Меню Рубрики

Болит рука не могу держать ручку

Иногда абсолютно здоровая правая рука делается «неуправляемой», стоит только взять в руку карандаш или ручку. А может быть, сесть за компьютер и начать печатать. Что это: болезнь или что-то другое?

Признаки, о которых говорится, являются симптомами заболевания, имеющего название невроз руки или писчий спазм. Эта болезнь обычно возникает у людей, которые в силу своей профессии имеют длительные и систематические нагрузки на кисти рук.

При этом они выполняют руками тонкие и правильно дифференцированные движения. Писчий спазм, как правило, возникает у людей, которые много пишут, или играют на музыкальном инструменте.

Особенность этого заболевания заключается в том, что при нем нарушается только одна специфическая двигательная функция. Так, например бухгалтер не может писать, и в то же время хорошо вяжет, музицирует на пианино, печатает.

А пианист не может играть на своем любимом музыкальном инструменте, когда как хорошо пишет, рисует. То есть выполняет все те движения, при которых задействованные те же группы мышц, что и при игре на пианино.

Это явление объясняется, что при этом заболевании нарушается взаимодействие между мышцами кистей рук. Мышцы не подвергаются каким-либо изменениям.

Развивается координаторный невроз кисти, обычно, на фоне значительных нервных перенапряжений, повышенных нагрузок на руки.

Как правило, очень многие люди на протяжении нескольких лет не обращаются к специалисту за помощью, а стараются всевозможными способами видоизменить привычную привычку играть или писать, не расценивая свое подобное состояние как заболевание.

Появляются так называемые насильственные позы, помогающие некоторое время писать, играть. Так, человеку, например, иногда легче писать не обычной, а очень толстой ручкой или поддерживать ручку указательным пальцем левой руки.

Заболевание трудно поддается лечению, особенно если оно запущено. Учиться же писать левой рукой не всегда целесообразно: писчий спазм может возникнуть и в этой руке. Лучше научиться печатать на клавиатуре машинки или компьютера и резко сократить переписывание от руки.

Но и здесь может быть проблема — например у тех, кто работает за клавиатурой спазмируется запястье, а это тоже писчий спазм, только уже от компьютера.

Полезны успокаивающие лекарства и процедуры, которые назначает невропатолог. Некоторым больным помогает приобретение новых навыков письма. Приходится начинать с написания палочек, крючков, кружочков и других элементов букв.

Упражнение против писчего спазма

Наиболее оптимальное упражнение — протряхивание кистями рук по минуте через каждый час. Например, работаете вы за компьютером или пишете от руки. Каждый час отвлекайтесь от работы, потрясите кистями рук, как будто вы сушите только что помытые руки.

Данная процедура улучшит кровоток, снимет спазм, облегчит состояние мышц и связок. Все просто, казалось бы, но очень эффективно. Главное — не забывать и не лениться.

У моего мужа почти 2 года писчий спазм, лекарства ни как не помогают, он начал писать левой рукой, но конечно ему не легко, вот, куда мы не обратились врачи не могут поставить точное лечение, что вы посоветуете, заранее спасибо

Попробуйте полечить иглорефлексотерапией

Здравствуйте, я много пишу и 2год у меня правая рука спазмирована, не могу писать правильно, рука не слушается. Какие методы лечения?

источник

Синдром запястного канала, или, по-другому, синдром карпального канала — это пережатие, отек или ущемление нерва, контролирующего чувствительность ладони, большого, указательного и среднего пальцев руки. Симптомы этой болезни могут быть весьма мучительны.

Синдром запястного канала — весьма распространенное заболевание, особенно среди женщин: в течение жизни с ним сталкивается около 10% от числа всех живущих на нашей планете представительниц слабого пола. Мужчины тоже болеют этой болезнью, но очень редко — примерно в 10 раз реже женщин.

Синдром запястного канала может возникнуть в любом возрасте, но чаще всего эта болезнь начинается в период гормональной перестройки организма, после 40—45 лет. В возрасте до 30 лет синдром запястного канала встречается совсем редко, примерно в 15 раз реже, чем в возрастной группе 40—60 летних.

Заболевание развивается чаще всего постепенно. Обычно сначала страдает одна рука, как правило — доминирующая (правая — у правшей, и левая у левшей). Со временем к ней может присоединиться и вторая рука, но доминирующая все равно, как правило, страдает гораздо сильнее, чем другая рука.

В самом начале болезни большинство заболевших жалуется на онемение в пальцах руки по утрам, сразу после пробуждения. К полудню это состояние обычно проходит.

Чуть позднее к вышеуказанным жалобам добавляются ночное онемение во всех пальцах руки кроме мизинца, а также боли, покалывание или жжение в этих пальцах. Причем пальцы болят не в отдельных суставах, как при полиостеоартрозе кистей, а целиком по всей длине — от кончиков пальцев до их основания. Иногда онемение, жжение и боли распространяются на всю ладонь, до запястья или до локтя. Очень часто эти симптомы бывают настолько выражены, что нарушают сон заболевшего: каждую ночь в 3—4 часа человек просыпается от боли, жжения или онемения в руках.

К счастью, во многих случаях боли, жжение и онемение быстро проходят, если опустить руки и подвигать ими, то есть улучшить таким образом кровообращение в пальцах. Однако утром неприятные ощущения, пусть и в меньшей степени, обычно появляются вновь.

Со временем к ночным и утренним симптомам добавляются «дневные жалобы»: у заболевшего возникают сильное онемение и боли в пальцах, если он (или она) долго держит руки на весу. Например, читает книгу или газету, удерживая их перед собой; разговаривает по телефону; при езде в городском транспорте дольше 2—3х минут держит руку поднятой вверх, взявшись за поручень, и т. д. У многих заболевших появляется «обессиленность» и «неуклюжесть» руки: болеющему человеку становится труднее удержать в пальцах мелкие предметы, например, иголку, булавку, шариковую ручку и т. д. Предметы часто выпадают из рук помимо воли.

В дальнейшем, при сильном повреждении срединного нерва, к онемению, покалыванию, жжению и болевым ощущениям добавляется заметное снижение чувствительности пальцев, вплоть до полной потери ощущений от легкого прикосновения, булавочного укола и т. д. Кроме того, у некоторых людей возникают различные реакции на перемену температуры окружающей среды, например на холод — при смене температуры в руках появляется болезненное онемение или жжение. У трети заболевших по мере развития болезни происходит даже изменение цвета кожи: руки выглядят бледнее обычного.

В некоторых случаях сильное сдавление срединного нерва в запястном канале приводит к тому, что боль и онемение идут не только к пальцам, а распространяются и вверх по руке, до локтя, а иногда выше вплоть до плеча или шеи. Подобное распространение симптомов сбивает с толку врачей и приводит к диагностическим ошибкам: врачи в таких ситуациях нередко ставят диагноз «шейный остеохондроз с корешковым синдромом» (поскольку симптомы очень похожи) и назначают соответствующее «остеохондрозу» лечение. А затем долго недоумевают, когда такое лечение не дает результатов.

Случай из практики доктора Евдокименко.

На заре моей врачебной деятельности на прием пришла женщина 45 лет, работающая бухгалтером, с жалобами на жгучую боль по всей правой руке — от кончиков пальцев до плеча. О синдроме запястного канала в то время многие доктора почти ничего не знали, поскольку болезнь еще не была так распространена, как сейчас. И потому врачи поликлиники, куда ранее обращалась женщина, поставили ей диагноз «остеохондроз шейного отдела позвоночника с корешковым синдромом».

К моменту обращения ко мне женщина уже успела пролечить свой «шейный остеохондроз» в двух клиниках, но безуспешно. Несмотря на это, я начал терапию с той же диагностической ошибки: стал приводить в порядок шейный и грудной отделы позвоночника (справедливости ради надо сказать, что шея пациентки и в самом деле была не совсем в порядке — сказывался сидячий образ жизни). Однако после терапии позвоночника женщина отметила, что «да, шея и голова стали вертеться лучше, плечи стали свободней, но рука болит по-прежнему». Тогда я понял, что в данном случае что-то не соответствует установленному диагнозу, и засел за специальные медицинские справочники.

В конечном итоге я нашел в одном из них новейшую статью о вариантах распространения боли при синдроме запястного канала, и картина стала мне ясна. С учетом уже проделанных терапевтических манипуляций нам оставалось провести пациентке всего лишь одну(!) инъекцию в область запястного канала, как боль резко пошла на убыль. В последующие дни пациентка принимала сосудорасширяющие препараты, делала компрессы с димексидом на запястье, и спустя две недели мы констатировали практически полное выздоровление. Неприятные ощущения в руке у женщины больше не повторялись.

Статья доктора Евдокименко© для книги «Боль и онемение в руках»
Опубликована в 2004 году, отредактирована в 2011 году.
Все права защищены.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:

источник

У меня тоже болит кисть правой руки, много работаю с компютером и мышкой, при изгибе кисти выходит горбик, а сама кисть болит, полностью не выгинается кисть, как бы киста на суставе. Хирург сказал, что надо вводить в нее новокаин, кубов 10-15, чтобы ее раздуть и раздавить. но не исключено, что она появиться снова. Есть ли какие-нибудь методы, способы или мази, выгревания, чтобы обойтись без этого укола и раздавливания (кроме хирург.вмешательства)?
Заранее Вам благодарен.

то, что описываете Вы ( с учетом рекомендаций хирурга) похоже не ганглион — абсолютно безвредное образование. Раздавливать — древний метод лечения, в развитых странах давно забытый ( так как я работаю в недоразвитой — до сих пор эпизодически практикую). лечение ганглиона ( или же его нелечение) — вопрос достаточно противоречивый, так как 1 результаты операции намного лучше, чем раздавливания, но раздавливание нетравматично и не оставляет рубца 2 большинство ганглионов через несколько лет проходят сами 3 даже после операции возможны рецидивы 4 еще раз повторю, образование, в принципе, безвредное

напомню — Вашей руки я не видел, и все вышеописанные рассуждения основаны , в основном. на предложении Вашего хирурга «раздавить» «горбик». Скорее всего, лечение ганглиона никак не повлияет на боль в кисти

«Честные и опытные врачи-специалисты» — это «очередная рекламная штучка для неспециалистов».

Что может знать «честный и опытный врач» про идиопатический синдром? НИЧЕГО! Именно поэтому он и идиопатический.

Действительно, согласна, ставить диагноз по рекламным статьям не стоит. Но и диагноз идиопатический СКЗ (сколиоз и т.д.) тоже мало утешает страдальцев. Вот они и ищут варианты.

Впрочем, раньше врачи как-то честнее были. Они понимали, что не понимали (я знаю, что ничего не знаю) и не мешали больным искать психологического удовлетворения в приятных процедурах. Свет — светит и греет, курорт — приятно, не меньшее удовольствие доставляют грязи (а то — атавизм такой!). А массаж (только бы денег хватало) это же вообще восторг — так вокруг тебя прыгают.

«Честные и опытные врачи-специалисты» — это «очередная рекламная штучка для неспециалистов».

Что может знать «честный и опытный врач» про идиопатический синдром? НИЧЕГО! Именно поэтому он и идиопатический.

Действительно, согласна, ставить диагноз по рекламным статьям не стоит. Но и диагноз идиопатический СКЗ (сколиоз и т.д.) тоже мало утешает страдальцев. Вот они и ищут варианты.

Впрочем, раньше врачи как-то честнее были. Они понимали, что не понимали (я знаю, что ничего не знаю) и не мешали больным искать психологического удовлетворения в приятных процедурах. Свет — светит и греет, курорт — приятно, не меньшее удовольствие доставляют грязи (а то — атавизм такой!). А массаж (только бы денег хватало) это же вообще восторг — так вокруг тебя прыгают.

источник

Вам когда-нибудь доводилось писать длинный рассказ и почувствовать со временем смертельную усталость в руках? Читайте и узнаете, как избежать этого снова!

  1. 1 Выбирайте удобную ручку. Ищите ручку с корпусом пошире (большего диаметра) и с мягкой нижней частью (там, где будет ваш палец).
    • Убедитесь, что ручка пишет гладко, не оставляя пробелов и не царапая страницу.
    • Не покупайте ручки, которые гремят или оставляют пятна чернил.
  2. 2 Держите ручку свободно. Не зажимайте пальцы вокруг нее и не захватывайте слишком плотно. Вам не нужно душить ручку, а просто водить ее по странице.
  3. 3 Не надавливайте сильно ручкой на бумагу. Имея хорошую ручку, вам не придется нажимать с трудом, так что тяните ручку легко и ровно по бумаге. Если предпочитаете писать карандашом, попробуйте взять грифель чуть помягче.
  4. 4 Пишите с применением вашей руки, а не пальцев. Писать совсем не то, что рисовать. Держите свою руку и запястье прямо, и двигайте своей рукой полностью при помощи локтя и плеча (как будто вы пишите на доске).
  5. 5 Взгляните на положение вашей руки и оцените его. Вам наверняка не приходилось обращать внимание на то, как вы держите ручку с тех давних пор, когда вы учились в начальной школе, но сделайте это сейчас.
    • Позиция вашей руки естественна? Старайтесь держать запястье прямо, не поворачивая и не наклоняя его, когда пишите.
    • Вы не напрягаетесь для того, чтобы дотянуться до бумаги или стола? Подвиньте стол, стул или бумагу, чтоб чувствовать себя комфортнее при письме.
    • Удобно ли все остальное ваше рабочее пространство? Правильной ли высоты стол и стул? Можете ли хорошо видеть страницу без напряжения, или приседания? Легко ли вы дотягиваетесь до других нужных вещей (например, стиплер или телефон)?
    • Вы расслаблены?
    • Поддерживается ли остальная часть вашего запястья, руки и локтя, по крайней мере, когда вы не пишете?
  6. 6 Соблюдайте осанку. Если вы наклоняетесь над вашей работой, то шея, плечи и руки устанут намного быстрее. Меняйте позу тела в течение долгого времени, когда пишите. Наклонитесь в одну сторону, потом в другую сидя на стуле. Откиньтесь назад на некоторое время.
  7. 7 Делайте перерывы. Оставляйте себе время, чтобы сходить в туалет. Если это не срочное задание, когда у вас нет другого выбора, старайтесь встать из-за стола каждый час или чаще и пройтись минуту-две. Во время перерыва расслабьте пальцы, руки и запястье.
  8. 8 Откладывайте ручку каждый раз, когда вы не пишете. К примеру, если вы остановились, чтобы сформулировать следующую мысль, положите ручку, расслабьте руку, откиньтесь в кресле и даже встаньте и немного походите.
  9. 9 Сделайте упражнения для пальцев вашей рабочей руки. Возьмите ручку или карандаш и покрутите его между пальцами. Откройте и закройте руку. Аккуратно разомните свои пальцы и запястья.
  10. 10 Ежедневно ограничивайте общее время, которое вы пишите. Если вы уже потратили на это несколько часов, вернитесь позже или лучше на следующий день.
  11. 11 Пишите короткими периодами. Если вам нужно написать большой объем, то лучше сделайте несколько подходов, чем писать долго и продолжительно.
  12. 12 Если вы печатаете, делайте это правильно.
    • Держите запястье в нейтральном положении. Не сгибайте запястье внутрь или наружу, особенно когда печатаете на клавиатуре.
    • Используйте подставку для клавиатуры, чтобы отрегулировать ее положение.
    • Убедитесь, что положения вашей руки и тела естественные.
    • Не стучите по клавишам. Компьютеры, в отличии от печатных машинок, работают лучше при легком нажатии, и вашим рукам будет намного мягче.
  13. 13 Смените вид деятельности на следующий день. Если срочные задания, тесты, важные мысли заставили вас писать много вчера, будьте сегодня физически активны, сходите и развейтесь.
  14. 14 Проконсультируйтесь с вашим доктором, если часто испытываете сильную боль, или она не проходит после принятых вами мер. Если вы в основном пишите для работы или учебы, попросите и может вам дадут помещения с условиями и удобствами. Эффективные помещения могут быть достаточно простыми и недорогими, но сначала вы должны попросить о них. Помните, вы – единственный человек, который знает, как можно чувствовать себя, если много писать. Доктор поможет вам с рекомендациями и попросит их соблюдать. Сделают ли эти условия вашу работу более управляемой?
    • Рабочее место соответствует вашему размеру и рабочим привычкам ( стол и стул подходящей высоты, наклонная или приподнятая рабочая поверхность)
    • Хороший выбор письменных принадлежностей
    • Регулярные перерывы
    • Дополнительное время для завершения объемных задач
    • Различные способы написания (такие как под диктовку или набор печатного текста вместо рукописного)
    • Смена рода занятий, связанных с написанием на другие задачи в адекватной пропорции
    • Оценка эргономичности экспертом, который может дать советы по поводу рабочего пространства и рабочих навыков

Поклонники фильма «Малыш каратист» знают это под названием «покраска забора» и еще этому учат на уроках по танцам живота. Это помогает при синдроме запястного канала (неврологическое заболевание) путем расслабления мышц запястья.

  1. 1 Поднимите ваше запястье как можно выше, оставив пальцы свободно свисающими, будто вы вешаете ленту ткани на бельевую веревку у себя над головой.
  2. 2 Поднимите ваши пальцы, опустите запястье и медленно спускайте запястье как можно дальше, как будто вы разглаживаете мокрую ленту.
  3. 3 Медленно поднимите руку снова, словно к вашему запястью привязан шар.
  4. 4 Для равновесия сделайте это и с другой рукой.
  5. 5 Повторите 5-10 раз.

источник

Чаще всего мозоль на руке от ручки беспокоит людей, которые много пишут: врачей, учителей, школьников и студентов. Распознать ее довольно легко. Обычно она появляется на месте наибольшего давления ручки: чуть ниже крайней фаланги среднего пальца правой или левой руки.

Читайте также:  Почему болит рука и вены на ней набухают

Кожа на участке, где возникает мозоль, становится грубее, принимает жёлтый оттенок. При постоянном механическом воздействии пишущих предметов на кожу мозоль может увеличиваться и достигать размера до полутора сантиметров.

Этот недуг не только портит внешний вид рук, но и может доставлять существенный дискомфорт.

Сухие загрубевшие участки кожи, возникающие из-за трения пишущих предметов на пальцах рук, требуют особого внимания.

Прежде, чем предпринимать какие-то меры по устранению недуга, следует его рассмотреть и понять, что стало причиной его возникновения.

Существует две причины появления мозолей на пальцах рук:

Профессиональная деятельность. Чаще всего этим недугом страдают люди, которые вынуждены много и часто писать. К ним относятся врачи, учителя, студенты и многие другие.

Мозоли на пальцах могут появляться не только от воздействия пишущих предметов, но и от рабочих инструментов, например, швейной машинки.

Факторы, влияющие на степень выраженности мозоли от ручки:

  • особенности техники письма;
  • ежедневный объём работы;
  • качество ручки;
  • индивидуальные особенности кожи.

Из-за огрубения кожи на пальце особенно переживают женщины, которые привыкли следить за руками. Именно их интересует вопрос, как убрать мозоли на пальце от ручки.

Мозоль становится менее заметной в период каникул или отпуска, то есть когда исчезает необходимость много писать.

В другое время нужно постараться свести к минимуму контакт ручки со средним пальцем.

Дефицит витаминов. Нехватка витаминов А и Е в организме человека сказывается на состоянии кожи.

Она становится сухой, что приводит к появлению зуда и трещин. Такая кожа чувствительна к различным механическим воздействиям, поэтому на месте трения может появиться мозоль.

Важно! Для того, чтобы восполнить недостаток витаминов А и Е, необходимо включить в свой рацион следующие продукты: куриную печень, морковь, сливочное масло, чеснок, пророщенную пшеницу, миндаль, гречку, курагу. В отдельных случаях врачи рекомендуют проходить курс витаминотерапии, чтобы восстановить баланс микроэлементов, необходимых организму.

Зачем ждать появления мозолей, если это можно предотвратить? Заранее позаботившись о своём здоровье, можно избежать в будущем ненужных хлопот. Для того, чтобы предупредить появление мозолей, нужно соблюдать несколько простых правил:

  • Избегать прямого воздействия механических предметов на кожу. Наиболее распространенная причина возникновения наростов — чрезмерное трение, поэтому рекомендуется выполнять сложную физическую работу в перчатках.
  • После работы необходимо вымыть руки и тщательно смазать их увлажняющим кремом.
  • Спа-процедуры помогут рукам отдохнуть и смягчить огрубевшую кожу рук.
  • Рекомендуется использовать крема с защитным эффектом. После нанесения такого средства на коже образуется силиконовая плёнка, которая уменьшит трение и предотвратит попадание грязи в микротрещины.
  • Меньше писать — больше печатать. Если у человека появляются мозоли из-за трения ручки и его профессиональная деятельность связана с письмом, но есть возможность печатать на компьютере или на машинке, то не стоит ею пренебрегать.
  • Техника письма.Мозоль может появиться из-за неправильной техники письма. Если немного изменить способ держать ручку, то со временем мозоль исчезнет. Обычно мозоль появляется на «слабом» месте, которое находится на суставе, где соединяются фаланги среднего пальца. Если держать ручку в зоне, где располагается подушечка среднего пальца, трение значительно снизится. Для того, чтобы привыкнуть к новому способу, надо чуть-чуть потренироваться.
  • Удобная ручка. Очень немаловажную роль для комфортного письма играет ручка. Существуют пишущие предметы, которые имеют твёрдый стержень и создают трение, способствующее возникновению мозолей. Людям, склонным к появлению наростов, следует обращать внимание на наличие резиновых накладок при выборе ручек.
  • Специальная насадка на палец. Она может предотвратить лишний контакт повреждённой кожи пальца с корпусом ручки. Силиконовая насадка имеет два отверстия: одно для фиксации ручки, другое – для пальца. Это приспособление убережёт мозоль на среднем пальце от трения.

Совет! Подобрать комфортную ручку для письма можно только опытным путём, исходя из своих предпочтений. Если ручки не удовлетворяют требованиям и продолжают натирать мозоль, то можно немного поэкспериментировать. Например, наклеить на пишущий предмет мягкий пластырь.

Лечить мозоль на пальце от ручки можно двумя путями – медикаментозными и народными методами.

  • Поражённый участок кожи посыпают тальком, затем наносят увлажняющий крем. Врачи рекомендуют не пренебрегать соляными ванночками для рук.
  • Сухие мозоли от ручки следует защищать с помощью пластыря, чтобы предотвратить трение. Существуют специальные пластыри (“Салипод”), которые нужно накладывать на нарост. Они обладают смягчающим действием. Пластырь желательно приклеивать на ночь, чтобы он не доставлял дискомфорт при письме.
  • Для размягчения мозолей используют специальную мозольную жидкость. Она подходит для наростов, возникающих на руках. Её применяют один раз в день. Мазь следует тонким слоем наносить на мозоль на пальце руки. Она быстро сохнет и образует плёнку. Мазь необходимо использовать до полного исчезновения нароста.
  • Водяные мозоли от ручки требуют других методов лечения. Такое образование на коже пальцев рук следует лечить специальными мазями от мозолей. После нанесения средства поражённый участок следует перебинтовать.
  • Волдырь, характерный для водяной мозоли, следует регулярно смазывать йодом, чтобы его подсушить.

Если мозоль на пальце от ручки только стала появляться, е аптечными способами ее решать не хочется – читайте ниже как избавиться с помощью домашних средств.

Популярностью пользуются и народные методы лечения мозолей от ручки. Для предотвращения этого недуга чаще всего используют рецепты на основе трав.

  • Чистотел . Это природное средство обладает антисептическим и противомикробным действием, поэтому является хорошим средством для борьбы с мозолями и другими заболеваниями, такими как лишай и бородавки. Чтобы избавиться от мозолей, потребуется свежий сок растения. Его нужно наносить на нарост в течение четырёх дней. Прежде, чем использовать это средство, необходимо исключить возможность появления аллергической реакции.
  • Супер чистотел. Это средство доступно в любое время года, его можно купить в любой аптеке. Для начала необходимо распарить кожу на пальце руки, насухо промокнуть её полотенцем. Затем необходимо аккуратно нанести с помощью дозатора 1 каплю чистотела на мозоль среднего пальца. Для того, чтобы не травмировать здоровую кожу за границами мозоли, её необходимо смазать жирным кремом. Рекомендуется проводить процедуру один раз в день.
  • Чеснок. Необходимо приготовить смесь из чеснока (растереть на тёрке или воспользоваться миксером) и поставить на ночь компресс. Предварительно рекомендуется сделать ванночку, чтобы размягчить нарост. Такую “маску” следует делать в течение 3 или 4 дней.
  • Прополис эффективно борется с различными недугами и, в частности, с мозолями. Для этого необходимо смочить пластырь тёплым раствором прополиса и зафиксировать. После пятикратного применения компресса, мозоль можно снять.
  • Лимон. Нужно предварительно сделать ванночку для рук, затем поражённый участок кожи вытереть полотенцем. Отделить небольшой кусок кожуры от лимона и приложить к пальцу. Компресс зафиксировать бинтом. Выполнять процедуру рекомендуется один раз в день.

Есть много непростых, но эффективных способов избавиться от шишки на пальце в домашних условиях.

  • Если вы хотите удалить мозоль, то можно использовать пемзу. Но перед этим распарьте руку или палец, а затем удалите ороговевшую кожу. После этой процедуры смажьте поврежденную зону соком алоэ или простым увлажняющим кремом.
  • Кашица из картофеля так же поможет вам избавиться от шишки на пальце. Натрите картофель и приложите эту кашицу к пальцу, обмотайте и оставьте с такой маской на 15 минут. Затем удалите компресс и смажьте кремом. Делайте эту процедуру каждый день и результат не заставит вас ждать.
  • Календула. Для того, чтобы избавиться от мозоля на пальце, можете использовать измельченные цветы календулы. Делать такой компресс лучше на ночь.
  • Алоэ. Распарьте палец и приложите к шишке кусочек алоэ, затем замотайте пластырем и оставьте на 6-7 часов.
  • Эфирное масло. Хорошо помогает при такой проблеме масло ромашки, пачули, лаванды. Такой масляной смесью нужно обрабатывать место образования мозоли несколько раз в день. Хорошо действует и масло чайного дерева, однако его запах нравится не всем, поскольку довольно специфичен.

Если проблема продолжает вас мучать, то можете обратиться к врачу, который подскажет вам еще несколько средств или предложит хирургическое вмешательство.

Рекомендации как правильно выбрать удобную шариковую ручку:

Первые движения крохи происходят благодаря мышечно-суставному чувству, при помощи которого ребенок еще задолго до появления на свет определяет свое место в пространстве. На первом году жизни мышечно-суставное чувство дает ребенку мощный стимул для развития. Именно благодаря ему кроха учится совершать сознательные движения (поднимать голову, тянуться за игрушкой, переворачиваться, садиться, вставать и т.д.). И основной характеристикой мышечного скелета новорожденных является тонус.

Прежде всего необходимо разобраться, что же такое мышечный тонус и что считать нормой. Даже во сне наши мышцы не расслабляются полностью и сохраняют напряжение. Это минимальное напряжение, которое сохраняется в состоянии расслабленности и покоя, и называют мышечным тонусом. Чем ребенок младше, тем выше тонус — это связано с тем, что сначала окружающее пространство ограничивается маткой, и ребенку нет необходимости совершать целенаправленные действия. В позе эмбриона (с плотно прижатыми к туловищу конечностями и подбородком) мускулатура плода находится в сильном напряжении, иначе ребенок просто не поместился бы в матке. После рождения (в течение первых шести-восьми месяцев) мышечный тонус постепенно ослабевает. В идеале тонус мышц у двухгодовалого малыша должен быть приблизительно таким же, как у взрослого человека. Но практически у всех современных младенцев наблюдаются проблемы с тонусом. Плохая экология, осложнения в период беременности, стрессы и ряд других неблагоприятных факторов провоцируют нарушение тонуса у новорожденных. Существует несколько наиболее распространенных нарушений мышечного тонуса.

Обычно сразу после родов врач на основании визуальных диагностических тестов выявляет нарушения тонуса и двигательной активности новорожденного. Кроме того, у всех грудничков присутствуют так называемые «остаточные» (позотонические) рефлексы, по которым также можно определить нарушения мышечного тонуса. В принципе вы и сами можете проверить, как у ребенка обстоят дела с тонусом. Вот несколько основных тестов, которые позволяют определить отклонения в развитии мышечного тонуса и позотонических рефлексов новорожденного.

Если мышечный тонус и связанные с ним рефлексы не претерпевают соответствующих возрасту малыша изменений — это весьма опасный сигнал. Не стоит надеяться на пресловутое «авось» и ждать, что проблемы с мышечным тонусом пройдут сами по себе. Нарушение тонуса и развития рефлексов часто приводит к задержке двигательного развития. А при сильном отклонении от нормы речь идет о возможном формировании заболеваний нервной системы, начиная от судорог и заканчивая детским церебральным параличом (ДЦП). К счастью, если врач диагностирует нарушение тонуса при рождении (или в первые три месяца), угрозу развития тяжелых заболеваний можно предотвратить при помощи массажа, ведь на первом году жизни нервная система обладает огромным восстановительным потенциалом.

Лучше всего начинать массаж, когда малышу исполнилось два месяца. Но прежде необходимо показать ребенка трем специалистам: педиатру, ортопеду и невропатологу, которые ставят диагноз и дают рекомендации. Если ребенку требуется медикаментозное лечение, то оно обычно «подгоняется» под массаж. Правильно и своевременно сделанный курс массажа помогает скорректировать многие ортопедические нарушения (косолапость, неправильно вывернутые стопы, и т.д.), нормализовать мышечный тонус и устранить «остаточные» рефлексы. При серьезных отклонениях от нормы массаж должен делать профессионал. А вот слегка подкорректировать тонус можно и в домашних условиях.

Делать массаж лучше днем, не менее чем через час после кормления. Предварительно следует проветрить комнату и позаботиться, чтобы температура была не ниже 22 градусов, ребенку должно быть не жарко не холодно. Руки необходимо вымыть теплой водой, насухо вытереть (чтобы они были теплые). Не стоит обмазывать все тело ребенка массажным маслом или кремом, достаточно нанести небольшое количество крема себе на руки. Для массажа можно использовать специальное масло или обычный детский крем. Делая массаж, ласково разговаривайте с ребенком и следите за его реакцией. При появлении первых признаков утомления (плач, хныканье, недовольные гримасы) следует прекратить занятия.

При массаже все движения делаются от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху. На первых занятиях каждое упражнение повторяется только по одному разу. Первое время весь комплекс массажа будет занимать не более 5 минут. Постепенно увеличивайте число повторений и время до 15-20 минут.

Для устранения гипертонуса и остаточных рефлексов, проявляющихся в чрезмерной активности ребенка, проводится так называемый щадящий массаж — он расслабляет и успокаивает. Начинайте массаж с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь положите вдоль спины малыша. Не отрывая руки от спины малыша, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево, как будто вы рукой просеиваете песок через сито. Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть и легко потрясите ее, придерживая ребенка за предплечье. Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за мышцы руки (чуть повыше запястья) и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за мышцы голени. Заканчивать массаж нужно так же, как и начинали — плавным поглаживанием.

При пониженном тонусе, наоборот, проводится стимулирующий массаж, который активизирует ребенка. Стимулирующий массаж включает в себя большое количество «рубящих» движений. После традиционных поглаживаний ребром ладони легонько пройдитесь по ножкам, ручкам и спине малыша. Потом положите ребенка на живот и перекатывайте костяшки пальцев по его спине, попке, ногам и рукам. Затем переверните ребенка на спину и покатайте костяшками по его животу, рукам и ногам.

Помимо массажа для нормализации мышечного тонуса помогает лечебная физкультура, например, упражнения на большом надувном мяче. Положите ребенка животом на мяч, ноги должны быть согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Пусть папа, например, удерживает ножки ребенка в таком положении, а вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращаете малыша в исходное положение. Теперь возьмите малыша за голени и тяните их на себя, до тех пор, пока лицо ребенка не окажется в верхней точке мяча или ноги не коснутся пола. Плавно возвратите малыша в первоначальное положение. Затем наклоняйте ребенка вперед (от себя), чтобы он ладошками достал до пола (только следите, чтобы кроха не стукнулся лбом о пол). Повторите это упражнение по несколько раз вперед и назад.

При асимметричном тонусе следует делать расслабляющий массаж с усилием на ту сторону, в которой тонус ниже. Кроме того, хорошим эффектом обладает следующее упражнение на надувном мяче: положите ребенка на надувной мяч тем боком, в который он выгибается. Плавно покачивайте мяч вдоль оси детского тела. Ежедневно повторяйте это упражнение по 10-15 раз.

Даже если у ребенка мышечный тонус в норме — это не повод отказываться от профилактического массажа. Профилактический массаж включает в себя как расслабляющие, так и активизирующие движения. Используются такие приемы массажа, как поглаживание (ими начинается и заканчивается массаж), растирание, разминание с более сильным нажимом. Круговыми движениями (по часовой стрелке) помассируйте живот для профилактики колик и запоров. Погладьте большим пальцем подошвы малыша и легко похлопайте по ним. Затем всей ладонью, лучше обеими руками, погладьте грудь ребенка от середины к бокам, и далее — по межреберным промежуткам. С трех месяцев массаж полезно сочетать с гимнастикой. Основная цель профилактического массажа — подготовить ребенка к ходьбе. С двух месяцев до года здоровый ребенок должен пройти не менее 4 курсов массажа (по 15-20 сеансов каждый). Когда ребенок начинает ходить, интенсивность массажа снижается до двух раз в год. Желательно проходить курсы массажа весной и осенью, чтобы улучшить состояние иммунной системы, обычно ослабленной в это время года.

Наталья Алешина
Консультант — детский врач-невропатолог Князева Инна Викторовна.

источник

Девочки дорогие, подскажите те, у кого была такая проблема. Сын закончил второй класс, ручку держит неправильно, пишет, как кура лапой. Старшая дочь тоже неправильно держит ручку, но письмо у нее, как в прописях, а сыну постоянно снижают оценки за почерк. Теперь у меня два вопроса — зависит ли почерк от правильного держания ручки (судя по старшей дочери не очень то и зависит) и можно ли нам за лето переучиться? Я пробовала переучивать — говорит, что больно держать правильно, ну это потому что средний палец не привык. Может пластырем его замотать? Или забить уже на этот почерк.

Знаете, мой ребенок в 1,5 года держал ручку правильно и карандашик, короче загляденье. А в 8 лет взяла да перехватила по другому. Не стирает средний палец, пишет щепотью. Почерк да изменился резко и при торопливости не в лучшую сторону. И уже большая не хотела послушать маму и взять по другому. Короче купила я какие-то развеселые прописи и с гелевыми ручками ей подсунула. И выписала она и новый почерк до приличного. И кстати, что она пишет по другому я заметила, только к концу 2 класса. И ничего живем.

Читайте также:  Болят шея не повернуть руки что делать

У меня двое детей неправильно ручку держат. Почерк не лучше и не хуже, чем у других. Я их не трогаю, им так удобно. То что правильно, так, как принято, придумали те же люди, кто настаивал на переучке левшей.

У меня до школы неправильно держал ручку. Исправила за лето. Жаловался, что неудобно, но недолго. Тренировался со специальной насадкой на ручку/ карандаш.

На почерк это влияет. Но по- разному. У нас стал лучше, когда стал держать правильно. Да и рука меньше устает. Когда держал неправильно- пальцы быстро уставали, напрягал сильно. Часто перерыв делал.

В логосаду нам сказали- переучивать. Я не пожалела, что прислушалась к совету воспитателей. ИМХО.

У меня до школы неправильно держал ручку. Исправила за лето. Жаловался, что неудобно, но недолго. Тренировался со специальной насадкой на ручку/ карандаш.

На почерк это влияет. Но по- разному. У нас стал лучше, когда стал держать правильно. Да и рука меньше устает. Когда держал неправильно- пальцы быстро уставали, напрягал сильно. Часто перерыв делал.

В логосаду нам сказали- переучивать. Я не пожалела, что прислушалась к совету воспитателей. ИМХО.

Так то в саду. А дети уже школьники. И не устает рука. И вообще половина взрослых так держит и руки не отвалились. Переучили и хорошо, смотрите чтоб не перехватил. Моя вон писала правильно в детстве, а во 2 классе решила, что надоело так. Кроме того, перьями сейчас не пишут, а шариковые и гелевые ручки не так требовательны к правильному направлению, держанию, посадке. Имхо, чтоб удобно и не болело. Писчие лихорадки не нужны!

Я держу ручку неправильно — не испытываю проблем. Но у меня такой способ автоматически найден — пальцы абсолютно в расслабленном положении, вообще не устают и не напрягаются в процессе письма. Меня даже удивляет — люди, когда правильно держат ручку в руке — у них пальцы обратно выгнуты до побеления и как бы напряжены. Мне так неудобно.
С почерком проблем нет. Когда рисую — так же держу карандаш.

Да. Я держу правильно и у меня даже потерт средний палец. Ребеныш держит не правильно и ничего не стерто.
Главное, чтобы почерк был разборчивым и ровным и ошибок при письме поменьше, а все остальное ерунда.

Куда уж перехватывать. 4 класс закончил. Почерк нормальный.

Мне воспитатели объясняли, что неправильный захват приводит к напряжению не тех мышц руки-плеча-спины, как следствие, к формированию неправильной осанки, быстрой усталости, головным болям. Дети разные, не спорю. На ком-то это не отразится. А кто -то к концу школы букет болячек заработает.

Да, много взрослых держать ручку не так, как надо( потому что родители в детстве плюнули на это). Это их личное дело. их все устраивает. Но детей нужно учить все делать правильно. Мы же делаем им замечания, когда они сутулятся, запрещаем долго смотреть телевизор.Так почему многие игнорируют то, как держать ручку во время письма.

Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом.

В детстве было лучше. Кто то не нравится взял его ударил лопаткой и засыпал песком. А сейчас это статья.

У меня дочка неправильно держит ручку, почерк отвратный. Пытались переучивать, спецручки покупали. Ими пишет держит правильно, как берет карандаш или обычную ручку все по новой. Я тоже держу ручку не правильно, но у меня почерк очень понятный и красивый (это не мое мнение — в школе и институте меня за почерк очень все хвалили — списывать легко было). Так что от способа держания ручки почерк не очень зависит. В школе учительница ругает только за грязь и неаккуратность, за почерк оценки не снижает. Я свою дочку прошу только не торопиться пока есть такая возможность и писать аккуратнее

источник

Сын 6 лет, ходит на подготовку к школе, неправльно держит карандаш/ручку в руке. «Классически» неправильный «захват» ручки — тремя пальцами. Ручку держал неправльно всегда и всегда я пыталась его поправлять, но безуспешно. Каждый раз приходится говорить или поправлять, сам никогда правильно не берет. Сейчас на подготовке много заданий из Петерсона, где кружочки-квадратики, красные-синие-зеленые и т.п. То есть, при выполнении задания постоянно приходится менять карандаши разного цвета. И получается, чтобы решить простенький пример, приходится «100 раз» напомнить про постановку пальцев. Учительница на подготовке, видимо, не слишком обращает на это внимание. Да и невозможно весь урок напоминать про руку. Получается, что на занятиях он всегда держит так, как ему удобно — то есть, неправильно.

Я уже думаю, может это никому и не надо? Ну пусть держит, как удобно ему. Мне не дает покоя этот его неправильный «захват». А сама думаю, вот перестали же левшей переучивать. Может скоро никому дела и до «захвата» не будет?

Девочки, посоветуйте, что делать?
1. Переучивать? Может есть какие-то более эффективные методы, кроме постоянного одергивания? Ну не могу же я все время рядом с ним сидеть. Многие задания он может вполне самостоятельно выполнять, но карандаш будет держать неправильно.
2. Или отстать от ребенка и забить? Это грозит чем-то ужасным, кроме «не эстетично выглядит»?

Нашла в рекламе Stabilo:
Только правильный навык держать пишущий инструмент обеспечивает свободное движение пишущей руки, предотвращает избыточное напряжение руки в начале обучения и в дальнейшем, когда темп и объем письма увеличатся, помогает сохранять правильную посадку и развивать определенные мышцы руки.

Попробую купить. Только вот еще кучу цветных карандашей таких надо!

Старший сын сразу получил и ручку, и карандаш с дырочками от Стило, и карандаши только трехгранные, не помню уже фирму, немецкие. Бесполезно, сейчас ему 6.5, продолжает упорно брать по-своему, пальцы выше всех дырок на ручке.

Прочитала выше, он соответствует описанию, увлекается рисованием, мышление у него всегда было очень творческое и индивидуальное.

Теперь не буду больше настаивать, чтобы исправлял захват, только за осанкой буду продолжать следить.

Что интересно, младшие все берут карандаш традиционно, даже 2-летняя малышка!

Почитаете внимательно мой первый пост (я автор). Я как раз писала, что всегда пыталась ребенка переучивать. В 4 года я уже пыталась это сделать: и говорила, и поправляла, но старалась до «психов» не доводить и не быть излишне настойчивой. И что я имею сейчас — ничего, все безрезультатно. Собственно, поэтому пост и завела, чтобы определиться борьться дальше или нет.

Так что, переучивайте уже сейчас. Возможно, у Вас получится. А вот если сейчас не будете поправлять, то потом еще сложнее будет.

Нам не помогло. ((
Тоже такая проблема. Начинаю поправлять — злится и специально начинает писать неровно — типа мне неудобно.

Немного помогло, когда на открытом занятии на подготовке учительница неск-ко раз сделала ей замечание.
Я теперь всегда вспоминаю этот момент.

Ну и вот второй раз помогает, когда начинаем играть в школу. Сажает игрухи, я изображаю учителя, периодически делаю замечание, чтобы дети взяли правильно ручку. (угу, ту самую, с треугольничками для захвата. Она пальчики то в углубление ставит, а третий палец — как обычно.).

О, еще ручкой крестик на третьем пальчике рисую. Говорю, что ручка хочет с пальчиком здесь дружить.

http://www.ozon.ru/context/detail/id/5777765/
вот эта ручка, может быть вам подойдет. Мне она очень нравится тем, что чернила хорошие, пишут даже на затертых листах, не заедает.

РЕЗУЛЬТАТ моих исследований: расскажу, чем закончились мои страдания «переучивать или забить».

Вчера удалось поговорить с преподавателем и логопедом на наших подготовительных курсах. На мой вопрос про захват ручки тремя пальцами, мне задали еще такие вопросы:
— Буквы пишет и рисут линии снизу вверх?
— Бывает что в слогах путает буквы и пытается прочесть слог слева-направо (то есть, написано МА, а он пытается читать АМ)?

А у нас все именно так и происходит, только я никогда не думала, что причина одна и таже окажется. Считала, что это просто неправильная привычка чертить линию снизу вверх, ну а буквы путает иногда — так ведь читать еще только учимся. А школьный логопед мне после утвердительных ответов на эти вопросы сказала, что мой сын «скрытый левша». Это как раз случай, описанный в статье, на которую TaKush ссылку выше давала.

И так, вердикт преподавателей нашей школы: Переучивать НЕЛЬЗЯ. Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ.

УРА. Я могу оставить своего ребенка в покое. Жалею только, что раньше не стала копаться в этой проблеме. Все думала, что это просто плохая привычка, переучу со временем. А вот не переучивается ребенок! И оказалось, что проблема несколько глубже. Только зря мучила сына. Зато преподавателей и выбранную школу зауважала вдвойне за то, что люди такие современные оказались.

Надеюсь, что мой пост кому-то поможет. Подозреваю, что есть дети, у которых неправильный захват является действительно только привычкой. Видимо, такие дети должны легко переучиваться. Но обратите внимание, что, в случае моего сына, я пыталась исправить захват почти 3 года и не достигла никакого результата. Поэтому нужно быть внимательнее и к другим детским «странностям», чтобы сделать правильные выводы.

источник

Кто позаботится о том, чтобы ребенок писал красиво, быстро и грамотно? Правильная постановка руки при письме

Научить писáть — это посложнее, чем научить читать.

Сразу оговорюсь: под умением писать я подразумеваю отнюдь не складывание отдельных слов из кубиков Зайцева. Речь идет, во-первых, о выработке быстрого, красивого, разборчивого и грамотного почерка, а во-вторых, о компьютерном наборе слепым десятипальцевым методом. Я нарочно употребил тут не совсем обычное словосочетание — «грамотный почерк», — для того чтобы подчеркнуть, что грамотность — это не теоретические знания, а моторный навык, который должен быть привит не голове, а руке. Но о грамотности у нас еще будет возможность поговорить поподробнее, а сейчас на повестке дня другой вопрос: «Кто, вообще, должен обучать наших детей письму?»

Посмотрим для начала: что нам могут предложить модные ныне методики раннего развития?

Оказывается, ровным счетом ничего. Лена Данилова, один из ведущих экспертов в области раннего развития, пишет по этому поводу следующее.

Замечено, что дети, рано научившиеся писать, попав в школу, пишут отвратительно. Учителя начальных классов из года в год твердят родителям, чтобы они не занимались со своими детьми письмом в дошкольном возрасте. И в этом они, к сожалению, правы.
Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом.

Научить ребенка писать очень легко. Научить писать можно и в три, и в четыре, и в пять. Но заставить трех-четырехлетнюю кроху писать по часу в день, внимательно следя за правильным изображением каждого элемента букв, не только бессмысленно, но и жестоко. А по-другому добиться установки хорошего почерка невозможно. Ребенок, выучив письменный алфавит, начинает им пользоваться по собственному усмотрению. Остановить или проконтролировать этот процесс уже невозможно. Пишет что попало и, естественно, как попало. Почерк, даже если он был вполне сносным в момент обучения, быстро портится и именно в таком виде закрепляется как навык.

Честно говоря, я не ожидал от Лены Даниловой такого откровенно саморазоблачающего признания. Ведь здесь почти прямым текстом заявлено: «В сферу раннего развития входит только то, чему ребенок может научиться играючи, без усилий. А всё, что требует от него настойчивого, систематического труда, находится в исключительной компетенции школы».

Что ж, ладно: заглянем в школу. Как обучают письму там?

Следует отметить, что школьные методики по обучению письму за последние полвека кардинально изменились. В былые времена писали пером или перьевой ручкой, причем младшие школьники пользовались, как правило, самыми дешевыми письменными принадлежностями весьма скверного качества. Если плохую перьевую ручку держать неправильно, то она просто-напросто не пишет и, к тому же, быстро ломается. Поэтому школьные учителя волей-неволей должны были следить за правильной постановкой руки каждого из учеников. Процесс обучения письму был долгим. Он занимал весь период начальной школы (три года), и, пока дети не выучивались мало-мальски сносно писать, им не слишком забивали голову правилами орфографии.

Заглавные буквы из школьных прописей писались тогда красивее, но гораздо сложнее. Да и сами прописи были устроены не так. Предполагалось, что одна книжка прописей должна прослужить несколько лет разным ученикам, поэтому там приводились только образцы для переписывания, а упражняться письму следовало не в ней, а в отдельной тетради. Тетради для первого класса тоже были другими — в частую косую линейку, которая очень облегчала написание букв, служа им дополнительной «опорой».

С тех пор качество письменных принадлежностей и качество школьного преподавания существенно изменились. Первое — в лучшую сторону, второе — в худшую. Теперь в ходу неприхотливые шариковые ручки, и учителям нет надобности правильно ставить руку ученикам. После перехода к упрощенному написанию букв стало возможным значительно сократить время на освоение каллиграфии. Нынче уже первоклашки начинают писать диктанты и зубрить орфографические правила.

Что же касается современных прописей, то они заслуживают более пространного комментария. Вся абсурдность школьной системы получила в них свое законченное воплощение. Вот что я имею в виду.

Как известно, в школе всем балом правит учебный план. Например, в учебном плане по математике на тему «умножение на однозначное число» отведено какое-то количество академических часов. Ученик, который за положенное время освоил данную тему, получает пятерку. Ученик, который не уложился в отпущенный срок, получает двойку. Но и тот, и другой переходят затем к новой теме — «умножение на многозначное число».

Этот же педагогический принцип лежит теперь в основе прописей для первоклашек. Вот, например, образец написания буквы «а», и тут же — три пустые разлинованные строчки, чтобы ребенок тренировался писать свою собственную букву «а». Независимо от того, научился ли ребенок писать букву «а» или нет, — как только три строчки кончаются, он переходит затем к букве «б».

Вероятно, нынешние школьные методисты полагают, что дети — это какая-то особенно сознательная разновидность людей. Когда ребенок заметит, что ему отпущено всего лишь три строчки, он уж, конечно, будет выписывать буковку «а» с усиленным прилежанием — чтобы успеть наработать соответствующий моторный навык, пока еще остается свободное место.

Плохо, в таком случае, школьные методисты знают детскую психологию. Нормальный, психически здоровый ребенок поступит в точности наоборот. Если уж он получил задание исписать буквой «а» три строчки, то он будет это делать не с максимальным прилежанием, а с максимальной скоростью. Как бы жутко ни выглядели его каракули, переделывать халтурно выполненную работу его уже не заставят — на это в его прописях просто физически нет места. Ну, подумаешь, назавтра учительница скажет «ай-ай-ай» и покачает головой. Зато теперь можно подольше посмотреть телевизор.

Любопытно отметить, что в первом классе школы оценок теперь не ставят. Плохие оценки за плохой почерк ученики начинают получать только во втором классе, когда все занятия по прописям уже далеко позади.

Итак, быстренько заполнив пустые строчки в прописях, дети переходят к изучению орфограмм.

Гм… гм… Читатель благородный! Знаете ли Вы, что такое орфограмма? Я впервые столкнулся с этим словом, когда отвел старшего сына в первый класс и заглянул в его учебники, чтобы поинтересоваться, чем же он там занимается. Оказывается, это центральное понятие, вокруг которого вертится изучение русского языка в современной школе на протяжении многих лет. Я тогда принялся расспрашивать всех своих знакомых, не знают ли они, что такое орфограмма. Нет, никто не знал. Тогда я обратился к словарям. Иногда значение какого-то незнакомого русского слова проще всего уяснить, если взглянуть на его перевод на какой-нибудь иностранный язык. Так вот, если обратиться, например, к словарю Яндекса, то в его английской, немецкой, французской, итальянской и испанской частях комбинация букв «орфограмма» воспринимается как опечатка. А в русской части это слово встречается лишь в единственном источнике — в Большой Советской энциклопедии. Здесь написано следующее.

Орфограмма (от греч. orthós — правильный и grámma — письмо)

1) последовательно воспроизводимый способ передачи на письме фономорфологического явления в том или ином языке (…);
2) Написание, соответствующее правилам орфографии.

Надо отдать справедливость школьным методистам: они прививают первоклашкам всё же не первое из указанных определений, а второе. Так, в учебнике А.В.Поляковой для 1 класса начальной школы читаем:

Кто понял, что такое орфограмма, — поднимите руку! Я уж точно руки не подниму. Наверно, всё дело в моем математическом образовании. Я машинально делаю подстановку и получаю:

Читайте также:  Болит сустав на указательном пальце левой руки как лечить

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей — это написание слова по определенным правилам.

В этой фразе не больше логики, чем, например, в такой:

Лестница между двумя этажами — это строительство дома по определенным правилам.

Конечно, некоторый смысл тут интуитивно угадывается, но какое неряшество мысли! какое неуважение к русскому языку! В разговорной речи подобные ляпсусы, пожалуй, еще допустимы, однако учебник для первого класса можно было бы написать и покорректнее.
Итак, лишь только пустые строчки в прописях заканчиваются, каллиграфия считается пройденным этапом, и первоклашки принимаются осваивать правописание. Их обучают отыскивать в словах орфограммы. Например, ребенок пишет под диктовку: «У Маши тетрадь». По замыслу школьных методистов, он должен про себя проговаривать: «Маша — это имя человека. Значит, оно пишется с большой буквы, потому что большая буква в именах людей — это орфограмма. На конце у Маши должна стоять буква и, потому что буква и в буквосочетаниях жи, ши — это орфограмма. Буква е в слове тетрадь — это безударная гласная. Значит, это тоже орфограмма. Проверочного слова тут подобрать нельзя. Такие случаи следует проверять по словарю и запоминать. На конце слова тетрадь слышится ть, а надо писать дь, потому что можно подобрать проверочное слово — тетради, — и это опять-таки орфограмма».
Где уж тут уследить за красивостью почерка!

Короче говоря, тот мрачный сценарий, которым Лена Данилова пугает родителей дошкольников, как раз в школе-то и реализуется в полной мере. Есть, правда, два несущественных отличия. Во-первых, Лена Данилова предполагает, что хотя бы попервоначалу буквы у дошкольников получаются всё же красивыми, а про школьников мы такого утверждать не можем. Во-вторых, согласно Лене Даниловой, дошкольники принимаются писать что попало и как попало, реализуя свои собственные необузданные фантазии, в то время как школьникам приходится писать под строгим надзором учителей, воплощая в жизнь убогие фантазии методистов.

Нет, я не хочу огульно хаять все подряд школы и всех подряд учителей. Наверняка, в наших необъятных просторах найдется такой учитель, который действительно учит писать красиво и грамотно. Однако всерьез рассчитывать на то, что мой ребенок попадет именно к нему, увы, не приходится.

Я начинаю обучать своих детей письму примерно за год до их поступления в школу. Я хочу, чтобы к тому времени, когда они впервые услышат слово «орфограмма», они уже умели выводить буквы достаточно уверенно.

Я сажаю ребенка за стол, вручаю ему ручку и. Вот тут-то и начинаются первые трудности. Как, собственно, эту ручку правильно держать?
Я принадлежу к первому поколению тех людей, которым в школе разрешили пользоваться шариковыми ручками, и моей постановкой руки никто не занимался. Родители, глядя на то, как я вывожу каракули, лишь качали головой и недоумевали: «До чего же по-дурацки ты держишь ручку! Обратный конец ручки должен смотреть в правое плечо, а он у тебя смотрит не пойми куда! Неужели учительница разрешает вам так писать?»

Я пробовал пару раз развернуть ручку так, чтобы ее обратный конец смотрел в правое плечо, но это показалось мне так неудобно, что я моментально отказывался от этой затеи.

Много лет спустя, когда я принялся за обучение своего старшего сына Дениса, недоуменные возгласы моих родителей как-то выветрились у меня из головы. Я считал себя большим экспертом по части письма. Я исписал в своей жизни не один килограмм бумаги, а мой почерк представляет предмет моей особой гордости. Я показал Денису, как я сам держу ручку, и дал ему инструкцию, чтобы он держал ручку точно так же.

Пропорции детской руки не такие, как у взрослого, и Денис, в принципе, не мог держать ручку так же, как я. С грехом пополам мы добились чего-то приемлемого, и это положение руки было принято за обязательный стандарт. В первых классах Денис поражал всех красотой выводимых им букв, а потом. потом мы на несколько лет переехали в Германию. Немецкие школы не даром считаются самыми худшими в Европе.

В немецких школах строго регламентировано, какими письменными принадлежностями должны пользоваться ученики. Первые два года школьники пишут карандашом, а все остальные одиннадцать лет учебы — в обязательном порядке перьевой ручкой. По окончании школы перьевой ручкой никто никогда не пользуется.

Немецкая учительница фрау Шмидт, подивившись на красоту Денисиного почерка, заставила меня приобрести для него перьевую ручку (по-немецки — фюллер), и с тех пор его почерк стал стремительно портиться. Со свойственной мне дотошностью я принялся разбираться, в чем дело.

Я предпринял тогда первую в своей жизни попытку писать перьевой ручкой. Я купил для своих экспериментов самый дешевый фюллер, и он в моих руках просто отказывался писать. Я позаимствовал ручку у Дениса — и дело пошло не лучше. Хотя Денисин фюллер и был не из дешевых, однако ж ребенок успел за месяц привести его почти в полную негодность: перо было свернуто на сторону и кончик его раздваивался.

Тут и настало время припомнить старое правило: обратный конец ручки должен смотреть в правое плечо. Если я держал мой дешевый фюллер именно так, то он действительно начинал писать. В этом положении ручка сильно наклонена к бумаге, и основные (вертикальные) линии букв проводятся параллельно прорези на пере. Я надавливаю на шарообразный набалдашник на кончике, от этого две половинки пера слегка расходятся в стороны, прорезь становится шире, и по ней чернила благополучно стекают на бумагу.
Если же фюллер держать на манер шариковой ручки — торчком, так что обратный конец слегка наклонен в правую сторону, — то основные линии букв приходится проводить перпендикулярно прорези на пере. От этого прорезь зажимается, и чернила на бумагу не стекают.

— Разве вам фрау Шмидт не объяснила, как правильно держать фюллер? — поинтересовался я у Дениса.
— Нет.
— Не может быть! Ведь если его не так держать, так он же совсем не пишет!
— Если надавить посильнее, то пишет.
Я отобрал у Дениса фюллер и дал вместо него то, чем он писал раньше — капиллярную ручку (тонкий фломастер, по-немецки — фильц). Фрау Шмидт вызвала меня в школу.
— Это правда, что вы не разрешаете Денису писать фюллером? Так не пойдет. У нас нельзя писать фильцем. У нас все дети пишут фюллером! — заявила она угрожающе.
— А это правда, что вы им не показали, как надо держать фюллер? — отвечал я.
— А что тут показывать: фюллер надо держать точно так же, как и карандаш.
Я попросил ее продемонстрировать, чтo, на ее взгляд, является правильной постановкой руки. Разумеется, фюллера в ее сумочке не оказалось. Она достала фильц и накарябала им пару неразборчивых слов. Она держала его торчком, с небольшим наклоном вправо — точь-в-точь как я привык держать шариковую ручку.
— И вы считаете, что и фюллер держат точно так же?
— Конечно.
— Тогда у меня больше нет вопросов. Только фюллер я Денису не отдам. Пусть пишет фильцем.
— Но так нельзя! Вы будете разговаривать с ректором! Если он разрешит, тогда можете писать чем хотите. Я должна исполнить свой учительский долг.

В скором времени меня вызвали к ректору школы, херру Эзелю. К этой встрече я хотел подготовиться со всей ответственностью. Я принялся разыскивать информацию о правильной постановке руки при письме. Я основательно порылся в немецко- и русскоязычном интернете, но ничего не нашел. Огромное количество веб-страниц посвящено тому, как надлежит держать ручку левшам, но о правшах даже не упоминается. Я пошел в библиотеку и просмотрел множество книг по каллиграфии и стенографии. И снова: о постановке руки — ни гу-гу. Пришлось мне свою аргументацию основывать не на авторитетных источниках, а на логике и здравом смысле.

— Мы опытные педагоги, — заявил херр ректор Эзель, вертя в руках фильц. — Мы лучше знаем, как лучше. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать только с помощью фюллера.

— Как замечательно! — ответил я. — Я как раз в последнее время очень интересуюсь этой темой. Дайте мне, пожалуйста, ссылку хотя бы на одно такое исследование.

— Мы опытные педагоги. Вы должны нам доверять. Раз мы так говорим, значит, так оно и есть. Вам не нужно спрашивать у нас никаких ссылок.

Тут меня посетило вдохновение и я произнес целую речь:

— Вы знаете, херр ректор, я тоже на днях провел одно любопытное исследование. Я научился писать фюллером в стиле «классика» — так, как наставляли меня когда-то папа с мамой: чтобы обратный конец ручки смотрел в правое плечо. До сих пор я всю жизнь писал стилем «модерн» — так, как это делаете Вы и фрау Шмит и как пишет теперь большинство человечества. «Модерн» хорош для современных письменных принадлежностей — шариковых ручек, роллеров, фильцев, маркеров. Эти ручки пишут лучше всего, когда расположены торчком к бумаге. На практике, их приходится слегка наклонять вправо, чтобы видеть кончик, которым пишешь.

Но у стиля «модерн» есть один очень серьезный недостаток. Дело в том, что рука опирается на внешнее ребро ладони и согнутый мизинец. Вот из-за мизинца и возникают проблемы. Во время письма мизинец не стоит на месте, а рефлекторно повторяет движения остальных пальцев. При этом он трется о стол, и на это трение расходуется огромное количество энергии. Рука быстро устает. Стоит исписать страницу — и такое ощущение, что рука вот-вот отвалится.

Вам, херр ректор, приходится подписывать множество бумаг. Вы, наверняка, знаете такой эффект. Если Вы ставите подпись внизу какого-либо документа и не подкладываете под руку дополнительного листа бумаги, то рука просто липнет к столу. Оказывается, что поставить подпись не так-то просто, — особенно в жаркую погоду, когда руки потные.

И еще одна маленькая деталь. Вы, херр ректор, сами были когда-то студентом. Не было ли у Вас в ту пору на среднем пальце вмятины от ручки из-за долгого писания? Наверняка же была!

И вот пару дней назад я попробовал писать «классикой». Вы знаете, ощущение такое, будто я долго-долго ехал на велосипеде по песчаной дорожке и выехал наконец на асфальт. Я почувствовал настоящее облегчение. Рука опирается на запястье и на саму ручку, обратный конец ручки смотрит в плечо, мизинец висит в воздухе и ни обо что не трется. Ну разве что самый его кончик слегка касается бумаги. Такая манера письма не требует почти никаких механических усилий. Так можно писать сколь угодно долго — рука не устает. Да и вмятины на среднем пальце не образуется, потому что ручка давит не на палец, а на бумагу.

«Классика» идеально подходит для фюллера, но плоха для фильца, потому что ручка сильно наклонена к бумаге. Как ни странно, «классика» вполне годится для шариковых ручек и для всех их современных разновидностей. В наклонном положении эти ручки пишут лишь ненамного хуже, чем торчком. Разумеется, если с наклоном перестараться, то шариковая ручка вообще перестает писать, но такого супер-наклона в «классике» и не требуется.

Я думаю, херр ректор, что ваша немецкая система школьного преподавания была изначально очень разумна. Малышам-первоклашкам трудно дается «классика». Руку с детскими пропорциями очень неудобно держать так, чтобы она опиралась только на запястье. Поэтому детям давали карандаш и разрешали на первых порах писать «модерном». Когда они подрастали, карандаш заменяли на фюллер и переучивали на «классику». Собственно, и переучивать тут особо нечему: просто руку надо несколько развернуть в предплечье, а всё остальное становится на свои места автоматически.

Так у вас, наверное, и было записано в древней инструкции: начиная с такого-то возраста школьники должны писать фюллером. Тут, конечно, важен был не фюллер сам по себе. Подразумевалось, что дети переходят на «классику». «Классика» — исключительно полезная вещь для всех, кому приходится много писать, и, в первую очередь, для старшеклассников и студентов.

Но вот что интересно. Мне недавно попалась на глаза реклама фирмы «Пеликан». Они выпускают фюллер, который предназначен специально для школьников. В своей рекламе они с гордостью подчеркивают, что их фюллер прекрасно пишет в любом положении. Но если так, то зачем переучивать ребенка на «классику»? Вручим ему пеликановский фюллер — и пусть пишет как попало! Неудивительно, что весь смысл древней инструкции нынче совершенно забылся, осталась только одна проформа.

— Так чем же Вы возмущаетесь? — вступила в разговор фрау Шмидт, которая тоже присутствовала на этой встрече. — Ради бога, пусть Денис пишет этой самой «классикой». Мне лично всё равно, как он будет держать ручку. Главное, чтобы он писал фюллером. Во всем должен быть порядок.
— А кто его научит писать «классикой»?
— Вот Вы и наýчите. Вы же так прекрасно во всем разбираетесь.
— Я только и делаю, что учу своих детей тому, чему их не учат в школе. Я, безусловно, научу Дениса «классике». Но только я сделаю это тогда, когда сам посчитаю нужным. Например, во время летних каникул, а не сейчас, посреди учебного года. Вы же не освободите его от всех письменных работ на время нашей учебы. Так что пусть пока попишет фильцем.
— Мы опытные педагоги, — сказал херр Эзель. — И во всем должен быть порядок.
— Правильно ли я Вас понимаю, херр ректор, — спросил я, — что Вы будете вынуждены исключить Дениса из школы, если я не дам ему фюллер?
Этот вопрос как будто испугал херра Эзеля. Он отчаянно замахал руками:
— Нет, нет, конечно, нет! Речь идет совсем не об этом!
И после паузы:
— Так Вы говорите, что вы живете здесь, в Германии, только временно.
— Именно так.
— И когда вы уезжаете обратно в Россию?
— На следующий год.
— Ну, ладно. Фрау Шмидт, в виде исключения, пусть он пишет фильцем.
— Но херр Эзель! А учительский долг! А порядок! Во всём.
— Ш-ш-ш! Фрау Шмидт, Вы так всем и объясните: он уезжает в Россию, и только поэтому, в виде исключения.
Я очень благодарен фрау Шмидт и херру Эзелю. Если бы не их любовь к порядку, я бы так никогда и не разобрался во всех тонкостях письма разными стилями.

Я взял теперь за основу «древнюю немецкую инструкцию». Поначалу мои дети учатся писать «модерном». Только я даю им не карандаш, а фильц — то есть, пардон, капиллярную ручку. Карандаш оставляет на бумаге слишком бледные следы и к тому же быстро тупится. Его надо постоянно подтачивать, и если доверить этот процесс ребенку, то отходы — стружка и графитовая пыль — будут потом равномерно распределены по всему полу. Шариковых ручек я тоже не люблю. Они тоже пишут слишком бледно, с отвратительными прожилками, и провоцируют на то, чтобы давить на них изо всех сил. Из капиллярных ручек я, не отличаясь оригинальностью, предпочитаю «Stabilo point 88». Эта ручка нравится мне тем, что она тоненькая, легкая и оставляет на бумаге яркий след почти без нажима.

Капиллярная ручка хороша еще и потому, что позволяет легко выявить чрезмерное напряжение руки. Дети склонны к тому, чтобы вцепляться в ручку мертвой хваткой. Иногда потрогаешь у них кисть руки — и она кажется твердой, как сталь. На глаз этого может быть и не заметно. Но если ребенок пишет капиллярной ручкой, то при слишком сильном нажиме линии получаются очень толстыми, и кончик ручки быстро измочаливается. Имея такую великолепную обратную связь, ребенок начинает следить за тем, чтобы рука постоянно оставалась расслабленной.

Следует заметить, что школьные тетради отечественного производства, как правило, не предназначены для письма капиллярной ручкой. Они изготовляются из такой плохой бумаги, что «капиллярные» чернила расплываются на ней, как на промокашке. К счастью, при домашнем обучении школьные тетради не обязательны.

Капиллярная ручка и «модерн» остаются у нас «закреплены» за кириллицей. Когда же приходит время осваивать латиницу, я вручаю ребенку перьевую ручку и приобщаю к «классике». При этом весь процесс учебы осуществляется как бы заново, так что даже переучиваться не надо.

Дополнение. Подробности о классической постановке руки можно прочитать в ходящем по интернету дореволюционном учебнике по каллиграфии, который можно скачать, например, тут.

Н. Н. Боголюбов
МЕТОДИКА
ЧИСТОПИСАНИЯ

*** 1955 ***
Страницы приложения «Прописи по чистописанию,
иллюстрирующие содержание и порядок занятий
в I, II и III классах»
продублированы в цвете.

источник