Меню Рубрики

Как болят ноги у балерин

Ноги – это главный «рабочий инструмент» балерины. От их здоровья, выносливости, силы зависит то, как долго она сможет танцевать, какие нагрузки сможет выносить. И кому, как не прекрасным богиням танца, знать, как правильно снимать усталость с ног. Прислушаемся к советам танцовщиц.

Иногда даже балерины, приученные с самого детства к высоким нагрузкам . устают. Что же делать в этом случае? Поднимать себя против желания или дать расслабиться? Расслабиться!

Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова: «Иногда так устаю, что порой, проснувшись, не могу сразу понять, спектакль у меня сегодня или репетиция. И если спектакль, то какой. В такие моменты беру паузу хотя бы на сутки, разрешаю себе отдохнуть. Отменяю репетиции. Остаюсь дома. Могу поехать по магазинам, заняться чем угодно, только не физическим трудом».

Отдых отдыхом, а многие обращают внимание на то, что даже во время передышки балерины не позволяют себе «полный релакс». Вы вряд ли увидите танцовщицу полностью расслабленной и потерявшей тонус. Специалисты отмечают, что даже если после длительной репетиции ноги балерины гудят, она не садится. Оптимальная поза для «балетного отдыха» — это стоя у стены с максимально выпрямленным корпусом. Простояв хотя бы некоторое время в этой позе, вы поможете кровообращению в ногах восстановиться.

Если же танцовщица отдыхает сидя или лежа, то ноги она старается поднимать. Спинка дивана, соседнее кресло, стул — используется любое возвышение. Только так ноги действительно разгружаются, а сосуды не пережимаются.

Штатная должность в любом театре, где работают танцовщики, — массажист. Если для большинства из нас массаж — это удовольствие, то для балерин — жесткая необходимость. Стопы, постоянно несущие большую нагрузку, восстанавливаются именно во время массажа. Что же рекомендуют балерины?

Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева: «В театре мне постоянно делают профессиональный массаж с маслами. Но когда приезжаю в Таиланд или Китай, иду на массаж стоп по биологически активным точкам».

Ноги балерин несут такую нагрузку, которую в обычной жизни нельзя даже представить. И, к сожалению, многие танцовщицы страдают от заболеваний сосудов и суставов. Чтобы как можно дольше сохранять здоровье ног, балерины рекомендуют в конце дня делать контрастные ванны или контрастный душ: одну минуту держать ноги под прохладной водой, 30 секунд — под теплой. Таким образом в конечностях налаживается кровообращение.

Балерина Михайловского театра Анжелина Воронцова: «Если хотите привести ноги в тонус, то заканчивайте холодным душем, если же необходимо успокоить — заканчивайте теплой водой».

После этой процедуры можно использовать любое средство для ног, которое содержит ментол. Оно придаст свежесть, охладит и поможет почувствовать легкость.

Неотъемлемая часть профессиональной жизни балерин — это мозоли. Но с ними знаком каждый из нас: неудобная обувь или складка на носке приводят к повреждению кожи. Балерины советуют: если вы надеваете новую пару туфель или будете целый день ходить, наклеить пластырь ДО того, как вы натрете ногу. Пальцы и пятка — самые уязвимые места. Наклейте на них небольшие кусочки пластыря, и, быть может, это убережет ваши ноги.

Чтобы ноги не болели, нужно носить удобную обувь. Модную, красивую, трендовую, но главное — удобную. Не приносите комфорт в жертву красоте, и тогда ваши ноги будут как можно дольше сохранять здоровье и красоту.

И кстати, балерины специально готовят свои пуанты, чтобы они были удобными и обеспечивали безопасность. Разбивают молотком излишне жесткие мысы туфель, прошивают дополнительно, натирают специальными терками, чтобы пуанты не скользили по сцене, надевают мокрыми, чтобы туфли «сели по ноге». И только после подобной подготовки пуантов они выходят на сцену. Так что носите удобную обувь, регулярно давайте ногам отдых и помните о том, что здоровье иногда является синонимом красоты!

источник

Балетом с давних пор восхищаются множество людей по всему миру. И балерины предстают в нем грациозными и легкими бабочками, на которых не действует сила притяжения. Но добиться такой легкости представительницам прекрасного пола удается исключительно упорным трудом, приводящего к появлению профессиональных заболеваний, среди которых самым распространённым, является деформированная стопа.

Нога, а точнее, обе стройные ножки у балерин являются самым уязвимым местом. Несмотря на то, что они выносливые, крепкие, сильные и способны выдерживать вес тела, перенося нагрузку исключительно на цыпочки, нижние конечности испытывают колоссальные нагрузки и часто травмируются.

Об этой стороне медали зрители не знают, так как об этой проблеме принято говорить только за кулисами. Самыми частыми травмами, которые получают балерины, являются переломы, растяжения и вывихи. В балетной практике случаются и переломы бедра, влекущие за собой множество проблем, включая полный запрет на занятия танцами в дальнейшем.

«Для всех балерин, решивших посвятить себя этому виду танца обязательным условием, является ломка подъема верхнего стопного отдела, заключающаяся в принудительном и болезненном растяжении связок. Для того чтобы получить необходимый антианатомический изгиб, танцовщицы используют различные способы.

Так как ноги у балерин постоянно испытывают колоссальные нагрузки, связочный аппарат не выдерживает и ослабевает. Без специальной поддержки пуантов нижние конечности легко подворачиваются, что влечет за собой различные травмы, в результате которых возникает тромбофлебит, артроз и артрит, с возрастом приводящие к полной инвалидизации».

Первыми признаками заболеваний нижних конечностей является нарушение кровотока и лимфооттока. Ногти на ногах утолщаются и меняют цвет либо становятся ломкими и слезают. Постепенно начинают появляться венозные утолщения, которые сильно выделяются после длительных занятий или выступлений.

Многие начинающие танцовщицы считают, что это всего лишь косметический дефект, но со временем вены начинают утолщаться, становится извилистыми, что приводи к тромбофлебиту. Ноги начинают болеть, и появляется тяжесть, все это происходит из-за кислородного голодания мышечного аппарата нижних конечностей, именно из-за этого в венах застаивается кровь.

Через некоторое время недостаток кислорода начнет проявлять себя через судороги, отечность, зуд и высыпания на коже. В запущенной стадии недуга на нижних конечностях появляются язвы, разрыв вен с последующим кровотечением.

Стопы балерин без специализированной обуви выглядят, мягко говоря, непривлекательно. Еще одним характерным признаком, который чаще всего встречается у танцовщиц, является вальгусная деформация, представленная шишкой на большом пальце.

Возникает она из-за сильных перегрузок, которым балерины подвергают себя во время тренировок и выступлений. Деформация проявляется видимыми утолщениями, мешающими надевать обувь и вызывающими дискомфорт. Помимо того, что деформация имеет неэстетичный вид, она еще может воспаляться и кровоточить. Искривленный большой палец со временем приводит к тому, что происходит стороннее смещение всех остальных пальцев и верхнего свода стопы.

Во время выступлений на стопы танцовщиц оказывается непосильная нагрузка, в результате которой с течением времени передний свод стопы становится распластанным. Постоянное движение на носочках приводит к развитию поперечного плоскостопия и расхождению крайних плюсневых костей в стороны. Эти изменения приводят к расширению переднего отдела стопы и вальгусной деформации. К тому же плюсневые кости утолщаются, и изменяется длина пальцев нижних конечностей. Именно по этой причине балерины сталкиваются с деформацией стопы и шишками на больших пальцах.

Симптомы заболевания обуславливаются наличием бурсита больших пальцев нижних конечностей. Помимо выпирающей косточки, пациенток постоянно беспокоят боли, отеки и деформация стопы. Также появляются мозоли, из-за которых носить любую обувь, оказывающую давление на стопу становится невозможным.

При первичном осмотре врач выслушивает жалобы, составляет анамнез. Пациенток могут беспокоить неприятные ощущения в большом пальце при тренировках и ходьбе. Их вызывает дегенеративные процессы, протекающие внутри суставного хряща из-за повышенных нагрузок. Со временем боли становятся сильнее и деформация увеличивается и уже прощупывается при осмотре ступни.

Помимо внешнего осмотра, ортопед назначает рентгенографию, чтобы посмотреть насколько серьезно деформировалась стопа и плюсневые кости. Также может быть проведено УЗИ для диагностики состояния сосудов в стопе, так как именно они в первую очередь страдают от тесных пуантов и постоянных нагрузок. Исходя из полученных данных, назначается необходимая терапия.

Так как ни одна балерина не откажется от танцев, им рекомендуют тщательно следить за нагрузкой на ступни и выбирать более-менее удобную обувь и не запускать профессиональные болезни.

В первую очередь при вальгусной деформации ортопеды назначают снижение нагрузки на стопу и ношение удобной ортопедической обуви. Также можно носить специальную шину или фиксатор, позволяющую выравнивать деформацию большого пальца нижних конечностей. Все они действуют исключительно на начальной стадии заболевания.

Для лечения деформации стопы и шишки на большом пальце назначают нестероидные противовоспалительные препараты и физиотерапию. Они помогают снять болевые ощущения и снизить внутрисуставное воспаление.

Зачастую консервативное лечение не дает желаемых результатов, и ортопед назначает оперативное вмешательство. Подобрать ту или иную методику сложно, так как их насчитывается более сотни, но все же самой антитравматичной и безопасной является лазерная коррекция вальгусной деформации.

Хирургическое лечение позволяет удалить выпирающий участок деформированной кости, реконструировать плюсневые кости и фалангу пальца после иссечения, а также усилить мышечный корсет вокруг фаланги таким образом, чтобы не возникало рецидивов. Какой именно хирургический метод выбрать определит врач, отталкиваясь от запущенности недуга и степени деформации сустава.

В зависимости от того насколько травматичной была операция реабилитация может длиться от недели до нескольких месяцев. Чтобы избежать болезненных ощущений, исключить травмы заживающих тканей и костей, а также улучшить регенерацию, необходимо носить бандаж и специальную ортопедическую обувь и стельки. Первое время могут понадобиться костыли.

У пациенток с сильной деформацией и воспалительным процессом регенерация проходит дольше и чтобы ее ускорить назначается физиотерапия и прием противовоспалительных препаратов.

Придерживаясь всех предписаний врача, а также следя за здоровьем своих ног развитие профессиональных заболеваний стоп можно избежать либо облегчить их течение. Будьте здоровы.

источник

Истории о натруженных ногах балерин обросли мифами, легендами, страшнейшими фотографиями из социальных сетей. Безусловно, работа в пуантах в течение нескольких часов сказывается на внешнем виде, но не всё окрашено кровавыми красками. Современная медицина шагнула вперёд не только в области моментального накачивания губ, но и в части ухода и защиты ножек от мозолей и потёртостей. Каждая уважающая себя девушка ухаживает за своим телом, и балерины – не исключение.

Если заранее не заклеить тонким пластырем наиболее натираемые места, не смазать пятки специальным воском, чтобы на неё легче надевались туфельки, – пуанты жестоко покарают за халатное отношение. Обычные пластыри мы чаще используем для заклеивания уже сбитой мозоли, так как пропитанная зелёнкой марля подсушивает и залечивает стертую кожу.

Поверх такого пластыря наклеивают широкий медицинский или бежевый шелковый пластырь для фиксации первого: дело в том, что нога во время танца становится влажной и плохо зафиксированный пластырь может нанести ещё больший вред, если сползёт. У каждой балерины – свой любимый пластырь: телесный из тканого материала Omnifix силиконовый Compeed, Hartmann Cosmos, силиконовые вкладыши Bloch. Помогают танцовщицам и тейпы, они предохраняют стопы от трения, защищают пальцы от мозолей и облегчают нагрузку на репетициях.

Бюстгалтер и трусы, все Dior. Фото: @stepanstepansky. Стиль: Татьяна Шеваренкова. Прическа: Алена Герасименко. Макияж: Алена Моисеева для Giorgio Armani. Маникюр: Ольга Анкаева для L’Oreal Paris Essie. Ассистент стилиста: Екатерина Савинкова. Продюсер: Елена Серова

В уходе за ногами танцовщицы полагаются целиком и полностью на себя. Конечно, делать педикюр самой себе не очень удобно да и хлопотно, но никто лучше не знает, какая длина и форма нужна, где можно убрать что-то, где спилить, а где помазать. Даже самый профессиональный мастер может нередко срезать лишнее, а это невыносимо больно.

Ноготь должен быть средней длины, не выступать за край пальца, и чтобы в пуантах кожа не отходила от ногтя. Мозоли и натоптыши практически никто из балерин не снимает, так как при работе в мягкой балетной обуви нежные пяточки сразу натираются, а чуть огрубевшая кожа защищает стопу лучше.

Сухие мозоли практически все стараются до последнего не срезать, убирают только в том случае, если есть вероятность возникновения межпальцевых мозолей или шпор, которые мешают танцевать. Шеллак делают немногие, так как некоторым он мешает в туфельке, как лишний слой, другие используют мази и жидкости для дезинфекции и заживления кожи ног, при этом лак может окраситься или попросту будет снят за счёт разных химических компонентов.

Итак, прежде чем танцевать, балерина заклеила пальчики, подготовила ноги к тому, чтобы надеть пуанты, проверила не натирают ли свод стопы пришитые ленты и резинки.

Уход за «рабочим инструментом» продолжается и после репетиции. Прекрасно помогают ванночки с солью, душистыми травами, арникой. Потом можно смазать кожу мазью с охлаждающим эффектом и полежать 10 минут, подложив под ножки валик.

Что касается маникюра, то классические спектакли требуют опрятного вида рук, не допускают лишнего блеска и исключают цветной лак на ногтях. Даже светлый лак может быть виден при свете софитов, что бывает особенно забавно во втором «белом» акте «Лебединого озера». Свет на сцене меняется на сине-голубой и прожекторы направлены на главных героев, в этот самый момент зритель невольно видит в сценическом мраке светящийся неоновым цветом лак светло-персикового оттенка, который в электрическом свете стал ярко-оранжевым. За такие казусы могут серьезно отругать, так как любое отступление от канонов внешнего облика танцовщицы разрушает сценическую магию.

источник

Прежде чем прийти в балетную студию для взрослых или заняться хореографией самостоятельно, стоит посетить врача. Балетные упражнения серьезно нагружают суставы и позвоночник, опасны при варикозном расширении вен, поэтому нужно предотвратить возможные негативные последствия танцев.

В хореографических училищах и балетных школах учеников начинают ставить на пуанты лишь к концу первого года обучения, и это при ежедневных изнурительных тренировках. Взрослому на это потребуется еще больше времени. Сначала нужно добиться хорошей растяжки мышц всего тела и выработать умение держать равновесие. Для этого выполняют гимнастические упражнения, а также неглубокие приседания и движения ногой у станка. Сначала держась двумя руками, потом одной, а в итоге — без поддержки.

Чтобы встать на пуанты, нужны сильные мускулы ног и хорошо разработанный подъем стопы. Прежде всего стоит разработать икроножные мышцы. Можно начать с быстрой ходьбы пешком и отказа от лифта, затем перейти на бег и прыжки. Когда ноги окрепнут — носить обувь на все более высоком каблуке. Одно из доступных каждому упражнений проводят на лестнице . Нужно встать на ступеньку так, чтобы пятка не касалась поверхности, то есть только пальцами. В этом положении медленно приподнимаются и опускаются — от 30 раз и четырех подходов за занятие.

Читайте также:  Мазь от ревматических болей в ногах

Растяжку стопы лучше проводить под присмотром профессионала. Если делать это самим, ориентируясь на книги и видеоуроки, можно повредить сустав, поскольку общие рекомендации не учитывают индивидуальных особенностей. Для начала можно лишь осторожно тянуть пальцы при чьей-то помощи. Для этого стопу хорошо разогревают во время тренировки, затем садятся на пол, вытянув ноги. Помощник может аккуратно давить на свод стопы до появления дискомфортных ощущений (боли быть не должно). Колени при этом должны быть прямыми. Затем так же аккуратно нужно потянуть стопу к себе.

Более серьезные нагрузки вправе давать лишь опытный педагог. Он же способен определить, когда человек готов встать на пуанты первый раз.

Пуанты отличаются от простой обуви рядом особенностей, так как их основное предназначение – фиксация стопы в определенном положении во время танца. Существуют специальные правила ношения этих балетных туфель.

  • — пуанты;
  • — молоток;
  • — две атласные ленты;
  • — вкладыши в пуанты;
  • — иголка с ниткой

Приобретая пуанты у индивидуального мастера или в специализированном магазине, примерьте их. Носок пуантов – коробочка — должен быть жестким и узким, а сам туфель – плотно обхватывающим стопу. В противном случае танцы в свободных на ноге пуантах приведут к неравномерной нагрузке на пальцы ног, что чревато падениями и травмами.

Необходимо учитывать и тот факт, что только что купленные пуанты сразу надевать нельзя, они требуют определенной подготовки. Если носок очень жесток – разомните его молотком, пока он не приобретет нужную мягкость. Обычно такую обувь изготавливают индивидуальные мастера, пользуясь традиционными технологиями. Современные же фабричные производства делают более мягкие пуанты, которые можно размять просто руками.

Затем пришейте к пуантам атласные ленты для более надежной фиксации на ноге. Их ширина должна быть 3-5 см, а длина — до 2 м. Пришивайте сложенную пополам ленту к пятке балетной туфельки. Можно расположить ее внутри пуанта — под пяткой и пришить по бокам. Такой способ подходит тем, у кого имеется узкая стопа, требующая дополнительной фиксации.

Разумеется, решающую роль при поступлении играют такие природные данные, как гибкость, выворотность, музыкальный слух, чувство ритма и т.д. В ходе обучения ребенок будет развивать и совершенствовать их. Постижение прекрасного искусства балета требует большого туда, упорства и немалых жертв. Будущим балеринам придется постоянно придерживаться жесткой диеты, научиться превозмогать мышечную боль, по много часов ежедневно посвящать занятиям у станка. Причем, все это распространяется не только на годы ученичества, но и на весь период дальнейшей профессиональной карьеры.

Если девочка не готова в столь юном возрасте целиком посвятить себя балетной карьере, существуют и альтернативные пути. К примеру, можно заниматься в студии классического балета или на хореографическом отделении детской школы искусств. Если после этого возникнет желание целиком посвятить себя танцу, можно поступить в колледж или вуз культуры и искусства. Правда, стать солисткой балета уже вряд ли получится, но ведь можно посвятить себя и другим видам танца: народному, бальному, эстрадному. Это не менее красивое и увлекательное занятие.

Красота классического балета

Как мы завидуем в детстве летящей походке и гордой осанке балерин! Почти каждая девочка хочет стать балериной и кружиться по сцене. И только взрослые актрисы знают, как выглядят ноги балерины без пуантов…

Последние исследования ученых просто шокировали общество. Конечно, мы и раньше знали, что труд балерин очень тяжелый. И вся легкость и красота, которую они демонстрируют на сцене — плод тяжелого физического труда.

Но такое…
Оказалось, что все беды начинаются от недостаточного питания юных девушек. Вес средней балерины составляет около 51 кг. Да, это красиво, да, партнерам легче поднимать на руках легких девушек.

Но они платят за это постоянным чувством голода, и если бы на этом все заканчивалось…

Недостаток в рационе кальция и тяжелые физические нагрузки приводят к раннему остеопорозу. А ведь это болезнь пожилых людей! Балерины гораздо чаще своих сверстниц ломают руки и ноги.

И не только потому, что занимаются травмоопасным «спортом». А именно из-за разрежения костной ткани — остеопороза.

Ученые выяснили, что у 31% балерин прекратились месячные. А это значит, что способность зачать и выносить здорового ребенка у них приближается к нулю…

Это мать-природа заботится о женщине, когда она плохо питается и сильно устает. Менструации прекращаются, чтобы беременность не отобрала последние силы у организма. Кстати, почти у всех женщин в фашистских концлагерях прекращались месячные.

Хорошая новость в том, что при нормализации образа жизни и питания женский цикл чаще всего восстанавливается.

Но мы не можем этого же сказать о кровеносных сосудах девушек.

И снова неприятные цифры — 64% балерин имеют нарушения сосудов, что ведет прямиком к атеросклерозу. Снова старческая болезнь, которая поражает юные создания!

Надо помнить, что атеросклероз необратим, поэтому если уж Вы выбрали себе профессию балерины, тщательно следите за своим питанием.

Недостаточное количество калорий, конечно, не компенсирует никакой прием витаминов. Но все же надо заботиться о своем здоровье, кушать только качественные продукты, принимать необходимые биодобавки, особенно содержащие кальций.

Атеросклероз со временем приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Не поэтому ли наши прекрасные балерины выходят на пенсию в 38 лет? Раньше, чем солдаты…

И остаются с изношенными сосудами, бесконечными залеченными травмами и деформированными стопами. Эти последствия будут преследовать их всю жизнь, такова плата за несколько лет триумфа на сцене.

Ноги балерины без пуантов

К 38 годам у артистов балета довольно сильно деформируются стопы, от постоянных перегрузок стираются межпозвоночные диски.

Поэтому одно из профессиональных заболеваний балерин — межпозвонковая грыжа. Спина при этом болит невыносимо… К сожалению в молодом возрасте девочки не задумываются о последствиях в самозабвенных тренировках, а понимание приходит позже, с возрастом.

Мы рассмотрели самую темную и болезненную сторону профессии «балерина», но ведь есть еще и сверкающая, прекрасная реальность, которую они дарят нам со сцены.

Кроме этого, многие балерины после выхода на пенсию начинают новую жизнь, наполненную другими красками, о которых они и не подозревали — устраивают личную жизнь, рожают детей.

А дисциплина и умение держать себя в форме у них воспитано на всю жизнь.

Посмотрите видео о буднях балерин:

Балерины всегда приковывают к себе восхищенные взгляды зрителей, даря ощущение невероятной грации, легкости и красоты. Но увидев ноги балерины без пуантов, можно понять, насколько этот вид искусства тяжел и травматичен.

Видимая легкость — это результат долгого упорного труда. День за днем, превозмогая боль, танцовщицы учатся удерживать вес своего тела на крохотной площади кончиков пуантов. Потому ноги балерины — самое уязвимое место. Несмотря на силу, выносливость и гибкость, травмы ног — обычное дело для балерин. К профессиональным травмам относят: вывихи, растяжения связок, переломы костей ног.

Стопа каждой балерины подвергается испытаниям, не всегда связанным непосредственно с выступлениями и тренировками. «Балетная» форма ноги образуется принудительными растяжениями связок. Стопа обычного человека не имеет такого чрезмерного изгиба, потому для профессиональных балерин ломка подъема верхней части стопы — необходимое условие для работы.

Принудительная растяжка связок не ограничивается возможностями собственного тела. Для придания заветной формы ноги используются самые разные подручные средства. Например, некоторые танцовщицы подкладывают под пальцы разные предметы, чтобы усилить растяжку. Этот процесс в дальнейшем приводит к тому, что связки стоп растягиваются и очень ослабевают. Связочный аппарат попросту разбалтывается, что впоследствии приводит к частым вывихам даже при ходьбе. С годами состояние ног балерин значительно ухудшается, что провоцирует развитие артрита, артроза и тромбофлебита.

Для того чтобы пальцы в пуантах стояли плотно и упирались, их размер подбирают таким образом, что он становится на 2 размера меньше фактического. В условиях продолжительного ношения такой обуви значительно ухудшается циркуляция крови, что становится первопричиной развития различных заболеваний ног. В первую очередь это отражается на состоянии ногтей на пальцах ног: они меняют свой цвет и толщину, истончаяясь либо утолщаясь. Кроме того, после выступлений танцовщицы начинают замечать, что вены на ногах становятся все более заметными. Данную проблему нельзя списывать лишь на косметический недостаток — это является четким сигналом для посещения доктора. При отсутствии лечения через некоторое время вены становятся извилистыми и утолщаются до того, что их можно с легкостью прощупать пальцами. В дальнейшем даже после незначительных физических нагрузок приходит ощущение тяжести и усталости ног. Все эти симптомы развиваются по причине кислородного голодания мышц из-за тесных пуантов и предельных нагрузок на ноги.

Анастасия Волочкова: В гримерке мне угрожали ножом!

Партнеров балерины жестоко избивали, чтобы они не выходили с ней на одну сцену.

Однажды ко мне в гримерную пришли два поклонника — огромные мужики с корзиной цветов, — вспоминает Настя события того вечера. — Ну, думаю, как обычно, хотят попросить автограф. А они. вытащили ножичек и сказали: «Анастасия, от имени директора Большого театра мы требуем прекратить судебный процесс и забрать документы».

Директор Большого театра Анатолий Иксанов пытался лишить меня партнеров. Танцовщиков, которые продолжали участвовать в моих спектаклях, избивали! Больше всех досталось Жене Иванченко. Накануне открытия сезона в Большом театре в 2003 году, где мы должны были танцевать с ним «Лебединое озеро», он внезапно исчез. Оказалось, его избили в подъезде дома, предупредив, что если он еще раз появится на пороге Большого театра или рядом с Волочковой, то будет еще хуже.

Чтобы заглушить голод, балерины пьют шампунь!

Для многих артистки балета — это пышные пачки, изящные пуанты и непрекращающиеся аплодисменты. О том, что скрыто за этим лоском, знают только посвященные: те, кто сумел пройти строгий отбор приемной комиссии и многолетний ежедневный тренаж в зеркальном зале. Эти люди отдают балету все время и здоровье. Просто потому, что не могут иначе.

В девятом классе к нам в школу пришла новенькая — стройная, вытянутая как струнка, но при этом по-кошачьи грациозная Машенька. Раньше она училась в хореографическом училище на «классике» и могла стать профессиональной балериной. Могла, но не захотела. Просто не выдержала безумных физических нагрузок.

Тем, кто все же решил связать свою жизнь с балетом, придется выдержать вступительный экзамен в хореографическое училище. Самые сильные школы России — в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Владивостоке и Новосибирске. Живут поступившие в общежитиях. Занятия проходят жестко — никаких сюсюканий.

Почти все педагоги — строгие и черствые люди, — вспоминает моя одноклассница Мария Якубовская. — Хореограф орала постоянно! Когда замечала расслабленные ягодицы балерин, хватала мухобойку и с криком «подберите подпопники» шлепала девочек. Чтобы мы лучше тянули ноги, в ход шла огромная линейка: ее ударами учитель показывала, какую именно мышцу нужно напрягать. Я вся в синяках была.

О пропусках занятий не может быть и речи! — консультирует мамочек на специальном форуме юзер Swan. — Моя дочь однажды сильно простудилась и лежала в постели с высокой температурой. Педагог позвонила и стальным голосом произнесла: «Не может тренироваться, пусть уходит! На ваше место куча желающих. Жалко ребенка — забирайте домой! Уважительной причиной для пропуска может быть только смерть!» Будьте готовы, что заниматься ребенку придется с утра и до позднего вечера. Моя дочь и по ночам растягивалась.

Как бы ни была талантлива и старательна девочка, если она родилась не с теми физическими данными, дорога в классический балет ей закрыта, — объясняет Якубовская. — Экзаменаторы в училище смотрят на тебя, как на собаку на выставке: если суставы недостаточно подвижны или с растяжкой проблемы, длина ног неподходящая или размер головы подкачал, моментально забраковывают.

Первое, на что обращает внимание приемная комиссия, — выворотность (способность ног разворачиваться наружу). Кроме того, девочки должны быть очень гибкими: без труда поднимать ногу на 180 градусов, изящно гнуть спину, складываясь при этом буквально пополам. Еще одно важное качество — высокий подъем. Многие, чтобы добиться нужного результата, его «ломают» — так называется насильственная растяжка связок верхней части стопы.

Самый простой способ — подсунуть пальцы ног под батарею или шкаф, — советует на форуме BalletRose. — Главное, чтобы просвет между полом и предметом был как можно меньше. Суть «истязания» в том, чтобы ноги находились под батареей в шестой позиции (ровно), при этом колени должны оставаться прямыми, а носочки стремиться к полу. Это больно, но нужно терпеть!

Будущая балерина должна обладать длинными конечностями. У балетных есть даже специальный индекс «длинноногости», который высчитывают при приеме в училище.

Каждого ребенка измеряют дважды — в полный рост и от макушки до ягодиц, — поясняет Якубовская. — Затем рост в положении сидя делят на рост стоя и умножают на сто. Балетная норма — 49 — 52 процента. Собственно, этот индекс можно оценить и невооруженным глазом: ноги балерин должны быть гораздо длиннее туловища.

Конкуренция в балете просто чудовищная: из 500 пришедших на просмотр возьмут только 30, из них в училище доучится всего половина, а ведущие партии будет танцевать лишь одна.

Самые сложные испытания для юных балерин приходятся на учебные будни.

Подъем в семь утра, до занятий нужно помыть полы и убрать постель, успеть собрать волосы в «шишку», — рассказала 13-летняя Надежда Высоцкая, студентка Пермского хореографического училища. — Многие девочки кусают и царапают учителей во время растяжек — такая невыносимая боль. Помню, как писала маме письма, в которых умоляла забрать меня домой, но наступал новый день, и я снова шла в класс.

Для служительниц Терпсихоры идеальная фигура — скелет. Каждая калория в еде подсчитана штатным диетологом училища. Нужный вес опять-таки высчитывается по формуле: рост минус 122. Всех, кто выходит за эти рамки, исключают.

К вечеру есть хочется особенно сильно, — продолжает Надежда. — Чтобы справиться с этим, я жую жвачку. Слышала, что кто-то пил шампунь.

Перед контрольным взвешиванием студентки начинают худеть изо всех сил. Особенно жестко — в пятом классе, после которого в хореографических школах идет великая чистка: в программу вводят дуэтный танец, и считается, что мальчикам вредно поднимать более 50 килограммов.

Мы за день до взвешивания наедались фуросемида — сильного мочегонного, — делится опытом балерина Евгения Петрова. — Одна из девиц две недели сидела на сыре и сухом вине. От такой диеты она постоянно пребывала в легком подпитии и сразу после экзамена грохнулась в обморок. Самыми уязвимыми были дети из обеспеченных семей: они вечно экспериментировали с неведомыми лекарствами. Случались и трагические истории. Из училища выпускалась дочка известного теледиктора. Перед экзаменом она сильно похудела, и, видимо, на этой почве у нее что-то случилось с психикой. Съев яблоко, бежала в туалет, чтобы вызвать рвоту, а потом к зеркалу — посмотреть, не прибавила ли она в весе. Когда она совсем ослабела, ее положили в больницу, кормили внутривенно, но она выдирала трубки. Закончилось все ужасно: она умерла при весе 38 килограммов!

Читайте также:  Отекает и болит ступня левой ноги

Но есть в балете и счастливые люди, которые могут есть, что хотят, без всяких последствий для фигуры. Алла Михальченко всегда съедала полный обед, прикупала в буфете пирожное или пяток конфет и тут же шла на репетицию.

Профессиональные балерины болеют в четыре раза чаще обычных людей. Как правило, они страдают расстройством пищеварения, нарушением менструального цикла, артритом, остеопорозом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Не редки среди танцовщиц случаи бесплодия.

К выпуску месячные прекратились у половины наших девчонок, — рассказывает на форуме Лана. — Но самая болезненная тема — ноги. Размер пуантов почти в два раза меньше обычной обуви. Это позволяет опираться на пальцы, но здорово деформирует стопу. Наши ноги узнаешь из тысячи: все в шишках, мозолях, кровоподтеках. У всех, кто «ломал» себе подъем, рано или поздно разбалтываются и даже надрываются связки. Из-за этого ноги легко подворачиваются при прыжках. О переломах и не говорю!

Именно поэтому прежде, чем надеть новые пуанты, балерина их тщательно готовит: разбивает молотком носок, делая его мягче, выдирает стельку, подошву трет кухонной теркой, а самый кончик туфельки надрезает, зашивая образовавшуюся дыру толстыми нитками.

После выпуска из училища для балерины начинается борьба за сцену.

В балете нет подруг: в любую минуту тебе могут воткнуть нож в спину, — откровенничает на форуме одна из артисток Большого театра под ником Tata.

Мне однажды натерли костюм изнутри какой-то мазью, — рассказывает на форуме Иван. — Во время танца тело нагрелось — кожа стала чувствительной, а от этой мази — нестерпимая боль. Еще как-то подрезали на балетках резинки, которые удерживают их на ноге. Во время танца обувь слетела.

Несмотря на обширные связи, дочь известного юмориста Владимира Винокура так и осталась просто хорошей балериной.

Мои вещи выбрасывали из гримерок в коридор, давая понять, кто в доме хозяин, — рассказывает Анастасия. — Про битое стекло в пуантах — тоже правда!

Справиться с неимоверными физическими и психологическими нагрузками под силу не каждой. Большинство балетных, чтобы танцевать, превозмогая боль, горстями глотают обезболивающее, а некоторые подсаживаются на сильнейшие транквилизаторы и алкоголь.

Похвастаться огромными заработками артисты балета тоже не могут — их доход зависит от числа выступлений и ролей: в крупных театрах рядовые балерины получают 15 — 20 тыс. руб., в провинции — 6 — 9 тыс. Спасают, конечно, гастроли, за которые платят командировочные, и возможность подработать в других постановках. У прим и ведущих артистов положение лучше — они приносят домой от 50 до 80 тыс.

Отпуск у балетных обычно длится месяц. Творческая пенсия наступает после 20 лет стажа — как правило, к 35 — 37 годам. Это совсем не значит, что по достижении данного возраста балерин выбрасывают из театра: Екатерина Максимова, к примеру, выступала до 55 лет, Галина Уланова — до 50, Майя Плисецкая — до 65. Но нынешняя танцевальная молодежь предпочитает подстраховываться, осваивая после хореографического училища более «земные» профессии.

Многие балерины имеют властных покровителей. Еще прославленная Александром Пушкиным танцовщица Авдотья Истомина никак не могла выбрать, кого из поклонников предпочесть — кавалергарда Василия Шереметева или графа Александра Завадовского. В итоге соперники устроили дуэль. Шереметев погиб.

Поклонником одной из ярчайших звезд балета прошлого века — Матильды Кшесинской — был Николай II. Это было нормой того времени — мужчины из царской семьи всегда тяготели к артисткам Императорского театра. Великий князь Николай Николаевич- старший увлекался балериной Екатериной Числовой, в результате чего у танцовщицы появились двое сыновей и две дочери. А великий князь Константин Николаевич так восхищался искусством балерины Кузнецовой, что в этом бесконечном восторге построил ей двухэтажный дом и гостил в нем неделями.

Роман Кшесинской с цесаревичем закончился после его женитьбы на принцессе Алисе Гессенской. После балерина перешла из рук в руки к кузену Николая — великому князю Сергею Михайловичу. Он даже звал замуж подругу, но та выбрала молодого великого князя Андрея Владимировича.

Большевики, придя к власти, тоже не брезговали «барским» увлечением. Сам Иосиф Сталин обожал любоваться, как в Большом театре танцует Ольга Лепешинская, и всегда после спектакля подвозил приму домой. Иногда вождь уезжал от балерины уже под утро.

Одним из самых знаменитых почитателей балетных фей был «всесоюзный староста» Михаил Калинин. За это Сталин прозвал его «всесоюзным похотливым козлом». Говорят, Калинин приглашал девушек к себе в кабинет и заставлял крутить фуэте в чем мать родила прямо на его рабочем столе. По слухам, Белла Уварова — одна из балерин, на которую положил глаз Михаил Иванович, отказалась участвовать в этом безобразии, а через какое-то время ее тело нашли неподалеку от Москвы. После этого случая Калинина срочно отправили в незапланированный отпуск.

Сколько балерин перебывало в постели Лаврентия Берия, не сосчитать. Время от времени он заезжал в Большой театр, чтобы посмотреть, как балерины занимаются разминкой, и выбрать себе девушку по настроению.

Знаменитый танцовщик Марис Лиепа ходил в любовниках у Галины Брежневой, хотя на тот момент был женат. Их роман длился пять лет, дочка генсека все это время помогала ему в карьере.

Балет всегда ассоциировался с гомосексуализмом. Поэтому каждый танцовщик должен иметь жену, которая становится защитой от подозрений. Только имея спутницу жизни, есть перспектива стать выездным. Но находились смельчаки, которые не боялись своей ориентации. Например Вахтанг Чабукиани. Этот легендарный танцовщик обладал мужественной внешностью, ярким темпераментом и. бесконечной любовью к мальчикам.

Рудольф Нуреев в узком кругу ленинградских геев приобрел репутацию горячего татарского парня. В собственной версии «Спящей красавицы» он поворачивался спиной к залу и медленно снимал длинный плащ, пока, наконец, зрителю не открывались роскошные ягодицы танцора. Умер он, кстати, от болезни геев и наркоманов — СПИДа.

источник

  • Сладкоежка (359)
  • Рецепты (255)
  • Музыка (239)
  • По странам и континентам (195)
  • Интересное (136)
  • Зверье моё (127)
  • Живопись (118)
  • Кино (104)
  • История (82)
  • Закуски (72)
  • Фото (70)
  • Библиотека (64)
  • Здоровье (64)
  • Флора (57)
  • Архитектура (56)
  • Искусство (56)
  • Юмор (51)
  • Природа (50)
  • Личности в истории (47)
  • Торты (36)
  • Антиквариат (29)
  • Балет, танец (28)
  • Фразы (21)
  • Размышления (20)
  • Катастрофа (17)
  • Мудрость (17)
  • О спорт — ты мир! (16)
  • Рыба (13)
  • МУЗЕИ (5)
  • ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ (4)
  • Катастрофа (0)
  • Кино (0)

Балет: трагедии за кулисами

На первом курсе института я подружилась с одной девочкой с очаровательным именем Сауле. Она рассказала о себе, что до 8-го класса училась в хореографическом училище на «классике» и могла стать профессиональной балериной. Могла, но не захотела. Когда мы это услышали, то не поверили: добровольно бросить учебу в таком заведении — тысячи девочек мечтают об этом, стоя на цыпочках перед зеркалом, а тут вдруг раз! — и бросить. Что-то тут не то. А Сауле объяснила свое решение очень просто: она не выдержала тех безумных физических нагрузок и 31 августа, перед самым Днем знаний забилась под стол и, рыдая, в истерике умоляла родителей перевести ее в нормальную школу. Уговоры и увещевания не помогли, Сауле 1 сентября пришла в 9 класс обычной средней школы.

И действительно, глядя из темноты зрительного зала на сцену, где хрупкие, воздушные девушки творят волшебство балета, мы забываем, какой ценой даются им эти легкость и изящество, которыми так щедро они одаривают нас.

Я полезла в Интернет посмотреть, а пишут ли балерины о том, как они достигают этого совершенства и чем расплачиваются за него. Скажу сразу — нашла я мало. Среди балерин, наверное не принято говорить о своем искусстве всю правду. Оно и понятно: для них балет не просто профессия, это гораздо больше даже, чем просто смысл жизни.

Девочек в балет приводят очень рано. Многие начинают заниматься еще с детсадовского возраста. Занятия обычно довольно жесткие, всякими тонкостями вроде нежной психики ребенка не принято заморачиваться — нужен результат.

Если результат педагога не устраивает — он не будет выяснять, что же такое с деткой происходит, скажет прямо и жестко. Ни о каких пропусках занятий тоже речь идти не может, уважительной причиной может быть разве что только температура под 40, варианты «мама не смогла привести ребенка» не проходят. Не можете водить регулярно — уходите, ваши сложности никого не интересуют, у нас тут очередь на ваше место. Главный девиз — пришёл в зал — работай! Жалко себя — иди домой, двери открыты, никого не держат.

Растяжки. Без растяжки НИЧЕГО не получится, а растяжки это БОЛЬ. Есть такая штука «мышечная память». Если колено согнуто, по нему слегка шлепают, и так раз 100, отчего иногда остаются синяки, тоже самое касается остальных частей тела. Плачут там все, на слезы даже никто не реагирует. Когда синяков накапливается много — мамам-папам становится жалко своих детей и они больше не приходят.

Мама одной маленькой балерины пишет на форуме: «У меня дочь занимается с 5 лет. Мы рассматриваем поступление в ХУ через два года, потому дома занимаемся через день по полтора-два часа. Иначе, при наличии даже хороших данных пойдет откат назад. Идеальные природные данные — это из области фантастики, где-то да есть пробел. Но что будет через два года — Бог его знает, может, все наши занятия пойдут насмарку, тогда будет очень обидно».

И это правда, по девочке, когда ей только 6-10 лет трудно сказать, какой она будет в 14-15.

Из воспоминаний балерины Евгении Петровой: «Проблема лишнего веса в балете связана с переходным возрастом, когда формируется организм, и касается в первую очередь девушек. Девушки в балете подбираются специфические, обычно физически они развиваются позже ровесниц. Если кому-нибудь «посчастливится» уже к 13-14 годам обзавестись грудью и округлиться в бедрах, начинаются страдания и самые варварские диеты. Дело в том, что как раз в этом возрасте девочки переходят в балетный 5-й класс, после которого по традиции в хореографических училищах идет великая чистка: выгоняют всех — и явно неспособных, и просто рано созревших девиц. Педагоги не будут ждать, когда они к 20 годам скинут вес естественным образом. К этому рубежному классу худеют почти все.

Каждый старается как может. Самые жестокие диеты с применением медикаментов хранят в глубокой тайне. Девочки, которые быстро и радикально худеют, обычно врут, что сидели на фруктах и минералке. В 1970-е годы вес девочек старших классов не должен был превышать 50 кг независимо от роста. После рубежного 5-го класса в программу входил дуэтный танец, и считалось, что мальчикам больше полцентнера поднимать вредно. Каждую неделю у нас было контрольное взвешивание. За день до этого мы наедались фуросемида — сильного мочегонного и старались поменьше пить.

Еще один рубежный момент — выпускные экзамены. Мы сдавали «классику» в коротких розовых хитончиках, все наши телеса так и бросались в глаза, самим было противно. Одна из девиц, которой все равно предстояло ехать в Театр музкомедии в Саранск, так что о форме можно было не беспокоиться, из чистого перфекционизма на две недели села на жесткий сыр и сухое вино. От такой диеты она постоянно пребывала в легком подпитии и сразу после экзамена грохнулась в обморок. Некоторые, не столь рисковые, ели пресную гречневую кашу: три раза в день по две ложки, закусывая сухофруктами. Самыми уязвимыми, как ни странно, были дети из обеспеченных семей: они вечно экспериментировали с неведомыми лекарствами.

Случались трагические истории. Из училища выпускалась дочка известного теледиктора. Перед выпуском она сильно похудела, и, видно, в организме нарушился обмен веществ, у нее что-то случилось с психикой. После любого случайного яблока бежала в туалет, чтобы вызвать рвоту, а потом к зеркалу — не прибавила ли она лишнее. Когда она совсем ослабела, ее положили в больницу, кормили искусственно, внутривенно — она выдирала трубки. Закончилось все ужасно, она умерла. Говорят, что в последние дни эта высокая девушка весила 38 килограммов, у нее был желудок трехлетнего ребенка.

Есть счастливые люди, которые могут есть что хотят и сколько хотят, без всяких последствий для фигуры. Балерина Алла Михальченко имела прекрасные пропорции: длинные ноги, маленькую головку, изящную шейку. У нее была узкая кость, что тоже важно для балета — силуэт получается тонкий, графичный. У нее не было проблем с весом. Не страдавшая отсутствием аппетита, она всегда съедала полный обед, прикупала в буфете пирожное или пяток конфет и тут же шла на репетицию. Мы все тяжело и завистливо вздыхали.»

В хореографическом училище довольно жесткие рамки относительно веса: младшие — рост минус 115, более старшие — рост минус 120, хотя у каждого педагога имеются свои критерии. В приватном разговоре с родителями они все понимают «да, кальций, да, витамины, да, полноценное питание «, а сами между тем снижают оценки и отчисляют. ЭТО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ!

источник

Самая болезненная тема в закулисной жизни балета – ноги балерин. Дело в том, что до 18 века в балете и мужчины и женщины танцевали в обычной обуви на каблуках. С появлением пуантов балет превратился в исключительно женское явление.

Ниже – фото стоп балерины, стоящей на пуантах. Такая стойка чревата множеством травм. В медицине существует даже отдельная специализация, занимающаяся исключительно травмами танцоров. Размер балетной туфельки гораздо меньше обычного размера обуви (чуть ли не в 2 раза) , это позволяет опираться на пальцы, стопа при этом деформируется.

Балерины похожи на воздушных фей, на которых земное притяжение будто и не воздействует. Мы видим лишь как они редко касаются стопами сцены, а остальное время проводят в полете.

У обычных людей ноги мягкие, ноги балерины же по твердости ничуть не мягче ножки стула. Мышцы балерины крепкие, выносливые и сильные как железо. Ведь в противном случае, они не смогли бы удерживать вес своего тела на пятачке туфель пуантов площадью не более 2 квадратных сантиметров.
Чаще всего профессиональные травмы в балете связаны с переломами, вывихами и растяжениями, а также травмам связочного аппарата суставов. Существенную часть балетной травмы составляет также травма тазобедренного сустава, что влечет за собой целый комплекс проблем, с вовлечением в воспалительные процессы органов малого таза.

Читайте также:  Болят ноги когда хожу по холодному полу

Попробуйте решить задачу из курса физики, рассчитайте силу, с которой балерина со средним весом в 50 кг давит на такую площадь. Вот такая сила скрывается за кажущейся хрупкостью балерины.
У балерин есть такое понятие – «ломать подъем», он заключается в насильственной растяжке связок верхней части стопы. Многие подсовывают пальцы под что-нибудь и так вытягивают подъем. Как и при любом противоестественном переизгибе, происходит вот что: растягиваются и нередко частично надрываются те связки, которые работают на растяжение, от чего связочный аппарат стопы слабеет и разбалтывается.

С возрастом этот процесс приносит известные неудобства, то есть нога легко подворачивается, особенно при беге и прыжках. Тромбофлебит, артриты-артрозы – это тоже частые профессиональные болезни балета. За красоту приходится платить таким образом.

Вальгусная деформация большого пальца стопы

Hallus valgus (вальгусная деформация большого пальца стопы) это состояние, при котором происходит повреждение сустава большого пальца ноги.Это заболевание обычно называют бурситом большого пальца стопы.

Бурсит большого пальца связан с образованием костного нароста в ответ на травму. В действительности Hallus valgus это не просто реакция на травму. Интересно, что это заболевание почти никогда не встречается в культурах, которые не носят обувь. Узкая обувь, такая как на высоких каблуках и ковбойские сапоги, может способствовать развитию вальгусной деформации большого пальца стопы. Широкая обувь, с свободным пространством для пальцев ноги, уменьшает возможности развития деформации, и помогает уменьшить раздражение на область бурсита большого пальца стопы, при его наличии.

Термин Hallus valgus фактически, описывает то, что происходит с большим пальцем ноги. Hallus – медицинский термин для обозначения большого пальца ноги, а valgus анатомический термин, который означает, что деформация происходит в сторону отклоняющуюся от средней линии тела.

Так вальгусная деформация большого пальца стопы за пределы стопы. По мере прогрессирования этого процесса появляются и другие изменения. Одно из тех изменений – то, что кость, которая находится выше большого пальца ноги, первая метатарзальная кость , начинает больше отклоняться в другом направлении. Эту кость называют primus varus. Primus означает первую метатарзальную кость , а varus медицинский термин, который означает, что деформация проявляется отклонением от средней линии тела.Это создает ситуацию, где первая метатарзальная кость и большой палец ноги теперь формируют угол по отношению линии, проходящей по внутреннему краю стопы.

Бурсит большого пальца стопы, который развивается сначала , является фактически реакцией на давление от обуви . Сначала реакцией на травматизацию является участок раздраженной, отечной ткани, которая постоянно трется между обувью и костью располагающейся под кожей. Со временем постоянное давление может приводить к утолщению костной ткани, что увеличивает припухлость и еще больше трение об обувь.

Многими проблемы возникающие в ногах, являются результатом патологического давления или трения. Самым простым способом определить наличие последствий патологического давления является осмотр ноги.Нога представляет собой твердую кость, обтянутую кожей. В большинстве случаев, симптоматика развивается постепенно так, как кожа и мягкие ткани амортизируют избыточное воздействие на ногу.Любое выпирание кости или травмы усугубляют уже имевшиеся последствия травмы. Кожа реагирует на трение и давление формированием мозоли .Мягкие ткани, располагающиеся под кожей, реагируют на избыточную нагрузку . И мозоль и утолщенные мягкие ткани под мозолью становятся болезненными и воспаляются. Уменьшению боли способствует уменьшение давления . Давление можно уменьшить извне за счет более свободной обуви или изнутри за счет оперативного вмешательства и удаления избыточных тканей.

Факторы риска

Обувь оказывает влияние на частоту появление вальгусной деформации большого пальца ( она ниже у взрослых которые не носят обувь). Однако, это не означает, что только обувь вызывает это заболевание. Стягивающая обувь может причинять боль и ущемление нервов стопы нерва наряду с формированием вальгусной деформации. Модная обувь может быть слишком обтягивающей и слишком узкой, чтобы » нога выглядела эстетично». Высокие каблуки увеличивают нагрузку на стопу, что еще больше усугубляет проблему. Причем модных тенденций придерживаются не только молодые люди, но и лица старшей возрастной группы . Факторы риска можно разбить на основные :

  • Большая вероятность возникновения вальгусной деформации у лиц женского пола .Причиной может служить обувь.
  • У балерин, которые проводят много времени на блоках, танцуя на пальцах ноги, и таким образом, у них можно ожидать более высокую вероятность возникновения вальгусной деформации
  • Возраст. Частота деформации увеличивается с возрастом, с показателями 3 % у людей в возрасте 15-30 лет, 9 % у людей в возрасте 31-60 лет, и 16 % у тех кто старше 60 лет 1
  • Генетические факторы имеют определенное значение

Ассоциированные заболевания

Существуют определенные причины биомеханической неустойчивости, включая нервно-мышечные нарушения. Это может быть связано с артритами различных видов. Эти ассоциированные заболевания включают:

  • Подагра.
  • Ревматоидный артрит.
  • Псориатическая артропатия.
  • Суставная гиперподвижность связанная с такими заболеваниями как синдром Марфана синдром Дауна.
  • Рассеянный склероз.
  • Болезнь Шарот
  • Церебральный паралич.

Симптомы вальгусной деформации стопы в основном обусловлены бурситом большого пальца стопы. Бурсит большого пальца стопы является достаточно болезненным. При выраженной вальгусной деформации большого пальца стопы появляется и косметическая проблема. Кроме того, подбор обуви становится затруднительным, особенно для женщин, которые хотят быть модными и для них ношение модной обуви становится настоящим испытанием . И наконец, увеличение деформации начинает перемещать второй палец стопы и могут создаваться условия для трения второго пальца об обувь.

Диагностика

Пациента может беспокоить боль в большом пальце стопы при ходьбе или каких-то движениях. Это может свидетельствовать о дегенерации внутрисуставного хряща.
Боль может быть ноющая в области плюсныб вследствие ношения обуви. Возможно увеличение деформации . .
Необходимо выяснить какие физические нагрузки увеличивают боли и что облегчает боль ( может быть просто снятие обуви).
Наличие в анамнезе травмы или артрита.
Достаточно редко бывают острые боли или покалывание в дорсальной области бурсы большого пальца ,что может указывать травматический неврит среднего дорсального кожного нерва.
Пациент может также описать симптомы, вызванные деформацией, такие как болезненный второй палец ноги, межпальцевой кератоз, или образование язвы .

Необходимо понаблюдать за походкой пациента .Это поможет определить степень болевых проявлений и возможные нарушения походки, связанные с проблемами в ногах.
Положение большого пальца стопы по отношению к другим пальцам ноги. Дисторсия сустава может быть в разных проекциях..
Выдающееся положение сустава. Эритема или припухлость указывают давление от обуви и раздражение.
Диапазон движения большого пальца стопы в метатарзальном суставе. Нормальное сгибание назад – 65-75 ° с плантарным сгибанием менее 15 °. Причем необходимо обратить внимание присутствуют ли боль, крепитация. Боль без крепитации предполагает наличие синовита.
Наличие любого кератоза, который предполагает патологическое натирание от неправильной походки ..
Ассоциированные деформации могут включать молоткообразные вторые пальцы стопы и гибкое или твердое плоскостопие. Эти деформации могут вызвать более быструю прогрессию вальгусной деформации большого пальца стопы, поскольку снижается боковая поддержка стопы..

Изменения в движениях в суставе большого пальца:

  • Увеличение абдукции большого пальца стопы в поперечных и фронтальных плоскостях.
  • Увеличение среднего выдающегося положения пальцев стопы.
  • Изменение в сгибании назад сустава.

Кроме того, необходимо обратить внимание на состояние кожи и периферического пульса. Хорошее кровообращение особенно имеет значение если планируется оперативное лечение и необходимо нормальное заживление послеоперационной раны.

Рентгенография позволит увидеть степень деформации и может указать подвывих сустава.При необходимости исключения других заболеваний может быть назначено КТ. УЗИ необходимо для исследования сосудов при подозрении на нарушение кровообращения. Лабораторные исследования назначаются при необходимости исключить ассоциированные заболевания и при подготовке к оперативному лечению.

Лечение вальгусной деформации большого пальца стопы, почти всегда, начинают с подбора удобной обуви, не вызывающей трение или нагрузку. На ранних стадиях Hallus valgus ношение обуви с широкой передней частью может остановить прогрессию деформации. Так как боль, которая является результатом бурсита большого пальца стопы, происходит из-за давления от обуви, лечение сосредотачивается на том, чтобы убрать давление, которое обувь оказывает на деформацию. Более широкая обувь уменьшает давление на бурсит большого пальца стопы. Прокладки для бурсы большого пальца стопы могут уменьшить давление и трение от обуви. Существуют также многочисленные устройства, такие как распорные ортопедические изделия, которые позволяют шинировать палец и изменить распределение нагрузки на стопу.

Медикаментозное лечение и физиотерапия

Нестероидные противовоспалительные препараты и физиотерапия могут быть назначены, чтобы уменьшить воспалительный процесс и снять боли. Кроме того, возможны инъекции кортикостероидов. Длительная физиотерапия не доказала свою терапевтическую эффективность .

Возможно применение различных ортопедических изделий ( супинаторов, корректоров пальцев стопы, межпальцевые валики).Применение ортопедических приспособлений помогает на ранних стадиях остановить дальнейшую деформацию. При выраженной деформации применение ортопедических изделий может только несколько уменьшить болевые ощущения. Индивидуальные стельки помогают корректировать нарушенный свод стопы.

Если же деформация обусловлена метаболическим нарушением или системным заболевание, то необходимо провести лечение направленное на коррекцию основного заболевания с привлечением ревматолога или эндокинолога.

Если все консервативные меры оказываются не эффективными, то принимается решение об оперативном лечении. В настоящее время, существует более 100 оперативных методик по лечению Hallus valgus.Основные задачи при хирургическом лечении следующие :
удалить бурсит большого пальца стопы
реконструировать кости, из которых состоит большой палец ноги
уравновесить мышцы вокруг сустава так, чтобы не было рецидива деформация

В некоторых умеренных случаях формирования бурсита большого пальца стопы, при операции может быть удален только нарост на сумке сустава. Эта операция, выполняется через маленький разрез на стороне ноги в области бурсита большого пальца стопы. Как только кожа разрезана удаляется нарост с помощью специального хирургического долота. Кость выравнивается и разрез кожи ушивают маленькими швами.

Более вероятно, что реконструкция большого пальца ноги также будет необходима. Главное решение, которое должно быть принято, состоит в том, надо ли разрезать метатарзальную кость и также ее реконструировать . Для решения этого вопроса имеет значение угол между первой метатарзальной и второй костью.Нормальный угол – приблизительно девять или десять градусов. Если угол будет 13 градусов или больше, то скорее всего необходимо разрезать и реконструировать метатарзальную кость. Когда хирург разрезает и производит репозицию кости, то это называется остеотомией. Есть два основных метода, используемых, чтобы выполнить остеотомию и реконструкцию первой метатарзальной кости..

В некоторых случаях дистальный конец кости разрезается и перемещается в латерально (это называется дистальной остеотомией). Это позволяет эффективно уменьшить угол между первыми и вторыми метатарзальными костями. Этот тип операции обычно требует одного или двух маленьких разрезов в ноге. Как только хирург достигает удовлетворительного положения костей, остеотомия сопрождается фиксацией костей с помощью металлических булавок .После операции и заживления булавки удаляются( обычно их удаляют через 3-6 недель после операции).

В других же ситуациях, первая метатарзальная кость разрезается в проксимальном конце кости. Этот тип операции обычно требует двух или трех маленьких разрезов в ноге. Как только кожа разрезана , хирург выполняет остеотомию. Кость подвергается реконструкции и фиксируется на время металлическими булавками. Эта операция тоже уменьшает угол между метатарзальными костями.Кроме того, производится релизинг сухожилия мышцы, приводящей большой палец стопы. Поэтому, после операции надевается специальный бандаж.

Необходимо в среднем 8 недель для того, чтобы произошло заживление мягких тканей и костей. Ногу на этот период лучше поместить в обувь с с деревянной подошвой или специальный бандаж для того, чтобы исключить травматизацию оперированных тканей и дать возможность нормальной регенерации. Непосредственно после операции могут понадобиться костыли.

У пациентов с выраженным бурситом через определенное время после операции может быть назначена физиотерапия ( до 6-7 процедур) . Кроме того, необходимо носить обувь с расширенным передом. Возможно также использование корректоров. Все это может позволить быстрее вернуться к нормальной ходьбе.

Мы уже много разговаривали с вами о такой проблеме стоп ног, как вальгусная деформация большого пальца ноги, когда на суставе около него образовывается некрасивая выпуклость – шишка, которая приобретается, как следствие суставных изменений стопы из-за нагрузок, связанных с лишним весом, ношением неудобной обуви и многих других причин. Лечение Hallux Valgus потребует от вас много сил, времени и целый комплекс мероприятий ( индивидуальные ортопедические стельки, физиотерапия для стоп, массаж стоп, лечебная гимнастика стоп, подбор удобной обуви, коррекция веса). Фото шины
Чтобы предупредить появление и остановить дальнейшее развитие искривления сустава и появление болезненных и непривлекательных шишек у больших пальцев ног, была разработана вальгусная отводящая шина, уникальный бандаж, исправляющий неправильное положение сустава и со временем делающий деформацию большого пальца стопы меньше. Но, чтобы ускорить процесс и закрепить результаты, необходим комплексный подход к решению данной проблемы, который направлен на снятие воспаления и укрепление мышцы и свода стопы

Ортопедические стельки – это стельки, которые изготавливаются специально для людей страдающих заболеваниями стоп, или желающие их предотвратить. Если во время ходьбы Вы испытываете дискомфорт и напряжение в стопе, необходимо обратиться к ортопеду, который после обследования назначит Вам ношение ортопедических стелек.

Ортопедическая стелька является опорой для стопы и способствует её правильному расположению. Ортопедическая стелька расслабляет мышцы стопы, страдающие от перенапряжения, и задействует мышцы ног, которые ранее не работали. Ортопедические стельки имеют жесткий каркас, обеспечивающий постоянную фиксацию внутренней и наружной части стоп в правильном анатомическом положении, что способствует повышению устойчивости и значительно улучшает кровообращение стопы. Также уменьшается нагрузка на позвоночник и суставы колен. Регулярное использование стелек уменьшает усталость ног за счёт поддерживающего эффекта и предупреждает развитие плоскостопия.

В обуви на высоком каблуке Вы обретёте большую устойчивость, ходьба перестанет сопровождаться болезненными ощущениями, улучшится общее самочувствие. Ношение ортопедических стелек показано при повышенных нагрузках на ноги, а также при патологиях стопы, которые могут проявиться в любом возрасте.

В изготовлении ортопедических стелек используются только высококачественные материалы, что обеспечивает большой срок службы изделия. Стельки имеют минимальную толщину, и Вам не придется подбирать обувь большего размера. Ортопедические стельки можно подобрать или изготовить для любой обуви с различными видами каблука.

Опубликовано на сайте ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ. Please leave any comments there.

источник