Меню Рубрики

Болит рука при игре на фортепиано

Ну, разумеется — расслаблять руки.
Но с начала ОЧЕНь медленно играть и следить за расслаблением. Потом можно будет ускорить темп, и т.д.

Только почему при переходе с арпеджио на гамму?! Может быть Вы не используете пальцы и кисть, а «действуете» всей рукой?

В медленном темпе все нормально, да и в среднем тоже более-менее.
В нормальном же темпе (т.е.в том, который нужен) даже не могу иногда до конца доиграть.

А если взять темп между средним и нормальным?

А каким образом можно «расслабить руки»?

Попробуйте вытянуть руку и совершенно свободно ее отпустить. И следите чтобы она падала и висела совершенно свободно, без всяких «придержек».
Если Вы раньше ничего такого не делали, возможно придеться потратить некоторое время на такое расслабление.

И как определить, задействована ли вся рука или только кисть и пальцы?

Ну, я вообще погорячился. Рука должна быть задействована вся, но пальцы должны быть активными (цепкими, не спящими!), а кисть — свободной, гибкой, но не вихляющей.

Может быть у Вас просто не налажен естественный контакт с клавиатурой?

В любом случае — я советую заняться расслаблением рук.

При проигрывании произведений в быстром темпе (этюдов), руки начинают ужасно зажиматься, почти до боли, играть дальше становится практически невозможно. Особенно сильно руки зажимаются в переходах с арпеджио на прямую гамму и других переходах.
Посоветуйте пожалуйста, как с этим бороться:oops:

Имхо, срочнейшим образом искать грамотного педагога, способного исправить вашу организацию рук, потому что следующая стадия — это проф.заболевания и потеря профессии 😮
Еще почитать Шмидт-Шкловскую (И Юдовину-Гальперину тоже не помешает, она рассказывает о своем опыте, нерадостном).

При проигрывании произведений в быстром темпе (этюдов), руки начинают ужасно зажиматься, почти до боли, играть дальше становится практически невозможно. Особенно сильно руки зажимаются в переходах с арпеджио на прямую гамму и других переходах.
Посоветуйте пожалуйста, как с этим бороться:oops:

Тяжело советовать не глядя и не слушая.Можно только наугад стрелять идеями.
Все таки несколько вопросов:

О каких ритмических единицах и темпах идет речь?
В каких тональностях?
Используется пальцовка как у Черни(3+4),или как у Листа(5+5)?
Если не переходить на другую фактуру,а продолжать играть теми же арпеджио,или только гаммообразно двойное время-рука болит или устает меньше?
Остается ли сила нажатия на клавиши в быстрых темпах такой же как в более медленных; или она больше?Учтите что быстрые пассажи звучат всегда громче ,чем медленные фразы-при условии одинакового нажатия.
Какая часть руки работает тяжелее всего в быстрых темпах?
Нет ли внутри пассажей пауз или длинных звуков,позволяющих освободить руку хотя бы на короткое время?В любом этюде предусматриваются такие места.

Может есть возможность выложить видеозапись Вашей игры на Ютуб,или в этом роде?

Проблема в недостаточной натренированности
Хороший пианист должен быть физически сильным
Могу посоветовать подтягивания и упражнения на брусьях (особенно тренируют руки отжимания на брусьях оюратным хватом, но они даже не всем мужчинам под силу=) и конечно упражнения с экспандером, лучше резиновым
Если физические упражнения не для вас, то могу посоветовать играть по много раз в среднем темпе, постепенно его увеличиваю
Переставать играть и стряхивать руки следует только тогда, когда чувствуется боль

И еще, это зависит, какой техникой игры на пианино вы владеете, пальцевой или кистевой. при пальцевой зажимания редки, но и качество игры хуже

Ну, разумеется — расслаблять руки.
Но с начала ОЧЕНь медленно играть и следить за расслаблением. Потом можно будет ускорить темп, и т.д.

по-моему рука не должна быть расслаблена, от этого звук ухудшается

При проигрывании произведений в быстром темпе (этюдов), руки начинают ужасно зажиматься, почти до боли, играть дальше становится практически невозможно. Особенно сильно руки зажимаются в переходах с арпеджио на прямую гамму и других переходах.
Посоветуйте пожалуйста, как с этим бороться:oops:

Уитесь играть не то чтобы от спины, а даже от «пятой точки», не прижимайте верхние части рук к грудной клетке, опускайте плечи. Нужно учиться ощущать своё тело, понять, что играете вы не только руками. Учите так особеннно эти переходы, постепенно прибавляя к ним то, что идёт до и после(по нескольким тактам). Не старайтесь «выколачивать», вы должны чувствовать себя уютно, спокойно, так как психологические состояния тоже заучиваются, помните об этом!
В идеале, нужно вас видеть, чтобы помочь.

Используется пальцовка как у Черни(3+4),или как у Листа(5+5)?

Подскажите, какой пальцовке следует отдавать преимущество? Или нужно владеть в равной стемени обеими?

Подскажите, какой пальцовке следует отдавать преимущество? Или нужно владеть в равной стемени обеими?

Я в своей практике использовал следующий прием:представлял себе,что у меня отвалился один палец(не дай Б-г)-по выбору; или 2 пальца,или 3 .В конце -концов для игры оставался только один палец(какой ужас!).На что это похоже?-На баскетболиста,учащегося забрасывать мяч в корзину из самых разных позиций-и даже стоя на ушах.Это увеличивает намного репертуар движений,а значит и чуткость рук.
Вот упражнения для начала: первое упражнение Ганнона (в До) играть правой рукой вверх : 5-4-3-2-1; и наоборот.Левой рукой симметрично в другую сторону.

источник

Мне недавно пришёл вот такой вопрос от ученика по поводу болей в руках после игры на фортепиано:

Доброго времени суток, Сергей. У меня к Вам один вопрос как к профессионалу. В последнее время начал больше времени уделять упражнениям для техники и играть более сложные произведения (во многом благодаря Вашим материалам), и, примерно, неделю назад стала побаливать правая рука, правда не сильно, но все же меня это обеспокоило. В итоге я на несколько дней взял отдых и почти не притрагивался к интрументу. Так вопрос вот в чем: боль в руках это нормально, или я что-то не правильно делаю?

Я задал этот вопрос терапевту и вот его ответ:

Боль в руке может быть вызвана разными причинами — воспалением сухожилий, мышц, суставов. Может быть Вы сильно напрягаете руку, когда играете упражнения и болит предплечье в области внутренней поверхности. Тогда это миозит или тендинит (воспаление сухожилий или мышц предплечья). Это может быть также спровоцировано другой физической нагрузкой (перетаскивание тяжелых вещей/покупок в сумках), а также переохлаждением данной части руки. Например, при работе за компьютером, рука, которая держит мышку, лежит постоянно на холодном столе. Это тоже может спровоцировать боли и воспаление.
Также, это может быть воспаление суставов пальцев рук или же суставов кисти. Обычно это не связано именно с игрой на фортепиано, но часто также зависит от физической нагрузки этих суставов (занятия со штангой, гантелями, турником, отжимания, перетаскивание тяжёлых грузов, а также частые, но мелкие нагрузки — скакалка и прочее). Суставы могут увеличиваться в объеме (отекать), краснеть и болеть при движении в суставах. Если боли в суставах появляются к вечеру, то это может быть обострением остеоартроза суставов. Если боли появляются по утрам, сопровождаются скованностью в движениях, но потом становится лучше, то нужно сразу обратиться к ревматологу для исключения ревматического поражения суставов (что никак не связано с игрой на фортепиано). Иногда боли в суставах совсем могут быть не связаны с физической нагрузкой, если у Вас до этого были проблемы и с другими суставами (коленные, голеностопные, остеохондроз и др.), просто мелкие суставы тоже постепенно могут вовлекаться в процесс остеоартроза наравне с крупными.

Вобщем, с медицинской точки зрения, не всегда боль в руке может быть связана именно с игрой на фортепиано. Но если это так, то это обычно следствие избыточно напряжённой руки при игре. Какое бы ни было заболевание (тендинит, миозит, остеоартроз), лечение этих процессов одинаковое: исключение провоцирующей нагрузки, а также противовоспалительные препараты:
1. Местного действия — быструм-гель, фастум-гель, диклофенак-гель. Любое из этих средств 2 раза в день намазывать в достаточном количестве на больное месту 2 раза в день не втирая.
2. Общего действия (в том случае, если болит много суставов или обе руки, или же есть покраснение и отёк сустава) — найз, мелоксикам, аэртал — любое из НПВС длительного действия в дозе, определяемой инструкцией к препарату. При применении таблеток нужно также учитывать переносимость этих препаратов (отсутствие аллергии), а также если были язвы или гастриты, то дополнительно к НПВС защитить желудок кислотоснижающими средствами (в данном случае необходима консультация терапевта чтобы убедиться в необходимости дополнительной защиты желудка и назначении нужных препаратов).

Если боли не выраженные, то при нанесении гелей 2 раза в день они должны пройти за несколько дней (до 1 недели). Если за это время не проходит, необходимо усилить дополнительно приемом таблеток, физиотерапии и желательно прийти на осмотр к терапевту, чтобы быть уверенным в правильности лечения.

Пока есть боли, можете продолжать играть на фортепиано, но исключите пока упражнения на развитие скорости игры, но можете оставить любые медленные произведения, которые играются без напряжения и с отсутствием ударной нагрузки.

источник

Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.

В видео речь о профессиональных заболеваниях рук пианистов: тендовагинит, миозит, ганглии и гигромы, нервно-мышечные заболевания рук.

?Использованная литература:
1. А. Шмидт-Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков»., Ленинград, Музыка 1985

ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ВИДЕО КАНАЛА:
?»ИДЕАЛЬНЫЕ РУКИ ПИАНИСТА: одарённость и хиромантия?»: https://youtu.be/BF0I11adxWc
?»ПАЛЬЦЫ ПИАНИСТА. «ХАРАКТЕРЫ» 5 ПИАНИСТИЧЕСКИХ ПАЛЬЦЕВ.»: https://youtu.be/g2ELeEfmmZI
?»ЗАЖАТОСТЬ. ЗАЖАТЫЕ РУКИ. ПРОСТЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. (ТЕОРИЯ)»: https://youtu.be/fP1T5UrvPhc
?»ЗАЖАТОСТЬ. ЗАЖАТЫЕ РУКИ. ПРОСТЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. (ПРАКТИКА)»: https://youtu.be/BFzYP16ctZg
?»ОСНОВА МУЗЫКАЛЬНОСТИ: умение «СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ СЕБЯ».»: https://youtu.be/36EPsVlEljk
?»НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК. 6 ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕФЕКТОВ У ПИАНИСТОВ.»: https://youtu.be/JeIXH9ePfcY

НА МОЕМ КАНАЛЕ О ТОМ:
— Сколько и как нужно заниматься на фортепиано?
— Как учить на память нотный текст?
— Что такое техника игры на фортепиано?
— Как определить тональность?
— Способы определить музыкальный слух, чувство ритма, развить музыкальную память
— Как дирижировать в музыкальных размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, сложные размеры
— Как писать музыкальный диктант на уроках сольфеджио?
— Как быстро читать ноты с листа?
— Как учат этюды в музыкальной школе.
— Как считать длительности в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8?
— Нужно ли играть гаммы, арпеджио, аккорды, упражнения?
— Всё про прелюдию и фугу
— Зачем учить ребёнка музыке?
— Как играть мажорную гамму? Как играть минорную гамму? Как играть хроматическую гамму?
— Как играть стаккато на фортепиано? Как играть легато? Как пользоваться штрихами?
— Что такое Тоника Субдоминанта Доминанта?
— Как избежать пианистических проблем: зажатые руки, переигранные руки, неправильная постановка рук?
— Нужно ли изучать музыкальные дисциплины: сольфеджио, теория музыки, гармония, история музыки, музыкальная литература, анализ музыкальных форм, дирижирование?
— Какие этюды и упражнения самые эффективные?
— Как разыгрываться на фортепиано?
— Как пользоваться педаль фортепиано пианино?
— Как выбрать пианино для музыкальной школы?
— Всё про обучение в музыкальной школе
— Всё про секреты виртуозности
— Всё про абсолютный слух, относительный слух, цветной слух
— Всё про музыкальная память, музыкальное мышление, идеальные руки пианиста, система обучения пианистов,
— Всё про типы пианистов
— Всё про типичные привычки начинающих музыкантов. Всё про вредные привычки пианистов
— Всё про гениальность, музыкальные способности, музыкальность, музыкальные вундеркинды
— Всё про музыкальную форму, музыкальные жанры, музыкальные стили
— Лучшие музыкальные педагоги, исполнители и композиторы. Музыкальный путь. Биографии композиторов.
— Топы интересных фактов о Рахманинов, Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шопен, Лист, Брамс, Вагнер, Стравинский, Шостакович, Прокофьев и др.
— Как выучить ноты, интервалы, аккорды, тональности, кварто-квинтовый круг? Нотная грамота
— Как выучить музыкальное произведение?
— Как играть двумя руками очень простые красивые мелодии на фортепиано
— Обзоры музыкальных приложений и музыкальных обучающих программ: Synthesia, Finger Fitness, Piano Maestro, Simple Piano

▪️Если вам нравятся мои видео, вы можете помочь в развитии канала:
✔️Webmoney:
Z941944371038
R210948002464

источник

Перед игрой важно потратить немного времени, чтобы убедиться, что ваша поcадка и постановка рук на пианино правильные. Это гораздо проще сделать сейчас, чем потом пытаться исправить вредные привычки!

Убедитесь, что вы используете правильный стул для фортепиано. Стандартная высота табуретки около 50 см, лучше всего приобрести стул с регулируемой высотой.

Если вы играете на синтезаторе, а не на пианино, отрегулируйте подставку таким образом, чтобы клавиши находились примерно в 70-75 см от пола. Это стандартная высота пианино.

Убедитесь, что табурет для пианино направлен прямо на клавиатуру.

Сидячее положение

Убедитесь, что ваши руки и плечи расслаблены. Отрегулируйте табуретку передвигая вперед или назад до тех пор пока вы не сможете достигнуть удобного положения рук. Многие новички садятся близко к клавишам, но, сидя дальше, вы даете рукам больше свободы и легкости движения.

Держите ноги на полу. (Позже мы будем использовать ноги, чтобы дотянуться до педалей, но пока привыкаем держать их неподвижно. Ваши колени должны быть слегка под клавиатурой и не должны касаться какой-либо части пианино. Никогда не позволяйте локтям касаться коленей!

Немного наклонитесь вперед во время игры.

Постановка правильной формы руки, возможно, самый важный элемент в начале обучения игре на фортепиано.

Важно держать мышцы рук расслабленными. Прежде чем мы начнем, разомните руки, убедитесь, что нет напряжения в запястьях или пальцах.

При игре на пианино, нам необходимо сохранить изогнутую форму руки, когда это возможно. Вот отличное упражнение, чтобы найти правильную форму:

Положите руки на колени. Пусть пальцы свободно изогнутся вокруг колена. Обратите внимание на их округлую форму. Теперь поднимите руки от колен и поднесите их к клавиатуре, сохраняя тот же изгиб.

Нажимайте на клавиши кончиками пальцев— а не подушечками.

Упражнение Пузырь

Еще один отличный способ найти правильную форму руки— и метод, который особенно хорошо работает с маленькими детьми— это держать руки вверх ладонями. Теперь представьте, что в каждой из ладоней находится пузырь размером с апельсин. Какую форму вам нужно сделать, чтобы убедиться, что пузырь не уплывает? Не забывайте держать руки мягкими – иначе пузырь лопнет!

На приведенных выше изображениях, запястья и предплечья плоские. Будьте внимательны, не опускайте запястья. Старайтесь поддерживать прямую линию между запястьями и локтями. Отличный способ проверить это — положить линейку на предплечье. Можете пошевелить пальцами, так, чтобы она не упала?! Держите локти немного подальше от тела.

Читайте также:  Если болит рука в кисти какой мазью мазать

Почему это так важно?

Итак, мы подробно поговорили о правильной постановке рук на фортепиано. Но почему это так важно?

Игра кончиками пальцев дает гораздо больший контроль по сравнению с игрой подушечками пальцев. Вы сможете играть с гораздо более точной динамикой (громкость и мягкость) и более контролируемым характером звука.

Вы наверняка видели, как кто-то играет на фортепиано, и можете понять, что игра на пианино включает в себя много скрещивания пальцев друг под другом. Попробуйте сделать это плоскими руками. Невозможно, правда? Наконец, игра в такой форме позволяет пальцам двигаться гораздо быстрее.

источник

Методическая разработка, для учителей ДМШ, ДШИ, посвящена проблеме переигранных рук, связанных с неправильной их постановкой, на начальном курсе обучения.

Профессиональные заболевания рук довольно распространены среди музыкантов. Причины разные, но основная-это неправильная работа пианистического аппарата. Педагогу, детскому, очень важно понимать, как устроена костно-мышечная система человека, как она развивается, каковы её особенности у детей разного возраста. Занимаясь с ребёнком в течении длительного времени, необходимо наблюдать за развитием детского организма и вовремя замечать нарушения его функций. В противном случае профессиональное заболевание «подстережёт» ученика. «Переигранные руки» являются следствием неправильной посадки и постановки, а в дальнейшем складывается такая картина: ученик во время занятия чувствует неудобство в игре, неудобство в движениях рук,и продолжает заниматься ничего не меняя, считая, что и скованную технику преодолеет путём многократных повторений(пусть и неправильными движениями), и играть станет удобнее. А ведь часто ученик даже не догадывается, что играет неверными движениями. Но проходит время, и ученик замечает, что от многократных повторений играть становится легче только чуть-чуть. Кроме того, ученик попадает в зависимость от количества часов, проведенных за инструментом- он начинает чувствовать, что, не позанимавшись один день, все наработанное им за последние дни просто исчезает. В итоге ученик попадает в ловушку, для того, чтобы хоть как-то подготовиться к выступлению (урок у педагога, зачет, экзамен, концерт или конкурс) ученику приходится просиживать за инструментом много времени каждый день. Таким образом, неудобные движения рук, которые полностью зажимают и руки, и запястья, и психику ученика, повторяются ежедневно. Естественно, что через определенное время руки зажимаются настолько, что это приводит к болям в мышцах. Руки начинают постепенно болеть.

Особо целеустремленные и упорные ученики продолжают заниматься и в таком состоянии-через боль в руках. В итоге весь этот набор приводит к переигранным рукам: когда ученик не в силах даже просто прикоснуться к клавише, когда пальцы перестают шевелиться, когда от взгляда играющего пианиста у ученика начинают болеть руки.

Постановка игрового аппарата является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того маленькому пианисту приходится играть сразу на взрослом инструменте, в отличии от струнников и народников.

Просмотр содержимого документа
«Здоровье-сберегающие технологии на уроках фортепиано. Проблема переигранных рук.»

Здоровье-сберегающие технологии на уроках фортепиано.

Проблема переигранных рук.

Профессиональные заболевания рук довольно распространены среди музыкантов. Причины разные, но основная-это неправильная работа пианистического аппарата. Педагогу, детскому, очень важно понимать, как устроена костно-мышечная система человека, как она развивается, каковы её особенности у детей разного возраста. Занимаясь с ребёнком в течении длительного времени, необходимо наблюдать за развитием детского организма и вовремя замечать нарушения его функций. В противном случае профессиональное заболевание «подстережёт» ученика. «Переигранные руки» являются следствием неправильной посадки и постановки, а в дальнейшем складывается такая картина: ученик во время занятия чувствует неудобство в игре, неудобство в движениях рук,и продолжает заниматься ничего не меняя, считая, что и скованную технику преодолеет путём многократных повторений(пусть и неправильными движениями), и играть станет удобнее. А ведь часто ученик даже не догадывается, что играет неверными движениями. Но проходит время, и ученик замечает, что от многократных повторений играть становится легче только чуть-чуть. Кроме того, ученик попадает в зависимость от количества часов, проведенных за инструментом- он начинает чувствовать, что, не позанимавшись один день, все наработанное им за последние дни просто исчезает. В итоге ученик попадает в ловушку, для того, чтобы хоть как-то подготовиться к выступлению (урок у педагога, зачет, экзамен, концерт или конкурс) ученику приходится просиживать за инструментом много времени каждый день. Таким образом, неудобные движения рук, которые полностью зажимают и руки, и запястья, и психику ученика, повторяются ежедневно. Естественно, что через определенное время руки зажимаются настолько, что это приводит к болям в мышцах. Руки начинают постепенно болеть.

Особо целеустремленные и упорные ученики продолжают заниматься и в таком состоянии-через боль в руках. В итоге весь этот набор приводит к переигранным рукам: когда ученик не в силах даже просто прикоснуться к клавише, когда пальцы перестают шевелиться, когда от взгляда играющего пианиста у ученика начинают болеть руки.

Постановка игрового аппарата является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того маленькому пианисту приходится играть сразу на взрослом инструменте, в отличии от струнников и народников. Поэтому необходимым условием для развития техники являются физические размеры руки, растяжка между пальцами, удобный, подвижный 1й палец, ногти, не залезающие на подушечки пальцев.

Первый год обучения важен тем, что является годом постановки игрового аппарата. Невозможно научить ребенка в 1 год всем техническим приемам, поэтому приходится мириться с низким художественно-звуковым уровнем исполнения. Каждый прием вводится постепенно, и каждый навык считается усвоенным не после его понимания учеником, а после того как возникает автоматизация приёма. Должна возникнуть память рук на определенные движения.

На педагоге лежит огромная ответственность, т.к. грамотная постановка рук, обеспечит в дальнейшем свободную игру, беглость, умение играть кантилену, что сделает игру выразительной, эмоциональной, а главное, ребёнок сможет избежать напряжения, и связанных с ним профессиональных заболеваний.

Зажатость аппарата-это не внезапно образовавшаяся «болезнь», а приобретенное состояние на протяжении нескольких лет игры. Сутулая спина , поджатые к туловищу локти, игра когтеобразными пальцами, неподвижность руки, отсутствие полного контакта пальцев с клавиатурой, неполный слуховой контроль-все это причины, которые вызовут в будущем заболевание рук.

Для того чтобы понять, как правильно должен играть аппарат, нужно разобраться в анатомии. При игре на фортепиано участвуют не только пальцы, но и вся рука. Это понятие должно быть ключевым в работе педагога. Многие педагоги локализуют кисть, заставляя остальную часть руки быть неподвижной. Это неправильный подход. В игре участвуют пальцы, кисть, пясть, предплечье, надплечье, а также все это поддерживают мышцы плеча, спины, груди, и плечевого пояса. Правильной работе этих компонентов способствует, прежде всего, верное положение корпуса при игре. Должен ощущаться «стержень», который проходит вдоль спины, мышцы поясницы поддерживают весь корпус, грудная клетка раскрыта, плечи опущены, а голова при правильной осанке, находясь в высоком положении, как бы наблюдает со стороны за всем происходящем на инструменте. В положении пальцев и ладони нужно руководиться принципом естественности- нет зажатости, ладонь раскрыта, пальцы слегка закруглены. Играет не ноготь , а мякоть подушечки.

Итак, к неправильным движениям, приёмам и прывычкам относятся:

слишком расхлябанные или слишком зажатые локти;

слишком прижатые или слишком отставленные локти;

слишком поднятые или слишком опущенные запястья;

слишком разболтанные или слишком статичные запястья;

источник

Опасность, которая подстерегает профессиональных музыкантов, когда они остервенело и по много часов играют на скрипке/рояле/гитаре/барабане и т.д. напряженными руками, не слушаясь своего тела, которое умоляет их остановиться, посылая соответствующие сигналы (руки устают, начинают болеть…).

Если музыкант долго продолжает в том же духе и издевается над собой, то однажды природа скажет ему свое веское «хватит»: никакие проф. движения без боли для такого человека будут уже невозможны, как бы он ни хотел. Это своего рода «природный предохранитель». (С точки зрения природы наши с вами концерты и конкурсы ведь совершенное ничто по сравнению с сохранением здоровья и жизни).

В таких случаях помогает время и отдых, восстановительное лечение, а иногда — так считается, или по крайней мере раньше считалось, — не помогает и музыкант может потерять профессию.

Важно! Считается, что «переигрывает руки» тот музыкант, чей учитель сделал ему с самого начала неправильную «постановку рук». Между тем выдающийся педагог, проф. Гольденвейзер считал иначе. Он говорил, что понятие «постановка рук» ложно, потому что подразумевает статику, а исполнительство — это движение, и «надо исходить из того, что руку надо не ставить, а двигать». Более того: именно из-за того, что в педагогической практике столь большое внимание уделяется «постановке рук», музыканты начинают играть напряженными руками. (см.) То есть — логически продолжим сказанное Гольденвейзером — рискуют «переиграть руки».

Переиграть руки могут не только музыканты. Нечто подобное происходит и с людьми не музыкальных профессий, везде, где люди изо дня в день совершают однообразные движения, особенно — находясь при этом в стрессовом состоянии. У тех, кто много пишет, бывает так называемый «писчий спазм». У тех, кто постоянно долбит на компьютерной клавиатуре — «туннельный синдром». У рабочих на заводах — прядильщиц и мотальщиц и др. — и даже у доярок (!) существует свое профзаболевание рук.

Конкретные диагнозы, а также обследования — дело докторов. О профессиональных заболеваниях рук написаны книги и научные труды, изложение некоторых из них см. здесь. (В свое время в московском Институте профзаболеваний были специалисты, которые лечили такие состояния; правда, когда я несколько лет назад я наводила справки, мне сказали, что сейчас там этим не занимаются. Если у вас есть информация о том, где найти докторов, специализирующихся на руках музыкантов, дайте знать).

(Небольшое отступление. Не всякая боль в руках говорит о том, что они «переиграны». В обычной жизни есть немало ситуаций, в которых можно перетрудить руки. Они не обязательно связаны со скрипкой. Ношение тяжелых сумок; отгребание машины из снега; или даже методичное отшвыривание от себя настырного кота, который всю ночь лезет лизаться — все это может дать на следующий день боль в руках, и в этом случае не стоит сразу бить во все колокола, нужно просто вспомнить, что вы делали помимо того, что играли на скрипке).

Но если боль связана именно со скрипкой — немедленно отложите инструмент в сторону.

Лучший способ справиться с переигрыванием рук — его не допустить. Или, если перефразировать изречение, «лучше недоиграть, чем переиграть»

Надо уметь вовремя остановиться в занятиях, не играть уставшими руками, а уж если они болят — не играть тем более.

Во время вирусных заболеваний (гриппа, ангины и даже банальных ОРВИ) соблюдать осторожность, и если температура поднялась выше 37 — не играть. (Исключение — ответственные концерты, тут решение принимается исходя из ситуации).

Ну и самое главное — уже скорее из области психологии. Нужно избавляться от механистического мышления и болезненных амбиций, заставляющих исступленно истязать себя, истощая психику и подвергая себя чрезмерным нагрузкам.

Нужно учиться любить и уважать себя, и кто бы что ни говорил, но мы обязаны ценить самый совершенный инструмент, который дала нам природа — даже не скрипку, нет, а наше тело.

источник

Так уж повелось, что не все ценители прекрасного оканчивают музыкальную школу, и именно эта жажда гармонии и тонких мелодических переплетений иногда толкает всецело созревших людей на нелегкий шаг — обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте.

В помощь этим подвижникам, если они избрали предметом своего интереса фортепиано, и была написана данная статья (хотя она окажется весьма полезной и всем остальным музыкантам, будь то скрипачи, гитаристы или флейтисты).

Несомненно, залогом мастерства является практика: чем больше вы занимаетесь с инструментом, тем лучше ваша игра. Однако что же делать, если инструмента под рукой не оказалось (я еще ни разу не видел человека в очереди в супермаркете с синтезатором под мышкой), или же соседи через стенку каждые пять минут передают по батарейной связи обширные послания, зашифрованные азбукой Морзе — мол, потише, пожалуйста? Для этой цели (и примерно в таких условиях) вашим покорным слугой был выдуман целый ряд упражнений для пальцев, которыми он спешит поделиться.

Упражнения разделим на две группы: 1 — упражнения без ничего, 2 — упражнения со снарядом (с мячиком для большого тенниса и с шариковой ручкой). Также уделим пару слов вопросам разминки и техники безопасности, но это уже в конце. Г. И. Семирадский, «Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла», 1887 г.
Источник: artchive.ru

Итак, группа 1 — упражнения без ничего.

Необходимое оборудование: пальцы, иногда — стена или любая другая поверхность. В целях удобства и краткости присвоим каждому пальцу свой номер. Большому — 1, указательному — 2, среднему — 3, безымянному — 4, мизинцу — 5.

Упражнение 1 — на координацию. Стучим по большому пальцу.

Сперва коснемся большого пальца мизинцем, потом — безымянным, средним и указательным по очереди. Теперь — в обратном порядке: указательным, средним, безымянным и мизинцем. Получаем такую последовательность: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Повторять любое количество раз. Постарайтесь добиться чувства уверенности в пальцах, хлесткости ударов, а также ровного ритма. Позже ваши пальцы скажут вам «Спасибо», когда вы будете разучивать мелодические произведения.

Если с правой рукой (если вы — правша), как правило, проблем не возникает, то с левой поначалу будет очень непросто. Но это временное явление — с практикой все становится на свои места (меня пальцы стали более-менее слушаться только на третий день занятий). Норман Роквелл, «Настройка фортепьяно»
Источник: artchive.ru

Упражнение 2 — на силу и выносливость. Жмем на большой палец.

Делаем все, как указано выше, но с тем лишь отличием, что теперь мы с силой нажимаем на большой палец. Последовательность остается неизменной: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Так мы разовьем силу и выносливость пальцев — сможем дольше играть и радовать наших соседей гармоническими переливами всевозможных гамм и аккордов.

Упражнение 3 — на скорость.

Делаем все, как в упражнении 1, но теперь возможны две вариации: или пытаемся максимально быстро простучать последовательность 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5, или так же быстро стучим ее без повторных простукиваний указательным пальцем и мизинцем, 5, 4, 3, 2, 3, 4, 5, 4, … и так далее. Ведь иногда приходится играть очень быстрые произведения, и как же печально, когда в руках недостает так нужной в этот момент скорости…

Читайте также:  Не сгибается и болит сустав среднего пальца руки

Упражнение 4 — на координацию. «Терции».

Теперь переходим от «мелодических» простукиваний к «гармоническим»: начинаем стучать одновременно несколькими пальцами. Вот именно здесь нам и понадобится стол (или хотя бы чья-нибудь коленка, своя тоже подойдет). Пальцы будем брать через один: 1 и 3, затем 2 и 4, затем 3 и 5 (далее 1−3, 2−4 и 3−5, соответственно). Данное упражнение может сперва показаться невыполнимым, но с практикой придут и уверенность, и скорость, и плавность. Джованни Больдини, «Женщина за фортепиано»
Источник: artchive.ru

Отрабатываем последовательности:

  • 1−3, 2−4, 3−5, 3−5, 2−4, 1−3 ;
  • 1−3, 3−5, 1−3, 3−5 ;
  • 1−3, 2−4, 3−5, 1−3, 2−4, 3−5 ;
  • 3−5, 2−4, 1−3, 3−5, 2−4, 1−3

Кроме того, как вариант этого же упражнения, потренируем «расход»: сначала ударим по поверхности одним пальцем, а следом за ним — двумя соседними. Получаем последовательности:

  • 2, 1−3, 2, 1−3 ;
  • 3, 2−4, 3, 2−4 ;
  • 4, 3−5, 4, 3−5

Упражнение 5 — на постановку руки.

Согнем пальцы так, будто мы держим в руке мячик (все пальцы равномерно согнуты, будто обхватывают невидимый шар). Теперь, не меняя положения пальцев, ставим получившуюся фигуру на стол пальцами вниз — получается, что мы упираемся в поверхность стола ногтями. Теперь слегка надавим на руку весом своего тела, стараясь удержать пальцы дугообразными и не дать им прогнуться.

Данное упражнение рассчитано на выработку у пианистов правильной постановки руки. Такое «дугообразное» нажатие является более результативным и менее трудоемким (в отличие от нажатия, которым мы звоним в дверь или вызываем лифт), и, как результат, игра на фортепиано становится значительно легче и уверенней.

Далее нам предстоит побеседовать об упражнениях с мячом и/или ручкой, а также о разминке и технике безопасности…

источник

Использование веса руки помогает избежать излишнего напряжения при высоких скоростях виртуозной игры.

«Весовой» игре на фортепиано учат с самого раннего возраста и при малейших затруднениях в виртуозной или кантиленной музыке важно обращать внимание не только на аппликатуру или приспособляемость руки к проблемному месту, на строение мотива, фразы или предложения. Решение той или иной технической, а подчас и художественной задачи приходит через обращение к технике управления весом. Этот метод приложим не только для детской музыкальной педагогики — он работает на всех уровнях обучения игре на фортепиано.

Сам термин «весовая игра» на фортепиано ни для кого из профессиональных музыкантов-пианистов не новость. Представители анатомо-физиологического направления фортепианной педагогики, пришедшей в конце XIX столетия на смену механистическим представлениям предшествующих ей методик, впервые ввели этот термин в обиход. Давно отгремели споры о правомерности взглядов представителей анатомо-физиологической школы (Л.Деппе, Т. Бандман, Р. Брейтгаупт, Эрвин Бах и другие). Полемически заостренные высказывания по этому поводу можно найти в методической литературе первой половины XX века.

Критически высказывания о работах Рудольфа Брейтгаупта, Фридриха Штейнгаузена, Эрвина Баха мы находим и у представителей отечественной фортепианной педагогики, в частности у А.А.Николаева [7, с. 239].

Но уже И.Гофман в своей книге «Фортепианная игра. Ответы и вопросы о фортепианной игре», упоминая ошибочность многих положений «анатомо-физиологов», говорит о полезности того бурного обсуждения вопросов фортепианной техники, которое вызвала публикация методик Р.Брейтгаупта и его последователей [3, с. 6,7].

Положение о весовой игре практически ни у кого не вызывало сомнений. Лишь одностороннее понимание этого вопроса приводило к нежелательным результатам, а подчас и к элементарному дилетантизму. Проблема заключается в цротивопоставлении весовой и пальцевой игры.

Так Л.А.Баренбойм указывает на абсурдность такого противопоставления. Отстаивая пальцевую игру, которую игнорировали эпигоны Брейтгаупта, он писал: «Пальцевая интенсивность и хорошее пальцевое ощущение клавиатуры необходимы при всех основных фортепианных технических приемах: без этого невозможно отчетливое исполнение быстрых звуковых линий, без этого («мертвыми пальцами») кантилена не зазвучит, без этого аккорды будут «пустыми» [1, с. 62].

Практика преподавания в высшей школе показывает, что постоянное напоминание студентам об искусстве управления весом помогает решить множество задач. Использование веса помогает избежать излишнего напряжения при высоких скоростях виртуозной игры.

В методической литературе понятие управления весом можно встретить не часто, однако это всегда имеется в виду, когда говорится о свободе пианистического аппарата.

Известный американский пианист и педагог Сеймур Бернстайн извлечение звука на фортепиано сравнивает с ударом клюшки в игре в гольф. Он делит этот процесс на четыре этапа: подготовка, замах, движение к предмету, завершение. Для нас важен последний этап, который характеризуется так: «после удара по мячу клюшка продолжает раскачиваться, а затем останавливается» [2, с.44].

И далее уже о фортепианной игре: «после извлечения звука запястье продолжает плавно опускаться вниз в наиболее удобное нижнее положение» [2, с.48]. Здесь говорится не только о пластике «хореографических» движений, но главным образом о свободе игрового аппарата и об управлении весом.

Очевидно, что виртуозная игра требует минимальных и, что самое главное, оптимальных движений. Поэтому необходимо свести к минимуму подъем пальца над клавишей и практически полностью устранить мышечное усилие для извлечения звука (играть без давления пальца на клавишу).

Идеальной можно считать игру с поверхности клавиш (для рiаnо) или с минимальной высоты (для forte). Скорость падения пальца в обоих случаях должна быть высокой. Необходимо именно падение пальца под собственным весом, а не мышечное усилие, удар или давление.

Если рассмотреть в сильном замедлении быстрый виртуозный пассаж, то можно увидеть или скорее почувствовать что мышечное усилие происходит в момент поднятия пальца, а не в момент его падения. Поэтому и можно говорить об управлении весом не только для исполнения кантилены или кульминационных разделов музыкальной формы, но и для виртуозной игры мелких пассажей, общих форм движения и исполнения различных видов мелизматики.

Прелюдия Ф.Шопена си бемолъ минор (соч.28), таит множество «подводных камней» даже для хорошо оснащенного пианиста. Будет ошибкой, если мы будем думать, что самое трудное здесь — это непрерывная гаммаобразная мелодия шестнадцатых в темпе ргestissimo на протяжении четырех страниц «убористого» текста. Опасность заключается в данном случае в возможной деформации веса в сторону утяжеления правой руки и облегчения левой, что, казалось бы, правильно, поскольку аккомпанирующий материал изложен в партии левой руки, а виртуозная мелодия доверена правой.

На самом деле инфернальный вихрь пассажей может быть исполнен только легкими и почти невесомыми пальцами, тогда как бешеной скачке ритма в левой руке необходим хороший вес с опорой на бас.

Игра на фортепиано, в общем, представляет собой чередование напряжения и расслабления мышц рук (хотя это некоторое упрощение, поскольку в игре задействованы мышцы не только рук, но и спины и др.). Но всегда важно, чтобы расслабление преобладало над напряжением. Строго говоря, рука должна почти всегда находиться в состоянии покоя, а напряжение используется для подъема пальца или перемещения руки.

Чтобы свести к минимуму напряжение мышц, управляющих движением пальцев, необходима хорошая опора в двух точках — в запястье и на конце пальца с ощущением дна клавиши.

Поскольку пальцы имеют разную длину, то в постепенном движении вверх или вниз используется поворот кисти в сторону мелодического движения. Кисть всегда находится над пальцем, извлекающим звук, подобно тому, как при ходьбе масса тела перемещается с одной ноги на другую. Крайние положения запястья — это позиции первого пальца и позиция пятого пальца (имеется в виду поворот кисти к первому и пятому пальцам). Между ними может быть множество различных положений, но правило «кисть следует за пальцами» неукоснительно соблюдается. Ноту нельзя «взять» сбоку, но только вертикально или сверху вниз или снизу вверх. Это важно как для исполнения кантилены, так и для виртуозных пассажей.

Опору каждый пианист находит самостоятельно, сообразуясь с индивидуальными особенностями строения игрового аппарата. Хороший совет для опоры, позволяющей пальцам быть максимально независимыми мы находим и А.А.Шмидт-Шкловской. Она советует опираться в середину ладони, а не в «косточки» [8, с.11, 12], что обеспечивает не только независимость пальцев, но и способствует более интенсивному звуку в кантилене и высокой скорости падения пальца в виртуозной музыке.

Г.Г.Нейгауз пишет, что пальцы, стоящие под «сводом ладони» могут выдержать в принципе любой вес. Он их называет дугами, арками или колоннами [6, с.108]. Еще раз необходимо подчеркнуть о том, что опора для каждого пианиста индивидуальна, важно, чтобы она была в принципе

Никто не оспаривает успехов школы Т.Лешетицкого, хотя его методика предписывает совершенно другой способ опоры (как раз именно в «косточки» пальцев).

Предшественники же Т.Лешетицкого, представители старых школ, такие как Л.Келер или Г.Дам вообще избегали опоры и влияния веса руки на пальцы [5, с.153].

В зависимости от конкретной артикуляционной или интонационной задачи используется вес разных частей руки, начиная от первой фаланги пальца и до веса плечевого сустава. Когда необходимо извлечь из инструмента особенно массивное звучание используется вес спины. Опору для передачи веса обеспечивает куполообразное положение кисти, когда фаланги пальцев опираются друг в друга. Вершина купола находится в запястье. При необходимости, когда используется так называемая крупная техника (октавы, аккорды и пр.) включается вес предплечья и плеча («игра всей рукой» у А.Л.Шмидт-Шкловской [8, с.23].

Примером мгновенного переключения веса может служить Рондо ля минор Моцарта. Использование для исполнения различных штрихов (tenuto, 1еgato сапtabile и мелкое non legato в исполнении мелизматики и пассажей тридцать вторых) требует соответствующего веса различных частей руки и пальцев. Теnuto исполняется «рычагом» от предплечья без участия кистевого движения (запястье образует мост от пальцев к предплечью), но с твердой опорой на пальцы. Legato cantabile играется всей рукой с пластичным перетеканием веса от плеча через предплечье, запястье и кисть к упругим суставам и кончикам пальцев.

Мелкие длительности в группетто и других украшениях (включая и пассажи тридцать вторых) требуют предельно легких пальцев и кисти. Вес крупных частей руки и спины здесь полностью исключается. Запястье находится в высоком положении и малое, но необходимое количество веса как бы стекает по кисти и фалангам пальцев в самые их кончики.

Контактность с дном клавиатуры здесь особо тонкая: кроме тактильного ощущения дна в этом случае используются две опорные точки — на дне клавиши и в соединении первой и второй фаланг пальца. При этих переключениях веса, которые происходят на малых временных промежутках (иногда в одном или двух тактах) необходимы не только предельное внимание и умение управлять весом, но и реактивное образное мышление, способное без участия «рацио» мгновенно переключать внимание с реплики одного интонационного персонажа на реплику другого. Распределение веса в горизонтальных или линеарных построениях требует соблюдения определенных условий. Следование правилу «чем меньше длительность — тем меньше она весит» всегда способствует естественности звукоизвлечения в кантилене, помогает построить мотив, фразу или предложение.

Целая длительность исполняется большим весом, чем половинная. Четверти соответственно легче половинных и т.д. Это важно не только в исполнении гомофонной музыки, но также и в полифонии.

В полифонической музыке «неравновесное» исполнение различных длительностей помогает услышать все противосложения. Легкие мелкие длительности, звучащие на фоне длинной и тяжелой, медленно затухающей ноты создают эффект полифонического объема — раздельно звучащих голосов. В исполнении полифонии необходимо владение многими приемами управления весом.

Для музыки гомофонно-гармонического изложения характерна так называемая звуковая перспектива. Как в портретной живописи персонаж живет в окружении пейзажа или декора, так и в звуковой перспективе интонационный персонаж мелодии обогащается гармоническими и контрапунктическими «обстоятельствами». Звуковая перспектива также не может обойтись без весовой игры,

Самый простой пример — мелодия и сопровождение в виде баса и гармонической фигурации (Ф.Шопен. Главная тема Баллады фа минор, Ноктюрн ми бемоль мажор и пр.). Для исполнения мелодии в целом требуется больший вес при участии в звукоизвлечении массы кисти и предплечья, иногда и плеча. Аккомпанемент мелодии исполняется меньшим количеством веса: обычно весом кисти или только весом пальцев («пустыми» пальцами).

Такой аккомпанемент Е.Либерман называет аккомпанементом романтического типа. Он пишет: «В медленных аккомпанементах романтического типа опорой, самым громким звуком является бас. Все последующие звуки, добавляясь к звучанию баса, тонут в нем, продолжая свое существование уже в виде «вибрирующего» аккорда, звучащего на педали» [4, с. 103]. Для исполнения линии баса нужно чуть больше веса и плоские пальцы (на подушечках). Это вертикальное распределение веса. Для исполнения мелодии существует и горизонтальное управление весом. Широкие интервалы преодолеваются с помощью открытия кисти с замахом или набором «дыхания». Узкие интервалы при постепенном или гаммаобразном движении исполняются переступанием пальцев с ощущением массы кисти над ними (кисть всегда нависает над пальцами, исполняющими мелодию).

Более сложный случай, когда сами «обстоятельства» интонационного сюжета неоднородны, можно увидеть на примере первого интермеццо из соч.119 И.Брамса.

Нисходящая линия поддерживающих хрупкую мелодию голосов сопровождается угасанием. Мелодия как бы парит в призрачной атмосфере. Исполняется она чутким пальцем под «теплой» и тяжелой ладонью, палец при этом находится как бы под самым центром кисти. Нисходящий же ход играется постепенно «пустеющими» пальцами. Поначалу присутствующий в произнесении сопровождения вес, постепенно уменьшается до еле заметного (в звуке до едва слышного рianissimo).

В некоторых случаях вес распределяется по разным пальцам одной руки при исполнении мелодизированных гармонических комплексов.

В прелюдии ре мажор соч.11 А.Н. Скрябина мы видим подобный пример. Ремарка Аndantе саn1abi1е, размер 4/2, очень длинные фразировочные лиги, рiano и pianissimo, «бесконечная» линия восьмых в левой руке. Все эти особенности текста говорят о том, что перед нами образ невесомый, воздушный, прихотливо изменчивый и одновременно излучающий непрестанное свечение.

Здесь особенно важна звуковая перспектива с тонко разделенными планами. Мелодия доверена верхним нотам аккордов, которые исполняются практически невесомыми пальцами. Верхние же ноты озвучиваются при помощи «нервного» и чуткого кончика пальца и, что самое главное малым, но необходимым весом первой его фаланги, Кисть правой руки с помощью поворота к пятому пальцу делится надвое: основная ее масса нависает над пятым пальцем, тем самым обеспечивая вес для исполнения мелодии и лишая излишней тяжести аккомпанирующие звуки аккорда.

Читайте также:  Почему болит рука после снятия гипса после перелома

Предпочтительным для управления весом при игре на фортепиано можно считать высокое положение запястья. При этом обеспечивается хорошая подвижность кисти, как по вертикали, так и по горизонтали. Вес как бы стекает с высокого запястья по фалангам пальцев и через кончики к самому дну клавиатуры. Это положение руки способствует также и хорошей опоре: вся архитектура кисти опирается в купол — запястье.

Очень многие пианисты играют с низким запястьем или вытянутыми и плоскими пальцами. При этом весовая игра и игра с опорой остается, эффект прямой контактности с клавиатурой достигается через иные приемы. Одна из точек опоры находится всегда на дне клавиши, другая может располагаться в различных местах кисти, запястья или даже предплечья. Но для обучения весовой игре все-таки лучше избрать игру с высоким положением запястья.

Итак, практика исполнения и обучения говорят о том, что осознанно или нет, но игра на фортепиано — это всегда весовая игра. Искусство управления весом подразумевает разделение или распределение веса:

Управление весом всегда находится в зависимости от опоры и дыхания руки. Вес, опора и дыхание — «три кита» фортепианной игры. Только овладев в достаточной степени этими фундаментальными основами исполнительского мастерства, мы можем подойти к проблеме адекватной и убедительной интерпретации музыкальных текстов классической в широком смысле фортепианной литературы.

источник

Постановка рук и правильная осанка — это то, чему деток учат в музыкальной школе с первых дней занятий. Неправильная постановка рук и посадка — это довольно распространенные ошибки самоучек. А тем временем существует даже специальная обучающая литература, посвященная консерваторской постановке рук на фортепиано. В этом плане довольно интересным является труд М.И. Николаевского «Консерваторская постановка рук на фортепиано» (1917 г.). Что же представляет из себя правильная постановка рук для фортепиано? Как научиться следить за собой, в том случае, если вы — самоучка, и некому указать вам на ваши ошибки?

Правильная постановка рук предполагает свободу и независимость в движениях пальцев и рук во время игры на фортепиано. Если рука поставлена неправильно , рано или поздно исполнитель сталкивается с проблемой в исполнении более сложных и быстрых произведений. К примеру, среди распространенных ошибок — постановка пальцев ближе к краям белых клавиш, оттопыривание мизинцев, «деревянные» пальцы и др.

Консерваторская постановка — это правильная посадка, высота стула, положение корпуса и его наклон, правильное положение ног и колен, плеч и локтей, рук, кистей и пальцев. Также важен подъем пальце во время игры на фортепиано, постановка первого пальца и его подкладывание в гаммах.

Итак, правильная посадка за фортепиано — это прямая спина, опора на ноги и чуть опущенные плечи. Во время игры на фортепиано обязательно следите за своими локтями. Они не должны болтаться или мешать вам — вся тяжесть вашей руки должна ощущаться в кончиках пальцев.

Во время игры на фортепиано избегайте резких движений руками. Рука должна идти настолько плавно, будто вы плывете под водой. Обязательно включите выступления известных пианистов и посмотрите, как они сидят за инструментом и держат руки во время игры на фортепиано. Старайтесь подражать им. Не садитесь слишком близко к инструменту или слишком низко на стуле — это приведет к скованности плеча.

Теперь поговорим о постановке рук во время игры на фортепиано. Держите пальцы в собранном виде ближе к черным клавишам. Представьте, что вы держите в руке невидимую сферу. Пальцы не должны прогибаться во время игры на фортепиано (довольно распространенная ошибка слабых пальцев). Нажимать на клавиши следует подушечками пальцев, так что о длинных «кошачьих» ногтях придется забыть.

Во время игры все пальцы необходимо закруглять (ставить «домиком») и во время пауз подвешивать кисть в воздухе. Профессиональный пианисты делают это очень эффектно — это помогает снять напряжение в руке.

Во время игры используйте всю руку от самого плеча. Руки должны непрерывно и плавно двигаться.

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Работа над постановкой рук в классе фортепиано.

Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и физические ощущения. От того, каким образом была проведена эта работа, зависит многое, и недостатки в ней могут сказаться даже через годы. Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения.

Особое внимание в начале обучения важно уделять процессу постановки рук и занятию упражнениями. Постановка рук и выработка рабочей осанки — пожалуй, самый трудный этап в обучении. В этот период перед педагогом стоит очень ответственная и трудная задача: «создать» руки ребенка. Плачевное зрелище представляют собою дети, проучившиеся достаточное количество времени (более полугода) игре на фортепиано, и не приобретшие основных технических навыков. Детей с непоставленными руками приходится переучивать, возвращаясь к этапу первого класса спустя годы обучения. При этом встает сразу ряд проблем: сутулая спина, поднятые плечи, прогнутые пальцы, лежащие кисти. И напротив, ребенку с хорошо поставленными, беглыми пальцами в дальнейшем очень легко продолжать обучение.

Некоторые способы закрепить навыки правильной посадки и постановки рук.

«Лепку» игрового аппарата ребенка необходимо начинать с первой минуты занятий. При этом следует добиться полной свободы тела и мягкости рук. Показывать приемы следует в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях.

Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от «зажатости», надо научить его, во-первых, воспринимать разницу в ощущении напряженной и свободной руки, а, во-вторых, услышать зависимость качества звука от изменения состояния руки. Для этого педагогу полезно сыграть простенькую мелодию тремя способами:
а) напряженной рукой с жесткими пальцами;
б) преувеличенно расслабленной рукой;
в) свободной, но организованной рукой, и предложить ученику внимательно послушать, в каком случае мелодия звучит лучше.
Обычно дети правильно выбирают (в данном случае) третий вариант.
При повторном проигрывании этими тремя способами, ученик может придерживать руку педагога, чтобы почувствовать, что перемена качества звучания зависит от изменения состояния руки.

Вот несколько упражнений, которые помогают ребенку чисто визуально, техническими приемами, научиться быстро ориентироваться на клавиатуре, закрепить навыки правильной посадки и постановки рук:
1) «Кластеры» на двух — трех черных клавишах.
2) «Вертолет» — извлечение одного звука. Цель — научиться брать звук сразу и непосредственно, одним движением, без прицеливания или остановки. Выполняется двумя руками одновременно определенным пальцем, по определенным нотам от середины клавиатуры и обратно. Звуки исполняются различными длительностями, начиная с более длинных к более коротким.

Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А.Шмидт — Шкловская, занимавшаяся
изучением профессиональных заболеваний пианистов и поисков рациональных приемов игры. В своей брошюре «О воспитании пианистических навыков» она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата. Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед. Плечи опущены, дыхание ровное и свободное. Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. По этому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги. Выработке такой осанки помогают различные упражнения:
Стоя: а) поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения.
б) размашистыми движениями вращать вытянутыми руками вокруг
корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых
суставов.
в) поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их.
Сидя: а) оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечья
вверх — вниз, одним движением, без остановки в крайних точках.
б) описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки.
в) подвесить кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о
край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в
сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустить
и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до остановки).

Основную нагрузку при игре несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди и плечевого пояса. Очень часто зажатость этих мышц мешает работе пианиста. Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее изменить. Поэтому нежелательны такие встречающиеся крайности, как прижатые, опущенные или неестественно раздвинутые локти, затрудняющие игру и вызывающие напряжение.

Педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата, уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь. Ведь самого ребенка его ощущения во время игры не занимают, и он часто даже не замечает напряжения. Организованность движений должна сочетаться с освобождением от всяких лишних напряжений. Возникают напряжения легко, а избавиться от них трудно. Распознаются излишние напряжения различными способами. Одно из них — слуховое восприятие. Для игры скованных исполнителей характерно форсирование звука. Другой способ — субъективные ощущения исполнителя — чувство скованности, быстрое утомление, в последствии могущее перейти в боль. Наконец, напряжение заметно по внешнему виду исполнителя.

Несколько типичных двигательных дефектов и возможные способы их устранения:

I. Скованность плеча. Причина: ученик близко или низко сидит. Нужно проверить посадку и, если замечания недостаточно, следует предложить упражнение — перенос руки на далекие расстояния или гимнастические упражнения.
II Тряска кисти. Малыши начинают трясти рукой потому, что не чувствуют силы и самостоятельных возможностей в своих еще маленьких и неокрепших пальчиках. Между тем это психологическое заблуждение. Можно порекомендовать упражнения на выполнение небольших последовательностей из 2-3-4-5 звуков на одном дыхании.
III. Слабые пальцы могут прогибаться. Причина этого — желание играть более громко, неестественным для себя звуком — отсюда излишнее давление. По этому поводу Игумнов говорил: «Так же как нельзя ходить, продавливая ногами пол, так нельзя и играть, продавливая пальцами клавиатуру». При необходимости лучше играть тише, чем пользоваться распространенной рекомендацией «собрать пальцы «, вызывающей перезакругленные ленивые пальцы с проломленным сводом кисти. Следует дать ученику упражнение на беззвучное, мягкое нажатие клавиши.
IV. Скованность кисти. Следует играть трели в медленном темпе,
делая круговое движение запястьем.
V. Скованность предплечья. Следует играть тремоло в медленном темпе, преувеличенно раскрывая ладонь руки.
VI. Скованность пятого пальца. Когда обращают внимание учащихся на данный недостаток, они ссылаются обычно на физическую слабость своих пятых пальцев. Иногда это верно. Но сама слабость пятых пальцев проистекает из-за музыкальной и физической нетребовательности. Следует играть этюды для четвертых и пятых пальцев и последования, начинающиеся с пятых пальцев.
VII. Напряженность первого пальца. Этот недостаток происходит из-
за несамостоятельности, из-за того, что его действие подменяется
вращательным движением предплечья. Для того, чтобы заиграл палец, надо
играть именно пальцем, не заменяя его работу действиями других мышц.
Внешним признаком развитости первого пальца являются приобретение им
закругленной, выпуклой формы и увеличение управляющей его движением
мышцы. Упражнения: доставать первым пальцем квинту при задержании
пятого пальца; взять третьим пальцем звук, а первым брать звуки с разных
сторон от третьего.

Гимнастика на занятиях музыки
(рекомендует автор уникальной методики музыкального развития детей Т.Б.Юдовина-Гальперина)

«В своей педагогической практике я неизменно использую различные гимнастические упражнения, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе. Приведу ряд упражнений, позволяющих решать стоящие перед нами задачи. В зависимости от индивидуальности ребенка педагог может варьировать, изменять эти упражнения, придумывать новые и т.п.

1. «Балерина»
Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).

Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.

2. «Палочка»
Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны, не напрягая при этом рук.
Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.

3. «Пальчики — очки»
Наши пальцы — не крючки, — Сделай круглые очки!
Попробуйте сделать колечко, соединив палец правой и левой руки с остальными, — получатся очки, в которые можно посмотреть! Это упражнение полезно для постановки рук на фортепиано.
Прочтите стихи, потренируйтесь изображать пальцами очки, затем распойте стихи песенкой (каждый ребенок сочиняет по очереди) и поиграйте в очки, разглядывая друг друга!

4. «Пальцы – грабли»
Переплетите пальцы ладонями к себе и прочтите:
Что за пальцы: «Ну!» и «Ну!»
Как граблями я гребу!

Распойте слова песенкой и потренируйте пальчики. Это упражнение способствует хорошей растяжке между пальцами, которая необходима для игры на фортепиано.

5. «Пальцы – колечки»
В кольцо колечко пропусти
Цепочку встретишь на пути.

Соедините в кольцо большой и указательный пальцы левой руки. Через него попеременно пропускайте колечки из пальчиков правой руки: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец, — участвуют все пальцы. Упражнение полезно для правильной постановки рук и развития пальцевой техники в игре на фортепиано.

6. «Пальцы – домик»
игра-загадка

Построим дом.
Кто в нем живет
И песню такую звонкую поет?
(скворечник, скворец)

Сделайте ладошками домик, поставьте их друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты внутрь. Полюбуйтесь домиком и распойте слова песенкой. Похвалите лучшего исполнителя.

7. «Пальцы как жук»
Покажи, как жук летит и усами шевелит.
Сложите пальцы в кулачок, а указательный и мизинец разведите в стороны и пошевелите ими. Распойте слова песенкой, изображая пальцами полет жука.

Все пальцевые игры подготавливают детскую ручку к игре на фортепиано.

источник