Меню Рубрики

Великолепный век нога болит

Хюррем. Знаменитая возлюбленная султана Сулеймана

© ООО «Издательство «Алгоритм», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Роксолана. История украинской жены османского султана

Интерес к исторической фигуре Хюррем в наше время несомненно связан с выходом на экраны прекрасного турецкого сериала «Великолепный век».

Сведения о происхождении Роксоланы (Хюррем) весьма противоречивы. Потому что документальные источники и письменные свидетельства, рассказывающие о жизни Хюррем до ее появления в гареме, отсутствуют. О происхождении этой великой женщины нам известно из легенд, литературных сочинений и донесений дипломатов при дворе султана Сулеймана. При этом практически все литературные источники упоминают о ее славянском (русинском) происхождении.

Роксолана, она же Хюррем (согласно историко-литературной традиции, имя при рождении – Анастасия или Александра Гавриловна Лисовская; точный год рождения неизвестен, умерла 18 апреля 1558 года) – наложница, а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного, мать султана Селима II.

Первые подробности о ранних годах жизни Хюррем до попадания в гарем появляются в литературе в XIX веке, тогда как жила эта удивительная женщина в XVI веке. И, следовательно, верить подобным «историческим» источникам, возникшим через столетия, можно лишь в силу своего воображения. Однако и мы станем придерживаться этой версии, ибо она самая распространенная. Но позже мы обязательно познакомимся с новейшей версией происхождения Хюррем, открывшейся недавно благодаря просочившимся сведениям из секретных архивов Ватикана!

Итак, согласно польской литературной традиции, настоящее имя нашей героини было Александра, она являлась дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина (Ивано-Франковская область). В украинской литературе XIX века ее именуют Анастасией из Рогатина. Эта версия красочно изложена в романе Павло Загребельного «Роксолана». Тогда как по версии другого писателя – Михаила Орловского, изложенной в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская», девушка была родом из Чемеровец (Хмельницкая область). В те давние времена, когда там могла родиться будущая Хюррем Султан, оба города находились на территории Королевства Польского.

В Европе Хюррем стала известна как Роксолана. Причем это имя было в буквальном смысле изобретено Огьером Гизелином де Бусбеком, гамбургским послом в Османской империи и сочинителем латиноязычных «Турецких записок». В своем литературном труде он, основываясь на том, что Хюррем происходила с территории проживания племени роксоланов или аланов, назвал ее Роксоланой. При написании книги «Великолепный век. Все тайны знаменитого сериала» автору пришлось обращаться к этой непростой теме происхождения главной героини популярного турецкого сериала, девушке-славянке, ставшей мировой знаменитостью. Вот что удалось выяснить.

Обратившись к официальному историческому источнику – энциклопедии – мы узнаем, что в древности роксоланы (roxolani или rexolani; «русые аланы» или «цари аланов») – авангардные княжения мощного античного полиэтноса аланов, с которым или в составе которого взаимодействовали аорсы, савары-северы и другие народы. Известны с II–III вв. до н. э. В начале эры цари роксоланов брали у низовий Дуная дань с императоров Рима. Справедливо отмечается значительная роль роксоланов в этническом и культурном развитии части восточнославянских племен на территории Северного Причерноморья, что признают не только иранисты, но археологи и языковеды-слависты.

Мерьем Узерли в роли Хюррем Султан в турецком сериале «Великолепный век»

Историки древнего мира, к примеру, Гай Плиний Секунд, Луций Анней Сенека и другие отмечали, что вдоль Истра (Дуная) живут племена скифов, сарматов, роксоланы и аланы. В 60-х годах н. э. роксоланы изрядно досаждали Римской империи, нападая на ее города и поселения. Аланы и роксоланы имели своих царей. А образ жизни этих воинственных племен во многом соответствовал образу жизни средневековых казаков с их традиционным поклонением мечу. Еще из истории известно, что в VI в. н. э. анты севернее Крыма и Азовского моря заняли значительную часть тех земель, на которых в I–IV вв. доминировали аланы и роксоланы.

Великий ученый М.В. Ломоносов утверждал, что историки должны отождествлять роксолан с росами/русами. Он утверждал, что варяги-россы в древности назывались роксоланами или россоланами (так как россы были соединены с аланами), причем наиболее правильным он считал название россоланы, так как роксоланы являлось искажением, введенным греками.

Северную европеоидность алан античным авторам приходилось подчеркивать такими словами: «Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами». Ю.А. Кулаковский, прекрасно знавший весь свод источников об аланах, переводил из старых источников дословно: «волосы у них русоватые»; «они (аланы) не имели никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения, и в судьи они до сих пор выбирают лиц, долгое время отличавшихся военными подвигами».

Возможно, именно из такой семьи прапраказаков и вышла наша славянская героиня Анастасия (или все же Александра?).

Михаил Литвин (Mikhalon Lituan), посол Литвы в Крыму в середине XVI века писал в своей хронике 1550 года: «…любимая жена турецкого императора, мать его старшего сына и наследника, была в свое время похищена из наших земель».

Карта расселения сарматских племен

Весьма почитаемый в Турции английский историк Лорд Кинросс, автор книги «Расцвет и упадок Османской империи», так говорит об этом персонаже, сыгравшем весьма значительную роль в истории Османской империи: «На протяжении двух последних десятилетий Сулейман больше, чем когда-либо, подпал под влияние чар своей славянской фаворитки и ставшей широко известной европейцам как Ла Росса, или Роксолана. Пленница из Галиции, дочь украинского священника, она получила от турок прозвище Хюррем, или «Смеющаяся», за свою счастливую улыбку и веселый нрав».

Реальный свидетель тех событий Ганс Дерншвам, прибывший в Стамбул в 1555 году, в своих путевых заметках писал: «Сулейман больше других наложниц полюбил эту девушку с русскими корнями, из неизвестной семьи. Хюррем же смогла получить документ о свободе и стать его законной женой во дворце. Помимо султана Сулеймана Великолепного, нет в истории падишаха, который бы настолько прислушивался к мнению своей жены. Что бы она ни пожелала, он тут же исполнял».

Добавляя некоторые подробности к теме происхождения Хюррем, вспомним, что не так давно творческая общественность Хмельницкой области Украины проводила мероприятия в связи с 500-летием со дня рождения знаменитой Роксоланы. Заметим: предполагаемого рождения! Отмечая эту круглую дату, несколько тихих городков считали, что будущая султанская жена родилась в 1505 году именно в их «пенатах». На звание родного городка Роксоланы-Хюррем претендовали как минимум двое: Чемеривцы и Рогатин. При этом сам городок Чемеривцы появился только в… 1565 году.

источник

Историк Асиль Тунчер продолжает критиковать сериал «Великолепный век», обращая внимание на его недостатки и исторические ошибки в сценарии.

Актриса Дениз Чакыр, которая сыграла роли Шах Султан, была с маникюром и отполированными ногтями. Иногда в кадре было видно, что у нее на ногтях белый лак.

Вахиде Гердюм: у меня нет никаких претензий к ее актерскому мастерству, но все-таки сценаристам надо было бы подобрать более подходящую по возрасту и темпераменту актрису. После Мерьем Узерли Вахиде вообще не воспринимается в роли Хюррем Султан. Конечно, и Мерьем, особенно когда она набрала вес, еще меньше походила на реальную Хюррем. Но Вахиде сделала этот персонаж намного более старым и унылым, чем нужно было.

Возможно, таким образом сценаристы и режиссеры сериала хотели нам показать, как сильно жизнь отразилась на внешнем облике героини. Но ведь получилось, что жена Кануни Султана Сулеймана выглядит, словно его старшая сестра. А ведь на самом деле Хюррем была моложе Падишаха на 10 или даже 15 лет! А Вахиде и в жизни старше Онура на целых 10 лет, и это, к сожалению, бросается в глаза. К тому же, мне кажется, что Вахиде не удается изобразить женщину, которую Султан смог бы выделить среди толпы других наложниц и полюбить на всю жизнь.

Сейчас в сериале есть только одна актриса, которая идеально соответствует своей роли. Это Мельтем Джумбул в роли Фатмы Султан. Ну, еще, возможно, Пелин Карахан с ее Михримах Султан. И то, скорее всего, мы просто привыкли к Пелин в этой роли, и поэтому воспринимаем нормально созданный ею образ.

После того, как Бурак Озчивит покинул сериал, фильм потерял свою привлекательность для молодых девушек. И актер, и его герой были по-настоящему классными! Мы все чувствуем, чо нам теперь чего-то не хватает в сериале, правда ведь? Эдакого исторического персонажа, которого бы воссоздал такой отличный актер.

К сожалению, наши сограждане очень мало читают и много смотрят телевизор. Они используют телевидение, как школу для получения образования. Вместо театров –кино – концертов теперь повсюду только телевидение. Оно заполняет всю потребность в культурном развитии людей. Поэтому так важно при создании исторических сериалов стараться не отступать от исторической правды. Зрители верят всему, что видят на экране. У меня же создается впечатление, что сценаристы «Великолепного века» ни разу не обратились за помощью к историкам или к реальным историческим документам. Видимо, они сочиняют то, что приходит им на ум.

актер, играющий Соколлу Мехмет Пашу – это вообще нонсенс! Он же абсолютно не подходит для этой роли! Соколлу был низкорослым брюнетом с черной бородой и усами. Актера же подобрали, словно нарочно, шатена, да еще и высокого роста. Не удался бей! Этот человек серб, а не араб.

Поговорим об архитекторе Синане. Ну к чему нам его показали в двух сериях? И персонаж Гюркану Уйгуну как-то не удался, все смято и невнятно. Либо эта роль не далась Гюркану после его многолетней работе в «Долине волков», либо зрители все еще видят в нем Мимати. Бывает, что роли остаются с актером на всю жизнь. Но все же, почему такого важного исторического персонажа, как Мимар Синан, нет в сериале? Все есть, а Синана нет! А ведь это самый главный герой того времени после Кануни и Хюррем. Странно это как-то!

С другой стороны, посмотрите на Пири Реиса. Он представлен нам как вождь повстанцев против правления Султана Сулеймана. Ребята, побойтесь Аллаха! Создатель карты мира, прославленный мореходец, адмирал флота, влиятельнейший государственный деятель — где это все? Мы видим только бунтовщика и интригана!

Обратимся к болезни Султана Сулеймана. Осман гази, Фатих, сын Фатиха Беязид Второй, Кануни и Мурат Четвертый – все эти правители болели подагрой и от этого скончались. В те времена это было неизлечимое заболевание, которое носило название «болезнь королей». Причиной его было избыточное потребление красного мяса и жирных продуктов, что было доступно только богатым людям. Второй причиной заболевания часто называли наследственность, хотя и нет данных, подтверждающих это предположение. Кроме того, алкоголь, избыточный вес, жирная и сладкая пища, богатая простыми углеводами, увеличивают риск заболевания подагрой.

Что же нужно сделать, чтобы избежать болезни? Снизить потребление красного мяса, сбросить вес, перейти на растительную пищу и отказаться от сладкого. Не переедать и не употреблять алкоголь. Вообще, пить только воду. Конечно, никто не поверит, что такую диету мог соблюдать Падишах при всем богатстве его стола. Эта диета очень трудна, не многие выдержат ее. Разве что Гитлер!

Во времена Османов новости из Топ Капы разлетались по всей Европе, благодаря многочисленным послам, посещающим дворец. Жизнь Падишаха, завоевавшего полмира и покорившего Европу, не могла не интересовать жителей других стран – от простого народа до королей.

А уж тем более, история Султана, который в возрасте 16 лет пережил кровопролитную борьбу за трон. Отец Султана Сулеймана Падишах Явуз силой занял трон Османов, свергнув с него деда Сулеймана Султана Беязида. Это событие навсегда запечатлелось в памяти молодого Наследника. Став Султаном, Сулейман все время опасался, что такая же история может произойти и с ним.

Борьба за право престолонаследия, кровопролитие братской крови, — все это постоянно сопутствовало Династию Османов. Обычай ради безопасности Империи убивать всех Наследников мужского пола, не занявших престол, для Султана Сулеймана, имевшего пять сыновей, стал настоящей Голгофой. «Кому доверить управление Империей? Кто из Наследников наиболее достоин власти? Кто вынашивает коварные планы по свержению отца с престола?». Кто знает, что творилось в голове тяжело больного, прикованного к постели Султана Сулеймана!

Так вернемся же к сериалу «Великолепный век»! Этот фильм показывают в Европе и других странах. Зрители более сорока стран мира по средам припадают к экранам телевизоров. Сценаристы и режиссеры, прошу вас, пожалуйста, исправьте же ошибки в сериале и сделайте его более правдоподобным! Не стоит ради рейтингов превращать великую историю в бульварную пьесу. Вы же просто обманываете людей!

Даже если я сейчас стану утверждать, что «Наследник Мустафа никогда не спасал отца от покушения на его жизнь, в истории не зафиксирован такой факт», то мне никто не поверит. Ведь в сериале эта тема обсуждалась несколько серий подряд, и в итоге Мустафа, обнажив меч, спас отца от верной смерти. Теперь все думают, что все так и было на самом деле, а это всего лишь выдумка сценаристов.

Я еще раз хочу напомнить всей команде сериала «Великолепный век». Этот фильм уже давно вышел за рамки обычного сериала. Зрители воспринимают все, показанное там, буквально. К чему я сейчас это говорю? Потому что последняя сцена страсти между Михримах и Рустемом просто потрясла меня. Поймите, нельзя опускать жизнь Династии до уровня постельных сцен! Нельзя показывать гарем и Османские обычаи в дешевой мыльной опере.

Не забывайте, что многие семьи смотрят этот сериал вместе с детьми. Я понимаю, что у вас нет много информации о жизни гарема, да вы и не утруждаете себя ее поиском. Но поверьте, постельная сцена между дочерью Падишаха и его Великим Визирем не придаст сериалу дополнительной популярности!

Читайте также:  Почему болят ноги ниже колен и судороги

Вместо этого займитесь лучше тем, что повысьте качество съемок батальных сцен. Соберите большее количество стажеров, играющих солдат, примените 3D технологии. Не превращайте сериал, который смотрят миллионы, в третьесортное кино времен сексуальной революции!

Это же касается и сцен свиданий Фатмы Султан и Элькаса Мирзы.

Пожалуйста, не меняйте категорию сериал с «семейного кино» на «фильм для взрослых». Наши дети благодаря этому фильму увлеклись историей Османов, стали читать исторические книги.

источник

Одинокий в личной жизни после смерти Роксоланы, султан замкнулся в себе, становясь все более молчаливым, с более меланхоличным выражением лица и глаз, более отдаленным от людей.

Когда при более благоприятных обстоятельствах Пиале-паша вернулся с флотом в Стамбул после своих исторических побед на Джербе и в Триполи, которые утвердили исламское господство над Центральным Средиземноморьем, Бусбек писал, что «те, кто видел лицо Сулеймана в этот час триумфа, не могли обнаружить на нем и малейших следов радости… Выражение его лица оставалось неизменным, его жесткие черты не утратили ничего из их привычной мрачности… все торжества и аплодисменты этого дня не вызвали у него ни единого признака удовлетворения».

Бусбек утверждал, что с возрастом Сулейман стал очень набожным и суеверным, поскольку все больше думал о том, как бы после смерти понадежнее попасть в рай:

«День ото дня султан становится все более скрупулезным в соблюдении религиозных правил и обычаев, можно сказать, стал более суеверным. Раньше он обычно наслаждался тем, что слушал хор мальчиков, которые ему пели и играли; однако после вмешательства какой-то гадалки, которая объявила, что в будущей жизни его ожидают страшные наказания, если он не откажется от этого развлечения, султан положил этому конец. Он был настолько запуган, что приказал сломать и предать огню все музыкальные инструменты, даже несмотря на то, что они были разрисованы тонкой золотой вязью и усеяны драгоценными камнями. Обычно ему подавали яства в посуде из серебра, однако кто-то обнаружил в этом грех, и теперь он ест из глиняной посуды».

Султан запретил ввоз в Стамбул любого вина, потребление которого запрещал Коран. Тут взбунтовались немусульманские общины. Они пытались доказать, что столь резкая перемена диеты может вызвать болезни или даже смерть среди христианского населения. Диван, возможно, с ведома султана, несколько смягчил запрет и разрешил немусульманским общинам раз в неделю получать недельную порцию вина, выгружаемую специально для них на берег у Морских Ворот столицы.

А вот как описывает внешность Сулеймана в последний год жизни секретарь венецианского посла:

«В течение многих месяцев этого года Его Величество был очень немощен телом и находился на краю смерти. От водянки у него распухли ноги, пропал аппетит, а в лице появилась отечность, и оно приобрело очень дурной цвет. В прошлом месяце марте он четыре или пять раз терял сознание, и с тех пор у него случился еще один приступ. Во время таких приступов ухаживавшие за ним слуги не могли определить, жив он или мертв, и думали, что он вряд ли оправится от них. По общему мнению, его смерти осталось ждать недолго, несмотря на сильные лекарства, к которым прибегает его врач».

Судя по этому описанию, Сулейман страдал общей сердечной недостаточностью.

Но больше всего угнетало султана унижение, испытываемое после провала экспедиции на Мальту. Тут не могли помочь никакие посты или иное умерщвление плоти. Хотя Сулейман чувствовал себя очень неважно, он рвался в новый поход, чтобы одержать новые громкие победы и спасти свою уязвленную гордость. И последнюю победоносную кампанию, призванную еще раз доказать непобедимость османского оружия, Сулейман собирался провести в Европе. Сначала он поклялся лично попытаться захватить Мальту будущей весной. Однако, осознав слабость своего флота, решил провести сухопутную кампанию в Венгрии и Австрии, где преемник Фердинанда, Максимилиан II, не только не собирался платить дань, но и периодически предпринимал набеги на Венгрию, захватывая небольшие крепости. Сулейман также хотел отомстить за неудачи своих войск под Сигетваром и Эгером.

У султана были планы на будущее. Пустынные степи Украины не привлекали внимание Сулеймана. Здесь он не видел серьезного объекта для завоевания. В этих степях нельзя было рассчитывать на богатую добычу. Но султан сожалел, что не удалось отбить у московитов Астрахань. О том, чтобы дойти до Казанского ханства, Сулейман никогда не думал.

Турецкие суда могли входить в Дон, впадающий в море за Азовом. В районе, где Дон ближе всего подходит к Волге, можно было построить канал. Турецкие инженеры считали проект осуществимым. Тогда турецкие османские суда из Азовского моря могли бы пройти в полноводную Волгу и овладеть Казанью на севере и Астраханью на юге, а то и установить турецкое господство в самом Каспийском море и нанести смертельный удар Сефевидской империи. Но проект Волго-Донского канала не был реализован, в том числе из-за огромной стоимости и отсутствия необходимых людских и материальных ресурсов в Черноморском регионе империи. Да и вряд ли тогда столь сложное сооружение могло быть построено.

В конце жизни Сулейман Великолепный титуловал себя «Правитель тридцати семи королевств, повелитель государств римлян, персов и арабов, владыка моря Средиземного и Черного, достославной Каабы и пресветлой Медины, великого Иерусалима и трона Египетского, Йемена, Адена, Саны, Багдата, Басры Аль-Ахсы и городов Нуширивана, Азербайджана, Алжира, земель татарских и степей Кыпчакских, Луристана, Курдистана, Анатолии, Румелии, Карамана, Валахии, Молдавии, Венгрии и многих других земель и царств. Султан и падишах».

Трудно сказать, хотел ли он в последнем походе в Венгрию присоединить к империи новые австрийские или венгерские земли, или дело должно было ограничиться взятием нескольких крепостей с последующим возвращением армии в Стамбул до зимних холодов.

Австро-турецкая война 1566—1568 годов велась за обладание Трансильванским княжеством, являвшимся в то время вассалом Османской империи.

Сам султан к тому времени уже 11 лет непосредственно не командовал войсками, но находился при них главным образом для поднятия морального духа солдат. Выступая в свой последний поход, Сулейман уже был тяжело болен, страдал сердечной недостаточностью и подагрой. Когда войска вышли из Стамбула 1 мая 1566 года, Сулейман был не в состоянии сидеть на лошади, и его везли в крытой конной повозке, куда султан уже не мог сесть без посторонней помощи. Сулейман страдал от жестокой подагры. Во время осады султан получал все донесения от великого визиря и принимал окончательные решения.

Турецкое войско насчитывало, по некоторым, возможно, преувеличенным оценкам, до 100 тыс. человек, в том числе до 80 тыс. турок-османов, 12–15 тыс. крымских татар и 7 тыс. молдаван.

Поход к Сигетвару, благодаря несвоевременному усердию квартирмейстера, был завершен вопреки приказам за один день вместо двух, что совершенно измотало султана, находившегося в плохом физическом состоянии. Он так разозлился, что приказал обезглавить квартирмейстера. Но великий визирь Мехмед-паша Соколлу убедил его этого не делать, поскольку враг будет устрашен одним фактом того, что султан, несмотря на преклонный возраст, все еще может вынести тяготы форсированного дневного перехода, как и в дни его молодости. Тогда Сулейман немного помягчел и распорядился казнить губернатора Буды за некомпетентность в своей сфере деятельности.

Первоначальной целью похода был захват города-крепости Сигетвар в южной части Венгрии, где находился гарнизон в 2300 венгерских и хорватских пехотинцев под командованием банна (правителя) Хорватии графа Миклоша Зриньи.

Крепость Сигетвар турки осаждали с 6 августа. Зриньи со своими соратниками закрылся в цитадели и поднял черный флаг, заявляя тем самым о решимости сражаться до последнего человека. Восхищенный подобным героизмом, но тем не менее расстроенный задержкой с захватом столь незначительной крепости, Сулейман предложил щедрые условия сдачи, стремясь соблазнить Зриньи перспективой службы в турецкой армии в качестве фактического правителя Хорватии, но теперь уже будучи вассалом султана Османской империи, а не Габсбургов. Зриньи и его товарищи столь щедрое предложение с презрением отвергли.

Руководил осадой великий визирь. Под его началом из состава армии для осады было задействовано около 50 тыс. человек при 17 тяжелых стенобитных и 280 обычных орудиях. После этого в ходе подготовки к решающему штурму турецкие саперы за две недели подвели мощную мину под главный бастион. 5 сентября мина была взорвана, вызвав опустошительные разрушения и пожар, сильно повредившие цитадель. Но вопреки ожиданиям защитники крепости не сдались.

За несколько часов до смерти, находясь в своем шатре на горе Симильхоф, Сулейман сказал великому визирю Мехмеду-паше Соколлу, который реально командовал осадной армией: «Великий барабан победы еще не должен быть слышен».

Сулейман Великолепный скончался в ночь с 5 на 6 сентября 1566 года от сердечного приступа в лагере вблизи осажденного Сигетвара.

Турецкие батареи продолжали обстрел крепости, пока цитадель не была полностью разрушена, за исключением одной башни, а из гарнизона в живых осталось только 600 человек во главе с Зриньи. 8 сентября у стен Сигетвара состоялась решающая битва. На последний бой граф вывел их, роскошно одетых и украшенных драгоценностями, словно на праздник, чтобы показать туркам, как умеют умирать христиане. Когда янычары вклинились в их ряды с целью захватить Зриньи, он выстрелил из большой мортиры таким мощным зарядом, что сотни турок полегли замертво; затем с саблей в руках Зриньи и его товарищи героически бились до тех пор, пока все не погибли. Зриньи успел заложить фугас под склад боеприпасов, который взорвался, унеся жизни примерно до 3 тыс. турок. Всего же турки при осаде Сигетвара потеряли около половины осадного корпуса, т. е. до 25 тыс. человек.

Лишь семь человек из числа осажденных пробились через турецкие линии. А из пленных только четверо было впоследствии выкуплено у турок. Среди них был Гашпар Алапич, племянник Миклоша Зриньи, ставший новым банном Хорватии, и бывший камергер Зриньи Франьо Чрнко, оставивший описание осады Сигетвара. Смерть султана исключила поход на Вену, да и нет достоверных данных, что такой поход в тот момент действительно планировался Сулейманом. В любом случае, даже если бы Сулейман остался жив, у турецкой армии уже не хватило бы времени на то, чтобы до наступления осенней распутицы и зимних холодов провести осаду хотя бы еще одной крепости.

Смерть Сулеймана скрывали от войска.

Великий визирь Соколлу хотел, чтобы наследование трона Селимом, которому он послал известие о смерти его отца со срочным курьером в Кютахью, в Анатолии, было мирным. Он не раскрывал свой секрет еще несколько недель. Правительство продолжало вершить свои дела так, как если бы султан был по-прежнему жив. Приказы выходили из его шатра как бы за его подписью. Производились назначения на вакантные должности, продвижения по службе, и награды распределялись в привычном порядке. Был созван диван, и традиционные победные реляции направлены от имени султана губернаторам провинций империи. После падения Сигетвара кампания продолжалась так, как будто войсками по-прежнему командовал султан, причем армия постепенно отходила к турецкой границе, осуществив по пути небольшую осаду, приказ о которой якобы отдал все еще живой Сулейман.

Забегая вперед, скажем, что по условиям мирного договора, заключенного в конце 1568 года, австрийские императоры по-прежнему должны были выплачивать Стамбулу ежегодную дань, но изменений в границах не произошло.

Все распоряжения делались от имени покойного монарха в письменном виде. Соколлу открыл тайну только своему секретарю Феридан-бею и оруженосцу покойного султана Джаферу-аге. Хорошо знавший султанскую канцелярию Джафер-ага легко подделал почерк Сулеймана. Тем более что кроме перечисленных лиц и принца Селима вряд ли кто-то еще имел отчетливое представление о почерке султана. Внутренние органы Сулеймана были захоронены, а его тело забальзамировано. Теперь оно следовало домой в его закрытом паланкине, сопровождаемое, как и тогда, когда он шел в поход, его охраной. За паланкином неотлучно следовал верхом на коне сам Мехмед-паша. На каждом привале тело Сулеймана переносили в паланкине в султанский шатер и усаживали там на трон, после чего в шатер заходил великий визирь будто бы для доклада и получения распоряжений.

Соколлу советовал Селиму встретить войско на обратном пути. Только когда великий визирь получил известие, что принц Селим уже официально занял трон в Стамбуле, а сейчас уже прибыл в Белград, он сообщил солдатам, что султан Сулейман умер. Армия остановилась на ночь на опушке леса недалеко от Белграда. Великий визирь вызвал к себе чтецов Корана, чтобы встали вокруг паланкина султана, славя имя Бога, и прочли молитву об усопшем. Армия была разбужена призывом муэдзинов, торжественно поющих вокруг шатра султана. Это и было извещение о смерти султана.

Всего великому визирю удавалось скрывать смерть султана 54 дня. Когда принц Селим II прибыл из Манисы, его главной задачей было соорудить монументальную могилу на том месте, где его отец умер. Это было сооружение с колонами из монолитного мрамора, а его крыша была сделана из чистого золота. Этот монумент позже пострадал дважды от австрийцев. Его мраморные элементы были отправлены в музей в Италии, золото с крыши было распродано в Вене. Но больнее всего то, что этим монументом, символизирующим величие империи и великолепие в самом центре Европы, пренебрегли последующие поколения. Сегодня здесь стоит лишь крохотная церковь, сделанная из того, что осталось от монумента, и стена от церкви с мраморной табличкой, на которой написаны годы правления султана Сулеймана I.

После прибытия в Стамбул янычары привычно пригрозили бунтом и потребовали от нового султана прибавки к жалованью и других привилегий. Селим по совету великого визиря выполнил все эти требования. На следующий день после возвращения во дворец Топкапы Селим похоронил своего отца у мечети Сулеймание.

Последним пристанищем Сулеймана Великолепного стал огромный восьмигранный мавзолей, построенный Синаном для него рядом с усыпальницей Роксоланы.

Сулейман был похоронен в мавзолее стамбульской мечети Сулеймание вместе со своей любимой женой, в тени кипарисов.

Читайте также:  Почему перед месячными болят икры ног

Поэт Баки написал элегию на смерть султана, где были такие строки:

Ты показал всем, что такое справедливость,

С востока на запад ее переносили

твои вооруженные соратники,

Через пятьдесят лет после смерти Сулеймана в протестантской Англии добропорядочный Ричард Ноллес написал о султане следующее: «Магомет-паша, после того как назначил в Сигетвар турецкого губернатора, созвал разбредшихся солдат и отступил к Белграду. Он держал мертвое тело Сулеймана сидящим в паланкине, создавая видимость, что султан болен подагрой. Янычары легко поверили этому, зная, что султана возили таким образом уже много лет. Они все еще считали присутствие его залогом успеха, хотя теперь он был ни на что не способен. (Есть какая-то ирония в этом последнем марше мертвого султана во главе армии, которую он приучил к дисциплине и порядку.)

Он был высок, как статуя, худощав, с длинной шеей, цвет лица имел бледный, нос длинный, крючковатый, характер – амбициозный и щедрый. Сулейман был верен своему слову и обещанию более, чем кто-либо другой из магометанских королей, его предшественников. Он не желал ничего более достойного, чем овладеть огромной империей, но такой империей, которая счастлива верой в Христа».

источник

Однако экранная история «Великолепного века» спустя время напоминает, что во главе знаменитой династии стоял всего лишь человек – такой же, как мы с вами. Ему были присущи и обычные человеческие слабости и страхи.

Сулейман очень хорошо осознает ответственность, которую возлагает на него власть. С момента своего вступления на престол он больше всего боялся совершить ошибку и наказать безвинного человека. Поэтому никогда не принимал поспешных решений, даже если обвинения исходили из уст членов его семьи. Султан тщательно расследовал каждое дело, взвешивал факты, обсуждал возможные варианты развития событий со своими доверенными людьми. Именно благодаря этому страху он вошел в историю как Сулейман Справедливый.

Сулейман знал, что ему уготован путь великого правителя. Юность он провел, изучая науки и совершенствуя свои военные навыки. Других наследников не было, и борьба за трон его не беспокоила. Он мечтал о расширении и укреплении османского государства. Поэтому султан боялся, что гордыня за великие победы и мудрое руководство огромной державой могут одержать верх над его совестью. Он видел, как гордость и высокомерие подтачивали человека изнутри, превращая его в марионетку судьбы, толкая на подлые поступки и лишая силы духа. Сулейман не мог допустить, чтобы этот недуг поразил его душу.

Юношей Сулейман получил от своего отца отравленный кафтан. Как он позже признавался собственному сыну, в тот момент он потерял родственные чувства, хотя почтение к родителю как к повелителю, конечно, осталось. Огромная власть, сосредоточенная в руках одного человека, – тяжелая ноша. Справедливо управлять этой грандиозной машиной, учитывая интересы каждого человека, сложно. Порой хочется поддаться искушению и установить жесткие границы дозволенного. Страх потерять человечность толкал Сулеймана на постоянный внутренний диалог со своей совестью – единственным цензором, к которому султан прислушивался беспрекословно.

Время не щадит никого. И для великого султана, несокрушимой мощью обрушивавшегося на своих врагов, приходит время, когда он сдается на милость Всевышнего. Болезнь Сулеймана развивалась постепенно, и с наступлением момента, когда он был не в состоянии стоять на ногах, единственным страхом повелителя было то, что они заметят его немощность. Он был готов терпеть немыслимые боли, но для него невыносима была мысль о том, что его жизненная сила уходит от него.

страх быть недостойным правителем

Сулейман постоянно ставил под сомнение правильность своего поведения и оценивал распри, которые раздирали его семью на части, как свидетельство того, что он делает что-то не так. Он поражался: «Если я не могу установить мир и порядок в собственной семье, в собственном гареме, то что я могу сделать для целого государства?» Сулейману хватило мужества во многом пойти против вековых традиций, но страх оказаться недостойным того, чтобы занимать трон великой османской державы, не оставлял его.

Султан великой империи не имеет права действовать наугад. Ведь каждый его шаг имеет такой резонанс во всем мире, что отступить назад бывает невозможно. Могущество Сулеймана заставляло трепетать его недругов, но не все понимали, что его сила – источник и его страхов. Именно этот страх подтолкнул султана к тому, чтобы официально защитить Ибрагима, когда тот получил вторую по величине должность в государстве. Сулейман оберегал друга даже от самого себя, будто боялся, что его рассудок может помутиться и заставит совершить непоправимый поступок.

Когда Сулейман еще был юным и неугомонным шехзаде, он позволял себе опасные шалости – вроде побега без охраны на охоту или в море. С годами он становился все более рассудительным, начал осознавать, что на него возложена большая ответственность перед народом, и он не может так рисковать жизнью. Страх за свою жизнь, естественный для каждого человека, у Сулеймана был более ярким, потому что был связан не только с инстинктом выживания, но и с сохранением верности нравственным установкам.

Предательство для султана равносильно смерти. Но страх быть преданным для него связан вовсе не с боязнью быть убитым. Одиночество, которое является непременным спутником каждого правителя, заставляет очень высоко ценить верность близких. Каждая измена ранит сердце повелителя сильнее, чем отравленная стрела, потому что обрекает его на вечные одинокие скитания по миру. Среди людей он не находит своего отражения и не позволяет себе почувствовать близость.

Если Хюррем постоянно жила в страхе за жизнь своих детей, то терзания Сулеймана касались того, смог ли он воспитать своих шехзаде достойными наследниками, способными взойти на османский трон. Так, робкого и малодушного Селима он настойчиво брал с собой в завоевательные походы, чтобы тот растил в себе мужественность и научился быть решительным. Вспыльчивого и воинственного Баязида – оставлял регентом во дворце, чтобы он обуздал эмоции и воспитал рассудительность.

Два года, которые Хюррем провела в плену, были ужасным физическим испытанием для нее, но не менее жестоки были душевные муки Сулеймана. Хюррем – единственная женщина, сумевшая его пленить. Он не только разделил с ней свою судьбу, но и нашел в ней единственного человека, которому было под силу разрушить оковы его одиночества. Его тоска по Хюррем – это не только тоска по любимой, это желание быть рядом с кем-то, а не над кем-то. Сулейман так боялся потерять свою возлюбленную, что готов был броситься в гущу разъяренной толпы, чтобы спасти ее. Несмотря на то, что она еще не была прощена за свое предательство. Без Хюррем Сулейману не нужны были ни победы, ни почести. И возможно, этот страх подпитывал его силы на протяжении десятилетий великого правления.

источник

На канале «Домашний» с большим успехом идет 3-й сезон сериала «Великолепный век». Зрители с интересом наблюдают за приключениями Хюррем Хатун (Мерьем Узерли) — похищенной дочери украинского священника, ставшей женой самого известного султана Османской империи Сулеймана Великолепного (Халит Эргенч). На Родине фильма, в Турции, многие его ругают и обвиняют в историческом несоответствии. «Вокруг ТВ» решил проконсультироваться со специалистами и обратился к ведущему научному сотруднику Института востоковедения РАН Светлане Филипповне Орешковой с просьбой рассказать о той эпохе и прекрасной Роксолане.

Сулейман и его женщины

В Европе султана Сулеймана I называли Великолепным, а в Турции — Законодателем. Именно с ним связан наибольший расцвет Османской империи. Во время его правления территория государства простиралась от Марокко до Ирана, от Йемена — почти до Вены. Султан был талисманом своих воинов и часто говорил:

После смерти Сулеймана законов в стране больше не издавали, только так называемые указы справедливости, опять же возвращающие ко времени его правления.

Представьте: и этот непоколебимый властитель, кумир своего народа и гроза Европы всю жизнь любил только одну женщину — Александру Гавриловну Лисовскую.

— Кто-то говорил, что ее звали Анастасией, кто-то и вовсе приписывал ей итальянское подданство, но более достоверен тот факт, что в плен она попала под Львовом, — рассказывает Светлана Филипповна Орешкова.

Александра попала в гарем в 1520-м году, когда ей было примерно 15—16 лет. Дочь священника, она отреклась от православия и приняла ислам: только так можно было выжить и стать полноправной обитательницей султанского гарема. Никакой информации о том, что юная Роксолана противилась, нет. В «Великолепном веке» она и вовсе сделала это с удовольствием.

Хюррем Хатун не была красавицей, но обладала невероятном обаянием.

Хюррем из «Великолепного века» скромной назвать сложно. Впрочем, много ли было известно заморскому послу? К тому же скромная — не значит простушка. Все те ухищрения, с помощью которых Хюррем пыталась завоевать сначала расположение султана, а затем привилегии для своих сыновей, действительно имели место.

Конечно, не стоит забывать, что «Великолепный век» — это кино, и образ Роксоланы там романтизирован. Но факт остается фактом: после появления юной Александры в гареме султан на других женщин внимания не обращал.

Кстати, Махидевран Султан (Нур Айсан) в реальной жизни женой Сулеймана не была. Черкешенка по происхождению, фаворитка из гарема и мать наследника престола Мустафы, после того как из ревности попыталась отравить Хюррем, навсегда была сослана в старый дворец. В сериале же повелитель простил ее.

Удивительно, какое огромное влияние имела Роксолана на Сулеймана. Они посвящали друг другу стихи. Надо отметить, что султан был неплохим поэтом. А Хюррем, до того как выучить турецкий, просто надиктовывала свои письма, адресованные ему.

Сулейман – Хюррем

Моя любимая богиня, моя дрожащая краса,

Моя возлюбленная, моя ярчайшая луна.

Моих желаний сокровенных спутница, моя единственная.

Ты мне милее всех красавиц мира.

Хюррем – Сулейману

Лети мой нежный ветерок, моему султану передай:

Она плачет и чахнет без твоего лица, как в клетке соловей выводит трели.

Гарем османского султана

Всех женщин в гареме обучали, как доставить удовольствие мужчине: как его успокоить или возбудить. Наложницы были очень гибкими, прекрасно танцевали и знали толк в приятных запахах. Занимались музыкой, пением, рукоделием, иностранки изучали турецкую грамоту. В часы досуга ходили в хамам, играли и гадали. Но ворожить было нельзя, за это наказывали. В фильме это отражено: есть сцены, в которых Хюррем боится, что кто-нибудь узнает о ее встрече с ворожеей.

Султан часто наблюдал за тем, как женщины купаются в бассейне, а евнухи следили за его реакцией. Фаворитке полагались особые почести: отдельная комната, красивые одежды и встреча с правителем. Когда наложница надоедала, ее, как правило, выдавали замуж за кого-нибудь из придворных. Но все это было до того, как Сулейман встретил Хюррем.

Мужчинам в гарем вход был запрещен. Там имели право появляться только султан, хранитель султанских покоев Ибрагим и евнухи. Кстати, говорят, что Селим Байрактар, сыгравший Сюмбюль агу, хорошо справился с ролью. Ему прекрасно удалось скопировать жесты и повадки евнуха.

К гарему примыкала специальная гаремная территория. Так что неудивительно, что в саду женщины гуляют с непокрытой головой и в платьях с глубоким вырезом.

— Одежда героев сериала вполне соответствует нарядам того времени, — комментирует гардероб актрис Светлана Филипповна Орешкова. — На своей территории женщины могли ходить без головного убора. В Интернете есть информация, что якобы в то время султан не мог носить брюки. Ерунда, штаны носили еще кочевники, а турки произошли от кочевников. В сериале Ибрагим ведет активную переписку со своей возлюбленной Хатидже Султан. Действительно, подходить к ней ему было запрещено.

В Сети описывается, с какой тщательностью создатели сериала избегали появления в кадре апельсинов и помидоров, потому что в то время их не было в Османской империи.

— Апельсины привезли еще крестоносцы, — уверена Орешкова. — А вот помидоров действительно не было.

Любопытный факт: помимо сладостей в гареме обожали баклажаны. С ними было связано множество примет. Если приснится баклажан — к беременности. Не знаешь 50 способов приготовления баклажанов — останешься старой девой.

Мать Сулеймана — Валиде Султан (Небахат Чехре) действительно имела сильное влияние на обитателей дворца, как и показано в фильме. Это не нарушало традицией: султан всегда уважал мать и прислушивался к ее советам. Кстати, Валиде Султан никогда не была законной женой отца Сулеймана Селима I и, предположительно, была дочерью крымского хана.

Дети Хюррем и Сулеймана и битва за престол

Махидевран родила Сулейману сына Мустафу. Говорят, до этого у него было еще двое сыновей от других женщин, но они умерли в детстве.

У Роксоланы и Сулеймана было шестеро детей: сыновья Мехмед, Абдалла, Селим, Баязид и Джахангир и дочь Михримах.

Мехмед умер от чумы. Существуют сведения, что он был любимым сыном Сулеймана. Султан тяжело переживал смерть молодого человека. По неподтвержденным сведениям Джахангир родился неполноценным — у него был горб. Умер он еще юношей. Большие надежды возлагались на Мустафу. Но Хюррем подставила его — в итоге Сулейман обвинил сына в предательстве и приказал убить. Говорят, если бы Мустафа остался жив, история могла бы сложиться иначе…

Началась борьба за власть между Баязидом и Селимом. В итоге Баязид бежал в Иран, где, опять же по требованию Сулеймана, был казнен.

Считается, что Роксолана сильно повлияла на политику государства. Но не этого она добивалась. Мать всего лишь хотела счастья своим сыновьям, именно этим объясняются все ее поступки, а отнюдь не желанием править миром.

— К сожалению, Селим оказался никудышным султаном, — рассказывает востоковед. — Он мало понимал в делах управления государством и любил прикладываться к бутылке, в историю вошел с прозвищем Пьяница. Страной фактически правил старший визирь.

Роксолана

Мужем Михримах стал визирь Рустем-паша Мекри. С ним, кстати, связана одна любопытная история. Были подозрения, что он болен проказой. Но затем у него обнаружили педикулез. Считалось, что у прокаженных вшей быть не может. С того момента пошла поговорка: «Если человеку везет, то даже вошь может принести ему богатство».

Читайте также:  Если болит поясница и ноют ноги

Роксолана умерла от простуды. После ее смерти Сулейман не находил себе места. Свое горе он не скрывал и продолжал посвящать любимой жене стихи:

Я изнываю от тоски на вершине печали,

Где день, где ночь я плачу и вздыхаю.

О, горе мне теперь, когда возлюбленной моей не стало.

Как видно, в сериале «Великолепный век» действительно есть некоторые неточности. Но создатели фильма и не претендуют на звание историков. Романтическая история Роксоланы и Сулеймана и расцвета Османской империи взята лишь за основу, остальное — фантазия сценаристов.

Смотрите сериал «Великолепный век» по субботам на канале «Домашний».

Анна Валиева

Благодарим за помощь в подготовке материала Институт востоковедения РАН

источник

Турецкий сериал об Османской империи «Великолепный век» побил все рекорды популярности у белорусских телезрителей. Специально для читателей «АиФ» мы подготовили подборку самых интересных и малоизвестных фактов, связанных с полюбившимся сериалом.

Актриса Мерьем Узерли (30 лет), сыгравшая роль Хюррем (Роксоланы), родилась и выросла в Германии. Она наполовину немка, наполовину турчанка. На пробах она не слишком уверенно говорила по-турецки, но ее экзотичная внешность помогла ей получить роль в сериале. В конце третьего сезона она заявила, что из-за сильного физического утомления покидает «Великолепный век». Она не замужем, но в феврале 2014 г. ожидает рождения ребенка.

Актер Халит Эргенч (44 года), сыгравший султана Сулеймана Великолепного, имеет обширную фильмографию, его утвердили на роль ещё до того, как был дописан сценарий. Некоторое время Эргенч работал танцором. Женат вторым браком на актрисе Бергюзар Корель, у них есть сын Али.

Для декораций «Великолепного века» был выстроен отдельный павильон площадью более пяти тысяч квадратных метров. Художникам и декораторам пришлось работать на износ, чтобы все было готово вовремя. В павильоне воссоздано внутреннее убранство Топкапы — дворца султана Сулеймана Великолепного, ныне открытого для посещения туристам со всего мира. Отдельную часть декораций составили здания и внутренние дворики дворца, выстроенные на открытом воздухе, — это ещё около трех тысяч квадратных метров.

Исторические факты указывают на то, что султан Сулейман был человеком замкнутым, не прощал промахов и неудач и был крайне жесток. В сериале же он показан довольно добродушным и отзывчивым человеком по отношению как к своей семье, так и к другим. Также в сериале мы видим, что султан употребляет алкоголь, что в принципе невозможно в исламе.

В сериале «Великолепный век» показано, что с султаном Хюррем познакомилась ещё до вечера, на котором все девушки-наложницы танцевали для него специально поставленный танец. Хроники же утверждают, что знакомство произошло случайно на самом вечере танцев, когда Хюррем начала танцевать, оттолкнув солистку.

В сериале мы видим султана Сулеймана в штанах, а штаны в Турции начали носить лишь при султане Махмуде II в 1800 г.

Женская одежда в сериале — а-ля французская мода XIX века. Ничего схожего с XVI веком нет, в гаремах дамы ходили полуобнажёнными и в шароварах.

Когда султан вступал на трон, у него не должно было быть бороды, а в сериале султана Сулеймана при торжественном входе в Стамбул показали с бородой.

Когда Сулейман одерживал победу, стреляли из 121 орудия, а турки в то время не ввели такой традиции.

Когда Сулейман вступил на престол, ему было 26 лет, а актёру Халиту Эргенчу, играющему его, — 41.

Роксолана родилась в 1506 г. и попала в гарем в 14 лет, а актрисе в первых сезонах сериала 27.

В гареме султана были не только рабыни, как это показывают в сериале, но и свободные женщины.

Янычары в реальной истории не уделяли столь большого внимания одежде и не меняли её так часто, как в «Великолепном веке».

В сериале хранитель покоев ходит по гарему без шапки. А на самом деле мужчинам не разрешалось появляться перед женщинами без головного убора.

Девушки, которых привозили в гарем, только после трёх лет обучения и воспитания могли рассчитывать на встречу с султаном, а Хюррем сразу предстала перед ним, даже упала на руки.

Принцесса Изабелла — на самом деле королева Испании и Португалии, которая вышла замуж за принца Фердинанда Арагонского. Это она послала Колумба в Индию, а тот во время этого плавания открыл Америку. Но Колумб прибыл в Америку в 1492 году, так что во времена правления Сулеймана Великолепного Изабелла должна была быть глубокой старухой, а не принцессой, которая не состоит в браке.

Не все цитаты из Корана, приведенные в сериале, точны.

Упомянутый в сериале палач Кара Али (Черный Али) на самом деле жил на 150 лет позже.

Вход в покои султана в реальности был запрещён наложницам, а в сериале они разгуливают там как хотят и когда хотят.

Полы во дворце султана в сериале выложены паркетом. Однако в те времена данный вид паркетов не использовался, а применялись ровные длинные доски. Для дворцов выбирали особенно крепкие и качественные доски, они имели большую длину и выкладывались плотно друг к другу, без гвоздей.

Для огромного по размерам дворца Топкапы в сериале «Великолепный век» подозрительная маленькая кухня. По размерам похоже, что в сериале показана всего лишь так называемая кухня гарема.

После выхода первой серии сериала «Великолепный век» в Турции разразился скандал. Канал Star TV, который демонстрировал эту телесагу, и Верховный совет по радио и телевизионному вещанию были засыпаны десятками тысяч жалоб с просьбами и требованиями прекратить показ сериала. Туркам не понравилось, как показали султана Сулеймана. По мнению телезрителей, его опорочили и представили как распутного мужчину, любящего выпить и развлечься с женщинами. В некоторых районах Стамбула люди закидывали яйцами рекламные плакаты о сериале.

Турецкий писатель Недим Гюрсель в своем романе утверждает, что султан Сулейман в реальности был бисексуалом. По его данным, исторические монографии подтверждают, что Сулейман был многолетним любовником Ибрагима-паши.

В январе 2013 года турецкий продюсер Тимур Савджи объявил, что у «Великолепного века» будет продолжение — «Великолепный век-Кёсем». В съемочной группе новой телесаги рассказали, что они еще даже не проводили кастинг, и ни одного актера на роли в «Великолепном веке-Кёсеме» не выбрано.

В 4-й, 12-й, 17-й, 22-й сериях за кадром слышно, как пролетает самолет.

На съемках сериала Нур (Махидевран) и Мерьем (Хюррем) часто запутывались в своих нарядах и падали.

Первоначально роль Хюррем была предложена актрисе Ойкю Челик, но она не подошла, так как весила на 6 кг больше, чем было нужно.

Небахат Чехре, которая играет в сериале Валиде Султан, — одна из красивейших женщин Турции. Это подтверждает титул «Мисс Турция», завоеванный ею в совсем юном возрасте (15 лет). В 66 лет актриса выглядит идеально.

источник

Хюррем. Знаменитая возлюбленная султана Сулеймана

© ООО «Издательство «Алгоритм», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Роксолана. История украинской жены османского султана

Интерес к исторической фигуре Хюррем в наше время несомненно связан с выходом на экраны прекрасного турецкого сериала «Великолепный век».

Сведения о происхождении Роксоланы (Хюррем) весьма противоречивы. Потому что документальные источники и письменные свидетельства, рассказывающие о жизни Хюррем до ее появления в гареме, отсутствуют. О происхождении этой великой женщины нам известно из легенд, литературных сочинений и донесений дипломатов при дворе султана Сулеймана. При этом практически все литературные источники упоминают о ее славянском (русинском) происхождении.

Роксолана, она же Хюррем (согласно историко-литературной традиции, имя при рождении – Анастасия или Александра Гавриловна Лисовская; точный год рождения неизвестен, умерла 18 апреля 1558 года) – наложница, а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного, мать султана Селима II.

Первые подробности о ранних годах жизни Хюррем до попадания в гарем появляются в литературе в XIX веке, тогда как жила эта удивительная женщина в XVI веке. И, следовательно, верить подобным «историческим» источникам, возникшим через столетия, можно лишь в силу своего воображения. Однако и мы станем придерживаться этой версии, ибо она самая распространенная. Но позже мы обязательно познакомимся с новейшей версией происхождения Хюррем, открывшейся недавно благодаря просочившимся сведениям из секретных архивов Ватикана!

Итак, согласно польской литературной традиции, настоящее имя нашей героини было Александра, она являлась дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина (Ивано-Франковская область). В украинской литературе XIX века ее именуют Анастасией из Рогатина. Эта версия красочно изложена в романе Павло Загребельного «Роксолана». Тогда как по версии другого писателя – Михаила Орловского, изложенной в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская», девушка была родом из Чемеровец (Хмельницкая область). В те давние времена, когда там могла родиться будущая Хюррем Султан, оба города находились на территории Королевства Польского.

В Европе Хюррем стала известна как Роксолана. Причем это имя было в буквальном смысле изобретено Огьером Гизелином де Бусбеком, гамбургским послом в Османской империи и сочинителем латиноязычных «Турецких записок». В своем литературном труде он, основываясь на том, что Хюррем происходила с территории проживания племени роксоланов или аланов, назвал ее Роксоланой. При написании книги «Великолепный век. Все тайны знаменитого сериала» автору пришлось обращаться к этой непростой теме происхождения главной героини популярного турецкого сериала, девушке-славянке, ставшей мировой знаменитостью. Вот что удалось выяснить.

Обратившись к официальному историческому источнику – энциклопедии – мы узнаем, что в древности роксоланы (roxolani или rexolani; «русые аланы» или «цари аланов») – авангардные княжения мощного античного полиэтноса аланов, с которым или в составе которого взаимодействовали аорсы, савары-северы и другие народы. Известны с II–III вв. до н. э. В начале эры цари роксоланов брали у низовий Дуная дань с императоров Рима. Справедливо отмечается значительная роль роксоланов в этническом и культурном развитии части восточнославянских племен на территории Северного Причерноморья, что признают не только иранисты, но археологи и языковеды-слависты.

Мерьем Узерли в роли Хюррем Султан в турецком сериале «Великолепный век»

Историки древнего мира, к примеру, Гай Плиний Секунд, Луций Анней Сенека и другие отмечали, что вдоль Истра (Дуная) живут племена скифов, сарматов, роксоланы и аланы. В 60-х годах н. э. роксоланы изрядно досаждали Римской империи, нападая на ее города и поселения. Аланы и роксоланы имели своих царей. А образ жизни этих воинственных племен во многом соответствовал образу жизни средневековых казаков с их традиционным поклонением мечу. Еще из истории известно, что в VI в. н. э. анты севернее Крыма и Азовского моря заняли значительную часть тех земель, на которых в I–IV вв. доминировали аланы и роксоланы.

Великий ученый М.В. Ломоносов утверждал, что историки должны отождествлять роксолан с росами/русами. Он утверждал, что варяги-россы в древности назывались роксоланами или россоланами (так как россы были соединены с аланами), причем наиболее правильным он считал название россоланы, так как роксоланы являлось искажением, введенным греками.

Северную европеоидность алан античным авторам приходилось подчеркивать такими словами: «Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами». Ю.А. Кулаковский, прекрасно знавший весь свод источников об аланах, переводил из старых источников дословно: «волосы у них русоватые»; «они (аланы) не имели никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения, и в судьи они до сих пор выбирают лиц, долгое время отличавшихся военными подвигами».

Возможно, именно из такой семьи прапраказаков и вышла наша славянская героиня Анастасия (или все же Александра?).

Михаил Литвин (Mikhalon Lituan), посол Литвы в Крыму в середине XVI века писал в своей хронике 1550 года: «…любимая жена турецкого императора, мать его старшего сына и наследника, была в свое время похищена из наших земель».

Карта расселения сарматских племен

Весьма почитаемый в Турции английский историк Лорд Кинросс, автор книги «Расцвет и упадок Османской империи», так говорит об этом персонаже, сыгравшем весьма значительную роль в истории Османской империи: «На протяжении двух последних десятилетий Сулейман больше, чем когда-либо, подпал под влияние чар своей славянской фаворитки и ставшей широко известной европейцам как Ла Росса, или Роксолана. Пленница из Галиции, дочь украинского священника, она получила от турок прозвище Хюррем, или «Смеющаяся», за свою счастливую улыбку и веселый нрав».

Реальный свидетель тех событий Ганс Дерншвам, прибывший в Стамбул в 1555 году, в своих путевых заметках писал: «Сулейман больше других наложниц полюбил эту девушку с русскими корнями, из неизвестной семьи. Хюррем же смогла получить документ о свободе и стать его законной женой во дворце. Помимо султана Сулеймана Великолепного, нет в истории падишаха, который бы настолько прислушивался к мнению своей жены. Что бы она ни пожелала, он тут же исполнял».

Добавляя некоторые подробности к теме происхождения Хюррем, вспомним, что не так давно творческая общественность Хмельницкой области Украины проводила мероприятия в связи с 500-летием со дня рождения знаменитой Роксоланы. Заметим: предполагаемого рождения! Отмечая эту круглую дату, несколько тихих городков считали, что будущая султанская жена родилась в 1505 году именно в их «пенатах». На звание родного городка Роксоланы-Хюррем претендовали как минимум двое: Чемеривцы и Рогатин. При этом сам городок Чемеривцы появился только в… 1565 году.

источник