Меню Рубрики

Болят руки у баяниста

Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ: Болезни суставов у музыкантов — Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ

  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Болезни суставов у музыкантов Оценка:

  • Любит посидеть
  • Почти освоился
  • СуперЮзер
  • Любит посидеть

Если несложно опиши симптомы болезни

Началось у меня это года два-три назад. Стао намного сложнее играть, то есть, пальцами двигать стало намного сложнее, сложнее стало чувствовать с какой силой нужно нажимать на струну. Суставы ( или хрящи, точно не знаю что именно) увеличились, особенно когда держу руки в тепле, то заметно болше увеличиваются. Стали щёлкать суставы, даже во время игры. Очень быстро руки устают когда играю.

Опять же есть специальные гимнастики, позволяющие проблему решить

Да, я иногда кручу китайские шарики ( надеюсь, понимаете что за шарики. Которые ещё звенят. ) немного помогает.

И еще вопрос на какой руке проблема с суставами

  • Почти освоился
  • Любит посидеть
  • Почти освоился
  • Любит посидеть
  • СуперЮзер
  • Активист

1. Это может быть из-за того, что играл закрепощёнными руками!
Руки нужно на гитару класть, а не хватать!
Это не из-за того, что переигрываешь, Сеговия — очень много играл!

2. Вполне вероятно что это просто СОЛИ!

3. Ни в коем случае не стоит щелкать суставами — это когда-нибудь скажется..

  • Активист
  • Почти освоился
  • Активист
  • Активист
  • СуперЮзер

SobolyFamily.ru (May 28 2006, 09:14) писал:

  • СуперЮзер

Davic (Jul 2 2007, 21:36) писал:

SobolyFamily.ru (May 28 2006, 09:14) писал:

Согласен, полностью соответствует истине .

  • Активист

нет все — таки щелкать не рекомендуется, лучше разминать пальцы и кисти. Обычные движения — сжать в кулаки и разжать итд. Хотя я разминаюсь Аллегро Джулиане

Слава богу ничего покуда не хрустит. кроме ступни когда особо активно ей крутить на тренировках по борьбе приходится ))

Сообщение отредактировал Derom: 04 Июль 2007 — 03:06

  • Активист

Derom (Jul 4 2007, 04:06) писал:

нет все — таки щелкать не рекомендуется, лучше разминать пальцы и кисти. Обычные движения — сжать в кулаки и разжать итд. Хотя я разминаюсь Аллегро Джулиане

Слава богу ничего покуда не хрустит. кроме ступни когда особо активно ей крутить на тренировках по борьбе приходится ))

источник

Лучший баянист мира Владислав ПЛИГОВКА рассказывает, насколько его успех зависит от пальцев, отчего музыканты боятся радикулита и почему баян за 7 тысяч евро – это недорого

Каждый год мы с трепетом наблюдаем за тем, как участники от Беларуси готовятся к «Евровидению». Болеем за наших на очередной «Фабрике звезд». Обсуждаем шансы белорусских конкурсантов на «Новой волне». Будто это и есть вся музыка. Между тем в стране немало пианистов, скрипачей, виолончелистов, которые побеждают на престижных международных конкурсах. К сожалению, успехи «классиков» чаще всего остаются за пределами нашего внимания. Хотя, поверьте, выступление инструменталиставиртуоза может доставить не меньше удовольствия, чем номер любой эстрадной звезды.

Владислав Плиговка в свои 22 года считается лучшим баянистом мира. Уроженец Полоцка выиграл практически все крупнейшие конкурсы. Последнее его достижение — победа в баянном чемпионате мира, который традиционно проходит в Шотландии. Афиши с его именем в Беларуси мало кто видел, при этом третьекурсник Белорусской академии музыки побывал с сольными концертами более чем в 20 странах. Недавно Владислав вернулся с крупного конкурса в Греции. Полоцкий виртуоз ездил туда уже не как участник, а как член жюри. Такие молодые судьи нашу страну еще не представляли. Сразу после возвращения с Эллады музыкант встретился с корреспондентом “НГ”.

Отбил клавиши в пианино и стал баянистом

— Почему стал играть именно на баяне?

— Это был очевидный выбор, потому что и папа, и мама у меня баянисты. Более того, мама родом из Тульской области, которая считается родиной баяна. Я начал заниматься с пяти с половиной лет. Поначалу проявлял больший интерес к пианино. До клавиатуры руками, правда, не доставал, поэтому колотил по ней пластиковым молоточком. В итоге отбил края всех клавиш. Родители меня отругали, но поняли: надо что-то делать. Тогда отец начал учить меня игре на баяне. Обрезал в стуле ножки, чтобы я доставал до пола, где-то раздобыл маленький инструмент. Но через полгода я стал очень неусидчивым. Отец решил, что дело так не пойдет, и передал меня Михаилу Ивашкину — известному в Советском Союзе специалисту.

— И каковы были успехи?

— Михаил Иванович стал обучать меня технике игры, которую многие осваивают на первом курсе музыкальных училищ. В семь лет на международном фестивале в Санкт-Петербурге я полностью сыграл “Детский альбом” Чайковского, состоящий из 24 пьес. Выступление длилось больше часа, многие слушатели были в шоке. То, что альбом называется “Детским”, вовсе не значит, что он прост в исполнении. В нем собраны пьесы на все виды техники, поэтому их можно отыскать в репертуаре даже всемирно известных музыкантов. Обычно ученики в течение полугода разучивают к экзамену одну-две пьесы.

Заниматься можно и 14 часов в день

— Специалисты называют тебя музыкантом-виртуозом. Возможно, у тебя нестандартные пальцы?

— Особенности телосложения, которые помогают музыкантам, — все это миф. Мастерство достигается большим трудом. К примеру, с рождения у меня не было абсолютного слуха, но я сумел его развить. Хотя, понятное дело, многое зависит от способностей.

— Свои руки бережешь?

— Не играю в травмоопасные для музыканта игры — волейбол, баскетбол. А вот футбол люблю.

— Сколько часов в день ты занимаешься?

— В детстве у меня было огромное желание побеждать на всех конкурсах. И я занимался по семь часов в день. А когда готовился к “Клингенталю” — этот конкурс проходит в Германии и считается едва ли не потолком для баяниста, — сидел с баяном по 14 часов в день. Мне тогда было всего одиннадцать лет (кстати, “Клингенталь” в разные годы Владислав выиграл во всех возрастных группах. — О.Г.).

— У баянистов есть профессиональные заболевания?

— Многие страдают переигрыванием рук. Такая болезнь возникает у тех, кто занимается много и неправильно. В результате происходит защемление некоторых мышц, и люди не то что играть, но даже пальцами двигать не могут — у них сразу начинает болеть рука. Некоторые музыканты завершают из-за этого карьеру. У нас в стране еще не разработана система лечения такого заболевания. Многие страдают от болей в спине. Среди баянистов есть такая шутка: что заработал? — радикулит! Каждый музыкант должен быть в какой-то степени спортсменом.

Мечта ценою в 20 тысяч евро

— Расскажи об инструменте, на котором играешь.

— У меня баян “Зонта”, сделанный в Молодечно. Я очень благодарен этой фирме, потому что она предоставила мне большую скидку. Баян стоит 7 тысяч евро, и это недорого. Классные баяны, на которых играют зарубежные музыканты, стоят от 15 до 25 тысяч евро.

— А белорусский, стало быть, не классный?

— Производство музыкальных инструментов — очень сложный процесс. Западные фирмы нарабатывали традиции десятилетиями. У них есть секреты в силе звука, его качестве. Мой баян хорош для тренировок, а вот выступать на конкурсах с ним непросто. Я, если честно, мечтаю об итальянском инструменте. Правда, его стоимость 20 тысяч евро. Итальянцы предлагали мне 50-процентную скидку, но и 10 тысяч для меня очень большие деньги. Почему не дадут бесплатно? Возможно, будь на дворе другие времена, могли бы и дать в рекламных целях. Но кризис затронул всех. И такие большие скидки тоже редко кому предлагают.

— Баяны стоят недешево. Наверное, воры проявляют к ним большой интерес.

— Такое бывает. У известного российского баяниста Романа Жбанова, ныне живущего во Франции, украли два баяна. Чаще всего инструменты пропадают в музыкальных заведениях; когда я учился в Новополоцке и Витебске, подобные вещи случались. Хотя украсть баян непросто. Он весит около 12 килограммов.

— Что насчет нечестной конкуренции?

— Ремни подрезать могут запросто, поэтому баян должен быть всегда на виду.

Мне нравится жить в своей стране

— Ты объездил с гастролями более 20 стран. Какая запомнилась больше других?

— Австралия. Именно там я почувствовал силу океана. От него исходит такая мощь, что любое море кажется родной мамой. А еще австралийцы — очень мирные люди. На Зеленом континенте давно не было войн, и местные вообще не знают, что это такое. Если кого-то случайно зацепишь, так перед тобой еще и извинятся.

— Баянисты — обеспеченные люди?

— Многое зависит от страны. Например, в Португалии музыканты по уровню зарплат находятся на лидирующих позициях, обгоняя даже банкиров. В Китае тоже сейчас подъем. Туда приглашают известных исполнителей, педагогов, предлагают им солидные деньги. Интерес к музыке в Поднебесной очень высок. В музыкальных школах конкурс 50 человек на место, а когда я давал концерт, зал на две тысячи мест был заполнен до отказа.

— Каким образом зарабатывают музыканты?

— Кто-то за счет концертной деятельности. Мне, если честно, такой вариант очень нравится. Правда, чтобы стать по-настоящему известным музыкантом, надо не только быть хорошим исполнителем, но и вложить много денег в раскрутку. Другие зарабатывают деньги преподаванием. На Западе ученик за час занятий с классным специалистом платит около 50 евро в час. А учеников таких может быть больше десятка.

— Тебе, случаем, не предлагали за границу переехать?

— Еще когда был студентом музучилища, несколько раз звали в Германию, Китай, Португалию. Да и сейчас есть предложения.

— И сколько готовы платить?

— Почему же тогда не переехал? Испугался языкового барьера?

— Конечно, трудности с языком могут возникнуть, однако музыка — это интернациональный язык, который все понимают. Так что проблема не в этом. Во-первых, я хочу завершить свое образование. Во-вторых, мне нравится жить в своей стране. Но если я окончу академию и здесь у меня не будет перспектив, о переезде придется задуматься.

Выиграл один конкурс — появились деньги на следующий

— Расскажи о выступлении на чемпионате мира.

— В Шотландии соревновались 30 баянистов. Во всех странах, кроме нашей, проходил национальный отбор. От Беларуси на конкурс мог ехать кто хочет и, главное. кто может. Потому что ехать надо за свой счет. Успешное выступление на одном конкурсе позволяет заработать деньги для участия в следующем. Я так и “катаюсь”. Сам оплачиваю проезд, заявочный взнос, проживание, питание и все остальное. Чемпионат длился неделю, призовой фонд составлял полторы тысячи евро. Помимо этого победитель конкурса получает содействие в организации концертов в разных странах, что тоже дает возможность заработать.

— Распределение тебе не грозит?

— Как стипендиат президентского фонда, я вправе сам выбирать место работы. Давно хочу работать в Белгосфилармонии, но меня туда никак не могут взять. Говорят, по закону этого нельзя делать, пока я студент.

— Много ли в Беларуси талантливых музыкантов, в частности, баянистов?

— Одаренных ребят хватает, но многие куда-то пропадают. Одних пугают материальные трудности, другим инструменты не позволяют раскрыться в полной мере. У нас так: решил стать музыкантом, надо идти до конца.

Справка “НГ”

За последние два года баянист Владислав Плиговка выиграл 8 крупных международных конкурсов во Франции, Украине, Германии, Болгарии, Италии, Австралии, Шотландии. Среди них — чемпионат мира баянного искусства, “Клингенталь” и Тихоокеанский чемпионат.

источник

В.А. Гутерман

На ранних стадиях

Утомляемость рук. Слабость пальцев. Неудобство, неловкость, отсутствие хорошего контакта с инструментом. Плохое владение звуковыми градациями; отсутствие звучащего пиано (часто ссылки на «плохой инструмент», на то, что «вот только что дома все звучало», страх, внутренний зажим перед взятием тихого звука) и хорошего, полного форте. Жалобы на то, что руки «не слушаются», техническая беспомощность. Нервозность. Раздражительность. Неуверенность. Нарушение дыхания.

Острое состояние

Острые, режущие боли в суставах в предплечье, в мышцах плечевого пояса, онемение, дрожь рук. Боли в позвоночнике (шейный, поясничный отделы). Холодные руки. В начале боли появляются во время игры на инструменте (при неудобных поворотах, при игре определенных видов техники; при игре произведений, требующих большой технической выдержки). В дальнейшем возникают сильные, не проходящие ни на минуту боли, усиливающиеся ночью. Нарастает тревога, усиливается нервозность, доходящая до отчаяния. Возможны нервные срывы.

Наиболее типичные проявления профессиональных заболеваний, отмечаемые специалистами.

Общая расслабленность всего тела. Вялые, разболтанные движения. У баянистов — свисающий локоть правой руки, отсутствие опоры на ноги. Отсутствие целостности, единства, взаимосвязи между всеми частями тела: от кончиков пальцев рук до кончиков пальцев ног. Отсутствие связи между слухом и мышечными ощущениями: исполнитель не слышит то, что реально звучит под его пальцами. Нередко, стремясь к самовыражению, начинает петь, мычать, делать множество лишних, движений корпусом, стремясь как-то передать обуревающие его эмоции. При обследовании рук и спины могут обнаружиться уплотнения в мышцах, контрактуры, малоподвижность частей тела, гигромы лучезапястных суставов.

1. Медицинские рекомендации

При обращении к врачам: гипс, полный покой (в острых стадиях). Диагнозы: тендовагиниты, бурситы. При облегчении болей — тепловые процедуры: электрофорез, парафин, грязи, прогревающие компрессы, ванночки и пр. Все это может дать, но может и не дать облегчения. Однако, даже если удается снять боли, то при игре на инструменте они как правило возобновляются. Это вполне естественно, ибо исполнитель, начиная играть, возвращается к неверным ощущениям, которые и послужили причиной заболевания.

2. Рекомендации, распространенные в музыкальной педагогике

Нередко — самое простое: Слабые пальцы? Держи их крепче, поднимай выше, играй медленно и громко. Ты просто мало занимаешься. Надо поиграть гаммы, этюды, упражнения и вообще заняться техникой. Неудобно? Старайся приспособиться. Главное — звуковая цель, художественная задача. Ты совершенно себя не слышишь! У тебя же ничего не звучит! Послушай, как это должно быть при этом педа­гог сам показывает ученику великолепный образец исполнения данного фрагмента.Ученик же, у которого вследствие начинающегося заболевания уже нарушены связи между слухом и мышечными ощущениями, окончательно убеждается в своей полной несостоятельности и бездарности, ибо просто не может передать пальцами то, что слышат уши и чувствует сердце.

При появлении болей: заболели руки? Плохо, очень плохо (вариант: ничего, не волнуйся). Ты зажат. Нужно освободиться. Расслабься, пожалуйста, попробуй встряхнуть руки, покачай ими.Особое внимание при этом обращается на кисть: освободи кисть, расслабь ее. Дается серия «освобождающих» движений кистью: вверх, вниз, вращения и т.д.. Кисть при этом работает изолированно от вышележащих частей руки.

1. Главная причина любого профессионального заболевания.

Основная причина любого профессионального заболевания в нарушении целостности, единства, гармонии внутри двигательной системы исполнителя, в которой задействовано по сути дела все его тело, начиная с кончиков пальцев рук и кончая концами пальцев ног.

2. Следствия разрушения целостности двигательной системы исполнителя.

Нарушается природный баланс всех составляющих этой системы: нередко активную, тяжелую работу начинают выполнять слабые мышцы и связки, в то время как сильные, крупные мышцы выключаются из работы, бездействуют. Тело человека перестает действовать как хорошо дифференцированное целое, в котором обеспечено взаимодействие и соподчиненность всех его частей, их гармоничная работа, в процессе которой обеспечивается полнейшая проводимость нервных путей от периферии к мозгу и обратно, а также хорошее кровообращение.

3. Контрактура, как результат нарушения природного баланса

В результате разбалансировки двигательной системы, нарушения кровообращения и проводимости нервных путей в мышцах рук исполнителя возникает тот источник всех бед, тот корень различных заболеваний рук, который именуется контрактурой: стойкое сокращение одной из мышц, чаще всего это мышца плеча, кото­рая оказывается сведенной постоянной судорогой. Парадоксальным фактом является то, что болевые ощущения возникают не на месте контрактуры, а в самых различных частях руки — в предплечья, запястье, отдают в спину, шею и т.д. Именно в результате контрактуры, возникшей в мышце плеча, появляются гигромы (шишки) на запястье, тендовагиниты и другие заболевания.

Стоит избавиться от контрактуры, убрать ее, как исчезают через несколько дней ганглии (которые во всем мире давят и режут), прекращаются боли, проходят опухоли, оживают вялые, безвольные мышцы; восстанавливается слухо-мышечный контакт. У сведенной контрактурой мышцы уменьшается натяжение обвивающих ее нервных волокон (мышечных веретен). Появляется проводимость через нее нервных от нейронных слуховых и эмоциональных систем к пальцам и обратных сигналов от пальцев к мозгу. При избавлении от контрактуры, рука исполнителя снова становится органом речи, он получает возможность свободно выражать на инструменте образный строй исполняемого им произведения.

4. Освобождение от контрактуры

Происходит без инструмента, путем расправления сведенной контрактурой мышцы, возвращения ее в рабочее состояние. Метод работы — сравнение больной руки ученика и здоровой педагога, имитация педагогом напряженного состояния судорожно сокращенной мышцы. Важно полное доверие между педагогом и учеником, и понимание ситуации (бывает сложно убедить музыканта в истинной причине его заболевания).

Вся дальнейшая работа направлена на то, чтобы собрать организм ученика в единое целое.

Здесь существенными является целый ряд моментов, которым придается чрезвычайно большое значение:

1. Воспитание мышечного тонуса.

Широко используются приемы мобилизующие, тонизирующие аппарат, способствующие его предварительной настройке. Тонический фон движения обеспечивает необходимую быстроту приспособления к выполнению данной задачи. Самое же главное — хороший мышечный тонус помогает ощутить свой организм как единое целое.

2. Тонус мышц спины

Нередко вялые, аморфные мышцы спины, плохая осанка, сутулость приводят к сближению, как бы оседанию друг на друга, а иногда и к смещению позвонков. При цельном ощущении спины, при упругом мышечном каркасе, хорошей осанке улучшается нервная проводимость в позвоночнике (позвоночник представляет собой многожильный нервный кабель), улучшается дыхание и кровоснабжение организма.

3. Крупные, объединяющие движения мышц плечевого пояса и спины.

Мышцы эти активны, находятся в хорошем тонусе и направляют точную, дифференцированную работу пальцев. Руки не должны прикасаться к корпусу. Любое движение начинается от подмышки, под которой всегда ощущается «сквознячок» (Выражение К.Н.Игумнова). Движение «от подмышки» — микроскопическое, не видное глазу, но ощутимое исполнителем.

4.Собранность запястья.

Это — очень важный момент. Запястье должно находиться на одном уровне с пястно-фаланговой частью руки и образовывать с ней одно целое. Как только кисть безвольно повисает, так связь, проводимость между пальцами и крупными мышцами плеча нарушается. В результате — мелкие мышцы пальцев, нежные, тонкие мышцы запястья и предплечья начинают выполнять непосильную для них нагрузку.

5. Кончики пальцев чувствуют непосредственный контакт с инструментом; кончики пальцев говорящие и чувствующие.

Воспитание мышечного ощущения

Недаром Сеченов назвал мышечные ощущения «темными». Человеку действительно очень трудно чувствовать состояние своих мышц. Оно с трудом поддается самоконтролю. В то же время для музыканта-исполнителя чрезвычайно важно чувствовать свои мышцы. Именно идеомоторное, внутренне мышечное ощущение, связанное со слуховым представлением и дает исполнителю возможность активно управлять своим аппаратом, превращая его в своеобразный орган речи.
Между тем, большей частью, ученики и педагоги заняты внешней формой движения (не случайно движения учеников часто бывают похожими на движения их педагогов), что и дает чисто внешний эффект. Передать то или иное мышечное ощущение возможно лишь с помощью непосредственного контакта между рукой ученика и педагога (педагог на собственном примере показывает различные мышечные состояния руки).

О самоконтроле

Необходимый момент — закрепление новых ощущений путем самоконтроля. Важно, чтобы новые ощущения не стерлись в памяти, ибо новые связи еще не закрепились. Новые ощущения необходимо контролировать долгое время, пока они полностью не автоматизировались. Старые рефлексы очень прочны и, при ослаблении контроля, могут вернуться. Корректировать себя нужно не только за инструментом, но и в быту.

Об исполнительском музыкальном слухе

Это интересная и нетрадиционная формулировка. Исполнительский слух — это прежде всего слух, в котором задействованы связи (как прямые так и обратные) между мышечными ощущениями и слухом. Исполнительский слух — это слух, неразрывно связанный с тактильными (кожно-осязательными) и кинестетическими (мышечно-двигательными) ощущениями. Хорошее мышечное чувство, тонкие и разнообразные тактильные ощущения оказывают благоприятное воздействие на слух и эмоциональное восприятие. Естественно, что и хорошее слуховое восприятие стимулирует двигательную сторону игры. Однако, то большое внимание, уделяемое обратным связям и развитию слухо-мышечных ощущений, свидетельствует о новом подходе к проблеме исполнительства и педагогики.

С.М.Фролова, редакция И.Э.Сафаровой.
Наиболее типичные проявления профессиональных заболеваний рук

источник

Причина первая: инструмент баяниста находится в неправильном положении. Если при сжиме меха инструмент не опирается на правую ногу, то играющему нужно поддерживать баян правой рукой. При этом, естественно, возникает напряжение, которое в значительной степени влияет на работу пальцев. Начинающий баянист испытывает при этом дискомфорт. Снять подобное напряжение очень просто.

Правильная посадка с обязательным упором баяна на правую ногу. Левая сторона баяна при этом должна плотно соприкасаться с грудной клеткой. Это достигается путем регулирования плечевых ремней. Левый ремень должен быть немного короче, тогда левая сторона баяна будет сама прижиматься к груди играющего.

Именно устойчивость баяна во время игры дает свободу пальцам. Однако не перестарайтесь с регулировкой ремней. Сильно укороченный левый ремень может создать дополнительные проблемы.

Причина вторая: руки, кисти, пальцы занимают неправильное положение относительно баяна, грифа, клавиатуры.

Вы должны знать о том, что положение рук, кисти, пальцев при игре на баяне не остаётся неизменным. Пальцы рук занимают десятки, а то и сотни микропозиций относительно кнопок. Точно также кисть непрерывно меняет свое положение по вертикали и горизонтали относительно грифа. Немаловажное значение при этом имеет местоположение пальцев и кисти: в начале клавиатуры, в середине и внизу. Каждое движение руки, кисти, пальцев должно быть обоснованным и целесообразным. Это достигается работой над техникой игры.

Пальцы баяниста занимают наиболее естественное положение в середине как левой, так и правой клавиатуры. Излишнее напряжение руки обычно появляется тогда, когда возникает необходимость игры в верхней или нижней области клавиатуры. При этом пальцы, кисть и вся рука теряют зону комфортной игры и становятся излишне напряженными. Выход напрашивается сам собой: учиться играть по всей клавиатуре, приучая пальцы и кисть свободно и без напряжения передвигаться на любом участке клавиатур.

Этот навык развивается путем исполнения упражнений в разных тональностях в диапазоне четырех октав.

Организованности и органичности движения пальцев при игре на баяне нужно уделять побольше внимания с самых первых уроков. Учитесь контролировать положение мышечного аппарата и при малейшем дискомфорте принимайте соответствующие меры. Если вы этому научитесь на начальной стадии обучения, то в дальнейшем этот процесс будет проходить на «автопилоте».Еще надо помнить и том, что при игре на баяне все пальцы важны и равноправны. Значит, тренировать и укреплять их надо равномерно. Не бойтесь грузить свой слабенький и непослушный мизинчик, хуже ему от нагрузок не станет. Не надо забывать и о большом пальце правой руки. В дальнейшем вам придется при игре использовать и его, и он также требует тренировки.

Причина третья: неумение организовать работу над учебным материалом и произведениями.

Типичный пример. Упражнение недостаточно хорошо освоено в медленном и среднем темпе. Если ученик начинает играть его в быстром темпе, мышечный аппарат, участвующий в процессе игры, излишне напрягается. Отсюда закрепощение кисти и пальцев и ошибки в игре.

Резюме: любой учебный или концертный материал должен быть тщательно проработан и освоен в медленном темпе.

Соблюдайте принцип постепенного перехода от простых упражнений и произведений к более сложным. Попытки освоить сложный материал неподготовленными физическими ресурсами ни к чему хорошему не приведет. Соразмеряйте свои технические возможности с трудностью выбираемого для разучивания произведения.

Всякое физическое действие вызывает определенное напряжение соответствующих мышц. Абсолютно расслабленными пальцами невозможно нажать кнопки на клавиатуре. Но вспомните: после нажатия кнопки происходит расслабление мышц, отвечающих за это действие. Т.е. после нагрузки, затраченной на нажатие кнопки, мышцы отдыхают. Эти моменты чередования напряжения и расслабления мышц нужно четко фиксировать в своем сознании. Если мы не будем (сначала сознательно, а в дальнейшем подсознательно) давать отдых мышцам после определенного действия, то напряжение в мышцах будет сохраняться постоянно, что приведет к перенапряжению и быстрому утомлению рук.

Учитесь экономно расходовать энергию мышц при игре на баяне. Не надо недооценивать мизерность усилий, требуемых на нажатие кнопок. Если учесть, что такие усилия повторяются сотни, а то и тысячи раз, мы начинаем иметь дело с очень большими нагрузками на кисть и пальцы. Не стремитесь нажимать кнопки баяна с силой, не нужно «рвать меха» при громкой игре. Постоянно ищите для себя оптимальные нагрузки. Включите, наконец, чувство меры. Берегите свои пальцы. Они вам еще ой как пригодятся.

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Причины технических трудностей при игре

на баяне и способы их устранения.

В этом методическом докладе даны рекомендации по выявлению и преодолению проблемных ситуаций при обучении игры на баяне. В ней собран опыт ведущих музыкантов, педагогов и обобщен свой личный педагогический опыт.

Нередко начинающие баянисты во время игры на инструменте ощущают скованность и неповоротливость пальцев. Подобное явление обусловлено недостаточным развитием пальцев и кисти или излишним напряжением мышц. Преподавателю, обучающему детей, необходимо знать все причины, мешающие свободной игре. Зная их, можно предупредить скованность кисти и пальцев или быстро устранить излишнюю напряжённость рук, если она появится. Свободные движения пальцев и кисти активизируют процесс совершенствования техники игры.

Цель работы : формирование правильных навыков игры на баяне у обучащихся детской школы искусств.

Задачи : проанализировать причины, вызывающие излишнюю напряжённость рук баянистов и как помочь учащимся освободить движения пальцев и кисти.

Анализ причин напряжённой игры на инструменте:

б) положение рук, кисти, пальцев;

в) работа над музыкальным произведением;

г) работа игрового аппарата;

д) отсутствие навыка игры перед слушателями.

е) воспитание артистических качеств.

Одной из причин напряжённой игры может быть неправильное положение инструмента. Если при движении меха в сжим баян не упирается в правую ногу играющего, то учащийся вынужден придерживать гриф правой рукой. Напряжение, связанное с поддержкой инструмента, сказывается на работе пальцев. Рекомендуется пользоваться двумя плечевыми ремнями, из них левый – более короткий. Это необходимо для того, чтобы левая часть баяна плотно прикасалась к груди. Только устойчивое положение баяна во время игры создаёт условия для свободной работы правой руки. Причиной напряжённой игры может быть неправильное положение рук, кисти, пальцев.

Следует помнить о том, что положение рук во время игры не остаётся статичным. Оно постоянно меняется не только в зависимости от порядка чередования клавиш, но и в зависимости от участка клавиатуры, где играют пальцы. Все необходимые изменения в положении руки (локтя, предплечья, кисти, пальцев) должны быть целесообразными, своевременными и выполняться без особых усилий. Правая рука, как и левая, занимает наиболее естественное положение на среднем участке клавиатуры. Поэтому опасность лишнего напряжения руки чаще возникает тогда, когда приходиться играть в нижней или самой верхней части клавиатуры. Отсюда можно сделать вывод, что одна из очередных задач баяниста – научиться одинаково свободно играть на всей клавиатуре, научиться свободно менять положение руки на любом её участке. С целью развития данного навыка рекомендуется исполнять упражнения в различных тональностях в пределах 4-х октав, а этюды играть в разных октавах с учётом диапазона правой клавиатуры.

Организованность и органичность движений пальцев необходимо прививать ученику с первых шагов освоения инструмента. Контакт кончиков пальцев с кнопками баяна проходит три этапа – замах (напряжение), удар (соприкосновение), расслабление. Педагогу всегда следует помнить, что пальцы разные по степени подвижности и по силе. При исполнении музыкальных произведений, как правило, все пальцы важны и равноправны, поэтому равномерно развивать все пальцы следует с самого начала обучения. В упражнениях следует приучать ученика слушать и добиваться одинакового качества звучания независимо от извлекающего звук пальца.

Часто причиной напряжённой игры является неумение работать над учебным материалом и художественными произведениями. Например, мышцы руки могут излишне напрягаться, если играть в быстром темпе упражнения или произведения, которые недостаточно хорошо выучены в медленных темпах (медленный темп – первая необходимость при работе с учеником).

Иногда учащиеся пропускают отдельные рекомендованные упражнения и этюды, начинают сразу работать над трудным материалом, надеясь, что такой метод ускорит процесс развития техники. На деле получается наоборот. Возникает постоянная напряжённость в мышцах, что тормозит дальнейшее развитие исполнительской техники. Поэтому очень важно соблюдать принцип постепенного перехода от простого материала к более сложному. Преподаватель должен соразмерять возможности ученика с трудностью выбираемого музыкального произведения.

Напряжение, мешающее движениям пальцев, может возникнуть и при неумелом выполнении штрихов, нюансов. Например, начинающие баянисты при игре легато нередко чрезмерно напрягают руку, надеясь таким путём достигнуть связности звучания. Излишнее напряжение мышц может быть вызвано применением неправильной аппликатуры, вынуждающей баяниста делать лишние повороты кисти и скачки.

При работе над музыкальным произведением очень важна детальная работа: игра в медленном темпе каждой партии отдельно, выбор рациональной аппликатуры, моментов смены направления движения меха, слуховое и зрительное усвоение штрихов, динамики, агогики, соединение партий правой и левой руки и выучивание наизусть; работа над отдельными техническими трудностями.

Причиной скованной игры может быть неправильная работа игрового аппарата. Любое движение руки, кисти или пальца вызывает естественное напряжение определённых мышц. Совершенно расслабленной рукой нельзя выполнить никакого движения. Однако после того как совершается какое-либо действие, мышцы должны сразу расслабляться. Следовательно, сразу после нагрузки мышцы получают отдых.

Примером правильной работы мышц является работа мышц нашего сердца. Они пульсируют, то есть попеременно напрягаются и расслабляются – отдыхают. Так и при игре на баяне необходимо всё время чередовать напряжение мышц с их отдыхом. Например, сделали усилие для нажима клавиши; как только клавиша опустилась, этого усилия уже не требуется. Если ученик забывает своевременно давать отдых мышцам, то возникающее при игре напряжение мышц становится постоянным и переходит в привычку. Такая привычка приводит к быстрому утомлению рук.

Умение экономно расходовать энергию мышц во время игры также необходимо для устранения лишнего перенапряжения кистей рук. Например, для преодоления сопротивления клавишной пружинки требуется совсем немного усилий. Поэтому не надо нажимать клавиши с силой, превышающей норму. При громкой игре не следует чрезмерно сильно разжимать и сжимать мех. Чувство меры должно постоянно предостерегать баяниста от излишних мышечных усилий.

Со временем учащийся должен научиться контролировать работу мышц и их состояние во время игры. Этот навык позволит в значительной мере подчинить сознанию работу пальцев и кисти. Неумение управлять работой мышц приводит к скованности игрового аппарата. Например, при выполнении крещендо нужно постепенно усиливать движение меха, то есть увеличивать напряжение мышц левой руки. Но начинающие баянисты часто напрягают одновременно и правую руку. От этого пропадает лёгкость исполнения, напряжённое состояние правой руки сковывает движения пальцев. Кроме того, усиленная работа мышц левой руки во время интенсивного движения меха не должна отрицательно влиять на движения пальцев и кисти этой же руки, так как работой движения меха и пальцев управляют различные мышцы. Чрезвычайно важно, особенно у начинающих баянистов выработать навык рационального распределения мышечной нагрузки в обеих клавиатурах, а также исполнительского аппарата в целом.

Следующей причиной, затрудняющей свободное исполнение, часто является отсутствие навыка игры перед слушателями. Состояние общей скованности учащегося на баяне может быть вызвано его волнением и чувством ответственности за своё выступление в концерте. В этом случае напряжение часто связано с боязнью ошибиться, с неуверенностью в своих силах. Чтобы избежать подобного состояния, надо отлично подготовиться к выступлению перед слушателями, то есть выучить репертуар наизусть без ошибок, играть произведения свободно, выразительно, эмоционально. Творческое волнение присуще каждому исполнителю, но чтобы это внутреннее состояние не мешало во время исполнения, необходимо запастись отличным настроением выходя на концертную сцену. Оно, как правило, помогает играть более ярко, эмоционально, и что немаловажно с наименьшим количеством текстовых неточностей.

Но, всё же, главное условие хорошей игры на публике – это психологический настрой. «Моя игра мне нравится». Большое значение для успешных выступлений имеет опыт игры на эстраде.

Воспитание артистических качеств.

Исполнительские действия начинающего баяниста на сцене не спасают его от мысли о волнении, а как раз наоборот – они-то чаще всего и волнуют, ибо больше всего сами страдают при волнении. Поэтому анализу воспитания артистических качеств исполнителя я и посвятил отдельный раздел своего методического доклада. Это требует от педагога тонкого, тактичного и сугубо индивидуального подхода. Одного ученика следует выпускать чаще. Для его нервной системы это – здоровый тренаж. Для нервной системы другого частые выступления с их неизбежными переживаниями – непосильная нагрузка даже в том случае, когда повторяются успешно играные пьесы. Каждый педагог сталкивается в подобных случаях с неожиданными срывами.

Срывов на эстраде следует бояться. Они нередко порождают на долгий срок, а иногда и навсегда страх перед выступлениями. Поэтому подготовка к выступлению должна быть тщательно продуманной. Пьесы должны быть доведены до полной готовности, до уверенного и безошибочного исполнения. Л. Николаев учил: «Для того чтобы сыграть на сцене на 5, пьеса должна выходить на 5+». Но это не значит добиваться полной автоматичности исполнения. Задачи технические и творческие всегда должны решаться синхронно, что позволит мобилизовать внимание и волю исполнителя. Но они не должны быть на пределе его возможностей. Пусть он не боится того, что «вдруг не выйдет», а радуется – «как хорошо всё получается!»

Если есть основания беспокоиться за концертное поведение ученика, подготовленность к выступлению должна быть проверена на репетициях в разных условиях – в классе и на публике, в присутствии его сверстников, а может быть (для создания атмосферы большой ответственности) и в присутствии специально приглашённых педагогов.

В подготовке к выступлению должно быть решительно устранено всё, что может вызвать нервозность. У ученика не должно возникать сомнения в полном успехе. Предстоящего выступления надо ждать как праздника, а не как страшного события. Если педагог волнуется, то своё волнение он обязан искусно скрывать, чтобы не заразить им своего воспитанника.

Но как противоречат этому нередко наблюдаемые сценки: «Ты не волнуйся! – хочет успокоить ученика педагог, а если забудешь, то…» и следуют всякие советы. А ведь известно, что такие мысли никак не ведут к успокоению, а совсем наоборот, усиливают нервозность. Успокаивать нервничающего ученика надо, пусть даже преувеличенной, похвалой и подчёркиванием его достижений. И после выступления похвала учителя должна поддержать и усилить радостное чувство от успешно выполненной задачи.

Особый педагогический такт нужен при самой незначительной исполнительской неудаче. В одном случае нужна ласка, в другом, если ученик распустил нервы, чтобы привести его в себя, возможен даже окрик. Внушение учителя – могучая воспитательная сила. Он должен быть готов подменить своими разум и волю ученика. Педагог П. Столяровский во время смотра юных дарований в Москве говорил своему малышу перед выступлением: «Ты меня любишь? Так играй не для них (публике), а для меня». И, действительно, его дети играли с оглядкой не в концертный зал, а в кулисы, где находился их обожаемый учитель.

Задача становится труднее, когда речь идёт о подростках. Причина – не только в возрастающей взыскательности, в усложнении психики, но и в повышенной нервозности, свойственной этому сложному периоду в развитии человеческого организма и формировании психики. Публичное выступление для ученика событие большее, чем апробированного артиста. У него и опыт меньший и он находится в период самоутверждения. Из этого, однако, не следует, что каждое выступление надо переживать как событие решающее его судьбу. От успеха не должна кружиться голова, а от неудачи – опускаться руки. Успех должен повышать требовательность к себе и обязывать к ещё более настойчивой работе, а неудача должна заставить вдумчиво пересмотреть все условия подготовки к выступлению, выяснить причины срыва и искать средства, которые помогут устранить или преодолеть ошибки и неточности при исполнении на сцене.

На уроке время от времени следует говорить: «Опора на мех», «Звук рождается от ведения меха», «Слушай себя во время игры» и так далее. Постоянно фиксируя на этом внимание, ученик не должен мириться с тусклым, тихим, вялым, невыразительным звучанием баяна у ученика. В этом случае нужно остановить его, сделать конкретное замечание и попросить сыграть, допустим, фразу или предложение ещё раз, но более качественным звуком.

Необходимо постоянно работать над исполнительской школой ученика-баяниста, то есть посадкой, постановкой рук, аппликатурой и, что особенно важно, над качественным, певучим звуком, возникающим, прежде всего от умелого и правильного ведения меха левой рукой. Из этого складывается исполнительская культура баяниста. И по причине недоработки по обозначенным в этой работе аспектам владения инструментом и своим контролем над физическим состоянием приводит к проблемным ситуациям при игре на баяне.

Причины технических трудностей при игре

на баяне и способы их устранения.

В этом методическом докладе даны рекомендации по выявлению и преодолению проблемных ситуаций при обучении игры на баяне. В ней собран опыт ведущих музыкантов, педагогов и обобщен свой личный педагогический опыт.

Нередко начинающие баянисты во время игры на инструменте ощущают скованность и неповоротливость пальцев. Подобное явление обусловлено недостаточным развитием пальцев и кисти или излишним напряжением мышц. Преподавателю, обучающему детей, необходимо знать все причины, мешающие свободной игре. Зная их, можно предупредить скованность кисти и пальцев или быстро устранить излишнюю напряжённость рук, если она появится. Свободные движения пальцев и кисти активизируют процесс совершенствования техники игры.

Цель работы: формирование правильных навыков игры на баяне у обучащихся детской школы искусств.

Задачи: проанализировать причины, вызывающие излишнюю напряжённость рук баянистов и как помочь учащимся освободить движения пальцев и кисти.

Анализ причин напряжённой игры на инструменте:

б) положение рук, кисти, пальцев;

в) работа над музыкальным произведением;

г) работа игрового аппарата;

д) отсутствие навыка игры перед слушателями.

е) воспитание артистических качеств.

Одной из причин напряжённой игры может быть неправильное положение инструмента. Если при движении меха в сжим баян не упирается в правую ногу играющего, то учащийся вынужден придерживать гриф правой рукой. Напряжение, связанное с поддержкой инструмента, сказывается на работе пальцев. Рекомендуется пользоваться двумя плечевыми ремнями, из них левый – более короткий. Это необходимо для того, чтобы левая часть баяна плотно прикасалась к груди. Только устойчивое положение баяна во время игры создаёт условия для свободной работы правой руки. Причиной напряжённой игры может быть неправильное положение рук, кисти, пальцев.

Следует помнить о том, что положение рук во время игры не остаётся статичным. Оно постоянно меняется не только в зависимости от порядка чередования клавиш, но и в зависимости от участка клавиатуры, где играют пальцы. Все необходимые изменения в положении руки (локтя, предплечья, кисти, пальцев) должны быть целесообразными, своевременными и выполняться без особых усилий. Правая рука, как и левая, занимает наиболее естественное положение на среднем участке клавиатуры. Поэтому опасность лишнего напряжения руки чаще возникает тогда, когда приходиться играть в нижней или самой верхней части клавиатуры. Отсюда можно сделать вывод, что одна из очередных задач баяниста – научиться одинаково свободно играть на всей клавиатуре, научиться свободно менять положение руки на любом её участке. С целью развития данного навыка рекомендуется исполнять упражнения в различных тональностях в пределах 4-х октав, а этюды играть в разных октавах с учётом диапазона правой клавиатуры.

Организованность и органичность движений пальцев необходимо прививать ученику с первых шагов освоения инструмента. Контакт кончиков пальцев с кнопками баяна проходит три этапа – замах (напряжение), удар (соприкосновение), расслабление. Педагогу всегда следует помнить, что пальцы разные по степени подвижности и по силе. При исполнении музыкальных произведений, как правило, все пальцы важны и равноправны, поэтому равномерно развивать все пальцы следует с самого начала обучения. В упражнениях следует приучать ученика слушать и добиваться одинакового качества звучания независимо от извлекающего звук пальца.

Часто причиной напряжённой игры является неумение работать над учебным материалом и художественными произведениями. Например, мышцы руки могут излишне напрягаться, если играть в быстром темпе упражнения или произведения, которые недостаточно хорошо выучены в медленных темпах (медленный темп – первая необходимость при работе с учеником).

Иногда учащиеся пропускают отдельные рекомендованные упражнения и этюды, начинают сразу работать над трудным материалом, надеясь, что такой метод ускорит процесс развития техники. На деле получается наоборот. Возникает постоянная напряжённость в мышцах, что тормозит дальнейшее развитие исполнительской техники. Поэтому очень важно соблюдать принцип постепенного перехода от простого материала к более сложному. Преподаватель должен соразмерять возможности ученика с трудностью выбираемого музыкального произведения.

Напряжение, мешающее движениям пальцев, может возникнуть и при неумелом выполнении штрихов, нюансов. Например, начинающие баянисты при игре легато нередко чрезмерно напрягают руку, надеясь таким путём достигнуть связности звучания. Излишнее напряжение мышц может быть вызвано применением неправильной аппликатуры, вынуждающей баяниста делать лишние повороты кисти и скачки.

При работе над музыкальным произведением очень важна детальная работа: игра в медленном темпе каждой партии отдельно, выбор рациональной аппликатуры, моментов смены направления движения меха, слуховое и зрительное усвоение штрихов, динамики, агогики, соединение партий правой и левой руки и выучивание наизусть; работа над отдельными техническими трудностями.

Причиной скованной игры может быть неправильная работа игрового аппарата. Любое движение руки, кисти или пальца вызывает естественное напряжение определённых мышц. Совершенно расслабленной рукой нельзя выполнить никакого движения. Однако после того как совершается какое-либо действие, мышцы должны сразу расслабляться. Следовательно, сразу после нагрузки мышцы получают отдых.

Примером правильной работы мышц является работа мышц нашего сердца. Они пульсируют, то есть попеременно напрягаются и расслабляются – отдыхают. Так и при игре на баяне необходимо всё время чередовать напряжение мышц с их отдыхом. Например, сделали усилие для нажима клавиши; как только клавиша опустилась, этого усилия уже не требуется. Если ученик забывает своевременно давать отдых мышцам, то возникающее при игре напряжение мышц становится постоянным и переходит в привычку. Такая привычка приводит к быстрому утомлению рук.

Умение экономно расходовать энергию мышц во время игры также необходимо для устранения лишнего перенапряжения кистей рук. Например, для преодоления сопротивления клавишной пружинки требуется совсем немного усилий. Поэтому не надо нажимать клавиши с силой, превышающей норму. При громкой игре не следует чрезмерно сильно разжимать и сжимать мех. Чувство меры должно постоянно предостерегать баяниста от излишних мышечных усилий.

Со временем учащийся должен научиться контролировать работу мышц и их состояние во время игры. Этот навык позволит в значительной мере подчинить сознанию работу пальцев и кисти. Неумение управлять работой мышц приводит к скованности игрового аппарата. Например, при выполнении крещендо нужно постепенно усиливать движение меха, то есть увеличивать напряжение мышц левой руки. Но начинающие баянисты часто напрягают одновременно и правую руку. От этого пропадает лёгкость исполнения, напряжённое состояние правой руки сковывает движения пальцев. Кроме того, усиленная работа мышц левой руки во время интенсивного движения меха не должна отрицательно влиять на движения пальцев и кисти этой же руки, так как работой движения меха и пальцев управляют различные мышцы. Чрезвычайно важно, особенно у начинающих баянистов выработать навык рационального распределения мышечной нагрузки в обеих клавиатурах, а также исполнительского аппарата в целом.

Следующей причиной, затрудняющей свободное исполнение, часто является отсутствие навыка игры перед слушателями. Состояние общей скованности учащегося на баяне может быть вызвано его волнением и чувством ответственности за своё выступление в концерте. В этом случае напряжение часто связано с боязнью ошибиться, с неуверенностью в своих силах. Чтобы избежать подобного состояния, надо отлично подготовиться к выступлению перед слушателями, то есть выучить репертуар наизусть без ошибок, играть произведения свободно, выразительно, эмоционально. Творческое волнение присуще каждому исполнителю, но чтобы это внутреннее состояние не мешало во время исполнения, необходимо запастись отличным настроением выходя на концертную сцену. Оно, как правило, помогает играть более ярко, эмоционально, и что немаловажно с наименьшим количеством текстовых неточностей.

Но, всё же, главное условие хорошей игры на публике – это психологический настрой. «Моя игра мне нравится». Большое значение для успешных выступлений имеет опыт игры на эстраде.

Воспитание артистических качеств.

Исполнительские действия начинающего баяниста на сцене не спасают его от мысли о волнении, а как раз наоборот – они-то чаще всего и волнуют, ибо больше всего сами страдают при волнении. Поэтому анализу воспитания артистических качеств исполнителя я и посвятил отдельный раздел своего методического доклада. Это требует от педагога тонкого, тактичного и сугубо индивидуального подхода. Одного ученика следует выпускать чаще. Для его нервной системы это – здоровый тренаж. Для нервной системы другого частые выступления с их неизбежными переживаниями – непосильная нагрузка даже в том случае, когда повторяются успешно играные пьесы. Каждый педагог сталкивается в подобных случаях с неожиданными срывами.

Срывов на эстраде следует бояться. Они нередко порождают на долгий срок, а иногда и навсегда страх перед выступлениями. Поэтому подготовка к выступлению должна быть тщательно продуманной. Пьесы должны быть доведены до полной готовности, до уверенного и безошибочного исполнения. Л. Николаев учил: «Для того чтобы сыграть на сцене на 5, пьеса должна выходить на 5+». Но это не значит добиваться полной автоматичности исполнения. Задачи технические и творческие всегда должны решаться синхронно, что позволит мобилизовать внимание и волю исполнителя. Но они не должны быть на пределе его возможностей. Пусть он не боится того, что «вдруг не выйдет», а радуется – «как хорошо всё получается!»

Если есть основания беспокоиться за концертное поведение ученика, подготовленность к выступлению должна быть проверена на репетициях в разных условиях – в классе и на публике, в присутствии его сверстников, а может быть (для создания атмосферы большой ответственности) и в присутствии специально приглашённых педагогов.

В подготовке к выступлению должно быть решительно устранено всё, что может вызвать нервозность. У ученика не должно возникать сомнения в полном успехе. Предстоящего выступления надо ждать как праздника, а не как страшного события. Если педагог волнуется, то своё волнение он обязан искусно скрывать, чтобы не заразить им своего воспитанника.

Но как противоречат этому нередко наблюдаемые сценки: «Ты не волнуйся! – хочет успокоить ученика педагог, а если забудешь, то…» и следуют всякие советы. А ведь известно, что такие мысли никак не ведут к успокоению, а совсем наоборот, усиливают нервозность. Успокаивать нервничающего ученика надо, пусть даже преувеличенной, похвалой и подчёркиванием его достижений. И после выступления похвала учителя должна поддержать и усилить радостное чувство от успешно выполненной задачи.

Особый педагогический такт нужен при самой незначительной исполнительской неудаче. В одном случае нужна ласка, в другом, если ученик распустил нервы, чтобы привести его в себя, возможен даже окрик. Внушение учителя – могучая воспитательная сила. Он должен быть готов подменить своими разум и волю ученика. Педагог П. Столяровский во время смотра юных дарований в Москве говорил своему малышу перед выступлением: «Ты меня любишь? Так играй не для них (публике), а для меня». И, действительно, его дети играли с оглядкой не в концертный зал, а в кулисы, где находился их обожаемый учитель.

Задача становится труднее, когда речь идёт о подростках. Причина – не только в возрастающей взыскательности, в усложнении психики, но и в повышенной нервозности, свойственной этому сложному периоду в развитии человеческого организма и формировании психики. Публичное выступление для ученика событие большее, чем апробированного артиста. У него и опыт меньший и он находится в период самоутверждения. Из этого, однако, не следует, что каждое выступление надо переживать как событие решающее его судьбу. От успеха не должна кружиться голова, а от неудачи – опускаться руки. Успех должен повышать требовательность к себе и обязывать к ещё более настойчивой работе, а неудача должна заставить вдумчиво пересмотреть все условия подготовки к выступлению, выяснить причины срыва и искать средства, которые помогут устранить или преодолеть ошибки и неточности при исполнении на сцене.

На уроке время от времени следует говорить: «Опора на мех», «Звук рождается от ведения меха», «Слушай себя во время игры» и так далее. Постоянно фиксируя на этом внимание, ученик не должен мириться с тусклым, тихим, вялым, невыразительным звучанием баяна у ученика. В этом случае нужно остановить его, сделать конкретное замечание и попросить сыграть, допустим, фразу или предложение ещё раз, но более качественным звуком.

Необходимо постоянно работать над исполнительской школой ученика-баяниста, то есть посадкой, постановкой рук, аппликатурой и, что особенно важно, над качественным, певучим звуком, возникающим, прежде всего от умелого и правильного ведения меха левой рукой. Из этого складывается исполнительская культура баяниста. И по причине недоработки по обозначенным в этой работе аспектам владения инструментом и своим контролем над физическим состоянием приводит к проблемным ситуациям при игре на баяне.

источник

Читайте также:  Когда болит сердце какая рука немеет