Меню Рубрики

Сейдза поза болят ноги

Известно, что при медитации желательно, чтобы тело было неподвижно (т. е. отсутствуют малейшие движения). На этот счет приводят ссылки из сутр самого Будды. Если неподвижно тело, то и ум неподвижен, сведена к минимуму его аналитическая и т. п. деятельность.
Заметил, что медитация-самонаблюдение, выполняемая в доступной для всех позе героя (или Вирасана, Ваджрасана, Сейдза) становится, не вдаваясь особо в детали, более интенсивной, глубокой в отличие от предлагаемой в ПБИ позы Симпласана.
Может, есть смысл попробовать выполнять и медитацию-присутствие (разумеется, с открытыми глазами) также в позе героя. Когда стою столбом примерно первые 20-30 минут наблюдаю у себя легкие покачивания тела с явным блужданием ума.
В отличие от лотоса (полулотоса) у «героя» не столь сцеплены ноги и соответственно, надо полагать, более выражены энергопотоки в конечностях. Да и чисто внешне «герой» — это тот же столб, только слегка придавленный к земле.

Re: Подходит ли Сейдза (Ваджрасана) для практики медитации самонаблюдения?

Svetel пишет:
«Заметил, что медитация-самонаблюдение, выполняемая в доступной для всех позе героя (или Вирасана, Ваджрасана, Сейза) становится, не вдаваясь особо в детали, более интенсивной, глубокой в отличие от предлагаемой в ПБИ позы Симпласана.»

На самом деле Сейдза никоим образом не является, как Вы это пишете «доступной для всех позой». Это Вы пишете по молодости, это для Вас она доступна и легка, но отнюдь не для всех.
Кроме того, в ПБИ Симпласана предлагается наряду с другими позами — даётся и Сиддхасана, и так восхваляемая Вами Сейдза (Ваджрасана), и сидячая поза всадника (поза фараона и Даос на вершине). Так что Ваше предложение несколько запоздало. Удивительно, но Вы пишете так, как будто в ПБИ даётся только Симпласана, а других поз там нет. Они там есть. Но особенностью Симпласаны является её общедоступность, только и всего.

В ПБИ именно Симпласана предлагается как доступная для всех, включая людей пожилых, с больными коленками и отсутствием необходимой для других поз растяжки. Конечно, поза Ваджрасана (Сейдза), вполне может использоваться для медитации самонаблюдения. Это давно известно в традиции Дзен-буддизма. Однако она имеет серьёзные ограничения. Чтобы практиковать медитацию в Сейдза, нужно иметь очень хорошую растяжку либо быть японцем, с детства привыкшим к этой позе. Для людей с больными коленками она вообще недоступна, но даже при здоровых коленях, у практически здорового в этом отношении человека, уже после 20 минут начанаются проблемы с ногами, а высидеть в ней 40-50-60 минут способны немногие. Т.о. при отсутствии экстраординарной растяжки, эта поза малопригодна для серьёзной медитативной практики.

К тому же, намного лучшей считается (и это общепризнано в индийской традиции) Сиддхасана. Сватмарама в своём знаменитом трактате Хатха Йога Прадипика утверждает, что именно Сиддхасана (полулотос) является наилучшей из всех медитативных поз, медитативной асаной номер 1. Мой личный опыт это полностью подтверждает. Сватмарама совершенно прав — наилучшей и непревзойдённой позой для сидячей медитации — самонаблюдения является Сиддхасана, но не Ваджрасана.

К сожалению, Сиддхасана не для всех доступна. Требуется время, чтобы разработать колени и освоить эту позу. По этой причине в ПБИ и даётся вполне посильная для всех Симпласана.
Ваш столь сильный энтузиазм по поводу Ваджрасаны объясняется просто — Ваджрасана идеально «попала » под Вашу энергетическую ситуацию (скорее всего — энергетическая избыточность и проблемы с крестцовой зоной). Опираться на свой личный опыт — дело хорошее, но не стоит делать скороспелые выводы. И не стоит думать, что эти выводы приемлемы для всех.
Ваджрасана (Сейдза) хороша для медитации присутствия, обеспечивающей энергетическое воздействие. Хороша при условии её выполнения в очень умеренных объёмах (10-15, но не более 20-25 минут).

Ну а неподвижность и непроизвольные движения взаимно порождают друг друга и полагать , что неподвижность хорошо, а движения плохо — безграмотно. Читайте ПБИ, там есть отдельная глава на эту тему.

источник


Seiza ( 正座 ) — дословно означает «правильное сидение»; японская поза сидения на коленях. Является традиционным способом сидения на полу (иногда с использованием подушек или специальных стульчиков).

Помимо утилитарного значения поза seiza имеет зачастую и церемониальный смысл, во многом зависящий от общественного положения, возраста и пола сидящего.


В seiza сидят следующим образом: голени ног покоятся на полу, стопы и тыльные стороны пальцев ног развернуты кверху; бёдра покоятся на внутренних сторонах голеней, ягодицы — на пятках; большие пальцы ног либо соприкасаются друг с другом, либо слегка перекрывают друг друга (большой палец правой ноги над большим пальцем левой).


Женщины держат колени вместе, мужчины обычно чуть разводят их в стороны для устойчивости, сообразно с ростом и весом. Кисти рук, чуть развернутые пальцами друг к другу, покоятся сверху на бёдрах ладонями вниз. Локти чуть отодвинуты от корпуса. Спина должна быть прямой, но без неестественной жёсткости.

Существуют систематизированные традиционные способы входа в позу сидения и выхода из нее, в зависимости от ситуации и типа одежды.

Иногда для сидения используются специальные подушки zabuton ( 座布団 ).



Сидение в позе со скрещенными ногами считается неформальным и неприемлемым в некоторых ситуациях. Однако иногда так сидеть разрешается, особенно тем, для кого поза seiza. Например, пожилым людям или европейцам. Но даже в таких случаях поза со скрещенными ногами считается неприличной для женщин.

Иногда для пожилых или травмированных людей предусматриваются стулья, даже когда остальным присутствующим полагается сидеть в позе seiza. Европейцам рекомендуется хотя бы пытаться сидеть в seiza, особенно в официальных ситуациях.

Люди, незнакомые с seiza, скорее всего обнаружат, что от сидения в этой позе в течение одной-двух минут происходит ухудшение кровообращения в ногах, сопровождаемое неприятным покалыванием и жжением, а затем и полное онемение ног. Как бы то ни было, физический дискомфорт уменьшается с опытом, так как кровообращение улучшается. Опытные практики seiza могут сидеть в этой позе сорок минут и более при минимуме неприятных ощущений.


Seiza — неотъемлемая и обязательная часть ряда традиционных японских искусств, таких как чайная церемония, медитация, некоторые боевые искусства. Кроме того, seiza — традиционная поза для сидения во время занятия каллиграфией ( 書道 shodō ) и ikebana ( 生け花 ), хотя с распространением мебели в западном стиле в наши дни эта поза не всегда обязательна.

Многие театры для традиционных постановок, таких как, например, японский народный театр Кабуки / Kabuki ( 歌舞伎 ), предусматривают специальные участки зрительного зала, где публика сидит в seiza.

Также продаются специальные складные стулья для seiza, достаточно малого размера, чтобы носить их в сумке. Такой стул располагается между ногами для того, чтобы положить на него ягодицы во время сидения в seiza. Стулья создают видимость сидения в позе seiza и при этом убирают нагрузку с пяток и ступней.

Во время принятия позы seiza передвижение с помощью ступней и коленей shikkō ( 執行 , shikkō suru ( 執行する ) — ползать на коленях) считается более вежливым, чем вставание и обычная ходьба. Для того, чтобы правильно совершать shikkō, пятки должны быть сведены вместе, а тело должно двигаться как единое целое. Для подобных движений приходится развивать бедра, что считается важным для айкидо aikidō ( 合気道 ).

Инструкция для позы seiza, если болит колено:

Говорят, что поза seiza очень хороша для похудания и для исправления осанки.

Мнение специалистов различается: одни говорят, что seiza полезна, другие же считают наоборот. Из-за постоянного сидения в позе seiza деформируется кость ноги и появляется косолапие, которое уже не исправить. У пожилых людей наблюдается болезни и даже раздробление чашечек колена.

Тем ни менее, даже кошки и коты любят сидеть в позе seiza.

источник


1. Присядьте из положения стоя в МУСУБИ-ДАЧИ (пятки вместе, носки врозь), принимая позицию СОНКЁ (присесть на носочки, разводя колени в стороны и ладони сверху на бедра). 2. Затем преклоните сначала левое, затем правое колено. Важно не нарушать порядок, сначала ставим на пол левое, затем правое колено. Расстояние между коленами должно быть примерно два кулака. Необходимо выдерживать это расстояние. Выпрямите подбородок. Держите спину прямо, не сутультесь. 3. Поклон в позе СЭЙДЗА. Начинаем снова с левой руки, поставьте сначала левый, затем правый кулак перед собой на расстоянии 2-30 сантиметров от колен. Не сгибайте спину. 4. Порядок вхождения и вставания из позы сэйдза. Встают из позы с правой ноги, затем из позы сонкё выпрямляются во весь рост. Обращайте внимание на порядок принятия и вставания из позы.
Итак, из позы сэйдза встают с правой, а садятся с левой ноги. Почему же нельзя нарушить порядок? На это есть определённые причины.
В древности самураи носили мечи. Меч находился на поясе с левой стороны. Самураи были готовы вступить в бой с противником в любой момент и даже, когда они сидели, они не теряли бдительности. Если бы противник атаковал бы самурая, когда он собирался занять сидячее положение, то, если бы самурай вставал с левой ноги, он не смог бы быстро достать меч. Ему помешали бы ноги. Поэтому садятся с левой, а встают с правой ноги. Вот в чём заключается смысл порядка принятия позы сэйдза.

По команде учителя seiza все садятся. Женская поза отличается от мужской. Женщины сидят с собранными коленями.
На mokuso закрыты глаза, все сидят спокойно, делают вдох через нос и концентрируются для медитации. Медитация — упражнение для концентрации, где каждый пытается забыть про все проблемы, и сосредоточиться на тренировке.
На mokuso yame каждый открывает глаза снова и на shihan/sensei/sempai ni rei все кланяются учителю.
На otagai ni rei все кланяются друг к другу, говоря osu.
Этот процесс делается до и после тренировки; однако после тренировки osu к учителю заменяется заменен на доммо аригатто гудзай машти Сэнсэй, Сэмпай(спасибо за проведённую тренировку учитель).
Если вы опаздываете на тренировку — если вы приходите после того, как тренировка началась, вы должны сидеть в сеидза у входа в додзё.. Когда позволено преподавателем студент кланяется шомен, преподавателю и другим студентам, после этого ученик идет в заднюю часть группы и участвует в тренировке.
Слово «Ос» обозначает, что вы понимаете то, что говорит преподаватель. Когда преподаватель дает указание или объяснение, ему отвечают «ос». Это относится как к одному человеку так и к целой группе.
По правилам — ученик более низкого ранга кланяется первым. Регламентированы и отношения между учениками — перед обращением младший по поясу делает рэй и обращается к старшему только после ответного рэя.
Соблюдение этикета КАРАТЭ-ДО с первой же тренировки воспитывает в учениках вежливость и уважение, что является очень важным в изучении КАРАТЭ-ДО и в воспитании гармоничной высокоразвитой не только с физической, но и с других сторон личности.

Этикет ДОДЗЁ является системой правил внешнего поведения, регулирующих взаимоотношения между учителем и учениками, учеников между собой, между старшими и младшими учениками и т.д., и в своей основе имеет принципы «пяти отношений» конфуцианского канона. В этикет ДОДЗЁ входит и поведение адепта (последователя каратэ-до) во время учебного боя со строгим соблюдением церемониальных поклонов, несмотря на боль, страх перед более сильным партнером или, наоборот, гнев и раздражение.
Умение четко контролировать свои эмоции и тщательно скрывать их от посторонних глаз – великое искусство и путь самодисциплины и самопознания. Единственное, что можно и должно проявлять по отношению к партнеру – это уважение, выражающееся в достойном собственном поведении, в точном соответствии правилам этикета. Поклон залу означает внутреннюю готовность либо вступить в определённый режим работы с полной самоотдачей, либо (при выходе из зала) искренне поблагодарить то место и людей, помогающих продвигаться на пути самопостижения и самосовершенствования. Поклон самому себе в начале и в конце индивидуального упражнения означает вход и выход из состояния предельной сосредоточенности и концентрации волевых усилий, поскольку психика человека не может постоянно функционировать в экстремальном режиме. Но поклон перед началом упражнения означает, что все системы организма приведены в полную готовность, а поклон в конце – что только теперь можно перейти в необходимый режим отдыха. Мастера говорят, что по тому, как выполнен поклон, можно мгновенно «прочитать» своего возможного противника, поскольку поклон и его правильное выполнение – это тоже искусство, требующее длительной отработки, и небрежно или неумело выполненный поклон может многое поведать о недочетах в технике, ибо «каратэ начинается с поклона».

Читайте также:  Болят ступни ног и появились красные пятна

Каратэ-до изучают в Додзё. Это не просто спортивный зал или клуб по интересам. Додзё – это место обучения и братства поклонников каратэ-до. Кроме того, Додзё включает в себя символизм в методологическом, идеологическом и философском аспектах каратэ-до. Жизнь Додзё полностью поглощает ученика, меняет в лучшую сторону его взгляды на жизнь, характер и физическое состояние. Каратэ-до представляет собой коллективную систему обучения боевым действиям, оружием в которой является тело бойца. «Боевое искусство» – термин, поясняющий физическую и психическую систему тренировок ума, воли и тела в соответствии с определенными принципами.

Традиционное Додзё представляет собой в каком-то смысле патриархат. Сэнсэй – хозяин Додзё. По-японски слово «Сэнсэй» означает «уважаемый учитель». Сэнсэй считает своих учеников сыновьями и дочерьми, видя их такими, какими они сами себя никогда не увидят. Он оказывает влияние на создание их тел и характеров и считает себя ответственным за результат. Додзё является домом Сэнсэя, и ученики приходят к нему домой обучаться его образу жизни. Этот образ жизни и есть каратэ-до. Сэнсэй – всегда пример высокого достоинства. Его отношения с учениками должны быть объективными, строгими и доброжелательными. Поскольку все тренировки в воинских искусствах прежде всего сориентированы на воспитание духа, уверенности в себе, долг каждого Сэнсэя – быть примером для своих учеников во всем: в мастерстве, дисциплине, умеренности и мудрости. Случается, что в процессе обучения ученик останавливается в своем развитии по причине излишних амбиций, нетерпения, страха неудачи или по другим причинам. В этих случаях Сэнсэй должен стать советчиком и постараться помочь в решении возникшей проблемы.

Тренировочный процесс делится, как правило, на трехмесячные этапы. Каждый этап имеет свою программу, после усвоения которой ученики сдают аттестационные экзамены. Каждый экзамен состоит из трех частей: Кихон (базовая техника), Кумитэ (работа в парах) и ката (воображаемый бой против нескольких противников). После достижения высокого уровня подготовки определяются три типа бойцов. Те, кто предпочитают работать руками; те, кто предпочитают работать ногами, и исполнители ката. Чтобы стать настоящим мастером каратэ-до, необходимо быть искусным во всех трех направлениях.

ПРАВИЛА ДОДЗЕ

Додзе — священноеместо, гдемытренируемсяфизическииумственно. Ученикидолжныуважатьдодзеисоблюдатьследующиеправилаповедения:

1. Ученикидолжнысоблюдатьграфиктренировок. Онинедолжныопаздыватьназанятия.

2. Передтем, каквойтивДодзе, снимайтеверхнююодежду: пальто, шарфиголовнойубор. Увходаснимитеобувь.

3. Еслинавходепозадивасоказываетсястаршийученик, пропуститееговперед.

4. ВойдявДодзе, проявитеуважение, поклонившисьсвятынеДодзе.

5. Будьтевсегдавежливымисвашимиучителями, старшимиученикамиистаршимиповозрасту.

7. Постригайтеногтинарукахиногах, чтобыненанестиповрежденийсебеидругимученикамвовремятренировки.

10. Радибезопасностииаккуратности, неноситеукрашениявовремятренировки (цепи, кольца, серьгиит.п.).

11. Неешьте, нежуйтежвачку, непейтеинекуритевДодзе.

12. Старайтесьвсегдадержатьформудлятренировокчистойиопрятной. Всегдатренируйтесьвчистойодежде.

13. Незабывайтеделатьразминку, дажееслитренируетесьодни.

14. Когдаучительобъявляетначалотренировки, быстропостройтесьлицомксвятынеДодзе.

15. Когдаучительдаеткоманду » Мокусо » (медитация), закройтеглаза, глубокодышитенижнейчастьюживота, сосредоточьтевниманиена «тандене» ипопытайтесьсконцентрироваться.

18. Когдатренердаетвамсовет, слушайтевнимательноиискренне. Незабывайтепоказать, чтовыуслышалиипонялисовет, утвердительнымответом.

19. НикогданеупражняйтесьвКумитэвотсутствииинструктора. НеприглашайтедляКумитэбойцаболеевысокойстепени. Однако,неотказывайтесь, есливаспригласилбоецсвысокойстепенью.

20. Непокидайтестройнипокакимпричинамбезразрешенияинструктора. Никогданеидитемеждурядами, илимеждуинструкторомитеми, ктозанимается. Есливамнужноуйтисместа, пройдитезарядом, вкоторомнаходитесь, ккакой-либоизсторонклассаипродолжайтеидтиоттуда.

21. ОбращайтеськсвоемуинструкторукакСемпай, СенсейилиШиханпонеобходимости. Необращайтесьвклассекучителюпоимени.

22. Неругайтесь, несмейтесь, нехихикайте, неразговаривайте, несидитеразвалившисьинебудьтерассеянывовремятренировки. Относитеськтренировкамсерьезно; этонеместодлясмеха. Каратиствсегдабдительныйихорошосебяведет. Нетратьтевпустуюсвоевремяивремядругих, есливыещенеготовы, чтобыотноситьсяктренировкамитоварищам-каратистамсуважениемизаслуженнойсерьезностью. Этоотноситсяикуходустренировокдоихокончания. Кромеслучаев, когдаэтоготребуетинструктор, каратэгидолженоставатьсявкласседовыполненияпоследнегопоклона (окончанияритуала) приокончаниитренировки. Нарушениеэтогоправиланетерпимо.

23. Послезавершающихупражненийсядьтев » Сейдза «. Успокойтесь, сконцентрируйтевашевниманиеиперескажитезаповедиДодзе. Поклонитесьтренеру, старшимученикамидругдругусуважениемипочетом.

24. Начинающиеиученикиспоясамиразногоцветадолжныспрашиватьстаршихучеников, еслиунихестьвопросы.

25. Незабывайтеблагодаритьтого, ктодаетвамсоветвкарате.

26. Еслиувастравма, нетренируйтесь, поканевылечитесь. Азаэтовремяпростонаблюдайтезатренировками.

27. ПринаблюдениизатренировкамивДодзесидитеправильно, невытягивайтеноги. Положитерукинаколени.

28. ВыходяизДодзе, незабывайтесказатьАригато-гозаи-машти (большоеспасибо), илиШицурей-шимасу (извинитеменя).

Слово «ОСС» японского происхождения стало почти профессиональным в мире каратэ-до. Понятное и широко используемое среди каратэк разных национальностей, оно служит не только в качестве обычного приветствия, но и вместо таких выражений, как «спасибо», «рад видеть», «до свиданья», «понятно» и «я понял». Это слово следует произносить из нижней части живота с соответствующим поклоном, показывая тем самым уважение, симпатию и доверие другой стороне. Слово ОСС является фонетической транскрипцией и состоит из двух китайских иероглифов. Первый иероглиф имеет буквальное значение «толкать» и обозначает наличие боевого духа, важность усилий, прикладываемых для противостояния всем препятствиям, постоянного устранения их с пути. Второй иероглиф дословно обозначает «страдание», «терпение» и выражает смелость и дух стойкости, настойчивости, упорства, преодоление боли и противостояние невзгодам с терпением, настойчивостью и высоким состоянием духа. Искусство каратэ-до постигается и совершенствуется только в упорном ежедневном труде. Как говорится: «Терпенье и труд все перетрут». Слово ОСС применяется с целью напомнить занимающимся о трудолюбии, упорстве в достижении цели и придать каждому решимость и вдохновение. Слово ОСС не должно использоваться походя. Каждый должен пересмотреть свое отношение к нему, а также положение тела, состояние ума, произношение и их гармонию. Корпус наклонен слегка вперед, позвоночник прямой, подбородок слегка опущен при произношении. Движение, дыхание и произношение выполняются таким образом, что чувствуется сила в нижней части живота (Танден) и энергия (Ки).

Слово Чи, или Ки, можно перевести как «концентрация» или внутренняя энергия, которая состоит из физической, ментальной и духовной энергий человека и применяется в любой ситуации, где необходимо проявить максимально возможную для человека концентрацию энергии. Это – внезапный взрыв энергии, подобный молнии. Хотя каждый человек обладает внутренней энергией, но она используется им крайне редко и только как результат сильного стресса. Так случайное касание раскаленного предмета заставляет человека отдернуть руку с неожиданной скоростью. У человека, запертого в горящей комнате, проявляется сила, необходимая, чтобы взломать дверь. Каратэка может накапливать и проявлять эту взрывную энергию по своему желанию. Ки имеет такое же отношение к оружию каратэ – ударам руками и ногами, – как порох к пуле. Ее характеристики проявляются в тренировках, когда удары руками и ногами сопровождаются хлопаньем рукава или штанины, подобным хлопанью кнута. Степень громкости указывает на уровень энергии Ки. Невозможно произвести стреляющий звук без взрывной скорости, и термин «нокаутирующий удар» представляет идею концентрации.

Развитие Ки не происходит быстро, для этого нужно длительное время. Эта энергия не является статической силой, которую надо освободить, она считается потоком космической силы и энергии, которая постоянно течет через тело человека от Тандена (точка, расположенная на 4 см ниже пупка) к конечностям. Личность, которая осознанно или неосознанно предоставляет своей Ки полную свободу течения, кажется, заряжает воздух вокруг себя электричеством: в тот момент, когда такой человек входит в комнату, его присутствие ощущается динамически, и все головы поворачиваются в его направлении. Этот поток невозможно ограничить подавлением или сдерживанием. Если кто-то осознает наличие такой энергии у себя, то он может направить ее в любую сторону. Результаты осознанного развития концентрации поражают и могут применяться в любой области жизни.

Термин Киай – еще одна демонстрация Ки – понятен многим начинающим заниматься каратэ. Это – взрывной выдох в форме громкого пронзительного крика, возникающего в нижней части диафрагмы. Крик производится и момент соприкосновения ударной конечности с целью, освобождая ум ученика от страха и давая ему возможность полностью вложить себя в удар. Киай, развитый до предела, становится оружием сам по себе. Считается, что мастера используют крик Киай, чтобы привести человека в бессознательное состояние, а также оживить внешне безжизненного человека совместно с соответствующими методами физической реанимации Куаису.

Существует два аспекта Киай, не относящиеся к слуховому выражению и которые, испытав один раз, не забудешь никогда. Первый называется Киай взгляда или «сила взгляда». Такой Киай состоит из всей энергии Ки человека, испускаемой взглядом. Слова «убийственный взгляд» имеют именно это происхождение. Некоторые мастера каратэ были известны способностью побеждать взглядом. Второй аспект известен как «настоящий Киай», так как он особо важен для всех каратэк. Настоящий Киай состоит из постоянной сильной концентрации при создании железной воли. Такая концентрация волевого усилия приводит ум и тело к такому развитию, что человек способен сделать невозможное, не осознавая этого. Прогресс в каратэ зависит от интенсивности, с которой личность посвящает себя постоянной практике. Реализуя свой потенциал, личность должна исходить только из правильного понимания Киай и в практике каратэ, и в жизни. Гордость и мастерство, приобретенные в этом направлении, служат мотивацией ученику для дальнейшей работы над собой и дальнейшего роста мастерства.

Настоящий Киай, или железная воля, – вот при помощи чего каратэка разбивает невероятно прочные предметы руками и ногами. Именно с такой концентрацией воли китайские мастера каратэ могли убивать лошадь и всадника, закованного в металл. Их эффективность была настолько велика, что один удар в сердце лошади невооруженной рукой был смертелен. В Японии недавно умер мастер каратэ, который голыми руками сражался с быками и убивал их, не травмируя себя. Его имя – Масутатсу Ояма, Он стал легендой в создании и использовании энергии Ки и настоящего Киай.

Киай можно характеризовать как специальный крик, испускаемый или для превосходства над противником и даже повержения его в обморок, или для реанимации человека, находящегося без сознания. Буквально Киай означает «единство, союз духа, мысли и воли». Это слово составлено из существительного Ки«дух» иАй – сокращения глагола «соединять», «объединять». В итоге Киай представляет собой явление, рожденное состоянием единства духа и тела, которое позволяет высвободиться скрытой силе, одушевляющей все живые существа. Иными словами, это источник энергии, который для своего проявления должен освободиться от всяких сдерживающих факторов. Например, нерешительная мысль, взвешивающая «за» и «против», прежде чем проявить себя, мешает спонтанности выражения Киай и ослабляет его силу. Наоборот, если идея, решение, действие, воля объединены и смешаны, т. е. ничто не стоит между ними, то энергия выбрасывается во всей мощи и первозданной чистоте.

Киай может быть психофизиологическим или чисто физиологическим явлением. Даже при воздействии только на психику, Киай вызывает в организме механические процессы, проявляющиеся во временном затруднении речи и движений. Очень восприимчивых и слабых людей Киий может привести к обмороку. Киай – не обычный шум. Это звук, наполненный содержанием и определенным намерением. К решительному настрою, пристальному, полному воли взгляду (как у укротителя, стоящего перед своими хищниками) прибавляется бесспорный эффект неожиданности, производимый на человека громким криком в обстановке, накаленной опасностью, когда тот менее всего ожидает чего-либо подобного. Даже если Киай недостаточно силен, чтобы вызвать обморок, то, воспользовавшись эффектом неожиданности, можно без травм выйти из опасной ситуации. А слова «парализован испугом или неожиданностью» буквально соответствуют психологическому эффекту Киай. К эффектам неожиданности и испуга добавляется и физическое воздействие, пропорциональное интенсивности Киай. При максимальном эффекте этих составляющих обморок неизбежен. Кроме того, Киай может воздействовать только силой звука. Например, человек, находящийся без сознания, не может быть объектом психологического воздействия. Человек же с пораженным зрением может быть травмирован очень сильным Киай, воздействующим на его слуховой аппарат. Короткий интенсивный звук вызывает очень резкое и энергичное сжатие цепочки слуховых косточек в среднем ухе, что вызывает болевое ощущение и тормозящий вегетативный рефлекс, То же происходит на уровне внутреннего уха, причем эффекты, возникающие там, накладываются на предшествующие. Таким образом, интенсивный неожиданный звук в диапазоне диссонансов высоких и низких тонов или в их смеси, действуя на указанные выше части слухового аппарата, способен, понизив артериальное давление и вызвав сбой в сердечном ритме привести к обмороку.

Основа произношения Киай – это звук «а», который слегка изменяется каждым индивидуумом, но к которому надо стремиться. Выбирается вариант произношения, который можно воспроизвести с наибольшей легкостью, силой и громкостью без артикуляций, модуляций и каких-либо прибавлений. Киай должен быть очень концентрированным и коротким. Частота колебаний не играет роли, так как ограничена физическими возможностями человека.

Удар, выполненный с Киай, будь то в бою, приобретает большую силу и эффективность. Но на этом функции Киай не заканчиваются. Если он достаточно мощен, то не только усилит удар, но и подействует сам по себе как психологическое и психофизиологическое средство. В качестве приема реанимации Киай должен обладать особым качеством, чтобы вызвать оживление физиологических процессов. Психологическое воздействие в данном случае не сработает, так как человек находится без сознания. Поэтому необходимо воздействовать на органы слуха.

ЗАВЯЖИ КВАДРАТНЫЙ УЗЕЛ

Пояс надо завязывать квадратным узлом посередине корпуса. Самая распространенная ошибка – завязать пол-узла, так, что один конец свисает, а другой торчит вверх. В Японии в синтоистской религии это считается символом смерти. Мы здесь даем рекомендации общего характера.

1. Расположите центр пояса на животе.

2. Оберните его вокруг талии, перекрещивая сзади ( неважно, какой конец будет сверху) и концы равной длины выведите перед собой.

Читайте также:  Сильно болит голова спина немеют ноги

3. Наложите правый конец на живот и прижмите его.

4. Левый конец наложить направый и обернуть его вокруг всех слоев на животе.

5. Переверните нижний конец.

6. Переплетите верхний конец с нижним.

7. Туго затяните оба конца.

Пояс должен свободно лежать вокруг бедер и на животе свисать чуть ниже, чем на спине. Другими словами, не завязывайте его высоко на талии, как обычный ремень. Веской причиной для этого может быть то, что, когда ваш соперник хочет ударить в живот, он будет целить выше пояса. В случае контакта чем выше завязан ваш пояс, тем больнее будет удар. Если вы завяжете пояс низко, то сильные нижние и средние мышцы живота лучше смогут выдержать шок, чем солнечное сплетение, а именно туда придется удар, если пояс завязан высоко, Правильно завязанный пояс поможет также помнить, где у вас центр тела, потому что он будет плотнее прижиматься к животу, когда вы напрягаете мышцы.

ОДЕВАНИЕ КИМАНО

Вынув форму из пакета и сняв свою одежду, развернуть и расправить перед собой брюки. Если ваши брюки поддерживаются шнурком, то вы увидите петли впереди. Это первая подсказка: петли для шнурка должны находиться впереди. Если брюки держатся на резинке, у них все равно в пояс будет вшита веревочка. Это подсказка для штанов на резинке: регулирующая веревочка находится впереди.

1. Наденьте брюки и подтяните пояс, чтобы он удобно прилегал к талии. Если пояс эластичный, то подтяните регулирующие веревочки так, чтобы вам было удобно, потом завяжите на бантик, а концы спрячьте внутрь. Если пояс на шнурках, то с обеих сторон будут висеть веревочки. Возьмите в каждую руку по одной и тяните, пока не подгоните по размеру. Неплохо даже завязать их чуть-чуть туже, потому что они имеют свойство ослабевать в процессе, тренировки.

2. Подогнав пояс по размеру, пропустите шнурки через петли и завяжите на бантик впереди, по центру.

3. Свяжите каждый висящий конец бантика с одним из концов шнурка. Благодаря этому узел будет крепче держаться, а концы не будут болтаться под курткой.

Ну а теперь очередь куртки.

1. Наденьте куртку так же, как и любую рубашку или жакет. Вы увидите, что к куртке прикреплены четыре шнурка, по две с каждой стороны. Они предназначены для того, чтобы удерживать полы закрытыми и не давать им распахиваться во время тренировок.

2. Запахните правую полу на груди и животе, а левую наложите на нее сверху. Очень важно сделать это именно так, а не наоборот (правая поверх левой), потому что так в Японии одевают покойников перед кремацией, и никому не хотелось бы, чтобы его спутали с мертвецом.

3. Теперь, чтобы выровнять куртку с обеих сторон, одерните ее справа и слева по краям снизу и завяжите два шнурка справа.

4. Приподнимите полу куртки слева и завяжите два шнурка слева. Так полы не будут распахиваться. Ну, а теперь вы готовы надеть пояс.

Как правило, мужчины не надевают маек под куртку, но в этом нет ничего ужасного. Если вы хотели бы носить майку под курткой, вы должны спросить учителя или кого-то из старших, будет ли это приемлемо для данного додзё. Женщины всегда надевают что-нибудь вниз. Чаще всего это спортивные бюстгалтеры, боди, футболка или что-то в этом роде. Если вас одолевают сомнения по поводу того, что надеть, спросите у других женщин, что носят они. Они с радостью помогут вам.

СКЛАДЫВАНИЕ КИМАНО

После своего первого занятия вы должны узнать, как надо везти форму. Да-да, в каратэ есть правильный и неправильный способ для чего угодно, включая транспортировку формы на и с занятий. Легче всего, и наиболее приемлемо, везти ги(кимоно) и пояс в спортивной сумке. В додзё её называют сумкой для ги. Нельзя сказать, что это правило, просто так бывает. Если вы не хотите носить форму в спортивной сумке, надо научиться правильно складывать ее, чтобы правильно нести. Помните, что каратэ учит быть аккуратным, одержать мысли в порядке, и быть готовым к возможному нападению. Если вы понесете форму просто как попало, повесив ее на руку с болтающимися рукавами и штанинами, то рискуете запутаться во всем этом, если встретитесь с преступником. Поэтому для вашей безопасности и упражнения ума сделайте это так:

1. ровно сложите куртку пополам;

2. положите рукава сверху на куртку;

3. сложенные брюки положите на куртку;

4. плотно скрутите в ролик брюки и куртку вместе, начиная с воротника.

Есть и другой вариант складывание кимано:

Примечание: что касается пояса, здесь есть расхождения по поводу того, как поступать с ним. Одни преподаватели считают, что надо связать скрученную форму поясом. Другие настаивают (и серьезно) на том, что пояс надо складывать внутри.

ФИЛОСОФИЯ БУДО

Гармонизирует жизнь мужчин (людей).

Должна культивироваться (развиваться), уважение человеческого существа.

Быть преданным без жадности.

Всегда хранить дух начинающего.

Смотреть в лицо (противостоять) без жульничества, без сокрытия своих мыслей.

Жить когда время жить, умереть когда время умереть.

Оставаться собой как в поражении, так и в победе.

Говорить сердцем (от сердца).

Сохранять спокойствие и ясность ума в гневе.

Уважать договоренность (обязательства) до конца.

Должен быть верный друг учению.

ЗАПОВЕДЕЙ КАРАТЭ-ДО

1. Каратэ начинается с поклона и заканчивается поклоном.

3. В каратэ превыше всего ценится справедливость.

4. Прежде всего, воспитывай дух, а не технику.

5. Прежде всего, познай себя и тогда узнаешь других.

6. Мысль о победе должна быть равносильна отсутствию мысли о поражении.

7. В каратэ не годиться, чтобы температура была все время как у кипятка.

8. Не забывай, что ката имеют гибкость тела.

9. Хотя ката может быть вполне правильно, но реальный бой совсем другое дело.

10. Всегда имей план действий.

ДВИЖЕНИЯ ПО 8 НАПРАВЛЕНИЯМ

источник

В повседневной жизни каждый может обрести здоровье ума и тела, если будет поддерживать правильную позу. Возможно, вас это удивит или вы скажете, что не верите. Однако это правда. Тот, кто постоянно практикует правильную позу, может предупредить болезни и другие проблемные состояния.

Длина кровеносных сосудов человека составляет 96 тыс. км (что примерно в 2,5 раза превышает длину экватора). Кровь, текущая в сосудах, играет очень важную роль: она разносит кислород и питательные вещества по всему телу и одновременно собирает продукты жизнедеятельности и углекислый газ. Обмен между кровью и тканями тела происходит через капилляры.

Неправильная поза затрудняет кровоток, что приводит к различным болезням.

В результате жизненная сила уменьшается, вы становитесь вялыми, у вас нет сил, чтобы переносить трудности.

Неправильная поза ведет к нарушению работы ума и тела. Если человек с детства поддерживал неправильную позу, c возрастом у него возникают проблемы с искривлением позвоночника. Естественно, что в таком состоянии легко возникают болезни и прочие проблемы со здоровьем.

То, что большинство людей понимают под правильной позой, на самом деле ею не является.

Есть два типа неправильной позы.

Первый тип — это поза, характеризующаяся потерей ки. Каждый может понять, что эта поза неправильная.

При сгорбленной позе внутренние органы сдавливаются. Это приводит к ухудшению кровообращения в мозгу, вы чувствуете себя дезориентированным, и ваше дыхание становится поверхностным. Когда дыхание становится поверхностным, сознание легко приходит в беспокойство, поэтому некоторые люди легко расстраиваются.

Другой тип неправильной позы — напряженная. Вы можете выработать эту позу, известную как «ки о цуке», в школе или офисе. В этой позе вы выпрямляете спину, отводите назад плечи и выпрямляете руки и ноги. Такая поза кажется правильной, но это не так.

Когда вы держите тело прямым, вы чувствуете напряжение. Это напряжение сжимает кровеносные сосуды и затрудняет кровообращение. Неестественная поза ведет к неестественным движениям, и это становится причиной проблем со здоровьем.

Правильная поза — это такая поза, которая наиболее комфортна, наиболее стабильна и позволяет начать движение в любой момент.

Если правильная поза комфортна, вы можете поддерживать ее всегда. Когда вы поддерживаете такую естественную позу, вы следуете принципам вселенной.

В повседневной жизни мы садимся и встаем, не задумываясь, поэтому мало кто глубоко думает о том, как он сидит или стоит. Тем не менее, давайте подумаем о качестве нашей позы. Вы могли не слышать выражения «качество позы», но это очень важно.

Я уже писал, что дети осваивают «правильную» позу (грудь вперед, спина прямая) в школе и дома. Это поза, которая вызывает напряжение в теле.

Если людей научили, что это правильная поза, большинство не сомневаются и верят, что это действительно так. Но это большая ошибка.

По-настоящему правильная поза не вызывает напряжения в теле.

Правильная поза — это наиболее комфортная и стабильная поза, которая называется естественной.

Беда в том, что люди не знают, как проверить, естественная у них поза или нет. В доиндустриальную эпоху машинный труд был еще не развит, поэтому, выполняя тяжелую работу, люди учились использовать свое тело наиболее естественным образом.

Особенно это ощущалось у мастеров, которые владели замечательными техниками и выполняли свою работу в естественной позе. Можно сказать, благодаря тому, что они работали в естественной позе, они создавали шедевры.

Однако сегодня люди работают главным образом за столом, а тяжелую работу выполняют машины. Дети проводят время за компьютерными играми. В результате люди потеряли шанс использовать свое тело.

Я думаю, именно поэтому людям трудно освоить естественную позу.

Тем не менее, существует способ проверить естественность вашей позы. Для этого я разработал ки-тесты. Давайте проделаем следующие упражнения.

Для этого нужны двое: тот, кто проходит ки-тест (А), и тот, кто проводит ки-тест (Б).

Для начала А выпрямляет спину и встает прямо и напряженно, как показано на фото 1. Б дотрагивается до груди А правой рукой и плавно, без рывков надавливает в направлении спереди назад.

Фото 1. Поза «грудь вперед»

Поза прямая и напряженная

При этом верхняя часть туловища А теряет устойчивость, А выходит из равновесия и сдвигается. Мне часто возражают: «Естественно, она сдвигается, потому что на нее давят». Но это не так.

Допустим, вес А 50 кг. Если бы перед Б стоял мешок такого веса, смогла бы она сдвинуть его, легко надавливая? Конечно нет, это невозможно.

Однако человек весом 50 кг сдвигается легко. Если А теряет равновесие от легкого давления, значит ее поза нестабильна. То, что один человек физически больше и сильнее другого, еще не значит, что он устойчив.

Он будет естественно устойчив, если будет находиться в естественной позе.

Так же легко сдвигается человек в сутулой позе (фото 2).

Фото 2. Сутулая поза

Недостаток ки, недостаток энергии

Теперь я объясню, что такое правильная поза.

Сперва побегайте на месте. Вы обнаружите, что ваши ноги пришли в такую позицию и находятся на таком расстоянии друг от друга, которые естественны для вас.

Затем встаньте на носки. Поначалу вас будет покачивать, но, попрактиковавшись несколько раз, вы сможете сделать это естественно.

Когда станете устойчивы на носках, мягко опустите пятки на землю. Убедитесь, что в этот момент ваша поза соответствует тому, что изображено на фото 3. Тело должно быть слегка наклонено вперед.

Фото 3. Правильная поза

Затем проделайте ки-тест, как описано выше: Б прикасается к груди А правой рукой и плавно давит спереди назад. А может убедиться, что ее поза устойчива без каких-либо дополнительных усилий с ее стороны.

Вставая на носки и опуская пятки на землю, мы можем добиться устойчивости.

Позвольте объяснить. Для устойчивой позы важно использовать сознание и ки.

Чаще всего люди стоят, помещая вес в пятки.

Можно сказать, что их сознание находится в пятках.

Когда мы измеряем длину рук, мы меряем от плеч до кончиков пальцев. А что с ногами? Обычно люди измеряют длину ног от бедра до пятки. Но пальцы тоже часть ноги.

Когда мы практикуем правильную позу, наше сознание, или ки, естественно приходит в кончики пальцев. Если же человек стоит на пятках, то его ки доходит только до пяток.

Читайте также:  Болит сустав большого пальца на ноге чем лечить отзывы

Раньше японцы носили сандалии. Если их ки не распространялось до пальцев, сандалии сваливались.

Современные люди носят туфли. Если их ки не распространяется до пальцев, туфли все равно остаются на ногах. Поэтому туфли больше снашиваются на пятках, и часто неровно.

Ваше тело принадлежит вам, поэтому естественно, что ваша ки распространяется на все тело. Если ки доходит до пальцев ног, у вас поддерживается естественная поза и естественная устойчивость.

Побегайте на месте и убедитесь, что ноги находятся на естественном расстоянии. Затем встаньте на носки и мягко опустите пятки на землю. Это расслабленная поза.

Должен объяснить некоторые важные моменты относительно ки-тестирования. Неважно, сдвинетесь вы или нет. Проходя ки-тест, вы можете дать себе установку не двигаться. Но если вы думаете о том, чтобы не двигаться, вы напрягаетесь и в результате теряете естественную устойчивость. Попытки не двигаться не имеют смысла. Поза, находящаяся в гармонии с вселенной, или поза с объединением сознания и тела, имеет естественную устойчивость. Вам не нужно напрягаться. Поза с объединением сознания и тела не только стабильна, но и позволяет вам начать двигаться в любой момент. Когда тело напряжено, вы не можете двигаться в любой момент. Если вы напрягаете ноги или мышцы живота, вы не устойчивы и не можете двигаться свободно. Поза, находящаяся в гармонии с вселенной, это поза с объединенными сознанием и телом. В ней сохраняется естественная устойчивость и вы можете быстро начать движение в любой момент. Давайте проделаем ки-тест сидя в сэйдза.

Сначала встаньте на колени, как показано на фото. Многие люди имеют привычку выпячивать грудь и напрягаться. Подвигайте плечами вверх-вниз. Должны двигаться только плечи. Вы увидите, что трудно двигать плечами, если вы напряжены.

Точно так же трудно двигать плечами вверх-вниз, если вы сутулитесь. Поза, в которой вы легко сможете двигать плечами, будет естественной.

Теперь спокойно сядьте. Когда садитесь, не давите на нижнюю часть тела. Скрестите большие пальцы ног, чтобы один был над другим. Не важно, какой сверху, какой снизу.

Проверьте позу, подвигав плечами вверх-вниз несколько раз. Легко положите руки на колени. Не давите вниз. Если провести ки-тест, вы обнаружите, что устойчивы без дополнительных усилий. Это поза сидя в сэйдза с объединением сознания и тела.

Как правильно сидеть в сэйдза

1. Встаньте на колени. Подвигайте плечами вверх-вниз несколько раз, найдите положение, в котором это делать легко. Стопы должны опираться на кончики пальцев.
2. Садитесь вниз легко. Проверьте, что вы можете поднять и опустить ваши плечи несколько раз. Свободно положите руки на колени. Не давите вниз. Большие пальцы свободно помещаются один на другой.
3. Принимая ки-тест, вы убедитесь, что вы естественно устойчивы, без необходимости думать о том, что не нужно двигаться.

Есть вещи, которые сегодня забыты.

Это слово в японском языке имеет два значения: «поза» применительно к телу и «отношение» применительно к сознанию.

Когда мы говорим: «Ваше отношение проявляется в делах», мы имеем в виду состояние сознания.

У японского выражения «сисэй о тадасу» есть два значения. Первое — принять позу, второе — улучшить отношение. Когда мы слышим эти слова, мы обычно думаем только о физическом состоянии и забываем о состоянии ума.

Сознание движет телом. Поэтому состояние сознания полностью отражается в состоянии тела. Когда вы практикуете правильную позу, состояние сознания тоже корректируется.

Если поза устойчива, сознание тоже устойчиво. Если поза небрежная, сознание тоже небрежное.

Именно поэтому очень важно обучать правильной позе детей, пока они еще маленькие.

Слово «сисэй» пишется иероглифами (кандзи) следующим образом: источник

Сэйдза — поза сидения на коленях («по-японски»). Дословный перевод звучит как «правильно» (正) «сидеть» (座). Сэйдза является традиционным японским способом сидения на полу (иногда с использованием подушек). Помимо чисто утилитарного значения поза сэйдза имеет зачастую и церемониальный смысл, во многом зависящий от общественного положения, возраста и пола сидящего.

Сей-дза

В сэйдза сидят следующим образом: голени ног лежат на полу, стопы и тыльные стороны пальцев ног развёрнуты кверху; бёдра покоятся на внутренних сторонах голеней, ягодицы — на пятках; большие пальцы ног либо соприкасаются друг с другом, либо слегка перекрывают друг друга (большой палец правой ноги над большим пальцем левой). Женщины держат колени вместе, мужчины обычно немного разводят их в стороны для устойчивости, сообразно с ростом и весом. Кисти рук, чуть развёрнутые пальцами друг к другу, лежат сверху на бёдрах ладонями вниз. Локти чуть отодвинуты от корпуса. Спина должна быть прямой, но без неестественной жёсткости.

При сидении в сэйдза без практики в течение одной-двух минут происходит ухудшение кровообращения в ногах, сопровождаемое неприятным покалыванием и жжением, а затем и полное онемение ног. С опытом кровообращение улучшается. Опытные практики сэйдза могут сидеть в этой позе сорок минут и более при минимуме неприятных ощущений.

Сэйдза — неотъемлемая и обязательная часть ряда традиционных японских искусств, таких как боевые искусства, чайная церемония, медитация. Кроме того, сэйдза — традиционная поза для сидения во время занятия каллиграфией и икэбаной, хотя с распространением мебели в западном стиле в наши дни эта поза не всегда обязательна.

Многие театры для традиционных постановок, таких как кабуки, предусматривают специальные участки зрительного зала, где публика сидит в сэйдза.

Иногда для сидения используются специальные подушки дзабутон.

В Японии продаются специальные складные стулья для сэйдза, достаточно малого размера, чтобы носить их в сумке. Такой стул располагается между ногами для того, чтобы положить на него ягодицы во время сидения в сэйдза. Стулья создают видимость сидения в позе сэйдза и при этом убирают нагрузку с пяток и ступней.

Стул для медитации.

Агура (яп. 胡坐, «иностранная поза» или «по-турецки») — сидение в позе со скрещенными ногами неформальным и неприемлемым в некоторых ситуациях. Однако иногда так сидеть разрешается, особенно тем, для кого поза сэйдза трудна. Например, пожилым людям или иностранцам. Но даже в таких случаях поза со скрещенными ногами считается неприличной для женщин.

Агура («иностранная поза» или «по-турецки»).

Иногда для пожилых или травмированных людей предусматриваются стулья, даже когда остальным присутствующим полагается сидеть в позе сэйдза. Иностранцам рекомендуется хотя бы пытаться сидеть в сэйдза, особенно в официальных ситуациях.

Кидза — переходная поза сидения с подгибанием пальцев ног для последующего перемещения на коленях (Шикко) либо вставания на ноги.

Кидза

Во время принятия позы сэйдза и кидза передвижение с помощью ступней и коленей («шикко» (яп. 膝行) считается более вежливым, чем вставание и обычная ходьба. Для того, чтобы правильно совершать Шикко, пятки должны быть сведены вместе, а тело должно двигаться как единое целое. Для подобных движений необходимо развивать бёдра, что считается важным для боевых искусств.

Существуют систематизированные традиционные способы входа в позу сидения и выхода из неё, в зависимости от ситуации и типа одежды. Но об этом в другой раз.

источник

Независимый взгляд европейца на проблему сидения.

Всю жизнь сидел «как люди».
На стульях, диванах и в креслах.
И сутулился за столом.
Особенно от этого не страдал,всё-таки привычка с детства не даёт никакой альтернативы даже воображению, о том, что может быть хоть как-то по другому. Потом добрался до сидячей медитации и познакомился с японским сидением на пятках: «сэйдза».
Достаточно удобно если привыкнуть опять-таки.
И подкладывать под ягодицы специальную наклонную скамеечку или же подушку поставленную боком.
Но колени всё-таки быстро затекали.
Я продолжал сидеть на стульях и диванах только иногда, на 20 минут в день садясь в позу для медитации. Работа у меня была стояче-ходячая. И в несильно обогреваемом, в холодное время года, помещении.
И это дало о себе знать.
Нагрузка на коленные суставы, плюс холод и заставили меня ощущить всю прелесть надвигающейся издалека старости. Мне стало очень неприятно приседать, а сидеть на корточках я мог максимум минуту.
Суставы были как хрустальные и всегда закоченевшие и мне это ограничение подвижности совсем не нравилось.
Со всех сторон ,от собратьев по несчастью раздавались сетования и уверения в том, что это необратимый процесс.
А я решил попробовать.
Терять-то нечего.
Я стал заниматься своими ногами. Стал приседать и делать растяжку. Конечно это помогло немножко,но проблема была в том, что в разогретом виде суставы мои становились гибкими и лёгкими, а вот после дня работы возвращались к своему прежнему каменному состоянию.
Я продолжал.
И вдруг наткнулся на совет.
«Сидите. По десять-пятнадцать минут,сидите со скрещёнными ногами и это поможет раскрепостить суставы.» Сидеть было больно и не очень приятно, особенно неразмятому.
И я придумал.
Каждое утро первым делом я садился сначала на мягкий диван со скрещёнными ногами, медленно подгибая негнущиеся ноги под себя. Даже так было достаточно напряжно.
Посидишь минуту, всё расслабляется и можно ещё чуть ближе к себе придвинуть ноги.
Потом я сползал на пол и садился на мат подложив подушечку.
И сидел. Три-пять минут.
Махал коленями в «бабочке» и крутил бёдра. Упражнений на растяжку таза много.
Возвращаясь после целого рабочего дня на ногах, я первым делом забирался на несколько минут на диван, и сидел там положив ноги по бирмански.
И удивительным образом это помогало.
На стуле не отдохнёшь.
Неудобно. Позвоночник неестественно перекручен и напряжён.
С осанкой тоже проблемы у большинства.
Сел ссутулился, сгорбился, опёрся о стол.
Я долго придерживался этого полумифического взгляда о «нас европейцах» которые не могут сидеть так как сидят в азии, на полу, на подушках.
Мы-другие.
Пока вот не попробовал сам сидеть таким образом.
То, что я скажу сейчас это не относится ни к чему кроме как к моему собственному опыту.
Эксперимент без углубления в особенности анатомии и физиологии.
И оказалось, что:
Сидение со скрещёнными ногами решает целую тучу проблем.
Со здоровьем.
Ноги, спина, поясница, внутренние органы. и . пищеварение.
И даже помогает при варикозном расширении вен.
Не знаю почему, возможно потому, что уравнивает какое-нибудь давление в ногах и помогает регенерировать ткани.
Наверное.
Я просто видел улучшение и всё.
Да.
Когда сидишь с естественно прямой спиной, а не сгорбившись и зажав желудок, нависая над миской,процесс поглощения пищи становится естественнее и медитативнее.
Всё ложится легче и мягче.
И суставы становятся со временем (процесс не быстрый, я стал чувствовать изменения через примерно полгода)мягче и здоровее.
Можно сидеть на корточках, приседать и сидеть долго на коленях.
И всё легко.
Вот такие выводы.
Природа забыла снабдить нас стульями, а прогресс штука не всегда идущая в ногу со здоровьем.
Сидение подложив под ягодицы твёрдую подушку или валик освобождает позвоночник от напряжения. А если пятки подобраны к бёдрам как в полулотосе и лотосе так это вообще создаёт идеальную и очень устойчивую базу и снимает напряжение со всех суставов.
В таком положении даже сутулиться. НЕУДОБНО.
Спина естественно распрямляется.
Теперь о практике медитации и правильной позе.
Если вы когда-нибудь были на ритрите посвящённом сидячей медитации, и вынуждены были сидеть например по десять-пятнадцать периодов медитации, полчаса каждый, вы уже знаете что сидение на стуле гораздо менее удобно чем на подушках и скамеечках.
Гораздо менее.
Многие, когда ноги затекают, садятся «по европейски» на стулья, но.. почему-то оказывается что и европейцам, с многолетним опытом сидения на стульях, долго сидеть там неудобно.
Спина начинает ломить так, что больные ноги кажутся отдыхом, а ноги затекают, и получается что. неудобная «азиатская» поза вполне естественно говорит сама за себя.
О чём это говорит?
О том, что «мы европейцы» это огромное преувеличение. Дань моде и культуре, и к естественности никакого отношения не имеет.
Растягивайте ноги.
Садитесь в лотос и полулотос, как угодно, подгибайте ноги под себя,сидите так на стульях когда вы едите, на диванах и на полу когда смотрите телик, это просто хорошо и удобно. Нужна привычка-не спорю, но такая привычка совмещает приятное с полезным, что мы, как народ занятый и техногенный очень любим.
И не слушайте всяких «мыевропейцев».
Попробовать стоит.
Удачи.

источник