Такое положение тела крайне неудобно, поэтому просто невозможно просидеть так долго. Когда вы смотрите на фотографии йогов и опытных медитаторов, вы сразу обращаете внимание, что у них колени опущены вниз, а ноги полностью лежат на полу — такое положение ног обеспечивает стабильную поддержку для длительного сидения с прямой спиной.

    Дело в том, что для большинства людей (особенно начинающих медитаторов!) просто наблюдать за умом и удерживать внимание на выбранном объекте медитации уже тяжело, виной тому — бесконечный внутренний диалог, который не так-то просто остановить. А если к этому добавить еще физический дискомфорт от неудобной позы, то задача медитировать становится невыполнимой.

    Проблема в том, что большинство западных людей недостаточно гибки, чтобы с комфортом сидеть со скрещенными ногами (позе по-турецки) или в полулотосе (про полный лотос я даже не говорю!).

    Восточные же люди с детства все делают сидя на полу, поэтому для них сидеть со скрещенными ногами вполне естественно. Особенность анатомии западных людей (которые в отличие от восточных людей не привыкли с детства сидеть со скрещенными ногами) заключается в том, что у них недостаточно хорошо раскрыты тазобедренные суставы. Именно поэтому, когда мы пытаемся сидеть на полу без подушки, подражая восточным йогам, колени автоматически поднимаются вверх, а все напряжение от неудобной позы берут на себя копчик и поясница. В итоге, после такой медитации у нас устает спина, болят колени и ягодицы, а ноги затекают.

    Выход из этой ситуации — использовать вспомогательные материалы, такие как подушки и скамейки для медитации, чтобы сделать позу действительно комфортной и устойчивой.

    Часто я получаю на почту один и тот же вопрос от начинающих медитировать:

    Да, такая проблема действительно есть. Причем, практически у всех. Болит спина, затекают ноги — причем иногда даже за 10 минут.

    А как же люди сидят в медитации неподвижно по часу и больше…?

    Перед моей первой випассаной несколько лет назад (випассана — это интенсивный ритрит, где надо медитировать несколько дней подряд по 10-12 часов в день) я переживал, насколько я физически способен столько просидеть в позе для медитации — со скрещенными ногами и прямой спиной.

    Готовясь у ритриту, я перепробовал все вспомогательные материалы, которые только существуют — скамейки для медитации, подушки для медитации, но все это не работало.

    В этом видео я демонстрирую несколько возможных поз для медитации (поза со скрещенными ногами и японская поза), а также сравниваю преимущества м недостатки различных подушек для медитации, которые я опробовал за несколько лет практики медитации.

    В итоге, я так и не нашел оптимального для себя варианта и поэтому решил изготовить для себя свою собственную подушку для медитации, воплотив в ней все то, чего мне не хватало.

    Опробовал свою подушку для медитации на первой випассане и признаюсь, она меня спасла! Без нее я бы не выдержал сидеть по 12 часов 10 дней подряд.

    Особенность моей подушки в ее анатомической форме: благодаря скошенной геометрии подушки таз немного наклонен вперед, а в пояснице возникает естественный прогиб. Это снимает напряжение со спины, позволяя долго сидеть с прямой спиной без усталости.

    Боковые лепестки подушки поддерживают бедра по всей длине, снимая напряжение с ног и нижней части спины. А специальный вырез для пятки позволяет поставить ногу близко к промежности, что обеспечивает устойчивое положение корпуса.

    Когда друзья начали спрашивать, где можно взять такую же, я понял, что мой опыт может быть полезен другим людям. Сейчас у меня есть свое небольшое производство авторских подушек для медитации.

    >>>Вот в этом посте Вы можете почитать и посмотреть, как я делаю свои подушки.

    Если Вам понравилось, на моем сайте Вы можете приобрести для себя лучшую подушку для медитации — для этого необходимо оформить заказ в разделе Магазин.

    В комментарии к заказу укажите, какой цвет Вы хотите. Сейчас есть в наличии такие цвета: белоснежный, черный, бежевый, серый, терракотовый, бирюзовый, все как на фотографии:

    70.000+ человек уже сделали свой выбор и читают мою рассылку. Многие письма я пишу только для подписчиков и больше нигде не публикую.

    ОСТОРОЖНО! Дважды подумай, подписываться тебе или нет, потому что:

    Во-первых, как ты уже понял, я из тех чудаков, кто пишет олдскульные лонгриды, требующие полчаса твоего времени. Во-вторых, мои посты неминуемо и необратимо будут «перепрошивать» твое сознание и как следствие — менять твою жизнь. В-третьих, ты окажешься в сообществе думающих и развивающихся людей, а это всегда челлендж.

    Так что подумай дважды и подписывайся, только если ты готов развиваться.

    источник

    Начинающие заниматься йогой часто испытывают физический дискомфорт, особенно когда практикуют асаны или пробуют сидеть с прямой спиной и скрещенными ногами

    для выполнения практик пранаямы или концентрации. При этом физическая боль в ногах или спине становится серьёзным испытанием на пути и даже причиной отказа от практики. Одно дело если практиковать время от времени, и совсем другое – длинные интенсивные ретриты, где сидеть приходиться по много часов и преодолевать боли в ногах и спине любыми методами.

    Мастера медитации сравнивают тело со стаканом, а ум — с водой в стакане. Пока стакан спокойно стоит без движений, ум тоже спокойный, как гладь горного озера. Если же стакан поставить на неровную поверхность, крутить или теребить, то вода в нём тоже волнуется и не может «устаканиться»: ум тогда подобный горной реке. Связь ума и тела очевидна для тех, кто практикует, и современные учёные также подтверждают: состояние тела проецируется на ум, а состояние ума – отпечатывается в теле.

    Залог эффективной концентрации или медитации во многом зависит от положения тела во время практики: чем оно устойчивее «укореняется» в медитативной позе, тем эффективнее проходит работа с умом. Из-за дискомфорта в теле возникают желания часто менять позу, почесаться, поёрзать, покрутиться и всячески отвлечься.

    Испытывать дискомфорт во время медитации – нормальное явление в начале пути. С этим сталкиваются все практикующие. Боль и отвлечения не говорят о том, что практика безуспешна.

    Вот как описывает начало своего медитативного опыта буддийский Учитель Мингьюр Ринпоче:

    «Я старался успокоить свой ум, но мой ум не желал успокаиваться. На самом деле в те первые годы формального обучения я обнаружил, что отвлекаюсь больше, чем прежде. Меня раздражало всё что угодно: физические неудобства, звуки на заднем плане, конфликты с другими людьми. Спустя много лет я пойму, что в действительности это не было регрессом; я просто начинал в большей степени осознавать непрерывный поток мыслей и ощущений, которые не замечал ранее. Увидев, как через тот же процесс проходят другие люди, я теперь понимаю, что этот опыт типичен для всех, кто только учится исследовать свой ум с помощью медитации».

    Возможные причины боли

    1. Ненужное напряжение в теле из-за неправильной позы в частности или стиля жизни в общем.

    Первая причина боли – неправильная поза во время практик, которая приводит к перенапряжению мышц. Когда мышцу нужно напрячь, мозг посылает ей сигнал, и она сокращается; когда сигнал прекращается, мышца автоматически возвращается в своё исходное расслабленное состояние. Если напряжение длительное, или даже хроническое, то полного расслабления не происходит и остаток напряжения будет продолжать затрачивать ресурсы организма, а задействованные мышцы будут болеть, находясь на пределе своих возможностей. Это как газовать на парковке: эффекта ноль, а износ машины и трата ресурсов налицо.

    Если поза для медитации выбрана неправильно, то неосознанно перенапрягаются мышцы, что рано или поздно выльется в боль. Выберите ту позу, в которой вам удобно и занимайтесь в ней. Остальные, более «продвинутые» добавляйте в свою практику постепенно.

    Хроническая боль возникает также и в повседневной жизни — от неправильного сидения или привычки сутулиться, от стресса или повторяющихся негативных эмоций, вплоть до неграмотного восстановления после травмы, во время которой возникает мышечная амнезия правильного и симметричного распределения нагрузки.

    Врачи альтернативной медицины, которые работают с психосоматическими причинами болезней, считают, что психоэмоциональная сфера жизни отображается в мышечном корсете в виде напряжения. Например, человек, который злится, неосознанно стискивает зубы, сжимает кулаки, напрягается. Это естественные встроенные инстинкты для защиты от внешней агрессии. Но если ситуация часто повторяется, то мышечные зажимы входят в привычку. А хроническое напряжение порождает боль и болезни. Даже современные учёные признают, что ум и тело взаимосвязаны: характер в теле выражен в виде мышечной ригидности, т. е. чрезмерного напряжения определённых мышц.

    • Если тело недостаточно раскрепощено и пока не позволяет сидеть в рекомендованной медитативной асане, а особенно если колени пока выше бёдер в позе со скрещёнными ногами, то важно больше времени уделять практике хатха-йоги для раскрепощения суставов, особенно динамические комплексы, суставная гимнастика, тибетские простирания, практики расслабления (пост-изометрическая релаксация – расслабление после статического напряжения), например, шавасана.
    • Пока тело не позволяет долго сидеть, найти свою оптимальную асану, т. е. такое положение, удержание которого не сопровождается напряжением в теле, особенно в области поясницы и ногах. Для этого применяют вспомогательные средства: подушка под область таза, скамеечки, подушки под бедра, даже допустимо сидение на стуле, если это одобрено наставником.
    • Кроме того, желательно регулировать свой образ жизни, чтобы убрать причины закрепощений на ментальном уровне.
    • Важно отметить, что боль в той или иной части тела не говорит про проблему именно в том участке, напряжение может передаваться по фасциальным меридианам по всему телу, поэтому лучше подходить комплексно и к практике хатха-йоги, и к гармонизации стиля жизни (нравственные устои, режим дня, питание, гармонизация отношений и пр.)
    Читайте также:  Почему болят икроножные мышцы ног у детей

    Существует мнение, что закрепощение тазобедренных суставов связанно с болезненным состоянием органов брюшной полости: у практиков, имеющих явные или скрытые проблемы в органах малого таза, или ЖКТ, напряжение из брюшины передаётся в тазобедренные суставы. В этом случае рекомендованы манипуляции с животом из арсенала йоги при отсутствии противопоказаний. Это агнисара дхаути крия («болтание» передней стенкой живота), наули («волна» мышцами живота) и уддияна-бандха крия (средний замок, или вакуумное втягивание живота).

    Однако, проблема нераскрытых тазобедренных суставов куда чаще встречается у представителей западной цивилизации, где предпочитают удобно сидеть на стуле, опустив ноги, а не получать пользу от сидения со скрещёнными ногами. На ретритах в Азии можно наблюдать, как даже люди в почтённом возрасте с лёгкостью выдерживают многочасовые медитативные сессии, в отличие от молодых представителей западных стран. Когда моя личная мотивация практиковать меркла, натыкаясь на непослушный ум и боль в спине и ногах, меня сильно вдохновляли бабушки «под 80» на випассане в Индии: казалось, что они даже не испытывают дискомфорт, настолько гармонично они сливались с практикой.

    2. Сильная нисходящая энергия Апана-вайю.

    Кроме отсутствия привычки сидеть со скрещёнными ногами, может мешать сильная апана-вайю. Грубой материей физического тела мы не ограничены, есть и более тонкие оболочки, одна из которых называется прана-майя-коша, т. е. иллюзорное тело энергии.

    Энергия в зависимости от выполняемых функций делится на 5 основных. Одной из основных пран (или вайю, что значит «ветер» на санскрите, и метафорически отражет свойства энергии быстро перемещаться) – это апана-вайю, энергия, текущая вниз и отвечающая за выведение нечистот из организма, – дефекацию и мочеиспускание, а также за роды, месячные очищения у женщин и семяизвержение у мужчин. Её проекция охватывает нижнюю часть тела от пупка до стоп.

    Эта энергия нужна и важна, но её избыток препятствует духовному развитию: мощный поток апаны может сместить центр сознания на нижние чакры, навязывая низменные страсти и устремления. Сильная апана-вайю закрепощает ноги и не даёт долго сидеть в медитативной асане.

    • Очистительные практики хатха-йоги – шаткармы (6 техник для очищение тела).
    • Наработка нравственных качеств характера согласно предписаниям ямы и ниямы в йоге (стремление к 10 благим деяниям и отказ от 10 неблагих деяний в буддийской традиции, практика 10 заповедей в христианстве или в следовании темубеждениям, которые приняты в вашей религии или культуре).
    • Регулярная практика перевёрнутых асан, особенно перед сном.
    • Контроль за тратой энергии нижних чакр и отказ от пагубных привычек (работа с негативными эмоциями – гнев, раздражение, злость, зависть и т. п. , контроль за сексуальной энергией, отказ от чревоугодия, пристрастий, таких как увлечённость азартными или компьютерными играми, сладкое, критика в адрес других людей и пр.). Есть примеры, когда именно после отказа от какой-то пагубной привычки практик существенно продвигался в освоении позы лотоса.
    • Самое эффективное – как можно больше сидеть в позах со скрещёнными ногами! Выберите стул без ручек. На работе и дома постоянно скрещивайте ноги, чтобы вы ни делали. Даже принимая пищу, скрещивайте ноги. Эта привычка может принести много пользы.

    Учителя наставляют, что работа с апана-вайю на начальных этапах практики нелегка, но невероятно важна. Со своими слабостями встретиться лицом к лицу неприятно, но необходимо. На нелёгком пути борьбы с собственными слабостями вдохновение приходит из жизнеописаний святых, йогов и Учителей, а поддержка – от единомышленников. Не стоит сдаваться, с какими бы трудностями не пришлось встретиться. Все препятствия конечны.

    Согласно мудрецу Патанджали, автору Йога-сутр, Путь йога идёт по тропе «Яма-Нияма-Асана-Пранаяма-Пратьяхара-Дхарана-Дхьяна-Самадхи». На первом месте – нравственные предписания и запреты, без которых дальнейшее продвижение просто опасно.

    О том же говорил и Будда. Например, в Упали-сутре:

    «Достопочтенный Упали подошёл к Благословенному, поклонился ему, сел рядом и сказал: «Учитель, я хотел бы отправиться в уединённые обиталища в лесах и рощах».

    Представь, Упали, большое озеро, и мимо проходил бы огромный слон размером в семь или восемь локтей. Он бы подумал: «Что если я войду в это озеро и, играясь, вымою свои уши и шею. Я помоюсь, попью, выйду и отправлюсь куда пожелаю». И тогда он вошёл бы в озеро и, играясь, вымыл бы свои уши и шею. Затем он бы помылся, попил, вышел и отправился бы куда пожелал. И почему [он смог так сделать]? Потому что его большое тело находит опору в глубинах [озера].

    А затем мимо пробегал бы заяц или кот. Он бы подумал: «Чем же я хуже слона? Я войду в это озеро, и, играясь, вымою свои уши и шею. Я помоюсь, попью, выйду и отправлюсь куда пожелаю». И затем, не обдумав, он поспешно бы вошёл в глубокое озеро. И можно ожидать, что он либо утонет, либо его снесёт. И почему? Потому что его маленькое тело не находит опоры в глубинах.

    Точно также, можно ожидать в случае того, кто говорит: «Я не достигаю сосредоточения, но всё же затворюсь в уединённых обиталищах в лесах и рощах», что он либо утонет, либо его снесёт.

    Ну же, Упали, пребывай в Сангхе. По мере пребывания в Сангхе ты будешь чувствовать себя спокойно».

    Нравственность есть опора на Пути. С её освоения стоит начинать духовное развитие. Сразу прыгнуть в медитацию не получится. С другой стороны, на полирование своего нравственного характера могут уйти десятилетия, а то и множество жизней. В Кали-югу интерес к духовности в целом и к медитации, в частности, может возникнуть только у тех, кто уже не первую жизнь работает над своими омрачениями.

    3. Накопленная негативная карма.

    Третьей причиной закрепощения ног является накопленная карма прошлых воплощений и деяний этой жизни. Согласно учениям мудрецов, негативная карма отображается в физическом теле болезнями, закрепощениями, болями. Карма, накопленная в ногах – это карма убийства, жестокого обращения с другими живыми существами, злость, страхи, похоть, жажда чувственных наслаждений и т. п. Закрепощения стоп – это карма, которая ведёт к перерождению в Аду, коленей – в мире претов (голодных духов), бёдер – в мир животных. Постепенное переживание дискомфорта в тех областях и практика раскрепощения ног помогает смягчить участь, вплоть до полного истощения кармы.

    Во всём вини одно. Мы часто виним в своих несчастьях других людей или не зависящие от нас обстоятельства. Но страдание — это результат нашего собственного неведения, привязанности и отвращения. Если мы поймём это, то получим лекарство от страдания. Мы можем попытаться найти другие объяснения, но в действительности главный источник нашей боли — это эго, заботящееся о себе. Рингу Тулку Ринпоче

    Карма «записывается» в тонком теле в виде семян-самскар, или склонностей/привычек/черт характера. Отпечатки слов, мыслей и действий прошлых жизней и этого воплощения записаны во внутреннем мире человека. Состояние мышц и энергопотоков связано напрямую: хроническое напряжение блокирует поток, вызывая ту или иную эмоцию/реакцию на внешний раздражитель/привычку/устремление. Созревшая карма проявляется через тело, поражая сначала ум. И так же записывается новая карма – через тело в уме.

    Хотя стоит заметить также, что раз и навсегда расправиться с кармой навряд ли получится. Когда проработа один слой, оголяется следующий, т. е. созревают новые кармические семена, засеянные в прошлом.

    «Так я слышал, однажды Самый Почитаемый находился близ Саваттхи в Роще Джеты, в монастыре Анатхапиндики. В это время неподалёку от Самого Почитаемого сидел один монах в позе с перекрещёнными ногами, с выпрямленной спиной, и терпел острую, пронзительную, мучительную боль, которая была результатом его старой кармы, и он сохранял сосредоточение, внимание, не испытывая душевных страданий. Самый Почитаемый увидел, как он сидит с перекрещёнными ногами, с выпрямленной спиной, и терпит острую, пронзительную, мучительную боль, которая была результатом его старой кармы, и как он сохраняет сосредоточение, внимание, не испытывая душевных страданий.

    И тогда, осознавая смысл этого, Самый Почитаемый произнёс по этому поводу:

    Для монаха, преодолевшего свою карму,

    стряхнувшего с себя пыль прошлого,

    уравновешенного, не жаждущего, –

    для Достигшего – нет вопросов, ответы на которые надо искать у других».

    Миларепа, который на момент обращения к Учению и практике имел груз нелёгкой кармы убийства 35 членов своей семьи. Тем не менее, он за одну жизнь смог преодолеть этот пласт кармы и достиг освобождения в том же воплощении. Навряд ли у кого-то из нас есть бремя такой кармы. А то, что смог сделать один человек, доступно и всем другим.

    Достойно и мужественно терпеть, проходя каждую ситуацию без формирования новых негативных узелков.

    Даже готовясь к ретриту заранее, вероятнее всего, избежать встречи с дискомфортом во время практик не удастся. Запасаемся мужеством и разбираемся, как достойно пережить встречу с болью.

    1. Сопротивление усиливает боль.

    Переживание боли напоминает айсберг – физический дискомфорт лишь его верхушка, 9/10 боли порождается умом. Опытные практикующие подтверждают: со временем боль физическая уходит и не доставляет столько неудобств, а её остатки не причиняют боль душевную (т. е. не влияют на спокойствие ума).

    В Накулапита-сутре Будда так наставлял пожилого человека, который сетовал на свою немощь и боль в теле: «Тело недужит, слабеет и приносит массу хлопот. В заботах о теле, кто скажет, что на данный момент абсолютно здоров? Только из-за абсолютного невежества можно утверждать так. Поэтому ты должен настраивать себя: Даже пусть моё тело страдает, ум мой не будет страдать. Вот как ты должен настраивать себя».

    Шарипутра, один из ближайших учеников Будды, пояснил это учение Будды так: страдающий от телесных недугов страдает и телом, и умом из-за невежественного отождествления себя с телом, ощущениями тела, представлениями, накопленным опытом и сознанием. Страдающий от телесных недугов, но не страдающий умом не считает, что «Я есть тело», не отождествляет себя со своими ощущениями, представлениями, накопленным опытом и сознанием.

    Как уменьшить боль душевную?

    Только разотождествлением себя с физическим телом и прекращением борьбы за эфемерное счастье тела и личности.

    Образ «Я» сформирован опытом и впечатлениями, которые «записаны» в сознании привычными нейронными связями: «Я – это личность, которая любит абрикосовое мороженое, терпеть не может тех, кто ковыряется в носу или громко сморкается, кто всегда приходит на помощь друзьям и не пропускает ни один концерт любимой поп-группы и т. п.». Получается, человек, когда был счастлив, купил мороженое абрикосовое и теперь всю жизнь считает, что любит его, потому что в его мозгу есть ассоциация: мороженое – счастье. Т. е. стремление к счастью замещено дешёвым счастьезаменителем, которое, как и все искусственное – вредное и фальшивое. Но нервная система уже мёртвой хваткой вцепилась в этот опыт, и не может избавиться от него. Теперь каждый раз, подсознательно стремясь к счастью, человек выбирает абрикосовое мороженое в поисках повторения того самого опыта. Естественно, неосознанно.

    Выходит, что состоявшийся образ некой личности, которая привыкла себя проявлять определённым образом и ассоциировать с физическим бренным телом, даже не осознавая, что это просто набор поведенческих паттернов, глубоко въевшийся в нашу нервную систему. А значит, что ощущения боли, страха, неуверенности, всего багажа автоматических эмоциональных реакций, ограниченности нашей личности можно преодолеть путём дрессировки нейронных связей. Ведь по сути личность – это временное явление в череде воплощений Души. А мы намертво в неё вцепились, защищая из последних сил то, что скоро вообще перестанет существовать и иметь хоть какую-то ценность.

    Эти слова могут показаться лишь философией, никак не помогающей справиться с болью во время долгого сидения, тем не менее, мудрые слова Будды указывают направление, в котором стоит развиваться, чтобы познать истинную природу ума, забросанную хламом опыта, цепляний, отторжений, привычек и прочего.

    Как это знание применить на практике?

    В буддизме существует принцип непостоянства всего, что имеет составную природу – санкрит. анитья (пали аничча). Все явления, которые можно разложить на составляющие, подвержены изменениям. Наблюдая разные составляющие того, что мы считаем целым, можно докопаться до их сути. Таков подход можно применить к личности, посмотрев на себя со стороны и увидев просто набор ощущений, восприятий, волевых актов и актов сознания. А можно – к конкретному ощущению боли и дискомфорта.

    Изучив боль, возможно обнаружить массу оттенков этого ощущения: резкая-тупая, покалывание, жар, зуд, разливающаяся в какой-то области или точечная и т. д. Согласитесь, что зубная боль и боль в желудке отличаются интенсивностью, яркостью, насыщенностью и др. факторами. Для изучившего боль как совокупность различных оттенков ощущений, она перестаёт быть сильной. Это как поднимать 50-килаграммовый мешок по 5 кг. Если мешок можно поделить, значит, его можно поднять без усилий. Или разбирать боль как конструктор Лего: сложенные в определённом порядке кирпичики имеют смысл и вызывают в нас эмоции, а просто груда кирпичей перестаёт иметь значение. Мы не можем уничтожить мешок или кирпичи, но мы можем снять слишком большую важность того или иного явления в нашем восприятии. То же касается и эмоций, чувств, нашей личности, опыта и так далее.

    Медитацию часто используют альтернативные терапевты для работы над болью, которую никакие болеутоляющие уже не могут снять и врачи беЗсильны. И в таких ситуациях медитация на боли помогает если не устранить ее, то не страдать от боли в уме.

    Страдание, как говорят мастера, — это боль, помноженная на умственное сопротивление. Если человек наступит на колючку, но внутри не возмутится, то он испытает боль только одной колючки, если же будет сопротивляться проявившейся ситуации, вопрошая, за что же такое несчастье с ним произошло, то боль от одной колючки удесятеряется призмой его восприятия и сопротивления действительности. А если ещё будет всем подряд рассказывать об инциденте, то боль будет переживаться при каждом рассказе. Таким образом боль одной колючки можно растиражировать в уме многократно, усиливая переживания.

    Что советуют учителя медитации в таких, казалось бы, безнадёжных случаях? Американский учитель медитации Шинзен Янг, который специализируется на медитации на боли, рекомендует: «Если вы чувствуете боль, будьте к ней внимательны, не делайте ничего. Внимание это великий меч — он отсекает все. Просто уделите внимание боли». БеЗпристрастное наблюдение, невовлечение в саму боль, необыгрывание внутренних монологов помогают увидеть голую боль без домыслов, и она вполне может оказаться не такой уж и страшной.

    Обозначьте боль, охарактеризуйте её форму, свойства, поведение, т. е. разберите её по винтикам. Например, боль можно представить красной пульсирующей точкой или тяжёлым предметом прямоугольной формы. Проследите её начало и локализируйте её.

    Это временные методы для работы с болью, ведь без уничтожения причин страдания – неблагого поведения, пристрастий и разрушающих эмоций-ядов – карма не истощится и будет постоянно преследовать. Тем не менее, на определённом этапе этот метод помогает накопить опыт в концентрации и обрести уверенность в своих силах.

    Регулярная тренировка помогает переучить нервную систему и изменить привычные реакции на боль. Все ощущения тела, болевой порог – это нейронные поведенческие реакции, которые были воспитаны с детства или остались запрограммированы с прошлых воплощений. Для перепрограммирования нужно время. Боль не обязательно уйдёт, но отношение к ней можно изменить. Это и будет следование совету Будды не отождествлять себя с телом, не делать его хозяином.

    Тело пытается подчинить себе, плетёт интриги и заговоры во время медитации, стараясь показать «кто здесь главный». Выйти из этой игры «Я есть тело» и посмотреть на боль со стороны, отмечая красочную игру актёров и великолепную задумку режиссёра – вот путь к успеху. Используйте возможности, которые дарит боль.

    Читайте также:  Болит стопа ноги при растяжении

    «Павлины едят яд, превращая его в красоту своих перьев».

    Освободитесь от любого цепляния за свои переживания.

    Если хватает силы воли, то попробуйте потерпеть боль. Здесь важно не переусердствовать – чрезмерные потуги могут «выбросить» из медитации надолго, если не навсегда. Баланс аскезы (добровольного принятия дискомфорта ради благой цели) и ахимсы (ненасилия) всегда тонок и у каждого граница своя. Но разумное терпение должно присутствовать в саморазвитии, ибо путь внутреннего совершенствования не может быть сладок. Но разумное терпение не должно быть частью военных действий с телом: тело – драгоценная возможность развиваться и совершенствоваться, но только если оно находится в подчинении. Борьба означает неспокойствие ума, что не совместимо с медитацией. Никакого отчаянного усилия над собой совершать не стоит: и мышцы, и нервная система, и мыслительный процесс должны быть расслаблены во время внутренних практик, если только они сами не являются частью практики.

    У новичков часто возникает вопрос о вреде долгого сидения со скрещёнными ногами. Не приведёт ли это к проблемам с кровеносной системой, не перекрываются ли сосуды в ногах, не грозит ли долгая медитация омертвением тканей и подобное. Этого бояться не стоит. Возможное онемение ног ощущается из-за сдавливания нервов, а не перекрытия кровоснабжения.

    3. По возможности, увеличьте концентрацию.

    Чем больше практикующий сосредотачивается на практике непосредственно (концентрация на дыханииили на образе, или визуализация), тем меньше замечает физический дискомфорт.

    Опыт 100-дневного ретрита один преподаватель по медитации описывает следующим образом: «Три раза в день я должен был идти к деревянной бочке с водой, пробивать лёд, наполнять деревянную кадку и обливаться из неё ледяной водой. Этот ритуал необходимо было повторять перед каждым периодом медитации.

    На третий день, когда я облился с головой и пытался высушиться, вытираясь замерзающим в руках полотенцем, на меня снизошло озарение.

    В первые три дня я замечал, что каждый раз, когда мой ум блуждал, ощущение страдания усиливалось, а когда я возобновлял концентрацию – оно уменьшалось. Стало кристально ясно, что у меня всего три варианта: либо я проведу следующие девяносто семь дней в безнадёжных мучениях, либо сдамся и вернусь в Америку, либо проведу эти девяносто семь дней в состоянии концентрации, двадцать четыре часа в сутки. Четвёртого варианта попросту не существовало. Я не хотел сдаваться и тем более не хотел проводить девяносто семь дней в страдании, а потому поклялся приложить все усилия к тому, чтобы оставаться в состоянии непрерывной концентрации».

    Скорее всего, вам знакома глубокая концентрация в жизни. Например, увлечённое чтение или глубокая задумчивость, которые поглощали все внимание до такой степени, что вы пропускали приёмы пищи, ночь не спали или игнорировали обращения других людей к вам. В моменты глубочайшей концентрации ум безразличен к другим объектам, в том числе, и к боли. А это достаточно легко достигается усердными тренировками.

    Одна из практик развития концентрации, доступная новичкам и лёгкая в исполнении, – это тратака, фиксированный взгляд на свече. Попробуйте, возможно, во время подготовки к ретриту тратака станет вашим союзником в работе с умом и позволит отвлечься от дискомфорта в теле.

    С помощью правильной позы можно частично устранить боль. Излишнего страдания стоит избегать, чтобы (лишний раз) не тревожить и без того обезьяний ум. Хотя не стоит пребывать в иллюзии, что медитация – это блаженство и приятное времяпровождение. Великий учитель Калу Ринпоче утверждал, что боль является частью медитации.

    Функция нашего тела – служить опорой уму в медитации. Поэтому главное требование к позе – долгое, устойчивое (чтобы в глубокой медитации, когда контроль за мышцами может быть утерян, человек не упал), расслабленное и неподвижное положение, подобное скале (для успокоения ума), в котором отсутствует напряжение, которое блокирует апана-вайю и не препятствует поднятию энергии вверх (т. е. прямая спина без перекосов, чтобы энергия поднималась по сушумне– центральному каналу, чьи качества благости помогают в духовной практике). Энергозатраты тела должны быть минимизированы, дыхание свободное, сознание бодрое.

    Классическая семичленная медитационная поза Вайрочаны:

    Падмасана или поза лотоса – идеальная база для устойчивого сбалансированного положения тела как фундамента для умиротворённого ума. Опорой телу служат не мышцы, а скелет. Когда туловище уравновешено, то прилагать усилия для его удержания вовсе не требуется. Центр тяжести – это таз. Голова должна быть строго над тазом, спина не сутулиться, чрезмерных прогибов нет – тогда удержание позы не требует усилий.

    Как учит Хатха-йога Прадипика: «Обычные люди не могут достичь этой позы, могут только несколько мудрых на этой земле», наверное, намекая, что только тот может освоить падмасану, кто разобрался со своими желаниями и привычками и мудро устремил свой взор к самопознанию.

    Что делать тем, кто устремил свой взор к Высшему в нелёгкую пору Кали-Юги и не до конца разобрался с негативным влиянием апана-вайю? Выбрать более облегчённый вариант асаны на начальных этапах и продолжать упорствовать в освоении этой полезной во всех отношениях позы.

    Облегчённые варианты: скрещённые ноги по-турецки или «удобная поза» (сукхасана), полу-лотос (ардха-падмасана), поза ученика (сидя на пятках), совершённая поза (сиддхасана) или другая, одобренная преподавателем по медитации.

    Замечено, что ноги затекают меньше, если подстилка не жёсткая. В писаниях упоминается, что мудрецы использовали подстилки-сидения из травы. В современных условиях можно на коврик для медитации положить одеяло.

    Если колени в положении сидя расположены выше тазобедренных суставов, можно использовать подушечку или валик под ягодицы. Даже 2-3 см сыграют значительную роль. Лучше, если не прямо садиться на подушечку, а помещать её на самый край ягодиц для поддержки, а сидеть на седалищных буграх.

    Также при необходимости можно подложить небольшой валик или подушечку под колени, если они не касаются пола. Кроме того, если и такая позиция сложна, то можно использовать скамеечку для медитаций, но прибегать к этому варианту стоит как к временному.

    Этот пункт очень важен, поэтому существует такое количество разнообразных положений, т. к. без устойчивой позы ум не успокоится.

    • Руки сложите перед собой ладонь на ладонь, соединив кончики больших пальцев. Или же просто положите кисти на колени, ладонями вниз. Как альтернатива – руки в джняна-мудре (кончики больших пальцев соприкасаются с указательными) и свободно лежат на коленях.

    • Оставьте просветы между руками и туловищем, которые обеспечивают свободное дыхание, т. к. не зажимают грудную клетку. Если этот пункт вызывает напряжение, то просто расслабьте руки и естественным образом позвольте им покоиться на ногах.

    • Проследите, чтобы позвоночник был прямым. Перекосы вправо-влево могут стать причинами сонливости или чрезмерной ментальной активности, в то время как ссутулившаяся спина препятствует поднятию энергии вверх. Проследите особенно за шеей и поясницей. Не должно быть сильных прогибов.

    • Подбородок слегка наклоните вниз, чтобы выпрямить шею.

    • Рот следует держать расслабленным, не напрягайте нижнюю челюсть и губы. Кончик языка поместите сразу за верхними зубами, при этом язык и весь рот должен оставаться расслабленным. Проследите, чтобы челюсть не сжималась, стараясь удержать намо-мудру.

    • Классический подход рекомендует держать глаза полуприкрытыми. Но начинающим лучше их закрывать, чтобы не отвлекаться. Полуприкрытые глаза помогают сохранить бодрость, если накатывает сонливость.

    Таковы общие рекомендации. Каждый должен найти ту позу, которая для него эффективна. В любом случае, из 7 рекомендаций две являются самыми важными, их стоит придерживаться в первую очередь – это прямая спина и расслабленное тело.

    Когда вы чувствуете, что пора менять позу, делайте это, пожалуйста, максимально мягко, чтобы не возбудить ум и не нарушить практику. Часто достаточно на сантиметр подвинуть ногу, чтобы выйти из зоны дискомфорта. Экспериментируйте.

    Неправильное положение тела во время практики не только является причиной возникновения боли, но и усугублением соответствующих положению тела негативных склонностей.

    источник

    Хотелось бы сразу прояснить несколько моментов.

    Медитация должна приносить силу и энергию всему телу, каждой клеточке тела, каждому атому. Когда вам плохо — медитация должна снимать состояние «плохо». Когда вам трудно, медитация должна снимать состояние «трудно». Когда у вас что-то болит, в идеале медитация должна снимать боль — трудно, но возможно (снимать, когда энергетики много набираешь) даже научиться снимать боль с других.

    Когда вы хотите осуществить мечту: стать сильнее, выше, быстрее — медитация должна этому способствовать.

    Медитация должна менять энергетику вашего тела — энергетика тела — это голограмма, в которой записано ваше прошлое будущее, как будут развиваться те или иные события, болезни, как будут строиться клетки вашего тела, будут они строиться хорошо, или будут строить вам «рак», неудачи и бедствия.

    Через правильную и качественную медитацию вы можете изменить в жизни очень многое, не всё далеко, но многое. В том числе выйти из колеса сансары, достичь просветления, познать самадхи.

    Медитация — это связь объекта и субъекта, со-настройка, вживание в роль того или иного существа, события, человека, животного, планеты, звезды и т.д. С перенятием энергетических характеристик оного.

    Качественная медитация обязана вызывать изменения энергетики тела, и изменения в ощущении тела. Если эти изменения держать в себе достаточно долго, то клетки тела и нейроны мозга начинают строиться в связи с новыми установками — которые вы себе внушаете.

    Если явных изменений нет — вы что-то делаете неверно. Или какие-то блоки из прошлого вам мешают, или кто-то, со стороны вам мешает.

    Чтобы понять, о чём я говорю (про помехи в медитациях), попробуйте помедитировать, к примеру, на любовь к людям. Сидя у себя в уютной квартире, затем на кладбище, в общественном транспорте в час пик и т.д. Если вы человек честный, то увидите что внешние обстоятельства и окружения очень существенно могут влиять на медитацию. Сидя в квартире — можно набрать много биоэнергетики, так много что стены давить начинают. В час пик в автобусе или на кладбище уже значительно сложнее. Вам будут мешать врезки других людей, и энергетика мёртвых.

    Мозг отдаёт телу команды, когда энергетически волокна тела чисты, когда нет комплексов и блокировок, любая команда мозга начинает выполняться. В идеале мозг супер=йога должен контролировать эмоции и жизненные процессы тела.

    И по приказу включать или выключать те или иные функции. Это сложно, но можно. Медитация — это как хорошая игра актёра, такая хорошая, что мозг начинает верить, и менять ощущения тела. Ваши ощущения вы можете передавать другим. И они тоже начинают чувствовать изменения. Хотя тут много нюансов. С кем-то получится, с кем-то нет.

    А теперь, уважаемые читатели, скажите мне, кто во время медитаций чувствует ком в горле? Замок на уровне низа шеи? Как будто что-то давит?

    На шее есть три основных узла, верхний — под подбородком. Средний (кадык у мужчин), и нижний — межключичная выемка. Если у вас при медитации (любой) возникает ком в горле, неприятные ощущения на уровне шеи — поздравляю вас. Вы находитесь под энергетическим контролем одной из международных оккультных систем. Активно работающих тут в Приморье, и не только.

    Этим замком на шее ваш ментал — отделён от астрала, то есть вы на уровне головы можете, понимать всё что происходит, но на уровне подсознания и энергетики — не контролируете свои эмоции и своё тело. И не можете никак влиять на события в мире и планете.

    Вы пытаетесь энергетически достигнуть бога, космоса, — но при этом на обратном пути ваша энергетика блокируется и выкачивается из вас в пользу тех систем, которые вас доят. Тело,— клетки тела, не наполнятся силой, стопы ног, и кости не излучают биополе. Нет подключки к земле, и нет реализации ваших желаний.

    И сколько бы вы не медитировали и не пытались достичь просветления, или своей любовь помочь планете, ничего не получится пока не снять эти замки.

    Ваши аффирмации и визуализации без включённого в работу тела — это только мечты. А кто из вас их не чувствует, хотите почувствовать — эти блокировки?

    Чувствуются они очень просто. Те системы, которые вас выдаивают, питаются жизненной энергетикой, чтобы временно отключиться и почувствовать что в вашем теле не так, нужно представить максимально ярко и чётко, что вы умерли. Если представлять это в течение 10–15 минут качественно и хорошо, то вы настраиваетесь на мёртвые клетки своего организма, и притворяетесь мёртвым. «Присоски» чувствуют, что вы умираете, и отключаются от вас. А вы после 15 минут умирания, снова представляете, что вы только что родились, и что у вас энергетика обновлённая.

    Если вы вошли в медитацию смерти качественно, у вас начнут покалывать руки и ноги как при онемении, дышать станет тяжело, голову начнёт давить. Если вам сложно, вспомните, как вы хоронили близкого человека, или как были на кладбище — и попробуйте вспомнить те ощущения. Когда смерть рядом. Это вы окунулись в мёртвую воду.

    Мёртвая вода — на уровне дискомфорта, на уровне шеи, головы, висков, укажет вам все блокировки. Медленно «мёртвым внутренним взором» пройдите снизу вверх по всему своему телу, внутри тела. Всё тело должно чувствоваться как монолит — плотный, вязкий и тяжёлый, если есть какие-то участки тела, в которые тёмная энергетика не проникает — это плохо — значит, там пережаты мышцы, или чья то отрицательная врезка. Попробуйте расслабиться. И пустить туда «смерть».

    В сказках мёртвая вода используется, чтобы залечить изрубленное тело, сейчас вы наполняете тело энергией Инь. Заряжаете его на клеточном уровне. Чтобы потом пустить во всю энергетику тела — сознание Ян и оживить каждую клеточку.

    Это нужно чтобы на контрасте ощущений почувствовать, что в вас не от Бога, а привнесённого. Потому что все, что не от Бога — обнаружит себя и начнёт «шевелиться» — ибо присоски эти выкачивают живую силу, а когда вы умирать начинаете — они начинают набирать в себя мёртвую энергию и тоже начинают умирать, а этого им очень не хочется, поэтому они начнут от вас отлепляться и бежать, как «крысы с тонущего корабля».

    Если сделаете качественно, наверняка почувствуете замки. И это не ваша карма или блокировки «высших инстанций света», это тупое перекрытие вашей энергетики, чтобы вы не вышли из-под контроля. Потому что сильных духовных людей контролировать тяжело.

    Итак, кто в медитациях чувствовал «замки» на шее, которые не пропускают энергетику в тело. Если их снять — силой наполняются живот, грудь и ноги. А если не снимать — тело постепенно умирает от обесточки.

    Ещё может быть проблема — когда пытаешься медитировать — и вместо этого засыпаешь, или кажется, что на голову что-то давит, или что обруч на голове. Или идёт перекос энергетики влево или вправо. Или что на грудь кирпич положили.

    У кого подобные ощущения были? Знаете, как убрать, и в чём причина?

    И не бойтесь медитировать на смерть. Смерть — это естественный процесс, вы состоите из генов давно умерших людей. В вашем теле каждый день клетки умирают и самовоспроизводятся. Так что этот процесс естественен, тем более чтобы выходить из тела, — нужно уметь преодолеть страх смерти. А как преодолеть? Один из шагов — медитировать на смерть. Кроме того, после медитации на смерть, если делать её вначале: останавливается внутренний диалог, уходят посторонние мысли. Тело наполняется силой, и в медитации учувствует не только ваша голова, но и всё тело.

    То есть, вы молитесь — медитируете всеми клетками тела одновременно. А это намного более мощная вещь.

    И ещё во время таких медитаций — если у вас она получается — вам будут звонить ваши близкие, и всячески вас отвлекать, потому что они подсознательно чувствуют, что вы «умираете», так как у вас и у них генный резонанс близкий кровь одна.

    Так же, как и после любой реальной качественной медитации — когда вы полны сил, — сразу найдутся кучи желающих с вами пообщаться — чтобы урвать из вас чуточку живой энергетики.

    Если этого не происходит — ваши медитации блеф. Если происходит — поздравляю, кое-что вы всё-таки умеете.

    источник