Меню Рубрики

У художников болит рука

Примечание редакции: Прочитав в блоге Аnylarmina обсуждение о туннельном синдроме и статье Дааркена не могли не откликнуться и не перевести её для всех нуждающихся т.к. проблема безусловно актуальная.
Будет очень хорошо, если вы поделитесь этой статьей с теми, кому она может помочь (даже в теории).

Все художники много рисуют. Это факт. Неудивительно, что через какое-то время вы начинаете замечать неприятные ощущения в руке — она ноет, болит, рисовать становится все труднее.
Важно не запускать этот момент и своевременно обратиться к врачу.
Но лучше всего предотвратить возможную болезнь.
В этой статье автор (Дааркен) делится своим горьким опытом и дает полезные советы, как не попасть к врачу с серьезным запущенным заболеванием.

Я заметил, что за последние несколько недель тема боли в запястье набрала нешуточный размах среди художников и иллюстраторов. Для начала скажу, что недавно у меня самого диагностировали синдром запястного канала (Туннельный синдром) на обоих запястьях, а также локтевую невропатию (синдром локтевого канала) на левой руке. Последние 3-4 недели стали для меня настоящим адом, поскольку мне необходимо было закончить работу, превозмогая дикую боль в руке. И я надеюсь что смогу на собственном примере убедить людей быть внимательнее к своим привычкам и чаще делать перерывы в работе. Бывали дни, когда я работал по 18 часов подряд, прерываясь лишь на то, чтобы перекусить или сходить в туалет. Естественно окружающие люди частенько говорили мне сделать перерыв, но как только я начинал работать, я не мог остановиться. Одна из моих главных проблем в том, что если я не могу что-то решить или чего-то не понимаю, я буду сидеть над этим до тех пор, пока у меня все не получится. Крайне трудно сдвинуть меня с места, когда меня что-то беспокоит. Короче говоря, после 6 лет работы за компьютеров у меня появились проблемы с руками и запястьями. Самое странно то, что я правша, а локтевую невропатию мне диагностировали на левой руке.

На рисунке: 1- нерв, 2 — типичное место сдавления под связкой, 3 — типичное место сдавления в канале между мышцей и костью.

Около 2 лет назад я начал замечать, что с моими запястьями творится что-то неладное. Но я просто пожимал плечами и работал дальше, как ни в чем не бывало. Такой уж я человек. Все говорили мне сходить к врачу, но я только отнекивался. Я думал что единственное, что мне может сказать врач – это чтобы я урезал часы работы, чего я естественно сделать не мог, потому что мне нужно как-то оплачивать счета. Как будто кто-то согласиться дать мне повышение, если я буду работать меньше часов в день! Мы живем в реальном мире, и нам приходится из кожи вон лезть, чтобы заработать на кусок хлеба с маслом. Поэтому я продолжал работать, не смотря на боль. Шли годы, мое мастерство росло и я стал получать все больше и больше заказов… что, естественно, не улучшило мою ситуацию ни коим образом… Плюс ко всему проекты приходилось делать в невообразимо сжатые сроки, что как бы тоже не особо хорошо сказывалось на моем здоровье… В какой-то момент мне надоело терпеть боль и я записался на прием к невропатологу. По закону подлости мой невролог могла принять меня не раньше чем через 2 месяца, так что мне пришлось еще подождать. Когда я наконец-то попал к ней на прием, она сказала что скорее всего у меня синдром запястного канала (Туннельный синдром)на обоих запястьях, а также локтевая невропатия на левой руке. Она назначила мне электромиографию (ЭМГ) на следующий день. Не знаю, делали ли вы когда-нибудь ЭМГ, но это просто кошмар.

Вот представьте ощущение, когда кто-то с разбегу сбивает вас с ног, только в 100 раз сильнее, и длится оно целых 40 минут. И толчки эти происходят на ваших нервах, от чего ваша рука подпрыгивает и дергается каждый раз с каждым новым ударом. На самом деле, это самая безобидная часть процедуры. После этого они втыкают иголки в ваши руки и ладони. И не просто ставят и вынимают обратно, их втыкают, оставляют, а потом начинают водить и вертеть этой иголкой в вашей мышце. Заодно мне воткнули иголку в шею и провернули ее там. Было весело. Все это продолжается около 20 минут, и проделывается на обеих руках. Вас просят согнуть руку в то время как иголки все еще в ней. После этой процедуры мои руки периодически дергались еще несколько часов. И ощущение было такое, как будто я только что проработал 5 часов подряд. Естественно, работать в этот день я уже не мог. Кстати, у меня еще может быть фибромиалгия, возможно именно она усугубляет мою боль. И вообще, до этого я никогда не подвергался никаким болезненным процедурам в своей жизни (я никогда не дрался, ни разу не ломал кости, у меня нет ни одной пломбы в зубе, мне никогда не делали ни одной операции, и т.д.), поэтому это была самая страшная боль в моей жизни.

Итак, что я делаю сейчас? Некоторое время я носил на запястьях скобки во время работы, и это, признаюсь, нелегко. Эти скобки – своего рода корсет, то есть согнуть запястья в них невозможно. Также они довольно громоздкие, поэтому очень трудно держать в руках стилус или нажимать клавиши на моем Nostromo. Естественно, скорость моей работы сильно упала с тех пор, как я начал их носить. Еще мне сказали, что я должен по возможности не сгибать руки во сне. Конечно, легко сказать! Как я вообще могу помнить, что я делаю во сне? Я пытался положить подушки по обеим сторонам, чтобы не переворачиваться с боку на бок во сне – не помогло. Обвязывал руки полотенцами, чтобы не сгибать их (я был похож на Мегатрона) – та же история. Я даже одевал скобки на запястью на ночь – так же не помогало.

Еще я начал использовать такие, знаете, антистрессовые шарики, чтобы развивать запястья. Один из них у меня был с собой на работе, другой лежал дома. Потом мой друг Том Шолз рассказал мне об одной маленькой программе, которая называется Workrave Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера .
Это бесплатная программа для ПК, которая напоминает вам время от времени сделать перерыв. Вы сами устанавливаете таймер и решаете как долго должен длится перерыв. Я установил программу так, чтобы она напоминала мне делать перерыв длинной 30 секунд каждые 15 минут и перерыв в 3 минуты каждый час. Программа также предлагает вам сделать несколько упражнений на растяжку, пока вы отдыхаете. Сейчас я пытаюсь найти подобную программу для своего ноутбука. Есть одна такая программка, называется Workpace, но она стоит 70 долларов.

Время принимать таблетки. После диагностики мой невролог посадила меня на препарат Симбалта (Cymbalta)для лечения моих болей (вообще-то Симбалту применяют при депрессиях. Должен сказать, этот препарат не особо хорош, по крайней мере мне он не помог. Я принимал его всего неделю, то есть прошло очень мало времени, чтобы я мог ощутить какой-то положительный эффект, но мало того, что за эту неделю моя боль нисколько не уменьшилась, самое главное что я испытал на себе действие множества побочных эффектов препарата.

Побочный эффект №1 – тошнота . Это самый распространенный побочный эффект данного препарата, проявляется в 30% случаев. С того момента как я просыпался утром и до того как отправлялся спать, меня тошнило постоянно. Невозможно представить себе весь ужас тошноты, пока не почувствуешь это на себе, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Немного легче было, когда я сидел. Я пробовал принимать препарат на ночь, чтобы большинство симптомов проявлялось, пока я сплю…. Не сработало.

Побочный эффект №2 – сонливость . Это второй по частоте проявления побочный эффект, проявляется в 21% случаев приема препарата. И когда я говорю про сонливость, я не имею ввиду что я чувствовал себя немного сонным. В 3-4 часа дня я уже практически засыпал на месте, а к 7-8 часам я уже на самом деле просто падал и засыпал (иногда даже на пол). Часто проснувшись, я даже не понимал где я и как я сюда попал, я не мог ничего этого вспомнить. Представьте себе, я возвращался домой в 6 вечера и с 7 часов я отрубался и спал всю ночь. Я не мог работать ни над одним из моих фриланс проектов, что, по сути, вообще неприемлемо. Кстати, я упомянул что большинство побочных эффектов Симбалты имеют противоположное действие? Вы можете похудеть или поправиться, у вас может быть запор или диарея, озноб или жар, крайне приподнятое настроение или же мысли о самоубийстве. Ну почему у меня не было бессонницы вместо сонливости??

Побочный эффект №3 – головокружение . Да да, иногда было тяжеловато ходить прямо.

Побочный эффект №4 – Зевота . Учитывая, что я хотел спать почти весь день, естественно я зевал довольно часто.

Побочный эффект №5 – Головные боли . Вообще-то у меня и так часто болит голова, поэтому я не уверен что это было вызвано лекарством.

Побочный эффект №6 – Потливость . Я начинал потеть даже когда было холодно, и даже когда я сидел на месте и не двигался.

Побочный эффект №7 – Слабость/усталость . Я чувствовал себя как ходячий зомби, ну только без потребности съесть чьи-то мозги.

Если соединить все эти побочные эффекты в одном человеке, результат будет неутешительный. Я все ждал, когда же мой организм адаптируется к ним, чтобы я мог продолжать нормально работать. Я спрашивал моего невролога, может ли она заменить препарат на какой-то другой, например на Габапентин (Gabapentin), или прописать мне что-то от всех этих побочных эффектов, например Провигил (Provigil). Она сказала, что Габапентин тоже хороший препарат, но при его приеме так же появляется сонливость. Идею с Провигилом она так же отвергла, хотя и не объяснила почему. Вместо этого она посоветовала мне какое-то новое лекарство под названием Савелла (Милнаципран) (Savella (Milnacipran)). Он используется для лечения фибромиалгии и самое интересное, что побочные эффекты у него такие же, как при приеме Симбалты, за исключением сонливости. Я начал принимать его с самой маленькой дозы, 12,5 мг. Сейчас я увеличил дозу до 25 мг. Пока что я не заметил проявления никаких побочных эффектов, но какого-либо положительного воздействия на мою мышечную боль тоже не наблюдается.

Если вы работаете полный рабочий день, и синдром запястного канала развивается у вас во время работы, не забудьте обеспечить себе компенсационные выплаты. Я написал заявление об этом пару недель назад и мне прислали эксперта для оптимизации моего рабочего места. Поскольку многие художники зарабатывают фрилансом и не могут позволить себе вызов такого эксперта на дом, я подумал, что будет полезно поделиться собственным опытом.

Для начала он выслушал мою историю, а затем измерил различные показатели моего рабочего пространства (высоту стула, монитора, стола и т.д.). Первое изменение было произведено относительно моего стула. Он подвинул сиденье вперед, так что между задней частью моих коленей и передней частью сиденья стула осталось пространство всего в 2 пальца, а не в 4 как было раньше. Это было сделано для того, чтобы добавить поддержки и снять ненужное напряжение с моих ног. На картинке вы можете видеть мое рабочее пространство до и после. Изначально у меня был обычный стол, угловой, то есть мой компьютер находился, по сути, в углу. Прямо передо мной обычно лежал мой планшет, а перед ним – клавиатура. Мышка лежала справа от клавиатуры, и джойстик Nostromo слева. Перед ними располагались мои три монитора. Стрелки указывают угол, под которым находились мои руки во время работы. Поскольку мой планшет располагался прямо передо мной, моя рука сгибалась примерно под углом 45°. Чтобы использовать джойстик, мне приходилось тянуться поскольку он лежал довольно далеко. Мне также приходилось вытягивать обе руки, когда я печатал. Все это оказалось совершенно неприемлемо для работы.

Оказывается, когда вы часто вытягиваете руки, это оказывает сильный стресс на ваш локтевой и срединный нерв. Для того, чтобы снизить стресс, эксперт передвинул джойстик поближе ко мне, чтобы, используя его, я сгибал руку, а не вытягивал ее. Еще он поднял подлокотники моего стула, чтобы мои локти комфортно лежали на них когда я пользуюсь джойстиком (до этого мои локти просто висели в воздухе). Затем он передвинул мой планшет правее, чтобы моя рука не лежала под углом, когда я рисую. Я, в свою очередь, передвинул мониторы на максимально возможную высоту, чтобы мне не приходилось нагибать голову (чтобы избежать стресса для шеи).

Еще этот эксперт предложил мне использовать такой мягкий держатель для карандаша, которым пользуются в средней школе. Честно говоря, я не совсем представляю, как с ним можно работать на стилусе, поскольку я не смогу нажимать кнопку.

Еще он посоветовал мне пить больше воды в течении дня и особое внимание обратил на то, что очень важно заниматься спортом, разрабатывать суставы, особенно важны кардио-упражнения. Вообще-то в последнее время я совсем забросил тренировки, но поверьте, после работы 80-100 часов в неделю мне меньше всего хочется заниматься всякими упражнениями. Может быть в скором времени я снова буду кататься на коньках, не знаю.

В любом случае, надеюсь, что эта куча текста помогла кому-то из вас осознать всю серьезность запястного синдрома (Туннельного синдрома). Знаю, когда я был моложе, я сам не особо об этом заботился, поскольку, как и все подростки, считал, что со мной не может случиться ничего плохого. Все, что вам нужно делать, это время от времени делать перерывы в работе и делать упражнения на растяжку. Может показаться, что это только добавляет дел вашему и без того плотному графику, но это того стоит, поверьте. Вы ведь не хотите оказаться в моей ситуации?

Читайте также:  Что делать если месяц болит рука

Примечание редакции: Напомним, программу для контроля за отдыхом Workrave можно скачать бесплатно с нашего сайта Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

Спасибо за внимание и всем удачи! Берегите себя.

P.S. вот несколько очень полезных видео с различными упражнениями для запястья.

Так же рекомендуем вам прочитать статью о гимнастических упражнениях для пальцев рук.

источник

Ученые всего мира не теряют надежды доказать, что гением можно стать благодаря болезни. Так, в 2004 году медики из Гарвардского университета на основе 36 автопортретов известного голландского художника Рембрандта сделали вывод, что писать шедевральные полотна ему помогало косоглазие. К 2018 году эта гипотеза так и не получила научного подтверждения. «МИР 24» вспомнил всемирно известных художников, чьи тяжелые недуги не подлежат сомнению.

Известный русский художник Михаил Врубуель, прославивший классику русского модерна, с самой молодости вел богемный и беспорядочный образ жизни. В 29 лет он пытался покончить жизнь самоубийством из-за нечастной любви к жене одного из заказчиков – Эмилии Праховой. Именно ее лицо изображено на фреске в киевской Кирилловской церкви «Богоматерь с младенцем». Позже Врубель счастливо женился на певице Надежде Забеле, но это не спасло его от психологических проблем. С каждым годом автор знаменитого «Демона» становился все более раздражительным и агрессивным, все больше пил и спускал деньги на сомнительные развлечения.

В 1902 году, по настоянию семьи, Врубель показался психиатру, который поставил ему диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич». Вскоре после этого художника госпитализировали с острым психическим расстройством. Лечили живописца очень агрессивно – в том числе, с помощью ртути. Восемь лет с небольшими перерывами художник провел в психиатрической лечебнице. Несколько раз наступало улучшение, и его отпускали домой. Ударом для Врубеля стала смерть малолетнего сына, после которой его состояние ухудшилось, галлюцинации участились.

Известно, что кроме психиатрических заболеваний, у Врубеля был сифилис и неизлечимая спинная сухотка. Также в начале 1906 года художника поразила атрофия зрительного нерва. Однако работал он до тех пор, пока полностью не ослеп. В1910 году Врубель намеренно простудился и скоропостижно скончался от воспаления легких.

Когда смотришь на картины Ван Гога впервые, может показаться, что он был позитивным и легким на подъем человеком. На самом деле многие шедевры автор «Желтых подсолнухов» написал в лечебнице для душевнобольных. В больнице и за ее пределами художника страшно тяготило отсутствие общественого признания.

Усложняли состояние художника многочисленные заболевания, которыми он страдал. Во-первых, в клинике для душевнобольных ему поставили диагноз «эпилепсия височных долей». Ван Гога посещали ужасные галлюцинации, а во время припадков он мог есть краски, сидеть в одной позе по нескольку часов или, наоборот, часами метаться по комнате.

Руководитель психиатрической клиники в Сен-Реми, профессор Пейрон, ознакомившись с историей болезни Ван Гога, диагностировал ему острую энцефалопатию, то есть поражение головного мозга. Тем не менее, сегодня принято считать, что у Ван Гога был эпилептический психоз. Это редкий диагноз, который встречается только у 3-5% людей.

Во-вторых, помимо психиатрических заболеваний у него были сифилис, гонорея, цинга, от которой выпали зубы, и алкоголизм (Ван Гог злоупотреблял абсентом). С другой стороны, создал ли бы он свои шедевры, если был бы здоровым?

Французский художник упорно боролся с художественным салоном Парижа, который на протяжении многих лет сурово критиковал картины мастера и не хотел принимать его в свои ряды. В год он мог рисовать по 15 картин, а в 1878-ом их число достигло 40. Интенсивная работа приводила к повышенной утомляемости и слабости.

Со временем у Мане усилились боли в левой ноге, которые ранее уже давали о себе знать. Живописец и не подозревал, что эти боли могут быть симптомом серьезного заболевания. Он лишь уверял себя и других, что это просто ревматизм, который в их семье передается по наследству. Однако работать становилось все сложнее: ему постоянно приходилось садиться на диван, чтобы передохнуть и искать в аптеках сильные обезболивающие. В конце 1878 года Мане вышел на улицу, почувствовал сильную боль в ноге и пояснице и упал на асфальт. Врач поставил Мане страшный диагноз – атаксия (нарушение согласованности движений различных мышц при условии отсутствия мышечной слабости).

К концу 1881 года Эдуард Мане с трудом передвигался с опорой на трость, а боли мучали его почти постоянно. Как раз в это время творчество Мане принимают в парижском салоне, но это уже не приносит художнику ожидаемой радости. Несмотря на тяжелвй недуг, он все же продолжает работать. Мане пишет картины до последнего дня жизни.

В ночь на 24 марта 1883 года нога Мане почернела и опухла. Врач диагностировал у него гангрену. После консилиума медики решили, что художнику необходима ампутация, однако из-за общего слабого состояния совершили ошибку, отложив операцию на три недели. Когда ногу ампутировали , шансы на выживание свелись к нулю. Из-за гангрены токсичные вещества повредили систему кровообращения, функционирование почек, печени и другие органы. Скончался Мане 30 апреля 1883 года. Позже медики постановили, что, скорее всего, у художника была спинная сухотка.

В 31 год у русского художника начала болеть рука. Сначала заболеванию он значения не предавал. Художник насторожился, когда появилась боль в шее и головная боль с рвотой. Через несколько месяцев боль стала настолько сильной, что будила Кустодиева во сне.

«Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже. Боль адская, доводящая до крика», – так описывал свое состояние живописец.

Через год Кустодиев обратился к известному врачу Эрнесту Визе, который рекомендовал Кустодиеву сделать рентгеновский снимок и проверить, нет ли у заболевания внутренней причины. Симпатическое лечение не помогло художнику, и он обратился к Михаилу Яновскому, другому врачу. На тот момент его считали светилом русской медицины.

Яновский сказал, что причина болей – невылеченный старый бронхит. На самом же деле врач подозревал туберкулез. Это одна их характерных особенностей того времени. Почти в каждом бронхите врачи видели туберкулез и отправляли больных, например, в Швейцарию к известному в этой области профессору Ролье.

Когда Кустодиев приехал в швейцарскую клинику, рентген Ролье ему так и не сделал, а вот туберкулез шейного отдела позвоночника нашел. Больше года провел художник в санатории Ролье, но боли так и не прошли, лишь изредка затихали. Разочаровавшись, он уехал в Россию. На этот раз русские медики посоветовали художнику поехать в Берлин на прием к немецкому неврологу Герману Оппенгейму, который, в конце концов, поставил правильный диагноз.

«У вас никогда никакого костного туберкулеза не было. У вас заболевание спинного мозга, видимо, опухоль в нем, нужна операция», – сказал Оппенгейм.

Операцию провели 12 ноября 1913 года, движения в руках были восстановлены, а вот в ногах начались боли. После операции художник вернулся в Россию, где его опухоль пытались лечить грязевыми ванными. Из-за войны все последующие операции можно было проводить только в России, после каждой из них состояние художника ухудшалось. Лишь в 1927 году Кустодиеву разрешили выехать на лечение в Германию, но было уже поздно. В мае 1927 года он простудился и умер от пневмонии.

В отличие от упомянутых художников, Ренуар тяжело заболел в зрелом возрасте. В 55 лет известный французский импрессионист неудачно упал с велосипеда. Травма развилась в ревматоидный артрит. Тогда об этом заболевании мало что было известно. Лучшие врачи разводили руками. Большую часть суставных заболеваний тогда лечили одним методом – курортными процедурами. Превозмогая боль, Ренуар продолжал писать картины. Когда руки художника перестали сгибаться, он привязал к ним кисти. Последние годы Ренуар провел в инвалидном кресле. Все его тело сковал паралич.

Голландские культурологи не первый год пытаются развеять миф о бедности и тяжелой судьбе Рембрандта Харменса ван Рейна. По их мнению, именитый голландец, в отличие от многих художников, никогда в нужде не жил, хотя и имел крестьянское происхождение. Дело в том, что родители Рембрандта были зажиточными крестьянами в Лейдане – втором тогда по величине городе после Амстердама. Юность будущего великого живописца пришлась на эпоху экономического подъема Нидерландов.

Как портретист Рембрандт прославился быстро. Портреты он продавал богачам из Европы за кругленькую сумму. Материальная свобода, которую обрел художник, позволяла в оставшееся время заниматься некоммерческой живописью. Лишь в 1650 году популярность Рембрандта начала падать. У буржуазии поменялись вкусы, а художник больше не хотел под них подстраиваться. В 1658 году его настигло разорение. Почему художник вмиг обеднел? Нет, вовсе не потому, что его картины плохо продавались. Во-первых, Рембрандт любил хорошо жить: покупал очень дорогую одежду, вино и деликатесы. Во-вторых, он был страстным коллекционером.

Но окончательно в финансовую могилу его свело скупердяйство. Художнику всегда хотелось заработать еще больше. Доходило до того, что он скупал собственные картины за баснословные суммы и надеялся продать их дороже. Коллекционеры, конечно, картины покупали, но отнюдь не за те деньги, на которые рассчитывал Рембрандт. Поэтому в голландских музеях, где выставлены работы Рембрандта, часто говорят не только о его таланте, но и о тяге к деньгам.

В отличие от большинства гениев, Рембрандт никогда не отличался ни эксцентричными манерами, ни девиантным поведением, ни проблемами со здоровьем. Он пережил свою жену и всех законнорожденных детей. Однако такая судьба для художника – скорее, исключение. Как показывает история, обычно за свой талант живописцы расплачиваются серьезными недугами.

Выставка картин известных голландских художников Рембрандта Харменса ван Рейна и Яна Вермеера проходит в Государственном музее изобразительных искусств А.С. Пушкина в Москве до 22 июля. Шедевры из коллекции Лейден в России выставляют впервые. Экспозиция относительно новая, ее сформировали только в 2003 году. По словам посетителей, очереди на выставку вполне терпимые. В будни нужно ждать около часа, в выходные – не более двух. Для сравнения: примерно столько же требуется стоять в очереди на один аттракцион в любом из парков Диснейленда.

источник

Трудно представить, что человек, написавший такие легкие и светлые картины, страдал тяжелым недугом, имя которому Ревматоидный артрит.

Болезнь Ренуара началась с 1897 года. Художник, которому было на тот момент 55 лет, упал с велосипеда, на котором любил разъезжать в поисках сюжетов для своих произведений, и сломал руку.
Травма способствовала развитию суставного заболевания. Из данных литературы и собственного практического опыта знаю, что у пожилых пациентов ревматоидный артрит часто манифестирует именно после травмы.
Однако, по свидетельству внука художника и оценивая, предоставленную им фотографию, припухлость суставов наблюдалась уже в 1896 году.

Обратите внимание на припухлость пястно-фаланговых суставов обеих кистей, небольшую припухлость межфаланговых суставов обеих кистей.
Заболевание имело неуклонно прогрессирующий характер и неизбежно приводило к инвалидизации больных. Именно такое течение заболевания наблюдалось у Ренуара.
Лечение носило лишь симптоматический характер.
Только более чем через 30 лет, в 1948 году, американец Hench произведет инъекцию кортизона больному ревматоидным артритом с разительным эффектом, что дало надежду многим несчастным пациентам, однако Ренуару так и не доведется дождаться этих спасительных инъекций.
А пока Ренуар постоянно принимает антипирин, старается делать стоившие больших усилий упражнения с полотенцем, но все это не приносит никакой пользы. Скованность в суставах не проходит почти полдня. Чтобы пройти несколько сот метров от дома до мастерской, он вынужден иногда опираться даже на две палки. Многочисленные врачи, осматривавшие Ренуара, только недоумевая, качают головой и заявляют, что наука ничего не знает об этой форме болезни суставов.
Одним из основных методов лечения суставной патологии в то время служило курортное лечение. В 1904 году художник возлагает большие надежды на лечение на одном из французских курортов Бурбон-ле-Бэн.
С трудом погружается он в ванны и с таким же трудом вылезает из них. Но все тщетно. После проведенного курса лечения он не ощущает ни малейшего облегчения и возвращается домой уже не с палками, а на костылях. Оценивая это с позиции сегодняшних знаний — закономерный результат. Курортное лечение в активной фазе заболевания категорически противопоказано и ведет к ухудшению симптоматики и течения заболевания.
В том же году в «Осеннем салоне» проходит выставка произведений Ренуара с таким успехом, что художник на какое-то время забывает о неудаче курортного лечения.

В попытках улучшить подвижность суставов Ренуару проводится несколько мелких хирургических операций, о чем свидетельствует сам художник в письме другу: «Меня снова царапал хирург. Еще одна операция состоится через неделю, за ней последует еще одна и еще. ……. По правде говоря, нет ни малейшего улучшения, и я лишь все больше и больше становлюсь калекой. А так аппетит у меня нормальный. Все идет хорошо».
Ренуар жил тем, что примирился со своей участью.

Что касается хирургических методов лечения, то, по-видимому, речь могла идти об операциях, направленных на частичное восстановление функции пораженных суставов. Полученные результаты операции заключались не столько в восстановлении движений, сколько в исправлении порочного положения конечности.

Картина «Обнаженная на скалах», написана мастером в 1904 году.

Кисти рук Ренуара к этому времени приобрели характерную для позднего ревматоидного артрита деформацию в виде выраженной ульнарной девиации – отклонение I-IV пальцев кистей в локтевую сторону. По свидетельствам очевидцев Ренуар вынужден был привязывать кисть к руке, для того чтобы работать.
Обратите внимание на фотографию художника этого времени – «визитная карточка» ревматоидного артрита — типичная деформация кистей, ульнарная девиация и атрофия межостных мышц кистей.

Читайте также:  Руки болят от плеча до кисти при остеохондрозе

С 1912 года Ренуар вынужден пользоваться креслом, не подозревая еще, что больше ему уже никогда не суждено встать на ноги. В этом же году во время пребывания Ренуара с семьей в Париже друзья художника решили показать его одному из лучших специалистов по ревматическим заболевания Анри Готье. После первого осмотра врач, произведший благоприятное впечатление на художника, обещал за несколько недель поставить больного на ноги. И хотя для изведавшего уже немало способов лечения Ренуара и обещаний вылечить его это казалось утопией, он отнесся к этому обещанию не столько скептически, сколько философски. Основные лечебные мероприятия сводились к лечебной гимнастике и укреплению режима.
К удивлению близких, через месяц Ренуар почувствовал себя уже лучше. Однажды лечивший его врач объявил Ренуару, что настал день, когда художник начнет ходить. Врач приподнял больного из кресла, и всех поразило, что Ренуар стоит на ногах и с радостью смотрит на окружающих. И даже когда врач отпустил художника, он не упал и, собрав все свои силы, сделал первый шаг, за ним второй, обошел вокруг мольберта и вернулся к своему креслу.
Ситуация напоминала евангельского паралитика, который начал двигаться после того, как Христос приказал ему встать на ноги.
Но вдруг Ренуар, еще стоя на ногах, обратился к врачу:
— Благодарю Вас, доктор. Вы светило! Но я отказываюсь от ходьбы. Она отнимает у меня всю волю, не оставляя ничего для живописи. Если уж выбирать между ходьбой и живописью, я выбираю живопись.
Он снова уселся в кресло с тем, чтобы больше уже никогда не встать с него.

источник

Я нашла эту статью интересной и мне захотелось с Вами ею поделиться!

Все художники много рисуют. Это факт. Неудивительно, что через какое-то время вы начинаете замечать неприятные ощущения в руке — она ноет, болит, рисовать становится все труднее… Важно не запускать этот момент и своевременно обратиться к врачу. Но лучше всего предотвратить возможную болезнь. В этой статье автор (Дааркен) делится своим горьким опытом и дает полезные советы, как не попасть к врачу с серьезным запущенным заболеванием.

Я заметил, что за последние несколько недель тема боли в запястье набрала нешуточный размах среди художников и иллюстраторов. Для начала скажу, что недавно у меня самого диагностировали синдром запястного канала (Туннельный синдром) на обоих запястьях, а также локтевую невропатию (синдром локтевого канала) на левой руке. Последние 3–4 недели стали для меня настоящим адом, поскольку мне необходимо было закончить работу, превозмогая дикую боль в руке. И я надеюсь что смогу на собственном примере убедить людей быть внимательнее к своим привычкам и чаще делать перерывы в работе. Бывали дни, когда я работал по 18 часов подряд, прерываясь лишь на то, чтобы перекусить или сходить в туалет. Естественно окружающие люди частенько говорили мне сделать перерыв, но как только я начинал работать, я не мог остановиться. Одна из моих главных проблем в том, что если я не могу что-то решить или чего-то не понимаю, я буду сидеть над этим до тех пор, пока у меня все не получится. Крайне трудно сдвинуть меня с места, когда меня что-то беспокоит. Короче говоря, после 6 лет работы за компьютеров у меня появились проблемы с руками и запястьями. Самое странно то, что я правша, а локтевую невропатию мне диагностировали на левой руке.

Около 2 лет назад я начал замечать, что с моими запястьями творится что-то неладное. Но я просто пожимал плечами и работал дальше, как ни в чем не бывало. Такой уж я человек. Все говорили мне сходить к врачу, но я только отнекивался. Я думал что единственное, что мне может сказать врач — это чтобы я урезал часы работы, чего я естественно сделать не мог, потому что мне нужно как-то оплачивать счета. Как будто кто-то согласиться дать мне повышение, если я буду работать меньше часов в день! Мы живем в реальном мире, и нам приходится из кожи вон лезть, чтобы заработать на кусок хлеба с маслом. Поэтому я продолжал работать, не смотря на боль. Шли годы, мое мастерство росло и я стал получать все больше и больше заказов… что, естественно, не улучшило мою ситуацию ни коим образом… Плюс ко всему проекты приходилось делать в невообразимо сжатые сроки, что как бы тоже не особо хорошо сказывалось на моем здоровье… В какой-то момент мне надоело терпеть боль и я записался на прием к невропатологу. По закону подлости мой невролог могла принять меня не раньше чем через 2 месяца, так что мне пришлось еще подождать. Когда я наконец-то попал к ней на прием, она сказала что скорее всего у меня синдром запястного канала (Туннельный синдром)на обоих запястьях, а также локтевая невропатия на левой руке. Она назначила мнеэлектромиографию (ЭМГ) на следующий день. Не знаю, делали ли вы когда-нибудь ЭМГ, но это просто кошмар.

источник

Почему сегодня в моду так быстро входят художественные мастер-классы и занятия в различных творческих студиях для людей всех возрастов? Да потому что в нас природой заложено стремление творить, только мы об этом призабыли. Неталантливых людей не бывает, считает психолог Татьяна Тихомирова. Она рассказала нам о том, что творчество может исцелять, вдохновлять и даже исполнять желания. Что же такое арт-терапия?

— Я мечтала стать психологом еще, наверное, лет в 18. Мне всегда была интересна сфера человеческого подсознания. Однако тогда решила, что рановато еще людям помогать. Нужно сначала приобрести свой собственный жизненный опыт.

В итоге выбор пал на профессию фотографа, и я искренне люблю свою работу, с которой иду рука об руку до сих пор. Думаю, произошло так не случайно, ведь на съемках нужно одновременно совмещать две задачи: делать свое дело и при этом взаимодействовать с большим количеством людей. Приходилось учиться справляться с конфликтами, помогать окружающим преодолевать внутреннее стеснение, находить выход из самых сложных ситуаций.

Параллельно я все равно обучалась психологии на различных курсах. Но словно издалека, не в полную силу.

Когда почувствовала, что пришла пора, решилась на второе высшее и стала дипломированным специалистом в интересующей меня области.

Конечно, несколько видов терапии я опробовала на себе: прошла индивидуальную и групповую терапию, изучала направления в психологии, на личном опыте проверяла действенность различных техник. Но, придя первый раз именно на арт-терапию, поняла, что это один из самых удивительных методов работы, который открывает безграничные возможности. Каждый день помогая другим решать проблемы с помощью творчества, я только убеждаюсь в данной мысли. Ведь цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания на символическом уровне.

Избавляемся от власти левого полушария

— Арт-терапия пришла к нам из клинической психологии. Итальянский врач Чезаре Ломброзо первым обратил внимание на творчество душевнобольных людей. Далее психиатры заметили, что занятия творчеством помогают людям стабилизировать свое эмоциональное состояние. Сегодня эту форму психотерапии используют, чтобы на более тонком уровне работать с бессознательным.

Левое полушарие, отвечающее за речь, внимание, логику, память, постоянно контролирует нас. Именно поэтому классическая схема беседы психолога и клиента далеко не всегда срабатывает. О многих вещах говорить слишком больно, слишком стыдно, люди, сами того не осознавая, могут избегать «острой», подавленной темы долгое время.

Когда в руки попадают краски, пластилин, глина, изображения и другие «помощники» арт-терапии, защитный барьер рушится. Левое полушарие в творческом процессе будто засыпает, активизируется режим правого, и на поверхность неспешно выплывают «закрытые» эмоции, темы. Во время арт-терапевтических занятий можно выражать агрессию, бросаясь песком, нарисовать или выкричать мучающую боль, вылепить страшных врагов и даже пообщаться с ними.

Визуализированная проблема — это уже не что-то эфемерное, а объект, с которым можно начать взаимодействовать.

—У каждого специалиста арт-терапии свои методы. Простор для практики тут огромен. Любой творческий инструмент превращается в инструмент психолога.

Выделяют диагностическую арт-терапию, которая помогает выявить проблему, и ресурсную арт-терапию, которая дает возможность расслабиться, отпустить лишние мысли, найти «подпитку», новые силы. С первой все понятно. Основная цель — понять о человеке то, чего он даже сам о себе не знает. Но очень интересно наблюдать и за действием второй.

Например, на одном из своих тренингов я предлагаю всем желающим нарисовать волшебное дерево желаний. Здесь не важны профессия, возраст, статус… Рисовать умеют все. Абсолютно все. И если в начале кисточки и холст вызывают растерянность и даже страх, то в конце новоиспеченные творцы удивляются тому, что создали настоящее произведение искусства и при этом на душе стало легче.

Осуществить мечту с помощью творчества действительно реально, если направить взгляд внутрь себя, но есть некоторые правила:

1.Важно формулировать желание в настоящем времени. Например, если вы мечтаете, наконец, отправиться в долгожданный отпуск, фразы из разряда: «Я хочу на море», «Как было бы здорово…» — не помогут. Действеннее думать: «Я отдыхаю на море» — и представлять себе конкретное место.

2. Детализируйте мечту. Визуализируйте, в какой вы стране, что вокруг, что делаете, что ощущаете. Ошибка многих людей, которые стараются действовать, например, по методике знаменитой книги «Секрет» Ронды Берн, в том, что они проживают этот момент в своих мыслях практически в реальном времени, особенно если воображение богатое. Подсознание воспринимает это как сигнал, что с вами все уже произошло, следовательно, задача выполнена. Пожелайте от души и отпустите свою мечту на свободу, не зацикливаясь на ней.

3. Держите желания при себе. Не делитесь ни с кем. Как и счастье, наши мечты любят тишину. Однако бывают и исключения. Иногда, наоборот, важно рассказывать всем на свете, чтобы приходила помощь извне. Пробуйте разные способы.

4. Конкретизация даты исполнения вас, скорее всего, разочарует. Не оговаривайте точный день чуда. Дайте Вселенной время. Например: «Пусть желание исполнится в течение месяца», «Пусть все произойдет к осени этого года» и так далее. Вроде бы вы определяете срок, но при этом снова не зацикливаетесь на конкретной точке отсчета.

5.Спросите себя, полезно ли будет исполнение вашей мечты другим? Если говорить все о том же отпуске: вы вернетесь в хорошем настроении, отдохнув и наполнившись энергией, будете внимательнее к близким, приметесь за работу с новыми силами, то есть точно осчастливите и других (смеется).

6. Пожелание вреда кому бы то ни было в первую очередь навредит вам самим. Не советую надеяться на то, что вашу коллегу Машу уволят с работы и вы окажетесь на ее месте. Лучше представьте работу, которую хотите. Без привязки к Машиной жизни. Не желайте чего-то, что есть у другого. Желайте для себя.

7. Делайте шаги на пути к исполнению. Просто мечтать и сидеть на диване может кто угодно. И только в фильмах что-то в жизни такого человека поменяется к лучшему. Без усилий не будет никакого результата.

Все эти действия могут показаться глупыми на первый взгляд. Но рисуя, слушая себя, думая о своей мечте, человек успокаивается, погружается в глубины подсознания, начинает лучше понимать, что с ним происходит.

Дерево на полотне служит универсальным символом человека, его внутреннего «Я». Эта ассоциация абсолютно бессознательная. К ней прибегали самые разные психологи. Краски каждый выбирает по душе. Дополнять творение можно любыми изобразительными деталями.

В итоге высвобождаются новые ресурсы, которые помогают действовать и находить решения всех проблем. А картина на стене становится приятным напоминанием об истинном желании, источником позитивных эмоций. И все сбывается.

У арт-терапии нет возраста и пола

— Во время занятий нередко снимаются телесные зажимы. Может, к примеру, пройти головная боль. Были в групповой практике люди, которые начинали плакать. С ними в подобных ситуациях я работаю отдельно.

Арт-терапия подходит всем. У нее нет возраста, пола, определенной профессии. Ко мне приходят и взрослые, и дети. Интересно, что подростки, как правило, стремятся обозначить себя, выразить собственную индивидуальность. Появляется много символов, знаков, иногда букв и цифр.

Любопытно наблюдать за мужчинами. Они почти всегда новаторы. Выходят за рамки предложенного, выбирают необычные сочетания цветов, форм, дополняют картину разными элементами или, наоборот, стремятся к минимализму.

Люди за 50 склонны использовать нежные тона. На полотнах нет ничего лишнего. Позже, когда «расшифровываешь» нарисованное, становится понятно, как сильно для этих людей важно внимание, как они нуждаются в любви. Однако, часто у них прослеживается и юношеский запал. В душе многие очень молоды, несмотря на трудности, которые пришлось преодолеть в жизни, и даже на перенесенные утраты. Арт-терапия дает им надежду, приток свежего воздуха благодаря общению с другими людьми, с психологом, с самим собой.

Нередко подобные мастер-классы подталкивают мужчин и женщин продолжать заниматься рисованием или другим видом искусства. И это здорово!

Я особенно рекомендую арт-терапию людям с непережитыми душевными травмами. В частности, если о них очень трудно говорить. Известны случаи, когда именно арт-терапия помогла ветеранам воин восстановиться после тяжелых травматических событий и обрести желание жить.

Обращайте внимание на рисунки своих детей

— Арт-терапией можно заниматься и дома, тем самым помогать себе справляться со стрессом и житейскими проблемами.

Читайте также:  В состоянии покоя болят пальцы рук

Метод прост. Берите лист бумаги и то, чем хочется рисовать: ручку, карандаш, краски, мелки, уголь. Просто изображайте, что вам хочется, даже если это будут бессмысленные закорючки и ломаные линии. Делайте так, пока не почувствуете, что пора остановиться. Многим помогает музыка. Включите что-то созвучное вашему состоянию и отдайте все плохое, тревожащее полотну.

Обращайте внимание на рисунки своих детей. Это дверь в их внутренний мир. Особенно присмотритесь, если малыш постоянно рисует один и тот же сюжет. Возможно, он «застрял», в определенной ситуации. То есть некая проблема тревожит его, мешает двигаться дальше.

Задавайте чаду вопросы. Что изображено на картинке, что он чувствовал, когда ее рисовал, какие эмоции она вызывает сейчас. Садитесь рисовать вместе. Так диалог пойдет намного быстрее. Вы многое можете узнать о своем ребенке, находясь с ним в совместной творческой деятельности, даря ему искренне внимание. Благодаря такому способу реально быстро заметить психологические проблемы и обратиться к специалисту за помощью.

Не пугайтесь, если малыш предпочитает черный. Далеко не всегда этот цвет выражает какую-то проблему. Дело в том, что взрослые привыкли воспринимать его, как нечто негативное, что совсем не вяжется с образом детской беззаботности и непосредственности. Самим же ребятам темные оттенки не кажутся чем-то плохим, скорее, наоборот, с их помощью они стараются выразить собственную индивидуальность.

Иногда симпатия малыша к темным цветам связана с поведением родителей или же выбор пал на них просто потому, что те более контрастны по отношению к белому листу и лучше выражают мысли. Повторюсь еще раз: важно задавать вопросы: «А что ты здесь нарисовал?», «На что это похоже?», «Что тебе напоминает этот черный цвет?» и так далее. Ребенок может ответить, что видел сегодня черную машину и она ему очень понравилась. Конечно, если он говорит, что его пугает темнота, то на это необходимо обратить внимание.

Куда тревожнее, если появился цвет, который раньше никогда не присутствовал в рисунках вашей дочки или вашего сына. Если когда-то, допустим, красный был «в изгнании» и вдруг стал преобладать, значит что-то точно изменилось, и, возможно, это настоящий крик о помощи: агрессия, злость, тревога, страх…. Хотя вполне вероятно, что просто-напросто у юного художника изменился вкус. Поэтому так важно говорить о рисунке с автором.

Детские неврозы чаще всего возникают из-за перенапряжения

— Сегодня у детей все чаще встречаются неврозы и повышенная тревожность. И нередко происходит это банально из-за перенапряжения. Ведь ребята в наше время заняты больше взрослых: школа, репетиторы, кружки, спорт — и так по кругу.

Возможность побаловаться, творить то, что хочется, не в качестве домашнего задания, а просто так — это возможность расслабиться и избавиться от стресса и переживаний, накопленных за насыщенные недели. Именно поэтому арт-терапия благотворно влияет на детей. Тем более, если они приходят и делают нечто вместе с родителями. Это становится дополнительным источником общения, доверия и сплочения.

На занятиях можно помочь ребенку справиться с фобиями. Выразить страх на листе и «призвать» в помощь волшебников, просто дорисовывая их рядом. Посмотреть на пугающее, попробовать сделать его смешным, попробовать подружиться с ним или загнать в клетку. Визуализация творит чудеса. Для решения таких проблем я также рекомендую песочную терапию. Где можно не только построить страх, но и сделать с ним все, что захочется.

Все ответы внутри нас. Надо просто найти правильные ключи. Творчество замечательно помогает в этом. Советую попробовать каждому вспомнить детство, взять в руки кисти, пластилин, другие инструменты и попробовать погрузиться в себя. Вы обязательно сделаете массу неожиданных открытий.

Фото: Дмитрий Рыщук, Евгений Бондаренко

источник

Вот как-то не нравятся мне аналогии. Ни в чем. Аналогия это банальность, а банальность это не интересно. Но в медицине диагноз по аналогии – самая любимая вещь. Не нужно быть гением, не нужно обладать дисциплинированным клиническим мышлением, просто действуешь по принципу: «Гусеница ест капусту, я ем капусту. Следовательно, я – гусеница!». Это с одной стороны, с другой – исторические аналогии. Не знаем, насколько они уместны. Но в данном случае, в данной истории, было и то, и другое: врачи, пошедшие по пути поиска аналогов, и судьба главного героя, в которой некоторые усматривают аналогию с биографиями О.Ренуара и Н.Островского. Итак, история болезни замечательного художника, Бориса Михайловича Кустодиева.

…Началом болезни принято считать 1909 год, хотя симптоматика появилась раньше. Боль в руке для активного художника, беспрестанно держащего палитру и кисть, что в этом необычного? Да. Кустодиев молод, ему 31 год, но поначалу, ни о чем плохом, ни он, ни его близкие не могли и подумать. Зловещим, пожалуй, было только одно: боль была упорной, постоянной и появлялась утром, после ночного сна. Если идти по аналогии – боль костно-мышечная, связанная с неудобным положение тела, «остеохондрозная», так часто мы говорим больным, жалующимся на боль и онемение в руках по утрам. Потом присоединилась боль в шее, а вскоре — головная боль с рвотой! «Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения – с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже». Становилось чуть лучше, если Кустодиев по нескольку часов лежал и укутывал голову платком, но боль в руке приобрела «грызущий» характер, лишала сна, и болеть начали уже локтевой сустав и лопатка. «Боль адская, доводящая до крика»,- пишет художник жене. Спустя год боль уже будит художника по утрам, но несколько ослабевает во время работы. Боль достигает той степени, когда качество жизни существенно ухудшается.

Неизвестно, обращался ли Б.М.Кустодиев по этому поводу к врачам раньше, но известно, что он обратился к довольно известному тогда неврологу, ученику и сотруднику В.М.Бехтерева Эрнесту (Эрнсту) Августовичу Визе (1871-1941). Э. Визе, доктор медицины (диссертация «О составных частях белого вещества спинного мозга по методу развития», 1898), заведующий неврологическим отделением Обуховской больницы, считался специалистом по спинному мозгу. Он долго («целый час») осматривал Кустодиева и рекомендовал Кустодиеву: «…сделать рентгеновский снимок с плеча и шеи, чтобы узнать, нет ли какой внутренней причины этой страшной боли». «Рабочий» диагноз Визе – «невралгия правой руки». Симптоматическое лечение было неэффективным и Кустодиев обращается к тогдашнему светилу, знаменитому и самому талантливому ученику С.П.Боткина, академику, профессору кафедры диагностики и общей терапии Военно-медицинской академии, Михаилу Владимировичу Яновскому (1854-1927). Яновский славился своим знанием физикальной диагностики, тщательностью в исследовании больных и умением ставить диагнозы, но он был терапевт. Он тщательно обследовал Кустодиева и вывод сделал именно «терапевтический»: был какой-то процесс в легком (не вылеченный старый бронхит,- говорит Кустодиев), увеличился лимфатический узел. Он-то, дескать, давит на «какой-то нерв», а отсюда и боль! Не диагностика, а гадание на кофейной гуще – «какой-то процесс, какой-то узел, какой-то нерв»! Что делали у нас врачи во все времена, если не справлялись сами? Правильно – направляли больных за границу – там помогут! Так вышло и с Кустодиевым. Видимо, М.В.Яновский подумал и не о бронхите, а о биче того времени – верхушечном туберкулезе (ввиду его пандемической распространенности, в то время врачи в каждом банальном бронхите видели чахотку!). А раз туберкулез, то в Швейцарию, к профессору Ролье!

Вы читали роман Т.Манна «Волшебная гора»? Если читали, то понимаете о чем идет речь, если нет, то Манн рассказывает о некоем (вымышленном) швейцарском противотуберкулезном санатории, где медленно погибают (но сохраняют иллюзии и веру в выздоровление) больные туберкулезом легких. При полной беспомощности медицины в области туберкулеза Швейцария с давних пор была Меккой больных чахоткой из всех европейских стран. Не был исключением и санаторий в Лейзене, основанный доктором Огюстом Ролье (AugustRolier, 1874-1954). Он был учеником знаменитого Т.Кохера, но увлекся фототерапией (светолечением, Light-therapy). После блестящих успехов Нильса Рюберга Финзена в светолечении волчанки врачам стало казаться, что свет может решить все проблемы. Ролье занимался лечением костного туберкулеза, сначала оперативным путем, но результаты были неутешительны, и тогда он стал заниматься гелиотерапией, собственно говоря – «солнцелечением», благо в Швейцарии для этого были все условия. В 1903 году он основал санаторий на 1200 коек для больных туберкулезом и рахитом в Лейзене, который быстро стал популярным. Успехи были столь велики, что спустя четверть века Ролье стал доктором медицины «honoris causa» Лозаннского университета. Вот опять аналогия – у Ролье болела туберкулезом жена, и он ее вылечил солнечным светом, а у нас заболела жена у С.Орджоникидзе, так быстро «содрали» препарат у немцев, и стали его выпускать под названием «Сергозин» (Серго+Зина)! Санаторий Ролье располагались в умеренном высокогорье (1500 метров над уровнем моря), где солнечная радиация, конечно, выше. Вот так, примерно, лечили Кустодиева (в центре-профессор Ролье)

Но вот какая штука – известно, что изобретатели методов лечения обычно «слепнут» к остальному и видят у больных только то, что с успехом умеют лечить! Так и врачи санатория Ролье увидели у Кустодиева то, что и хотели – туберкулез шейного отдела позвоночника! Кустодиева, видимо, сначала это успокоило: дома почти тоже говорил ему мэтр медицины Яновский! Кустодиеву надели шину Шанца, три раза в день вытягивали (!) шейный отдел позвоночника и он принимал солнечные ванны. Справедливо возникает вопрос, а делали ему рентгенологическое исследование позвоночника или это бредовые размышления «мага и целителя» Ролье? В свете дальнейших событий «лечение» Ролье было грубейшей ятрогенией, страшной ошибкой, чудовищным заблуждением! На несколько месяцев Кустодиев уезжает в Петербург, а потом снова вернулся в санаторий Ролье. Там он пробыл девять месяцев, но обещанного чуда не произошло, да и быть этого не могло. 29 декабря 1911 года его осматривает «гениальный» Ролье. «Смотрел очень долго, постукал всего молотком и объявил, что я в превосходно состоянии и что весной он гарантирует полное выздоровление»,- пишет Кустодиев жене. Но он не поверил в оптимистичные фантазии Ролье. Рука стала болеть точно так же, как и раньше! Ролье снова осматривает Кустодиева в феврале 1912 года и рекомендует ему…новый корсет! Разочарованный в швейцарском кудеснике, Кустодиев уезжает в Россию.

…Хотя болезнь вернулась, но надежды на врачей еще остались – по их совету в мае 1913 года Кустодиев едет на морские купания в Канны. Месяц прошел безрезультатно и по пути домой Кустодиев останавливается в Берлине, где обращается к выдающемуся немецкому неврологу, Герману Оппенгейму (HermannOppenheim,1858-1919) , который справедливо считается одним из основателей немецкой неврологии. Ученик знаменитого Карла Вестфаля, Оппенгейм внес очень существенный вклад в различные области клиники нервных болезней, в том числе и в области нейрохирургии. Вместе со своим сотрудником Ф. Краузе ( Fedor Krause, 1857-1937 ) он удалил впервые одну из сложных опухолей мозга. Г.Оппенгейм тщательно осматривает Кустодиева и говорит ему: «У Вас никогда никакого костного туберкулеза не было. Снимите корсет. У Вас заболевание спинного мозга, видимо, опухоль в нем, нужна операция…» 12 ноября 1913 года упомянутый доктор Ф.Краузе произвел операцию, которая судя по всему, заключалась в ламинэктомии Th I-Th II и частичной резекции опухоли. Оппенгейм присутствовал на операции, хотя хирургом не был. Движения в руках были сохранены, а вот ноги стали слушаться плохо…

Боль в руках, к счастью, исчезла, а движения в ногах восстановятся, обещал маститый Оппенгейм. В России Кустодиева наблюдают уже упомянутый Э.А.Гизе и выдающийся российский хирург, профессор клиники факультетской хирургии Герман Федорович Цейдлер (1861-1940). Он был очень известным, но…абдоминальным хирургом, и в чем его помощь в данном случае могла заключаться, не очень понятно. Кустодиев ходит с тростью, ноги слушаются плохо. Его направляют в Ялту, где проводят грязелечение и ванны. Насколько они показаны при опухолях? Неудивительно, что художник отмечает ухудшение состояния. Поскольку повторная поездка в клинику Г.Оппенгейма невозможна из-за войны, Кустодиева оперирует в Кауфмановской клинике видный российский нейрохирург Лев Андреевич Стуккей (1870-1924). Операция продолжалась около пяти часов (под общим наркозом?). Операция не была радикальной, но ходить после нее Кустодиев уже не смог…Болела голова, шея, послеоперационная рана, а нижнюю половину тела и ноги он совсем не чувствовал. Тазовые расстройства не заставили себя ждать… Следующий рецидив опухоли произошел уже в 1923 году, когда Кустодиев переехал в Москву. Здесь его наблюдает видный советский невролог, ученик В.К.Рота и Л.С.Минора, профессор Василий Васильевич Крамер (WilhelmKramer) (1876-1935), основатель журнала психологии, неврологии и психиатрии, один из лечащих врачей В.И.Ленина, основатель отечественной нейрохирургии. В.В.Крамер с 1926 года был главным врачом Кремлевской поликлиники. Именно Крамер, вероятнее всего, попросил выдающегося немецкого нейрохирурга Отфрида Ферстера (OtfriedFörster,1873-1941), ученика Вернике, Дежерина и Бабинского, прооперировать художника.. В декабре 1923 Ферстер оперирует Кустодиева. После это операции художник уже пишет лежа. Правая рука стала слабеть и усыхать. В 1927 году Кустодиеву разрешили выехать в Германию для лечения в клинике О.Ферстера, но этому уже не было суждено сбыться: простудившись в мае 1927 года, Кустодиев буквально погиб от крупозной пневмонии…

Каков же, все-таки, диагноз? Скорее всего, у Кустодиева была доброкачественная интрадуральная экстрамедуллярная опухоль спинного мозга. А уж какая именно: менингиома, нейрофиброма или липома, не существенно. Существеннее другое, и тут я никак не удержусь еще от одной аналогии, она представляется наиболее, в данном случае уместной, болезнь Г.Гейне. Он прожил много лет в «матрацной могиле», страдая, но продолжая творить. Борис Кустодиев сделал даже еще больше – оптимизм его работ периода болезни не натужен, тон его работ не депрессивен, он не искал жалости. Он жил!

источник