Меню Рубрики

На катке всегда весело и интересно хотя покатавшись болят ноги

IV. Схема разбора деепричастия

III. Переход деепричастия в другие части речи

Деепричастия, совмещающие в себе признаки глагола и наречия, могут переходить в наречия. Этот процесс называется адвербиализацией. Адвербиализация деепричастия заключается в утрате им значения действия. Обязательным условием адвербиализации деепричастия является его употребление без зависимых слов, поддерживающих его глагольность. (Ср.: Стоя у окна, он молча смотрел в даль, Школьникам положено отвечать стоя).

С адвербиализацией деепричастия мы имеем дело в случаях типа : читать лежа, работать сидя, говорить недумая. Такие деепричастия обычно стоят в постпозиции и являются обстоятельствами образа действия.

Деепричастия благодаря, взирая (невзирая на), включая, смотря (несмотря на), спустя, судя (судя по) перешли в предлоги, а деепричастия хотя, невзирая на то, что, несмотря на то, что – в союзы.

1. Слово в тексте, вопрос к нему

4. От какой основы, суффикса образовано

6. Переходность /непереходность

8. Синтаксическая функция в предложении

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой деепричастие как особая форма глагола?

2. Какие морфологические значения у деепричастия относятся к глагольным? Покажите на примерах.

3. Какие грамматические значения у деепричастий одинаковые с наречиями? Покажите на примерах.

4. От каких основ и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия несовершенного вида. Покажите на примерах.

5. От каких основ и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия совершенного твида? Покажите на примерах.

6. От каких русских глаголов деепричастия не образуется? Приведите примеры.

7. Чем различаются между собой деепричастия с суффиксами –а(-я) и учи(-ючи), а также – в(-вши). Покажите на примерах.

Основная литература

1. Аникина А.Б. Калинина И.К. Современный русский язык: Морфология. – М., 1983.

2. Современный русский язык /Под.ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989.-С.510-512

3. Современный русский язык /Под.ред.П.А.Леканта.-М.,2000.- С.338-340.

4. Современный русский язык /Под.ред. Д.Э. Розенталя – М., 1984.-С.381-384.

5. Краткая русская грамматика /Под.ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. – М.,1989.- С.307-310.

6. Краткий справочник по современному русскому языку/ Под ред.П.А.Леканта.-М., 1991.-С.205-206.

Дополнительная литература

1. Буланин А.Л. Трудные вопросы морфологии М., 1976.

2. Одинцова М.А. О грамматическом значении деепричастия в современном русском языке//Русский язык в школе. 1977. № 4.

3. Пирогова Л.И. Русский глагол. Грамматический словарь – справочник.

«Деепричастие как особая форма глагола»

Морфологические задания

Задание № 1. Найдите в тексте деепричастия несовершенного исовершенного вида. Укажите, где деепричастие обозначает действие,

где — действие, предшествующее другому действию. Перепишите, вставьте пропущенные знаки препинания.

1. Всадник с ношей мчится черной буркой ее прикрывая. 2. Орел с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. 3.В избушке распевая дева прядет. 4. Уж за рекой дымясь пылал огонь рыбачий. 5.На красных лапках гусь тяжелый задумал плыть по лону вод ступает бережно на лед, скользит и падет. 6.Урну с водой уронив об утес ее дева разбила. 7. Я шел вперед поднимаясь все выше. 8. Однако болтая с тобой грибов не соберешь. (А.П.)

Задание № 2.Образуйте деепричастия несовершенного вида от тех глаголов, от которых они образуются.

Поднимать, держать, беречь, вести, слышать, пахать, потчевать, бить, бороться, волноваться, зябнуть.

Задание № 3. Образуйте деепричастия совершенного вида от данных глаголов. От каких глаголов можно образовать деепричастия с суффиксом -я?

Посеять, склеить, увидеть, построить, запрячь, запереть, расцвести, окрепнуть, коснуться, расположиться.

Задание № 4.Образуйте от данных ниже глаголов действительные причастия настоящего времени и деепричастия несовершенного вида.

Везти — везущий — везя; мыть, дышать, идти, видеть, надеяться, заботиться, строиться, бороться.

Задание № 5.Образуйте от данных ниже глаголов действительные причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида.

Выздораветь — выздоровевший; выздоровев; выполнить, вырасти, проскочить, проскакать, поравняться, остановиться.

Задание № 6.К каждому глаголу подобрать видовую пару, образовать от обоих глаголов деепричастия , указать вид.

Купить, подъезжать, увидеть, осветить, заливать, дрожать, свернуться, напевать, задыхаться, выкупаться.

Задание № 7.Из текста выписать глаголы-сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами.

1. Я долго стоял на углу, поглядывая на калитку. 2.Он, оставшись один, написал просьбу об отпуске. 3.Пригнув к земле шею и голову, прямо на ребенка шел огромный серый кот. 4. Человек, чуть побледнев, вынул из кармана пиджака записную книжку и, сосредоточенно листая ее, присел к столу. 5.Подросок удил рыбу, стоя босиком на полусгнившем бревне.

Задание № 8.Перестроить предложения, поставив деепричастный оборот в начале, конце и в середине предложения.

1.После неудачного хода Шахматист сдался.

2. Шофер услышал сигнал и свернул в сторону.

3.Альпинисты добрались до вершины и поставили там флаг.

4.Туристы отдохнули в лесу и отправились дальше.

Задание № 9.Из приведенного текста выберите все деепричастия и разберите их по схеме.

Актер, рванув мимо камер, выхватил мальчика буквально из-под колес. Резко затормозив, трамвай отбросил Земляникина на несколько метров в сторону. На следующий день газеты, пестрея заголовками «Подвиг артиста», пели ему дифирамбы. Шел 1957 год.

Стилистические задания

Задание № 1.Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота (деепричастный оборот оставьте без изменения).

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом – ошибка, ставшая в последнее время очень распространенной. Она встречается на телевидении, радио, в речи парламентариев и т.д. Посмотрите, что получается: Подъезжая к стации… слетела шляпа. Выходит, шляпа подъезжала к станции?! Чтобы не выглядеть смешно и не превращать свою речь в беспорядочный набор фактов, запомните: деепричастия и деепричастные обороты могут употребляться только в том случае, если субъект, выполняющий действие, выраженное деепричастием, является подлежащим! Это значит, что за деепричастием обязательно должно следовать название субъекта в именительном падеже.

1) Проходя по данному поселку, на меня пахнуло свежестью жасмина.

2) Услышав его голоса, у меня чаще забилось сердце.

3) Увидев девушку в новом платье, у него захватило от радости дух.

4) Приехав домой, мне стало значительно лучше.

5) Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее.

6) Глядя на эту ветку сирени, мне нежнее вспомнилась моя молодость.

7) Слушая музыку Моцарта, на не покидает ощущение причастности к чуду.

8) Жизнь должна изображаться в книгах такой, как она есть, не приукрашивая её.

9) Живя в монастыре, Мцыри преследовали мечты о свободе.

10) На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги.

11) Взяв ее под руку, они пошли вместе.

Задание № 2.При каждом деепричастном обороте даны два предложения. Выберите, с каким из этих предложения можно связать деепричастие. Запишите его. Объясните вам выбор. Сохраняйте запятые.

1. Стоя у машины, … а) я услышал чьи-то шаги; б) мне послышались чьи-то шаги. 2. Стремительно двигаясь по воде, … а)шел вверх по течению пароход; б) мы плыли на пароходе вверх по течению. 3. Сбегая по овражкам,

а) звенели ручейки; б) ручьи звенели веселыми голосами. 4. Разлившись по берегу, … а) река затопила берега; б) луга оказались под водой. 5. Сев за рояль, …а) раздались звуки вальса; б) она заиграла вальс. 6. Получив бандероль от друга, …а) радость охватила меня; б) я очень обрадовался.

7. Появились из-за гор, …а) сразу стало светло; б) солнце осветило верхушки сосен.

Задание № 3.Исправьте ошибки, связанные неправильным употреблением деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

1. Начиная с перестройки в России прошло много изменений.

2. Средний балл выводится исходя из общего количества оценок.

3. Несмотря на трудности средний бизнес продолжает развиваться.

4. Будучи тонким ценителем искусства он не пропускал ни одной выставки.

5. Нужно идти вперед невзирая на неудачи.

6. Нельзя работать спустя рукава.

7. Судя по всему ситуация должна измениться к лучшему.

9. Кредитная карточка есть платежный документ используя который потребитель оплачивает товары и услуги.

10. Сотрудники отдела получив распоряжения министерства и изучив документацию приступили к разработке нового проекта не медля ни дня.

11. Нужно не останавливаться на достигнутом а преодолевая трудности стремиться, вперед усваивая новые знания.

Задание № 4.Учитывая стилистические свойства приведенных словосочетаний с причастиями и деепричастиями, выпишите их следующим образом: 1) употребляющиеся в книжном стиле; 2) стилистически нейтральные; 3) употребляющиеся в разговорной речи.

Рассматриваемая в статье проблема; блестящий лед, искомая величина, пристально глядя в лицо, битый час,, выраженная в письме благодарность, не сходя с места, отвечая на вопросы, встречен с сестрой, заросший сад, сидя в неудобной позе, цветущая женщина, отличаясь от остальных, знающий специалист, приходящая няня, ни на минуту не утихающая боль, открыто с 8 до 19, на ночь глядя, пришли не сговариваясь, вьющиеся волосы, писавший маслом, не переводя дыхания, пишущая машинка, далеко отставший от колонны.

Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 939 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Практические задания для старшеклассников с целью подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ

Заключённые в скобки деепричастные обороты вставьте в предложения

  • Контролёр проверил билеты у пассажиров (войдя в купе).
  • Закрывайте двери аккуратно и без стука (выходя из машины).
  • Нужно внимательно следить за движущимся транспортом (переходя улицу).
  • Женщина вошла в комнату и усадила на диван (ведя за руку ребёнка; сняв с него тёплую курточку).
  • Лесник остановился и замер (сделав несколько шагов; словно прислушиваясь к чему-то).

По данному началу постройте грамматически правильные предложения

  • Готовясь к экзамену, …
  • Разговаривая по телефону, …
  • Отправляясь в путешествие, …
  • Обращаясь к кому-либо с просьбой, …
  • Желая больше узнать, …
  • Мечтая стать врачом, …
  • Не надеясь на постороннюю помощь, …

Исправьте ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами

  • Возвращаясь домой, тебя ждут родные и близкие.
  • Умело употребляя макияж, подчёркивается индивидуальность внешности.
  • Покупая у нас телевизор, мы вручаем приятный подарок.
  • Не окончив вуза, пропала надежда получить интересную работу.
  • Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость.

  • Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
  • Слушая музыку Моцарта, нас не покидает ощущение причастности к чуду.
  • Прочитав это письмо, мне стало даже смешно.
  • Едва научившись ходить, у него возникла потребность рисовать.
  • Думая о ней, мне становится грустно.
  • На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги.
  • Приехав домой, мне стало значительно лучше.

  • Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее.
  • Войдя в воду, у меня всё тело покрылось мурашками.
  • Взяв ее под руку, они пошли вместе.
  • Живя в монастыре, Мцыри преследовали мечты о свободе.
  • Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских.
  • Жизнь должна изображаться в книгах такой, как она есть, не приукрашивая их.
  • Проходя по дачному поселку, сердце у меня забилось чаще.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Окончив с отличием политехнический институт,

  • слёзы радости навернулись у него на глазах.
  • мне предстояла успешная карьера.
  • мои взгляды устремлены на работу в конструкторском бюро.
  • Выпускник с дипломом инженера пришёл на известный завод.

Работая с химическими реактивами в лаборатории,

  • старайтесь быть предельно осторожными.
  • мне были понятны многие законы химии.
  • отношения иногда не складываются.
  • надписи на колбах сделаны чётким почерком.

Читая о страданиях Бруно и галилея,

  • был предан анафеме догмат о существовании только одного мира.
  • мы подчас готовы считать их палачей олицетворением воинствующего невежества.
  • учение о бесконечности Вселенной никогда не будет забыто.
  • трагедия учёных до сих пор не даёт покоя исследователям их жизни.

Читая книги зоолога брема,

  • это не исследование, а жизнеописания животных.
  • становится очень интересно.
  • основные мысли выражены в ней правильно.
  • радостно удивляешься причудливости мира.

  • во все стороны летели брызги.
  • расходятся широкие круги.
  • Леонардо да Винчи объяснил распространение звуковых волн.
  • у меня было прекрасное настроение .

  • можно только на зелёный свет.
  • часто нарушаются правила.
  • меня оштрафовал милиционер.
  • не нарушайте правила движения.

источник

Цели урока: продолжить работу по культуре речи, формированию коммуникативных умений учащихся, необходимых для построения текста (умений отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывание); формировать умение создавать текст и анализировать текст, отдельные языковые явления.

Оборудование урока:

  • интерактивная доска или проектор и экран;
  • компьютеры для учителя и учащихся с выходом в Интернет.

Этот урок лучше провести как заключительный. Я проводила его в конце учебного года в 8 классе.

— Закончились уроки русского языка в 8 классе. Но даже летом, сами того не осознавая, вы будете постоянно обращаться к языку во время общения, в т.ч. дистанционного, например, в социальных сетях.

Тема нашего урока «Прикладной русский». Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Учащиеся высказывают свои предположения о содержании урока.

— Прикладная лингвистика специализируется на решении практических задач, связанных с изучением языка. Это деятельность по приложению научных знаний об устройстве и функционировании языка в нелингвистических научных дисциплинах и в различных сферах практической деятельности человека.

— Вчера вы писали сочинение «Зачем мы изучаем русский язык в школе?» Вот ваши ответы (ранжированные по убыванию значимости):

Мы изучаем русский язык в школе, чтобы…

  • быть грамотными;
  • изучать другие науки;
  • уметь грамотно излагать свои мысли;
  • уметь убеждать в своей правоте;
  • не поддаваться на речевые провокации;
  • быть культурным;
  • чтить национальные традиции;
  • получать эстетическое наслаждение от чтения хороших книг;
  • поступить в институт;
  • устроиться на престижную работу и др.

На первом месте стоит ответ: «чтобы быть грамотными». А что значит быть грамотным?

В средние века грамотным считался человек, умеющий читать, писать, считать. В наше время грамотный человек не только должен обладать знаниями по разным предметам, но и уметь использовать разнообразные источники информации для самообразования.

— Давайте проверим вашу грамотность. Выполните задания и определите тип ошибок, допущенных в них.

1) Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. 2) Впереди лидирует команда наших спортсменов. 3) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 4) На площади он увидел огромную массу народа. 5) Художник подарил музею свой автопортрет.

(Тип ошибки — употребление лишнего слова.)

1) На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа. 2) По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону. 3) Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин.

(Тип ошибки — употребление рядом или близко однокоренных слов.)

1) Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. 2) Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом. 3) Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести. 4) Он попытался сформулировать свое замечание в корректной форме.

(Тип ошибки — употребление слова в несвойственном ему значении.)

1) Родители были уверены, что ихний ребенок продолжает семейное дело. 2) Они хотели устроить более лучшую жизнь. 3) Волга ширее Дона. 4) Он всегда ложит локти на стол. 5) С наступлением весны дни становятся длиньше. 6) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях. 7) С моей точки зрения, спор этот бессмысленен. 8) Чуть не круглый год королевство было погруженное в холодные сумерки и туманы.

(Ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.)

1) На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги. 2) Провожая меня, лицо его выражало сожаление. 3) Выйдя на улицу, ему стало холодно. 4) Прочитав этот рассказ, меня как живые окружали его герои.

(Ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.)

Парадокс. Грамматические ошибки можно найти у классиков.

Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
А.С. Пушкин

— Как вы понимаете эти слова? (Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов.) Он пишет так:

Читайте также:  Болят стопы варикоз на ногах

«Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо)».

В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880—1944), русский языковед, утверждал: «. Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует — они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у разных хороших писателей».

Писатели нередко пародируют нелогичную речь, и тогда подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический прием создания комического эффекта. Например, у Гоголя: «Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами».

— Назовите произведение, героев.

(«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»);

У Чехова: «Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом. на дачу»

(«Каникулярные работы институтки Наденьки»)

На этом же приеме строятся каламбуры (словесные шутки):

Каламбуры Пушкина:

Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за ее тряпок я не в состоянии.

Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли она вышла замуж. — По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.

— Попробуйте сами сочинить каламбур.

Есть утверждение: «Общение – самое ценное в жизни человека». Согласны ли вы с ним?

— Как чаще всего вы общаетесь со своими друзьями: встречаясь для общения или через Интернет? ( Ответы учащихся)

— Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?»

Нет Да, исправлю Не знаю
— Чтобы несмущать человека
— не обидеть
— не оказаться бестактным.
—Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считать себя умным
— Чтобы чело-век больше недопускал ошибок.
— Не нравится, когда говорят неправильно.
— Не надо портить русский язык.
— В зависимости от собеседника и от настроения

— Ну а как часто приходится сталкиваться с ошибками, которые допускают общающиеся в Интернете? (Ответы учащихся)

— Выходит, что сейчас меньше стали общаться лично и все больше в Сети. Чаще всего общение в Сети ведется через переписку. Хочу напомнить, что, создавая сообщение в форумах, чатах, отправляя электронные письма, все должны писать грамотно (хотя это не модно, а кто-то намеренно допускает ошибки, используя так называемый «компьютерный язык»), а также следовать определенным правилам, соблюдать сетевой этикет. Эти знания вам обязательно пригодятся летом, когда вы захотите поделиться с друзьями впечатлениями об отдыхе, но не только.

— Когда еще возникает потребность написать электронное письмо? (Ответы учащихся)

— Обратим внимание на правила этикета, относящиеся к этикету использования электронной почты.

  1. Писать письма нужно грамотно, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.
  2. Использовать формулы речевого этикета.
  3. Правильно оформлять высказывание.
  4. Вовремя отвечать на полученные письма.

Оформление электронного письма.

В общем виде структуру делового электронного письма можно представить в следующем виде:

  1. Приветствие.
  2. Содержание, цель обращения.
  3. Прощание.
  4. Личная подпись с указанием контактов.

При оформлении электронного письма в обязательном порядке должны быть заполнены поля:

  1. Почтовый адрес получателя (поле «Кому»).
  2. Тема письма (поле «Тема»).
  3. Важность письма, при необходимости.
  4. Текст письма.

Обязательно заполните поле «Тема», иначе ваше письмо может быть удаленно, как спам. Здесь следует вписать несколько слов, характеризующих тему сообщения.

В некоторых почтовых программах можно указать степень важности сообщения. Это просто необходимо, если адресат получает ежедневно большое количество писем. С пометкой «Важное» письмо получает приоритет при проверке почты.

Правилами сетевого этикета размер электронного письма определяется следующим образом: электронное письмо должно быть в два раза короче, чем написанное на бумаге. Если вам необходимо переслать важную информацию, содержащую большой объем, то лучше составить краткий сопроводительный текст в электронном письме, а саму информацию оформить в виде вложения — прикрепленного файла.

Написать письмо в «Дневнике.ru» любому преподавателю. Тему письма выберите сами.

источник

В случаях затруднения обращайтесь к справочной литературе.

1. Поставьте ударение в словах и составьте из них различные словосочетания, связанные с: а) учебной деятельностью; б) будущей профессиональной деятельностью; в) деятельностью в других сферах: абитуриент, абонемент, алфавит, аналог, агент, аргумент, баловать, блокировать, безудержный, бытие, бакалавр, воспринять, вероисповедание, гала-концерт, гражданство, договор, документ, досуг, жалюзи, диспансер, дефис, диалог, звонит, закупорить, задолго, истекший, изобретение, инженер, каталог, квартал, кухонный, кремень, ломоть, мастерски, медикаменты, мизерный, маркетинг, молодежь, мускулистый, никчемность, намерение, начать, ободрить, оптовый, осведомиться, оседлый, отключенный, обеспечение, облегчить, принявший, премировать, процент, скула, свекла, соболезнование, столяр, средства, сосредоточение, упрочение, феномен, ходатайствовать, хозяева, черпать, шасси, экология, эксперт.

2. Перепишите слова, вставьте пропущенные буквы, где это необходимо, произнесите их. Объясните значения данных слов и составьте с ними предложения: беспреце…дентный, буду…щий, компроме…тировать, конста…тировать, э…скорт, плацкарт…, дерма…тин, ко…форка, иде…тичный, изнемож…ение, лан…шафт, конфи…денциальный, н…юанс, по…скользнуться, презум…ция, сим…том, фла…шток, бесс…ребреник, компос…ировать, ск…р…пулезный, ск…пидом, я…ства, конкурент…оспособный.

3.Отметьте те слова, в которых после мягкого согласного под ударением произносится О: афера, всплеск, гололедица, недоуменный, опека, оседлый, поблескивать, одновременный, умерший, бесхребетный, расцветший, издевка, сметка, безнадежный, принесший, хлесткий, привлекший, новорожденный, маневры, гренадер.

К какому стилю речи относятся, в основном, эти слова?

4. Поставьте в форму родительного падежа существительные, составьте с ними небольшой рассказ о посещении магазина.

Граммы, гектары, помидоры, чулки, носки, погоны, яблоки, валенки, куры, простыни, сапоги, апельсины, места, татары, башкиры, умения, знания, кочерги, солдаты, сумерки, платья, туфли, басни, брюки, вафли, сплетни, макароны, комментарии, полотенца, заморозки, сумерки.

5. Определите род имен существительных, составьте с ними предложения, используемые в различных жизненных ситуациях: в столовой, в магазине, на улице.

Авеню, алоэ, салями, фиаско, резюме, жюри, табель, повидло, мозоль, тюль, кофе, маэстро, пенальти, пальто, рагу, меню, портмоне, фойе, кашне, интервью, леди, фрау, кенгуру, колибри, пари, корректив, шампунь, бандероль, расценка, туфля, тапка, фасоль, фамилия, бра, какаду, лобби, рантье, рефери.

8. Поставьте имена существительные в форму множественного числа именительного падежа. Составьте предложения с приведенными словами: адрес, бухгалтер, директор, договор, профессор, джемпер, офицер, ректор, тренер, округ, торт, слесарь, токарь, редактор, лектор.

9. Допишите окончания, объясните свой выбор.

Стакан ча… — расширились плантации ча… — стакан крепкого ча…. Нужно было долить бензин… — запах бензин…. Нет дым… без огня. Ноги увязли в снег…. Находиться на переднем кра….

10. Придумайте предложения с данными словами, следите за правильностью употребления падежных форм и предлогов: предполагать (что?), заведующий (чем?), тяготиться (чем?), отдавать отчет (в чем?), удостоен (чего?), радоваться (чему?), поражен (чем?), свойственный (кому – чему?), состоялся обмен (чем?).

11. Составьте из перечисленных слов предложения для различных ситуаций общения – учебной, бытовой, профессиональной: препятствовать (движение), приговорить (казнь), бороться (враг), гордиться (успехи), достичь (берег), скучать (вы), ориентироваться (обстановка), предложить (входить), информировать (выполнение задания), повлиять (решение), достичь (успех), препятствовать (движение), скучать (вы), потребность (правильность), преклонение (талант), оплатить (проезд).

12. Найдите ошибки в предложениях и исправьте их.

1. Высказывается критика о том, что мы делаем. 2. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 3. Участвовать на соревнованиях. 4. Факты говорят за возможность использования резервов. 5. По окончанию тренировки все должны собраться в зале. 6. Приходя в зал, настроение всегда поднимается. 7. Гуляя в саду, меня радовали цветы. 8. Я люблю чтение книг и петь.

13. Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте выбранную форму.

1. В прошлом году университет окончил… 900 выпускников. 2.Большинство студентов сдал… экзамен отлично. 3. По результатам сессии ряд студентов отчислен…4. Некоторая часть наших работников еще нужда…тся в подготовке. 5. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был… готов… к новым играм. 6. Большинство предметов, лежавших на столе, был… покрыт… пылью. 7. Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно. 8. За столом в читальном зале сидела миловидная девушка. Это был… наш профорг группы. 9. Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил… всех. 10. На пересечении двух улиц открыл… автомат-закусочная. 11. Кресло-кровать стоял… в дальнем углу комнаты. 12. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработал… новый типовой проект. 13. Печать, в том числе областные, городские и районные газеты, долж… сыграть важную роль в развитии производства. 14. Большинство произведений Куприна заканчива…тся трагично. 15. Установлен… 3 мировых рекорда по тяжелой атлетике.

1. Два крайн… окна были освещены. 2. Последн… три слова были написаны неясно. 3. В ближайшее время у нас станут издаваться три нов… иллюстрированны… журнала. 4. Две молоды… певицы, участвовавши… в конкурсе, получили премии. 5. Два лучши… друга уехали учиться в другой город. 6. За три последни… месяца в городе побывали многие артисты. 7. Яблоко было разрезано на два равны… части. 8. Целы… два месяца мы готовились к этим соревнованиям. 9. Три наш… спортсмена вышли в финал соревнований.

15. Определите стилистическую окраску слов, распределите слова в столбцы: разговорные, общеупотребительные, официально-деловые, научные.

Афишировать, библиотека, бестия, блестеть, букварь, братва, безапелляционный, бытие, война, вопрос, воришка, дееспособный, деляга, дилемма, дорогостоящий, дрыхнуть, интервьюировать, консолидация, курорт, одеяние, регресс, творение, уйма, явление.

16. Замените данные слова иноязычного происхождения синонимами из русского языка, поставьте в словах ударение и составьте различные предложения, включающие эти слова: апелляция, цивилизация, претендент, интеграция, гуманизм, легитимность, консенсус, альтернатива, спонтанный, паритет, сентенция, эксклюзивный, деструктивный, оппонировать, инкриминировать, вакуум, индифферентный, оптимистический, антагонистический, монолитный, менталитет, гуманитарный, комфортный, радикальный, субъективный, аннулировать, панацея.

17. Замените перечисленные слова иноязычного происхождения русскими синонимами, поставьте в них ударение и распределите на 3 колонки: 1) наука, образование; 2) культура, искусство; 3) человек и его характер. Составьте по 3 предложения с любыми словами из 3-х колонок.

Апелляция, ассоциация, беллетристика, галерея, гуманизм, декларация, деликатес, детерминировать, дискуссия, дифференцировать, идентичный, имитировать, интеграция, интеллект, квинтэссенция, коллоквиум, комментарий, коммуникативный, компетентный, компромисс, концепция, корректный, ностальгия, оригинал, периферия, претендент, привилегия, радикальный, симпозиум, темперамент, фаталист, хобби, цивилизация, эволюция, эквивалент, экстравагантный, энциклопедия, этикет.

В случаях затруднения обращайтесь к справочной литературе.

18. Определите, какие из словосочетаний являются правильными, какие – нет, составьте с правильными словосочетаниями предложения, связанные с любой ситуацией общения: коллеги по работе, рационально использовать время, проявить упорство и настойчивость, памятные подарки, самопожертвование собой, свободная вакансия, ведущий лидер, впервые дебютировал, жестикулировать руками, вернуться назад.

19. Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним

1.Это наказание носит чисто (воспитательский, воспитательный) характер. 2.Он дал нам настолько (дипломатичный, дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него. 3.Он дал мне (дружеский, дружественный) совет. 4.Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия (логичный, логический). 5.Он привык работать без надрыва, (методически, методично), четко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 6. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нетерпимо, нестерпимо), это уже стало для меня (нетерпимый, нестерпимый). 7.Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск. 8.Я собираюсь (представить, предоставить) свою работу на конкурс. 9. Андрей – человек (удачный, удачливый), а сегодняшний день для него особенно (удачный, удачливый).

20. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота (деепричастный оборот оставьте без изменения).

1. Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость. 2. Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. 3. Слушая музыку Моцарта, нас не покидает ощущение причастности к чуду. 4. Думая о ней, мне становится грустно. 5. На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги. 6. Приехав домой, мне стало значительно лучше. 7. Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее.. 8. Жизнь должна изображаться в книгах такой, как она есть, не приукрашивая ее. 9. Услышав его голос, сердце у меня забилось чаще. 10. Подходя к дачному поселку, на меня пахнуло свежестью жасмина.

21. Определите, где допущены ошибки в словоупотреблении.

1. Этот человек был полный невежа в вопросах искусства. 2. На этом факультете изучаются два заграничных языка. 3. Наконец поднялся тамада и поднял тост. 4. В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство. 5. В час пик поезда метро наполнены пассажирами до отвала. 6. Войдя в автобус, не забудьте оплатить за проезд. 7. Местные аборигены радостно встретили путешественников. 8. Это была храбрая мысль. 9. Чаша его терпения наконец лопнула. 10. Внешность героя не соответствовала его внутренностям. 11. Я кушаю три раза в день. 12. Наш стройотряд возвел два дома и школу. 13. Телефонная станция уточняет права абонементов. 14. Многие наши фильмы получили большую признательность за рубежом. 15. Родители выражали глубокое признание за внимание к их ребенку. 16. Он поступил так в силу слабости партнера.

22. Определите, где допущены ошибки в словоупотреблении.

1. Истинный патриот родины, он не покинул Россию. 2. Пожилой старик заглянул в комнату. 3. Большая половина запасов использована. 3. Ностальгия по родине становилась сильнее. 4. В тексте были явные отпечатки. 5. Он одержал поражение в споре. 6. Он плыл наперерез течению. 7. Данный вопрос не входит в нашу миссию. 8. Дети одели панамы. 9. Учащиеся хорошо освоили данную тему. 10. Ему было совестливо за свой поступок. 11. Он был удачным во всем человеком. 12. Это был памятливый для всех день. 13. Кортеж президента последовал мимо нас.

23. Найдите адекватное словесное выражение понятий.

1. Несколько ниже мы поговорим об этом. 2. В команде свободны вакансии двух защитников. 3. Вот уже третью встречу команда проводит без голов. 3. Мы были свидетелями острейших дуэлей сильнейших гонщиков республики. 4. Судейство арбитра было несправедливым. 5. Команда одержала первенство в соревновании. 6. Вратарь выпустил мяч из рук, и его пришлось добить. 7. Команда уже второй раз выигрывает первое место в соревнованиях.

1. Давно пишется о том, что защита наших футбольных команд хромает. 2. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 3. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 4. Маска плотно укрывает лицо вратаря. 5. Это произведение Гоголя ценили не только современники писателя, но и его предшественники. 6. И вот открывающий соревнования Дэн Кэрролл на 8,5 секунд бьет национальный рекорд.

25. Найдите и исправьте ошибки.

1. В Ростове зрители увидят на ринге всего лишь несколько имен – В Зайцева, М. Ширина, С. Кобозева…Все они призеры чемпионатов Европы 2. Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных танцев. 3. Наша команда подхватила идею, брошенную соперниками. 4. Наши ребята на корпус обходят соперников. И … ломается подножка. Лодка сходит с дистанции. «Обидно! — резюмировал происшедшее тренер. – Так хотелось опробовать новый состав в деле». 5. Андрей вернулся назад и, энергично жестикулируя руками, громко воскликнул: «Кто из соперников будет вашим основным конкурентом?»

26. Устраните ошибки, связанные с неоправданным употреблением иностранных слов.

1. Дружная игра нашей команды не позволила шведским хоккеистам добиться успеха в дебюте матча. 2. Экс-чемпион мира получил микроскопическое преимущество, которое тонкой игрой трансформировал в нечто ощутимое. 3. Каждая из гимнасток имеет хорошие ресурсы для улучшения своей спортивной формы. 4. Третий результат в соревнованиях показал быстро прогрессирующий Сергеев. 5. Всякая действительно серьезная реконструкция требует в футболе немало времени. 6. Судьи довольно индифферентно усмиряли дравшихся игроков. 7. Двадцать пять лет своей автобиографии она посвятила спорту.

1. Его ждали только четверо женщин. 2. Из восьми участниц шесть – заслуженные мастера спорта, но и двое другие – мастера спорта с опытом международных встреч. 3.Неожиданное пенальти и решило судьбу встречи. 4. Большинство ваших пианин идет в детские сады, школы и другие учреждения. 5. В первом тайме у обоих ворот неоднократно создавались острые ситуации. 6. Имена спортсменов, сыграющих в финальном матче, уже известны. 7. При наличии отсутствия спортивного инвентаря трудно пробудить в ребятах желание заниматься спортом.

Читайте также:  Болит снизу яичка и отдает в ногу

28. Найдите ошибки и исправьте их.

1. Я обратно повторил свой вопрос. 2. Жюри распределит места для участников конкурса. 3. Перед нами две шайбы с толщиной в пять миллиметров. 4. Депутаты пошли по поправкам к проекту. 5. К нам, в репортерову кабину, зашел тренер сборной. 6. В Швецию на соревнования уже выехала команда лыжебежцев. 7. За это время наши фигуристы и фигуристки успели хорошенько опробовать лед, «прискользиться». 8. Майк Тайсон всегда жаждал к славе и стремился победы.

29. Найдите и исправьте ошибки.

1. Среди гимнастов были Хоркина, Немов, Бондаренко и другие имена. 2. Невыразительное выступление Светланы на чемпионате – двойное падение с брусьев и нечистая работа на бревне — позволили соперницам занять вакантные места. 3. Главное для пловцов-синхронистов – согласование движений. 4. Российская армия формирует отделения милиции в освободившихся районах из сотрудников милиции из прилегающих к Чечне областей. Они хорошо знают менталитет местности. 5. В моей жизни это было самое памятливое событие. 6. В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя. 7. Игральная кампания в большом футболе началась жаркими поединками команд.8. Утрата титулов не принизила в обоих боксерах спеси. 9. Редкие и тяжелые капли дождя били больно, как пчелы. 10. Он внес большую лепту в развитие спорта. 11. Побывайте в таких местах, где не только нога человека, но и журналиста не ступала. 12. В южной части трассы резвятся дети: кто на лыжах, кто на санках. Среди них немало мальчишек и девчонок. 13. В этот вечер все от мала до велика вышли на стадион. Они не могли не присутствовать на матче, потому что все хотели стать свидетелями самоотверженной борьбы наших хоккеистов. 14. Дорогу в мир спорта Л. Заболотской открыл школьный учитель… После уроков он оставался с ребятами: проводил тренировки по лыжам, спортивным играм. Люба была среди тех, кто занимался и тем и другим. Словом, со школьного учителя начался ее путь на верхнюю ступеньку пьедестала почета Всемирных зимних студенческих игр.

источник

Классификация составлена на основе методического пособия: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения / 2-е изд. М.: Линка-Пресс, 1994. С. 172–184.

1. Грамматические ошибки: а) словообразовательные;

2. Речевые ошибки и недочеты: 1) в словоупотреблении:

I. Грамматические ошибки – это отклонения от различных грамматических норм – словообразовательных, морфологических, синтаксических.

Причиной грамматических ошибок чаще всего является «давление языковой системы». Система языка шире языковой нормы; потенциальных возможностей образовать какое-либо слово, словоформу, словосочетание в языке больше, чем их конкретных реализаций, закрепившихся в норме. Дети сначала усваивают систему языка, а уже затем овладевают нормой. До тех пор, пока у учащихся не сформировалось представление о норме, сохраняются условия для возникновения грамматической ошибки – образование языковой единицы по «чужой» модели.

1. Словообразовательные ошибки.

«Комсомольцы – освоители целины» (слово образовано по модели: покоритьпокоритель, победитьпобедитель). «Хозяйка этих вещей оченьрастерчива» (использована модель: доверятьдоверчивый, забыватьзабывчивый). «Пробывание на чужбине» (в качестве производящего слова использован глагол пробыл). «Василиса Премудрая была трудолюбимая».

Ошибки в формах имени существительного:

«В начале книги Павел показан простым мальчишком» (слово склоняется по образцу 2-го склонения, как мальчиком). «У меня много свободного время» (слово на -мя склоняется как обычное существительное среднего рода). «Зерно охраняли двое милиционер» (форма родительного падежа множественного числа отвлеченного существительного). «Таких настоящих дружб немного» (ненормативное образование формы множественного числа отвлеченного существительного).

Ошибки в формах имени прилагательного:

«Петя был послабже, чем его товарищ» (просторечная форма). «Последние две темы более уже по содержанию». «Мне бы хотелось более подробней и выразительней изложить свою мысль» (неправильно образована сложная форма сравнительной степени).

Ошибки в формах местоимений:

«Ихние привычки меня раздражали» (просторечная форма местоимения). «Я читала книгу с таким большим вниманием, что мне не хотелось от ее оторваться». «Он должен за ее бороться» (просторечная предложно-падежная форма личного местоимения 3-го лица без н).

«Судья ездиет на охоту». «Человек метается по комнате» (ненормативное образование формы настоящего времени от основы инфинитива, форма просторечная). «Татары хочут убить Жилина» (образование ненормативной формы разноспрягаемого глагола, вызванное стремлением выравнить основу слова). «Начиная работать, он всегда ложит инструмент поблизости». «Трава на полях пригинается к земле» (ненормативное образование формы несовершенного вида, вызванное стремлением выравнять основу несовершенного и совершенного вида: класть – положить, пригибаться – пригнуться). «Охотник оглядывался, ждя нападения барса». «Ехавши в автобусе, мы увидели дом с надписью «Кафе» (образование ненормативной формы деепричастия от глаголов, не образующих этой формы). «Охотник шел, озирая по сторонам». «Буду убираться в классе» (ненормативное образование форм возвратных и невозвратных глаголов с -ся и без -ся).

1) Ошибки в структуре словосочетания:

«Запорожцы о чем-то смеются». «В свободное от уроков время я занимаюсь в баскетбол». «В воскресенье можно больше времени уделить на чтение книг». «Мальчик увлекается и хорошо знает физику»;

определения и определяемого слова: «Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные смертельной тоской». «Из прочитанного мной части романа мне понравился эпизод. »;

сказуемого с подлежащим: «Три дня, проведенные Мцыри на воле, была та жизнь, о которой он мечтал». «Молодежь самоотверженно работают на фабриках и заводах».

2) Ошибки в структуре предложения:

а) нарушение границ предложения: «Тимур хороший. Потому что он помогал мирным жителям». «Охотник заметил, что на лапе хищника капкан. И решил поймать его живым»;

б) ошибки в построении предложений с однородными членами:

объединение в качестве однородных элементов единиц разного языкового уровня – членов предложения и придаточных частей: «В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю». «В своем сочинении я хотела рассказать о героях-молодогвардейцах и чему учат нас их подвиги»;

неумелое употребление двойного союза для соединения однородных элементов: «Тема требует не только рассказать об одной какой-то книге, но ичто вообще интересного можно найти в других книгах»;

в) ошибки в построении предложений с обособленными членами:

употребление деепричастного оборота вне смысловой связи его с подлежащим: «На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги». «Жизнь должна быть показана в ней такой, как есть, не приукрашивая и не ухудшая ее»;

разрыв причастного оборота определяемым словом: «Между записанными темами на доске разница невелика»;

г) ошибки в построении сложного предложения:

неумелый выбор союза или союзного слова: «Читая книгу, всегда узнаешь что-то новое, которое раньше не было известно» (вместо что). «Как я завидую тем, которые рыбачат (вместо что или кто)»;

употребление лишнего союза, т.е. использование союзного подчинения вместо бессоюзия: «Когда мы вошли в лес, вокруг все было бело, на ветвях деревьев лежал снежок»;

отрыв придаточного определительного от определяемого слова: «Одна из его картин висит перед нами, которая называется «Весна – большая вода»;

смешение прямой и косвенной речи: «Автор «Слова» упрекает русских князей в разорении земли русской, что вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую».

II. Речевые ошибки и недочеты – это неправильное или неудачное употребление языковых средств в речи.

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка – это нарушение требования правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим: так сказать нельзя, это неправильно. Недочет – нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Недочет мы оцениваем с позиций «хуже или лучше» сказано или написано. Другими словами, недочет – это негрубая ошибка, шероховатость речи.

Все нарушения грамматических норм являются грамматическими ошибками; нарушения же норм функционирования языковых средств могут быть как речевыми ошибками (например, обратно в значении ‘опять’), так и речевыми недочетами (например, «Однажды охотник охотился на барса»).

Речевые ошибки можно было бы сгруппировать, как и грамматические ошибки, на том же структурном основании, учитывая, что любая языковая единица – слово, словосочетание или предложение, – будучи правильно образованной, может быть неправильно или неудачно употреблена в речи. Однако такая классификация не представляется удачной с точки зрения методики, так как работа по предупреждению и исправлению недочетов проводится не в связи с изучением строя языка, а при обучении связным высказываниям (сочинениям, изложениям). Чтобы заметить и исправить речевую ошибку, нужен контекст. Поэтому методически целесообразно сгруппировать речевые ошибки с учетом ведущих признаков текста – смысловой и стилистической целостности и формальной связности.

1. Ошибки и недочеты в словоупотреблении.

1) Семантические ошибки и недочеты – это нарушения требований точности словоупотребления:

а) недопонимание значения слова: «Троекуров был роскошный помещик». «Вошел Земляника, поддерживая шпагу». «На мальчике ободранная рубаха»;

б) нарушение лексической сочетаемости: «Книги расширяют мой кругозор на отдельные вещи». «Хотя я и не хочу пойти по стопам музыки, я все же люблю ее». «Мальчик сделал подвиг» (вместо совершил). «Гринев попал в несчастье» (вместо попал в беду). «Остапа поймали в плен» (вместовзяли). «Партизаны делали значительные потери фашистам» (вместо наносили);

в) плеоназм (употребление рядом или близко слов, в которых повторяется одно и то же значение): «Показался взрослый мужчина». «Мокрый дождь льет с утра». «Прогресс науки движется вперед»;

г) тавтология (употребление рядом или близко однокоренных слов): «На белоствольном стволе березы замечательно смотрятся черные пятнышки». «Множество преград преграждает ему путь».

2) Стилистические недочеты связаны с нарушением требования коммуникативной целесообразности высказывания. Стилистический недочет возникает вследствие выбора слова, не соответствующего по своей дополнительной (функциональной или экспрессивной) окраске условиям и задачам речи. Стилистические недочеты снижают выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств, наиболее характерных для данного функционального стиля. Нарушение стилевого единства текста ослабляет его выразительность. К стилистическим недочетам относятся:

а) употребление слов иной стилевой окраски: «Земляника сплетничает о судье, хотя тот является его родственником». «Попечитель богоугодных заведений подмазывается к Хлестакову»;

б) неуместное употребление эмоционально-экспрессивной лексики: «На скамейке справа сидит мужчина. Он растопырил ноги и следит за мячом». «На мальчике майка, напяленная на рубашку». «Героем этой повести является Пугачев, главарь восставшего народа»;

в) неоправданное употребление просторечных и диалектных слов: «Взади стоит мальчик»;

г) употребление штампов: «Моим любимым героем является Сережа Брузжак. Сережа Брузжак – представитель первого поколения Ленинского комсомола. Вырос Сережа в семье железнодорожного рабочего, рано испытал бесправие, тяжелый труд и нищету. Сережа был представителем передовой части рабочей молодежи того времени…»;

д) смешение лексики разных исторических эпох: «На богатырях кольчуга, брюки, варежки».

2. Речевые недочеты в построении текста.

Текст – это не просто несколько предложений на одну тему, а цепь предложений, следующих друг за другом и связанных друг с другом. Каждое следующее предложение зависит от предыдущего (или предыдущих), и эта зависимость отражается на его строении, форме высказывания. Это проявляется в особом порядке слов, отличающемся от порядка слов в самостоятельном, отдельно взятом предложении, и в наличии тех или иных (лексических, морфологических, синтаксических) средств связи данного предложения с предыдущим контекстом. Существенным условием правильного строения текста является соблюдение логики развертывания мысли.

Основными недочетами в построении текста являются:

1) бедность и однообразие синтаксических конструкций: «Мальчик был одет просто. Он был одет в легкую курточку, подбитую цигейкой. На ногах у него были крохотные сапожки». «Тарас Бульба был народным героем. Он был выходцем из народа, сражался и умер за народ. Тарас Бульба был готов на любой подвиг»;

2) неудачное использование лексического повтора как средства связи: «В рассказе «Бежин луг» Иван Сергеевич любовно описывает природу, он наблюдает за природой. В его рассказе природа отражает внутренне состояние человека. Когда писатель заблудился, для него природа казалась хмурой»;

3) неудачное использование местоимений как средства связи предложений в тексте: «Мартын Павлович накинул на голову барса мешок. Он вмиг очутился на звере верхом». «В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан и барсенка, он отправился к ущелью. Он привязал барсенка к камню, а рядом поставил капкан. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он лежал на спине, а рядом с ним лежала перекушенная веревка»;

4) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм: «Он берет косу и шел на луг». «Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, то Гринев долго смотрел ему вслед». «Когда Жилин вылезает из сарая, к нему подбежала собака хозяина». «Когда Хлестаков поблагодарил, он отвечает: «Рад стараться!».

источник

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ Упражнение 1. Устраните ошибки, связанные с отступлением от норм управления 1. Ответ по заявлению был получен. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемdocs.gsu.by

Презентация на тему: » СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ Упражнение 1. Устраните ошибки, связанные с отступлением от норм управления 1. Ответ по заявлению был получен.» — Транскрипт:

3 Упражнение 1. Устраните ошибки, связанные с отступлением от норм управления 1. Ответ по заявлению был получен немедленно. 2. Движение на трассе было прервано благодаря снежным заносам. 3. Работы на пришкольном участке проводились согласно указаний учителя. 4. Вы должны будете отчитаться о проделанной работе.

4 5. Вернулся с командировки наш главный специалист. 6. Учитель дал нам подробное разъяснение о допущенных ошибках. 7. Вследствие предстоящего отъезда необходимо собрать вещи. 8. Данные факты говорят за невозможность эффективного использования всех ресурсов. 9. Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование.

5 10. Артист был удостоен высокой наградой. 11. Лектор оперировал с точными фактами. 12. Оценка В.Г. Белинского романа «Евгений Онегин» была чрезвычайно высока. 13. Наряду с разведением кур следует обратить внимание на гусей и индюков. 14. Эта черта особенно ему характерна.

6 Упражнение 2. Выберите из скобок верный вариант – 1. Беспокоиться (о детях – за детей). – 2. Упрекать (во лжи – за ложь). – 3. Удивляюсь (его словам – его словами). – 4. Превосходство (над – перед) ними. – 5. Уверенность (в правоту – в правоте).

7 6. Оплатить (покупку – за покупку). – 7. Тревожиться (о родных – за родных). Беспристрастный (своими суждениями – в своих суждениях). 8. Беспристрастный (своими суждениями – в своих суждениях). Бесполезные (для нас – нам) советы. 9. Бесполезные (для нас – нам) советы. Бравировать (грубостью – грубость). 10. Бравировать (грубостью – грубость). Главенствовать (над – перед) членами семьи. 11. Главенствовать (над – перед) членами семьи.

8 Гордиться (сыном – за сына). 12. Гордиться (сыном – за сына). Дискутировать или дискуссировать (вопрос о путях развития науки – о роли личности в истории). 13. Дискутировать или дискуссировать (вопрос о путях развития науки – о роли личности в истории). Жажда (славы – к славе). 14. Жажда (славы – к славе). Иммунитет (к оспе – против оспы). 15. Иммунитет (к оспе – против оспы). Командующий (армией – армии). 16. Командующий (армией – армии). 17. Прицепиться (за сани – к саням).

Читайте также:  Сильно болит нога после вывиха

9 НОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО

10 УПРАЖНЕНИЕ 1 Допишите недостающие буквы, согласуя подлежащее со сказуемым. На этой неделе прошл. немало спортивных событий. 1. На этой неделе прошл. немало спортивных событий. Двадцать два прожектора был. одновременно включен. на стадионе. 2. Двадцать два прожектора был. одновременно включен. на стадионе. На стоянке такси стоял. в ожидании пассажиров три машины. 3. На стоянке такси стоял. в ожидании пассажиров три машины. В этом году в городе построен дом. 4. В этом году в городе построен дом.

11 Сколько учеников окончил. с медалями вашу школу за последние 10 лет? 5. Сколько учеников окончил. с медалями вашу школу за последние 10 лет? Большинство людей, встретившихся мне здесь, был. полураздет Большинство людей, встретившихся мне здесь, был. полураздет. Большая часть моих привычек и вкусов не нравил. сь ему. 7. Большая часть моих привычек и вкусов не нравил. сь ему. Мне нрав. тся его спокойствие и ровная речь. 8. Мне нрав. тся его спокойствие и ровная речь. Клычков с Чапаевым разъехал. с. по флангам. 9. Клычков с Чапаевым разъехал. с. по флангам.

12 Граф Ростов в конце января с Наташей и Соней приехал. в Москву. 10. Граф Ростов в конце января с Наташей и Соней приехал. в Москву. 11. Кто из сотрудниц нашего отдела ездил… в санаторий? 12. В шахматный кружок записал (-лось /- лись) только семь человек. 13. Никто, даже лучшие спринтеры, не мог… улучшить результат. 14. Никто из девушек, даже Зоя, не наш(-ёлся / лась) что сказать.

13 Рассказ или повесть регулярно (печатается печатаются) в каждом номере ежемесячного журнала. 1. Рассказ или повесть регулярно (печатается печатаются) в каждом номере ежемесячного журнала. Володя с Сережей (собирается собираются) поступить в один и тот же университет. 2. Володя с Сережей (собирается собираются) поступить в один и тот же университет. (Послышался послышались) шум и смех в соседнем кабинете. 3. (Послышался послышались) шум и смех в соседнем кабинете. УПРАЖНЕНИЕ 1 Раскройте скобки, выбрав подходящий вариант согласования подлежащего со сказуемым.

14 По прогнозам синоптиков (ожидается ожидаются) не то снег, не то дождь. 4. По прогнозам синоптиков (ожидается ожидаются) не то снег, не то дождь. 5. Его спокойствие и простота (удивила удивили) Оленина. 6. Брат с сестрой (возвращался возвращались) порознь. 7. Брат с сестренкой (уехал уехали) в деревню. 8. Все двадцать одна страница (перепечатана – перепечатаны).

15 9. Сколько еще сказок и воспоминаний (осталось остались) в ее памяти? 10. За коляской (бежали бежало) четыре пса. 11. Восемь самолетов полка попарно (взлетело взлетели). 12. Более двухсот человек (находилось находились) на пристани. 13. И тот и другой (способен, способны) на это.

16 НОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ РЯДОВ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

17 Упражнение 1. Исправьте предложения, объяснив ошибки Ленский поэт, хорошо воспитанный юноша, грамотный. 1. Ленский поэт, хорошо воспитанный юноша, грамотный. Его первая встреча с дубом, вид самого дуба, его голые, высохшие ветви являются как бы продолжением мыслей самого Андрея. 2. Его первая встреча с дубом, вид самого дуба, его голые, высохшие ветви являются как бы продолжением мыслей самого Андрея. Русский народ не только умеет трудиться, а весело проводить досуг. 3. Русский народ не только умеет трудиться, а весело проводить досуг.

18 Он понимает, любит и наслаждается только деньгами. 4. Он понимает, любит и наслаждается только деньгами. Сам двор был загрязнен и поломан. 5. Сам двор был загрязнен и поломан. Непосильным трудом и голодовкой мучили пленных. 6. Непосильным трудом и голодовкой мучили пленных. Барон вынужден жить в подвале, полном клопов и моральной нечистоты. 7. Барон вынужден жить в подвале, полном клопов и моральной нечистоты. 8. Мы приняли на себя обязательства: 1) снижение себестоимости; 2) улучшить качество продукции.

19 Упражнение 2. Исправьте ошибки в предложениях Летом ученики нашего класса не только побывали в Новгороде и Пскове, но и в Михайловском. 1. Летом ученики нашего класса не только побывали в Новгороде и Пскове, но и в Михайловском. «Записки охотника» интересны тем, что в этом произведении не только фигурируют представители поместного дворянства, но и крепостные крестьяне. 2. «Записки охотника» интересны тем, что в этом произведении не только фигурируют представители поместного дворянства, но и крепостные крестьяне. Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов. 3. Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов.

20 Для правильного письма не столько важно знание формулировки правил, сколько умение его применять. 4. Для правильного письма не столько важно знание формулировки правил, сколько умение его применять. В теплые дни много молодежи можно увидеть повсюду: на улицах, площадях, скверах. 5. В теплые дни много молодежи можно увидеть повсюду: на улицах, площадях, скверах. Сведений о Дубровском не было и на второй, и на третий день. 6. Сведений о Дубровском не было и на второй, и на третий день. При подготовке к контрольной работе мы использовали как грамматические справочники, учебники, конспекты, а также и словари. 7. При подготовке к контрольной работе мы использовали как грамматические справочники, учебники, конспекты, а также и словари.

21 Упражнение 3. Исправьте ошибки в предложениях Он мечтал о поездке в Москву, учиться, работать, быть полезным людям. 1. Он мечтал о поездке в Москву, учиться, работать, быть полезным людям. Она молода, умна, красивая. 2. Она молода, умна, красивая. В своём сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги. 3. В своём сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги. Если весной войти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц. 4. Если весной войти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц. Недорослями называли молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни. 5. Недорослями называли молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни.

22 Упражнение 4. Исправьте ошибки в предложениях В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих. 1. В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих. За последний год я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей и рассказов. 2. За последний год я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей и рассказов. Помещики, капиталисты и самодержавие жили в роскоши. 3. Помещики, капиталисты и самодержавие жили в роскоши. Наш преподаватель организовал и руководит кружком любителей родного языка. 4. Наш преподаватель организовал и руководит кружком любителей родного языка.

23 В конференции принимали участие учёные из разных стран: Франция, Германия, Бельгия, Канада, Китай. 5. В конференции принимали участие учёные из разных стран: Франция, Германия, Бельгия, Канада, Китай. В нашем отделе можно купить канцелярские товары, карандаши и бумагу. 6. В нашем отделе можно купить канцелярские товары, карандаши и бумагу. Принимаются заказы на пошив мужского, дамского и военного платья. 7. Принимаются заказы на пошив мужского, дамского и военного платья. В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и другие официальные документы. 8. В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и другие официальные документы.

24 НОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

25 Упражнение 1. Определите, какой вариант окончания является нормативным 1. На столе лежали четыре толсты. книги. 2. Два крайни. окна в первом этаже были затемнены. 3. Пришлось ждать добры. два часа. 4. Реставрированн. музей и картинная галерея вновь открыты для посетителей.

26 5. Выполняйте работу с прежн. вниманием и старанием. 6. Газетный киоск находится на ближайш. улице или площади. 7. Загоревш. и окрепш. брат и сестра вернулись из деревни. 8. Мать с гордостью говорила об успехах сво. сына и дочери. 9. Проводился конкурс на решение шахматн. этюда и задачи.

27 10. Ему был. хорошо знаком. токарное и слесарное дел На конкурсе юных скрипачей дипломы первой и второй степен. получили мои сыновья. 12. Теперь она прекрасно владеет язык. немецк. и французск Я еще не думал о том, куда мне поступать: в технический или гуманитарный вуз.

28 Упражнение 2. Мотивируйте выбор окончания в приложениях географических названиях 1. Некоторое время он жил около города Варшав Упорные бои шли на реке Днепр Родом он был из города Советск. Гаван Линия железной дороги проходит в непосредственной близости от озера Байкал.

29 5. Наша экспедиция подошла к полуострову Таймыр В пустыне Каракум. нелегко найти растительность. 7. Мы разбили палаточный городок у реки Птич Много рыбачьих баркасов было в порту Находк Уральский университет находится в городе Екатеринбург Альпинисты остановились у горы Казбек.

30 НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ

31 Упражнение 1. Прокомментируйте ошибки в употреблении причастных оборотов и отредактируйте предложения. 1. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию. 2. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие. 3. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес.

32 4. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас. 5. В бедственном положении находились жители соседних селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов. 6. Мы травы и цветы раскладывали в книгах сорванные утром. 7. Лесная лужайка понравилась мне насыщенная холодной росой.

33 Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость. 1. Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость. Слушая музыку Моцарта, нас не покидает ощущение причастности к чуду. 2. Слушая музыку Моцарта, нас не покидает ощущение причастности к чуду. Едва научившись ходить, у него возникла потребность рисовать. 3. Едва научившись ходить, у него возникла потребность рисовать. Думая о ней, мне становится грустно. 4. Думая о ней, мне становится грустно.

34 На катке всегда весело и интересно, хотя, накатавшись, болят ноги. 5. На катке всегда весело и интересно, хотя, накатавшись, болят ноги. 6. Приехав домой, мне стало значительно лучше. 7. Войдя в воду, у меня все тело покрылось мурашками. 8. Живя в монастыре, Мцыри преследовали мечты о свободе. 9. Взобравшись на крышу, Павке хорошо был виден сад Лещинских.

35 10. Жизнь должна изображаться в книгах такой, как она есть, не приукрашивая ее. 11. Увидев Марину в новом платье, у него дух захватило. 12. Услышав его голос, сердце у меня забилось чаще. 13. Проходя по дачному поселку, на меня пахнуло свежестью жасмина.

36 Тесты для самопроверки Укажите предложения с грамматическими ошибками Проезжая лесом, у меня разболелась голова Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль Дворец пионеров закрыли на ремонт, опасаясь, что рухнет потолок Убежав из дома, ребенок был найден родителями.

38 Отметьте предложения с синтаксическими ошибками 1. Несколько птиц пролетели над домом. 2. Три дома на вечер зовут. 3. Большая часть домов в этом районе каменная. 4. Несколько пуль провизжало над моей головой.

39 Укажите предложения без синтаксических ошибок 1. Прочитав это письмо, мне стало даже смешно. 2. Взяв ее под руку, они пошли вместе. 3. Посылая тебе это сообщение, жду срочного ответа. 4. Достав из кармана спички, мой собеседник зажег свечу.

40 Найдите предложения без синтаксических ошибок 1. Они вдвоем несли большой поднос с тарелками, ложками, хлебом. 2. Первых два года от них не было известий. 3. Голова закружилась и опять потеряла сознание. 4. И только мне нужно было заплатить за билеты.

41 Определите, в каких предложениях нарушено согласование подлежащего и сказуемого 1. Ряд столов стояли посередине аудитории. 2. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе. 3. На совещание прибыли 51 делегат. 4. Пять учеников подошли к столу учителя.

42 Укажите предложения с синтаксическими и логическими ошибками 1. В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. 2. Необходимо оплатить все расходы. 3. Я не пришел на экзамен благодаря болезни. 4. Вследствие предстоящей проверки необходимо привести в порядок документацию.

43 Найдите предложения с синтаксическими ошибками 1. Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее. 2. Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени. 3. Покидая место отдыха, не забудьте потушить костёр и убрать мусор. 4. Согласившись с предложением, молодой человек был принят на работу.

44 Найдите предложения с синтаксическими ошибками 1. У реки возвышались два пятиэтажных дома. 2. Мы смогли не только наладить контакт с местными жителями, а также убедить их в необходимости принятия выгодного для нас решения. 3. Поданные заявления позже указанного срока комиссией не будут рассматриваться. 4. На этой неделе в кинотеатре вы можете посмотреть две новые комедии.

45 Найдите предложения с синтаксическими ошибками 1. Состоялась беседа с инженером с большим производственным опытом. 2. На этом предприятии создана комиссия для решения задачи подъёма уровня заработной платы. 3. Ввиду недостатка продовольствия решено было сократить путь. 4. Многие из коренных лесорубов поняли и смирились с переменами в своём быту.

46 Найдите синтаксические ошибки и прокомментируйте их 1. Кроме вырученных от продаж денег, нам помогли шефы. 2. Фабрика помогает и поддерживает не только своих сотрудников, но и принимает активное участие в благотворительности. 3. Вместо бандероли, мне пришлось договариваться о денежном переводе. 4. Поселившись в деревне, настало время, чтобы мечты наконец сбылись.

47 НОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

48 Упражнение 1. Найдите ошибки в построении сложных предложений 1. Посетители выставки подолгу задерживаются у тех картин молодых художников, которые показывают радость повседневного труда. 2. Единственное, на чём хотелось бы заострить ваше внимание, это на посещении детьми учебных занятий. 3. Я не могу вспомнить, что был ли он на занятиях в четверг.

49 4. В школах активно обсуждаются вопросы улучшения качества образования и есть ли возможность увеличить количество часов по профильному образованию. 5. Мы стараемся следовать рекомендациям, однако тем не менее бывают случаи, когда целесообразным является отклонение от регламентов. 6. Мы обратились за помощью в фирму, чья репутация является безупречной.

50 7. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех. 8. Ученик сказал, что я ещё не подготовился к ответу. 9. Было выражено пожелание, чтобы контакты, установившиеся между двумя странами, получили бы своё дальнейшее развитие. 10. Автор сгоряча сказал рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что есть в книге.

51 11. На комбинате много сотрудников, которые хорошо показали себя в труде, который может стать примером для молодёжи. 12. Мы поинтересовались, что хорошим ли был фильм. 13. Если бы мы вовремя заметили бы приближение шторма, нам не пришлось бы сейчас подсчитывать убытки. 14. Комиссия порекомендовала заведующему, чтобы впредь не случались бы подобные инциденты, улучшить систему контроля.

источник