Меню Рубрики

Что делать если у пианиста болит рука

Мне недавно пришёл вот такой вопрос от ученика по поводу болей в руках после игры на фортепиано:

Доброго времени суток, Сергей. У меня к Вам один вопрос как к профессионалу. В последнее время начал больше времени уделять упражнениям для техники и играть более сложные произведения (во многом благодаря Вашим материалам), и, примерно, неделю назад стала побаливать правая рука, правда не сильно, но все же меня это обеспокоило. В итоге я на несколько дней взял отдых и почти не притрагивался к интрументу. Так вопрос вот в чем: боль в руках это нормально, или я что-то не правильно делаю?

Я задал этот вопрос терапевту и вот его ответ:

Боль в руке может быть вызвана разными причинами — воспалением сухожилий, мышц, суставов. Может быть Вы сильно напрягаете руку, когда играете упражнения и болит предплечье в области внутренней поверхности. Тогда это миозит или тендинит (воспаление сухожилий или мышц предплечья). Это может быть также спровоцировано другой физической нагрузкой (перетаскивание тяжелых вещей/покупок в сумках), а также переохлаждением данной части руки. Например, при работе за компьютером, рука, которая держит мышку, лежит постоянно на холодном столе. Это тоже может спровоцировать боли и воспаление.
Также, это может быть воспаление суставов пальцев рук или же суставов кисти. Обычно это не связано именно с игрой на фортепиано, но часто также зависит от физической нагрузки этих суставов (занятия со штангой, гантелями, турником, отжимания, перетаскивание тяжёлых грузов, а также частые, но мелкие нагрузки — скакалка и прочее). Суставы могут увеличиваться в объеме (отекать), краснеть и болеть при движении в суставах. Если боли в суставах появляются к вечеру, то это может быть обострением остеоартроза суставов. Если боли появляются по утрам, сопровождаются скованностью в движениях, но потом становится лучше, то нужно сразу обратиться к ревматологу для исключения ревматического поражения суставов (что никак не связано с игрой на фортепиано). Иногда боли в суставах совсем могут быть не связаны с физической нагрузкой, если у Вас до этого были проблемы и с другими суставами (коленные, голеностопные, остеохондроз и др.), просто мелкие суставы тоже постепенно могут вовлекаться в процесс остеоартроза наравне с крупными.

Вобщем, с медицинской точки зрения, не всегда боль в руке может быть связана именно с игрой на фортепиано. Но если это так, то это обычно следствие избыточно напряжённой руки при игре. Какое бы ни было заболевание (тендинит, миозит, остеоартроз), лечение этих процессов одинаковое: исключение провоцирующей нагрузки, а также противовоспалительные препараты:
1. Местного действия — быструм-гель, фастум-гель, диклофенак-гель. Любое из этих средств 2 раза в день намазывать в достаточном количестве на больное месту 2 раза в день не втирая.
2. Общего действия (в том случае, если болит много суставов или обе руки, или же есть покраснение и отёк сустава) — найз, мелоксикам, аэртал — любое из НПВС длительного действия в дозе, определяемой инструкцией к препарату. При применении таблеток нужно также учитывать переносимость этих препаратов (отсутствие аллергии), а также если были язвы или гастриты, то дополнительно к НПВС защитить желудок кислотоснижающими средствами (в данном случае необходима консультация терапевта чтобы убедиться в необходимости дополнительной защиты желудка и назначении нужных препаратов).

Если боли не выраженные, то при нанесении гелей 2 раза в день они должны пройти за несколько дней (до 1 недели). Если за это время не проходит, необходимо усилить дополнительно приемом таблеток, физиотерапии и желательно прийти на осмотр к терапевту, чтобы быть уверенным в правильности лечения.

Пока есть боли, можете продолжать играть на фортепиано, но исключите пока упражнения на развитие скорости игры, но можете оставить любые медленные произведения, которые играются без напряжения и с отсутствием ударной нагрузки.

источник

Vladi, это не к пианистам, это к доктору надо 8)

Есть гарантированное средство, пишите в ЛС.

Надеюсь, что рецепт Михаила Вам поможет.

А Вы не забивали в последние дни гвозди этой рукой? 🙂 Перелом или трещина исключаются? Вообще врач всегда даст лучший совет, чем заочный корреспондент, пусть даже и пианист.

На всякий случай—дай Бог, чтобы Вам не пришлось этим воспользоваться—в Москве существует Институт кисти, координаты которого мне, правда, найти не удалось и в котором по слухам существует чуть ли не специальное отделение большого пальца, и ещё отделение микрохирургии и реконструктивной хирургии кисти московского Института травматологии и ортопедии.

Вы все-таки проверьте, не тендовагинит ли у Вас, а иначе Вы рискуете обострить его еще больше.

У Невилько на сайте есть статья про это (http://www.alenmusic.narod.ru/Stati/tendovaginit.html)
или например статья ИСЦЕЛЕНИЕ РУК (http://www.bassboombang.ru/handcure.php)

Но в «оперативных» или запущенных случаях иногда применяют специальный точечный массаж (правда специалистов найти очень трудно)

В любом случае. сперва поставьте диагноз

Вчера как-то неожиданно заболела кисть на левой руке под большим пальцем. Резкая боль при попытке сжать что-то в руке. Попробовал тут же на что-нибудь сыграть — вроде небольно играть. Но вот сегодня с утра встал — сильнее болит, через первый палец больно перекидывать другие. Что делать? Через неделю экзамен по фортепиано.

Хм. какая-то странная вещица получается, она не могла вот «просто так» заболеть? 😕 В Энцеклопедиях, насчёт кисти есть всякие ожоги, инфекционные болезни и вывихи, переломы, переломо-вывихи. Так что, у Вас должно быть, по идее, всё в порядке (надеюсь). А что Вы делали до того, как произошла боль? (может перезанимались). Рекомендую сразу не набрасываться на ультра-быстрые этюды, а разминаться, как это делают спортсмены. Какие процедуры делать следует, это лучше спросить врача, или посмотреть на «спротивных» сайтах.
Читал на плавательном сайте про какую-то йодную сетку, так и не понял, шо за тэкэ.

Большое всем спасибо за советы! Думаю, что их хватит не только исцелить кисть, но и сдать экзамен на отлично 🙂 (потом напишу о результатах).
Следуя совету Михаила Лидского, сегодня не буду играть вечером, а пойду Руденко и Небольсина слушать в БЗК.

Я знаю, конечно, что лучше к врачу обращаться, но пока некогда, поэтому об этом на форуме спросил. К тому же скорее всего ничего серьезного, — если вдруг за два дня хуже станет, то обращусь, конечно.

P.S. По-настоящему добрая атмосфера на форуме. Спасибо ещё раз! 🙂

Любите свой 1 палец! — основу виртуозности1- палец самый добрый и должен быть окружен атмосферой доброты.

Ни в коем случае не пережимайте его.

Любите свой 1 палец!А с остальными как быть? 🙂

К Галине Ефимовне Минскер . не так давно ездил один мой хороший друг со своими ручными проблемами, и рассказывал о ней просто-таки замечательные вещиИ я могу! Она, по меньшей мере, дважды была в Петрозаводске и каждый раз к ней выстраивалась очередь не только из пианистов, а и из народников, духовиков etc. «Лечила» не только упражнениями и проч., но и особым, добрым, отношением к каждому. Не знаю даже, чем больше.

Пару раз, довольно давно, правда (тьфу-тьфу-тьфу), у меня как раз в ситуации «стресса» — перед выступлениями, начинала болеть рука — после того, как приводила голову в порядок, все проходило. Однако, как уже писали коллеги 8) — это всегда знак, что что-то в момент игры происходит не совсем так, причина может быть разной — голова, провоцирующая зажим — в том числе.

А вообще, пока суть да дело, попробуйте мазь «индовазин» — просто гениально снимает всякие боли при мышечных, суставных и др. болячках -( и в спине главным образом), но и ударив недавно очень сильно локоть — мазала, и на след. день уже могла заниматься, (а поначалу даже вилку в руке держать не могла :-)) Здесь, на Западе ничего похожего пока не находила. Берегите руки — и тем самым себя 8)

Какой нахал! а девушек он тоже раздевал? или он все больше мальчиков?Фу! Что это Вы разбуянились? 🙂

А вообще причем тут мышцы, когда все исполнение идет нервной энергией, импульсами сухожилийИсполнение одной нервной энергией доводит до нервных заболеваний. Энергии может быть выше крыши, но ведь нужно подумать и об «исполнителях» — мышцах, сухожилиях. Они не всегда готовы выполнить прихоти нашей нервной энергии. Хотя, говорят, если без всех этих заморочек не приспосабливаешься к инструменту, значит, и не надо! 🙂

А ведь Рихтер говорил, что у пианиста главное — попа!Это он совершенно справедливо заметил! 🙂

Офигительная тема, оказываетсяМы в других не участвуем! 🙂

Вчера как-то неожиданно заболела кисть на левой руке под большим пальцем. Резкая боль при попытке сжать что-то в руке. Попробовал тут же на что-нибудь сыграть — вроде небольно играть. Но вот сегодня с утра встал — сильнее болит, через первый палец больно перекидывать другие. Что делать? Через неделю экзамен по фортепиано.

1) Нужно отменить экзамен
2) Не заниматься и не таскать тяжести, а дальше смотреть:
а)лучше — значит хорошо — вылечиваетесь
б)так же или хуже — идите к доктору:tomato:

Vladi, как кисть? У меня лично таких эксцессов никогда не было, а мелкие аварии лечатся шерстяным платком и фастумом на ночь. Гораздо больше проблем с шеей и спиной, но их «срок годности» тоже можно продлить мазью.

А ведь Рихтер говорил, что у пианиста главное — попа!
Хотелось бы добавить — и хорошая челюсть!:-) Наверняка многие замечали, как она важна для пианиста!

Vladi, как кисть? У меня лично таких эксцессов никогда не было, а мелкие аварии лечатся шерстяным платком и фастумом на ночь. Гораздо больше проблем с шеей и спиной, но их «срок годности» тоже можно продлить мазью.

Спасибо, прошла за три дня, — финалгоном мазал. В первый вечер сгоряча нанёс много — всю ночь жгло. 🙂 Зато на утро почти уже не было боли.

P.S. Экзамен ещё не наступил.

Можно какое-то время попринимать капсулы Троксевазина.

Кстати, Троксевазин есть не только в в виде капсул, но и в гелевом варианте. Он мне хорошо помогал. Особенно он хорош в тех случаях, когда нет возможности перевязать руку (например, надо идти куда-нибудь в присутственное место 🙂 ), так как он совершенно без запаха, довольно быстро впитывается и не требует согревающей повязки. Кстати, не во всех случаях надо увлекаться согреванием.Я знаю, что при некоторых формах воспалительных процессов (к сожалению, не смогу сейчас уточнить — каких именно) согревание вообще противопоказано. Так что надо обязательно консультироваться с врачом, а то можно только хуже сделать. А самая важная функция Троксевазина — рассасывание гематом и улучшение кровообращения.

«если ты переиграл руку, ты дурак. А если просто халтуришь, то это пройдет»

Экзамен Вам разрешат перенести скорее всего, если Вы попросите, причина для этого вполне уважительная (кстати, какое уч. заведение?) .

Экзамен-то был вступительный и к нему все прошло, слава Богу.

Я очень благодарен всем за советы. Теперь я студент музучилища в Химках. 🙂

Человек с тонкой эмоциональной сферой всегда в группе риска по всяким нервным и психическим расстройствам. Всякие нервные, неврологичекие, психоневрологические расстройства лечатся долго и комплексно для достижения стабильности.Существует профилактическая терапия для больных этой группы.
Например, понижение чувствительности, то есть это то, что принято называть закалкой. Есть хорошее упражнение- сто шагов по холодной воде, каждое утро по берегу моря, или по реке, или в ванной, если нет ни того , ни другого. Результат неплохой, мой опробовано.
Руки, конечно, в холодную воду ни-ни. Но когда общий иммунитет поднимется за счет этих упражнений, и другие нервяки отвязываются.
Ну это так, пропедевтика. Коротко.

А ноги-то тут причем?! У меня руки болят! «Русские» хирурги сказали «полиневрит». Местные болваны многозначительно молчат. А снег тут, надеюсь, не предвидится.

С таким диагнозом проконсультируйтесь у невролога.

После ста шагов по холодной воде я бы, наверное, всех окружающих расстрелял. MAks, я почти 8 лет голодал (не по собственной воле). И полгода курил махорку вместо сигарет. Ту махорку, которой насекомых-вредителей с яблонь выкуривали. Наверное, хватит с меня. А «йоги живут в Индии»:-)

Не преувеличивайте, вода должна быть чуть холодней ваших ног, ну, скажем, градусов 18. Но делать это надо каждый день, важна система. Для нервной системы, особенно -лабильной, то есть очень отзывчивой на раздражители, важна система тренинга.Утром и вечером и так всё время.

Читайте также:  Через сколько при переломе перестает болеть рука

Ну вот, наконец-то Вы перешли на пиво! Ура. Черта с два! Это КВАС! 😆

Кстати, Вселенной-то, может, и безразлично, а вот ее Творцу — вряд ли. ):beer:Да. Но Творец дал на свободу воли. :beer:

Мне совершенно необходимо попасть к специалисту такого уровня, т.к. безрезультатно немогу вылечить руки уже 5 лет подрят, и уже давно ясно, что дело не в болезни рук, а в неправельных рефлексах, выработанных за долгие годы неграмотной игры.
Если можно сообщите, как можно связатся с Галиной Ефимовной Минскер и работает ли она с приезжими вообще.

В Петербурге живёт и работает большой специалист по такого рода вопросам, пианистка, ученица знаменитой А.А.Шмидт-Шкловской Галина Ефимовна Минскер. Если желаете, могу помочь связаться с ней. Если Вы не в состоянии сейчас посетить северную столицу, то, по крайней мере, Галина Ефимовна может сказать, какие хорошие специалисты есть в столице южной. Посмотрите, кстати, книжку Шмидт-Шкловской «О воспитании пианистических навыков» (в 2002 г. переиздана издательством «Классика-XXI»). Там имеются описания заболеваний рук и примеры излечения этих заболеваний.
Будьте здоровы!

Но потом «следствие» показало, что виной всему компьютерная мышка: 2-й и 4-й пальцы нажимают на кнопки, а третий без дела в статичной напряженной позе.

Конечно! Аппликатура-то в корне неверная! 8)

А если посередине прокрутка на 3м пальце — тогда на кисть действует.
А что говорят в Шанхае? Массаж-то надо уметь делать. Точки там всякие активные 8)

Прокрутку лучше делать тем же вторым пальцем. А для массажа надо попросить, чтобы кто-нибудь разминал всю кисть и пальцы по длине двумя руками.

Все что касается массажа — только проверенные суперпрофессионалы.
Здоровье и проф деятельность дороже мнимого удовольствия и «помощи» друзей! Шанхай и Бангкок и Гон-Конг тоже не на улице, а в ПОВЕРЕННЫХ салонах, иначе можно нна всю жизнь остаться инвалидом даже не знающи от чего.
И НИКАКИХ пувсть самых добрых услуг друзей (давай, старик, помну или а Вася классно разминает) — есть на моей памяти пара испорченных судеб с этими «помну».

Все что касается массажа — только проверенные суперпрофессионалы.

Заметим, что лучшими массажистами становятся люди с пианистической подготовкой, только они могут по-настоящему контролировать и дифференцировать «тушЕ»

Заметим, что лучшими массажистами становятся люди с пианистической подготовкой, только они могут по-настоящему контролировать и дифференцировать «тушЕ»

известная история
как то Фур (?) решила все театры отдать самодеятельным актерам, а уставшим професионналам для свежести притупившегося восприятия поработать в самодеятельности , на производстве и тд
все в панике, кошмар.
Спас как всегда великий Смирнов-Сокольский, сказав — Дорогая, скажи, когда тебе надо сделать аборт, ты пойдешь к профессиональному врачу, или к слесарю, который просто в свободое время от производства любит делать аборты?
Театры были спасены.

Если пианист — мужчина, то он анатомию знает всю.

Да нет, я вобще-то слесарь, но посмотреть могу.

Если пианист — мужчина, то он анатомию знает всю.

Хочу сказать, что есть такой аппарат «Витафон», продаётся в любой аптеке. В сочетании с вышеперечисленными мазями даёт хороший эффект.Витафон — вчерашний день.
Возможно, что он помогает, но у него страшный недостаток — сирена. 😮
Моя бабушка как-то первый раз пользовалась, а я ребенка спать укладывала. Я перепугалась до смерти — думала, что война началась :silly:

Есть аппарат получше, я 4 года пользуюсь. Дэнас называется. Компактный (чуть больше мобильника) и жужжит приятно, потихоньку. А главное — лечит здорово и никаких противопоказаний нет. И без сочетания с вышеперечисленными мазями 8)

Здравствуйте,
помогите, пожалуйста, у меня болит кисть руки уже полгода, улучшения есть, но очень все медленно. Может, кто-то может помочь связаться с ГЕ Минскер.
диагноз- тоннельный синдром и что-то там с лучезапястным нервом. Собственно играть по чуть-чуть могу, но потом ноет рука по несколько часов. полгода назад вообще не могла ни играть. ни писать. похоже, что тоннельный синдром почти исчез, но вот с лучезапястным проблемы еще есть.
врачи вообще не знают. чем лечить.
только физиотерапия помогает, но страшно медленно. пробовали назначать лекарства. но выяснилось, что я аллергик. ходила на ЛФК, но мне показалось, что стало хуже.

Предлагаю посмотреть тему «Крик души скрипачки» в разделе «Мастер-класс», может-быть найдёте что-то интересное для себя. Что касается врачей, специализирующихся на профессиональных заболеваниях музыкантов, то найти их непросто, а в клинике, где мне помогли решить проблему переигранных рук, такие специалисты больше не работают. Желаю удачи.

источник

Опасность, которая подстерегает профессиональных музыкантов, когда они остервенело и по много часов играют на скрипке/рояле/гитаре/барабане и т.д. напряженными руками, не слушаясь своего тела, которое умоляет их остановиться, посылая соответствующие сигналы (руки устают, начинают болеть…).

Если музыкант долго продолжает в том же духе и издевается над собой, то однажды природа скажет ему свое веское «хватит»: никакие проф. движения без боли для такого человека будут уже невозможны, как бы он ни хотел. Это своего рода «природный предохранитель». (С точки зрения природы наши с вами концерты и конкурсы ведь совершенное ничто по сравнению с сохранением здоровья и жизни).

В таких случаях помогает время и отдых, восстановительное лечение, а иногда — так считается, или по крайней мере раньше считалось, — не помогает и музыкант может потерять профессию.

Важно! Считается, что «переигрывает руки» тот музыкант, чей учитель сделал ему с самого начала неправильную «постановку рук». Между тем выдающийся педагог, проф. Гольденвейзер считал иначе. Он говорил, что понятие «постановка рук» ложно, потому что подразумевает статику, а исполнительство — это движение, и «надо исходить из того, что руку надо не ставить, а двигать». Более того: именно из-за того, что в педагогической практике столь большое внимание уделяется «постановке рук», музыканты начинают играть напряженными руками. (см.) То есть — логически продолжим сказанное Гольденвейзером — рискуют «переиграть руки».

Переиграть руки могут не только музыканты. Нечто подобное происходит и с людьми не музыкальных профессий, везде, где люди изо дня в день совершают однообразные движения, особенно — находясь при этом в стрессовом состоянии. У тех, кто много пишет, бывает так называемый «писчий спазм». У тех, кто постоянно долбит на компьютерной клавиатуре — «туннельный синдром». У рабочих на заводах — прядильщиц и мотальщиц и др. — и даже у доярок (!) существует свое профзаболевание рук.

Конкретные диагнозы, а также обследования — дело докторов. О профессиональных заболеваниях рук написаны книги и научные труды, изложение некоторых из них см. здесь. (В свое время в московском Институте профзаболеваний были специалисты, которые лечили такие состояния; правда, когда я несколько лет назад я наводила справки, мне сказали, что сейчас там этим не занимаются. Если у вас есть информация о том, где найти докторов, специализирующихся на руках музыкантов, дайте знать).

(Небольшое отступление. Не всякая боль в руках говорит о том, что они «переиграны». В обычной жизни есть немало ситуаций, в которых можно перетрудить руки. Они не обязательно связаны со скрипкой. Ношение тяжелых сумок; отгребание машины из снега; или даже методичное отшвыривание от себя настырного кота, который всю ночь лезет лизаться — все это может дать на следующий день боль в руках, и в этом случае не стоит сразу бить во все колокола, нужно просто вспомнить, что вы делали помимо того, что играли на скрипке).

Но если боль связана именно со скрипкой — немедленно отложите инструмент в сторону.

Лучший способ справиться с переигрыванием рук — его не допустить. Или, если перефразировать изречение, «лучше недоиграть, чем переиграть»

Надо уметь вовремя остановиться в занятиях, не играть уставшими руками, а уж если они болят — не играть тем более.

Во время вирусных заболеваний (гриппа, ангины и даже банальных ОРВИ) соблюдать осторожность, и если температура поднялась выше 37 — не играть. (Исключение — ответственные концерты, тут решение принимается исходя из ситуации).

Ну и самое главное — уже скорее из области психологии. Нужно избавляться от механистического мышления и болезненных амбиций, заставляющих исступленно истязать себя, истощая психику и подвергая себя чрезмерным нагрузкам.

Нужно учиться любить и уважать себя, и кто бы что ни говорил, но мы обязаны ценить самый совершенный инструмент, который дала нам природа — даже не скрипку, нет, а наше тело.

источник

Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ: Болезни суставов у музыкантов — Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ

  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Болезни суставов у музыкантов Оценка:

  • Любит посидеть
  • Почти освоился
  • СуперЮзер
  • Любит посидеть

Если несложно опиши симптомы болезни

Началось у меня это года два-три назад. Стао намного сложнее играть, то есть, пальцами двигать стало намного сложнее, сложнее стало чувствовать с какой силой нужно нажимать на струну. Суставы ( или хрящи, точно не знаю что именно) увеличились, особенно когда держу руки в тепле, то заметно болше увеличиваются. Стали щёлкать суставы, даже во время игры. Очень быстро руки устают когда играю.

Опять же есть специальные гимнастики, позволяющие проблему решить

Да, я иногда кручу китайские шарики ( надеюсь, понимаете что за шарики. Которые ещё звенят. ) немного помогает.

И еще вопрос на какой руке проблема с суставами

  • Почти освоился
  • Любит посидеть
  • Почти освоился
  • Любит посидеть
  • СуперЮзер
  • Активист

1. Это может быть из-за того, что играл закрепощёнными руками!
Руки нужно на гитару класть, а не хватать!
Это не из-за того, что переигрываешь, Сеговия — очень много играл!

2. Вполне вероятно что это просто СОЛИ!

3. Ни в коем случае не стоит щелкать суставами — это когда-нибудь скажется..

  • Активист
  • Почти освоился
  • Активист
  • Активист
  • СуперЮзер

SobolyFamily.ru (May 28 2006, 09:14) писал:

  • СуперЮзер

Davic (Jul 2 2007, 21:36) писал:

SobolyFamily.ru (May 28 2006, 09:14) писал:

Согласен, полностью соответствует истине .

  • Активист

нет все — таки щелкать не рекомендуется, лучше разминать пальцы и кисти. Обычные движения — сжать в кулаки и разжать итд. Хотя я разминаюсь Аллегро Джулиане

Слава богу ничего покуда не хрустит. кроме ступни когда особо активно ей крутить на тренировках по борьбе приходится ))

Сообщение отредактировал Derom: 04 Июль 2007 — 03:06

  • Активист

Derom (Jul 4 2007, 04:06) писал:

нет все — таки щелкать не рекомендуется, лучше разминать пальцы и кисти. Обычные движения — сжать в кулаки и разжать итд. Хотя я разминаюсь Аллегро Джулиане

Слава богу ничего покуда не хрустит. кроме ступни когда особо активно ей крутить на тренировках по борьбе приходится ))

источник

Активный участник Регистрация 10.01.2009 Адрес Пермь Инструменты yas62+selmer E/HIW8/lebayle8, ybs62,vibrato nude,yama wx11 Сообщений 202

Положительные оценки
Получено: 31
Отдано: 42

Сталкивался. Симптомы бывают разные, почти всегда: боль, ухудшение подвижности в суставах. И бывает в разной степени выражено. Играть при таких симптомах категорически нельзя, необходимо сделать перерыв. Если надо — месяц, если надо — год. Начинать крайне осторожно, буквально по пять минут, не дожидаясь повторного появления боли, делать длительные перерывы. С этим диагнозом не шутите, чем раньше отловили, тем вероятнее победа над болезнью.

Вот у флейтистов похожая тема с интересными мыслями и советы дельные, может всё не так уж плохо, посмотрите http://forum.myflute.ru/topic28905.html

Последний раз редактировалось Reppa; 12.03.2014 в 18:19 .

Как-то саксофонистам, ИМХО, это не свойственно. У них как-то больше проблем с губами.

Последний раз редактировалось rostovsax; 12.03.2014 в 19:07 .

Олег тут правильно сказал — это беда по опыту в основном у Ударников.
Мышцы перестают реагировать на импульсы нервной системы — говорят что это психологические проблемы.
Если у вас появляется синдром непослушания рук — то думаю это психологическое перенапряжение.
Обратите внимание на то — не зажаты ли руки и ещё момент — занятия должны приносить радость или хотя бы уравновешенное состояние нервной системы.
Если человек психует при занятиях — ему необходимо выключать сердце и оставлять холодный разум при управлении и контроле исполнительским процессом.
У меня в студенчестве был друг ударник — очень многого хотел и очень много занимался. Кончилось тем что пришлось по профнепригодности ударника перейти на Тубу.
Берегите себя.

Я встречал такое и у гитаристов-классиков и у пианистов. Сам чуть не получил такой букет от излишнего усердия на гитаре, пришлось задуматься о своём поведении.

есть вот такая штука, которая поможет тренировать кисти рук на подвижность и быстрее восстанавливаться после травм

Старожил Регистрация 12.04.2012 Адрес Селидово, Украина Инструменты саксофон альт, сопрано Сообщений 503

Положительные оценки
Получено: 329
Отдано: 2,564

С такими симптомами и к врачам обратиться не помешает.

Если появились болевые ощущения — это точно сигнал задуматься. И к спецам обязательно.
Упаси Господи вас заниматься через преодоление боли — так многие глупые упрямцы себя и убили.
Самый действенный способ на сколько я слышал — короткие подходы по 5-10 минут или максимум до появления мельчайших признаков боли.
Боль появляется тогда — когда или мышца зажата или она уже перенапряжена (накопилось максимальное количество молочной кислоты). Тогда мышца находиться в ступоре — а нервная система из мозга передаёт импульс — который мышца выполнить не может. Происходит видимо снижение чувствительности — на мелкие импульсы мышца уже не реагирует — только на большие. Пропадают тонкость ощущения — а значит и тонкость управления моторикой.
В общем жопа. А почему жопа — а потому что нервные клетки не восстанавливаются.

Модератор Регистрация 06.02.2010 Адрес красноярский край Инструменты SS, AS, TS, BS, Тr inB Сообщений 4,237

Положительные оценки
Получено: 3,054
Отдано: 2,139

ну надо же, я так думал что только у трубачей бывает заигрный амбшур после которого заново приходится с нуля учится играть, всегда считал что пальцы заиграть невозможно. у меня был период, когда каждый день по 4-6 часов играл, и ничего страшного не случилось.

источник

Методическая разработка, для учителей ДМШ, ДШИ, посвящена проблеме переигранных рук, связанных с неправильной их постановкой, на начальном курсе обучения.

Профессиональные заболевания рук довольно распространены среди музыкантов. Причины разные, но основная-это неправильная работа пианистического аппарата. Педагогу, детскому, очень важно понимать, как устроена костно-мышечная система человека, как она развивается, каковы её особенности у детей разного возраста. Занимаясь с ребёнком в течении длительного времени, необходимо наблюдать за развитием детского организма и вовремя замечать нарушения его функций. В противном случае профессиональное заболевание «подстережёт» ученика. «Переигранные руки» являются следствием неправильной посадки и постановки, а в дальнейшем складывается такая картина: ученик во время занятия чувствует неудобство в игре, неудобство в движениях рук,и продолжает заниматься ничего не меняя, считая, что и скованную технику преодолеет путём многократных повторений(пусть и неправильными движениями), и играть станет удобнее. А ведь часто ученик даже не догадывается, что играет неверными движениями. Но проходит время, и ученик замечает, что от многократных повторений играть становится легче только чуть-чуть. Кроме того, ученик попадает в зависимость от количества часов, проведенных за инструментом- он начинает чувствовать, что, не позанимавшись один день, все наработанное им за последние дни просто исчезает. В итоге ученик попадает в ловушку, для того, чтобы хоть как-то подготовиться к выступлению (урок у педагога, зачет, экзамен, концерт или конкурс) ученику приходится просиживать за инструментом много времени каждый день. Таким образом, неудобные движения рук, которые полностью зажимают и руки, и запястья, и психику ученика, повторяются ежедневно. Естественно, что через определенное время руки зажимаются настолько, что это приводит к болям в мышцах. Руки начинают постепенно болеть.

Особо целеустремленные и упорные ученики продолжают заниматься и в таком состоянии-через боль в руках. В итоге весь этот набор приводит к переигранным рукам: когда ученик не в силах даже просто прикоснуться к клавише, когда пальцы перестают шевелиться, когда от взгляда играющего пианиста у ученика начинают болеть руки.

Постановка игрового аппарата является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того маленькому пианисту приходится играть сразу на взрослом инструменте, в отличии от струнников и народников.

Просмотр содержимого документа
«Здоровье-сберегающие технологии на уроках фортепиано. Проблема переигранных рук.»

Здоровье-сберегающие технологии на уроках фортепиано.

Проблема переигранных рук.

Профессиональные заболевания рук довольно распространены среди музыкантов. Причины разные, но основная-это неправильная работа пианистического аппарата. Педагогу, детскому, очень важно понимать, как устроена костно-мышечная система человека, как она развивается, каковы её особенности у детей разного возраста. Занимаясь с ребёнком в течении длительного времени, необходимо наблюдать за развитием детского организма и вовремя замечать нарушения его функций. В противном случае профессиональное заболевание «подстережёт» ученика. «Переигранные руки» являются следствием неправильной посадки и постановки, а в дальнейшем складывается такая картина: ученик во время занятия чувствует неудобство в игре, неудобство в движениях рук,и продолжает заниматься ничего не меняя, считая, что и скованную технику преодолеет путём многократных повторений(пусть и неправильными движениями), и играть станет удобнее. А ведь часто ученик даже не догадывается, что играет неверными движениями. Но проходит время, и ученик замечает, что от многократных повторений играть становится легче только чуть-чуть. Кроме того, ученик попадает в зависимость от количества часов, проведенных за инструментом- он начинает чувствовать, что, не позанимавшись один день, все наработанное им за последние дни просто исчезает. В итоге ученик попадает в ловушку, для того, чтобы хоть как-то подготовиться к выступлению (урок у педагога, зачет, экзамен, концерт или конкурс) ученику приходится просиживать за инструментом много времени каждый день. Таким образом, неудобные движения рук, которые полностью зажимают и руки, и запястья, и психику ученика, повторяются ежедневно. Естественно, что через определенное время руки зажимаются настолько, что это приводит к болям в мышцах. Руки начинают постепенно болеть.

Особо целеустремленные и упорные ученики продолжают заниматься и в таком состоянии-через боль в руках. В итоге весь этот набор приводит к переигранным рукам: когда ученик не в силах даже просто прикоснуться к клавише, когда пальцы перестают шевелиться, когда от взгляда играющего пианиста у ученика начинают болеть руки.

Постановка игрового аппарата является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того маленькому пианисту приходится играть сразу на взрослом инструменте, в отличии от струнников и народников. Поэтому необходимым условием для развития техники являются физические размеры руки, растяжка между пальцами, удобный, подвижный 1й палец, ногти, не залезающие на подушечки пальцев.

Первый год обучения важен тем, что является годом постановки игрового аппарата. Невозможно научить ребенка в 1 год всем техническим приемам, поэтому приходится мириться с низким художественно-звуковым уровнем исполнения. Каждый прием вводится постепенно, и каждый навык считается усвоенным не после его понимания учеником, а после того как возникает автоматизация приёма. Должна возникнуть память рук на определенные движения.

На педагоге лежит огромная ответственность, т.к. грамотная постановка рук, обеспечит в дальнейшем свободную игру, беглость, умение играть кантилену, что сделает игру выразительной, эмоциональной, а главное, ребёнок сможет избежать напряжения, и связанных с ним профессиональных заболеваний.

Зажатость аппарата-это не внезапно образовавшаяся «болезнь», а приобретенное состояние на протяжении нескольких лет игры. Сутулая спина , поджатые к туловищу локти, игра когтеобразными пальцами, неподвижность руки, отсутствие полного контакта пальцев с клавиатурой, неполный слуховой контроль-все это причины, которые вызовут в будущем заболевание рук.

Для того чтобы понять, как правильно должен играть аппарат, нужно разобраться в анатомии. При игре на фортепиано участвуют не только пальцы, но и вся рука. Это понятие должно быть ключевым в работе педагога. Многие педагоги локализуют кисть, заставляя остальную часть руки быть неподвижной. Это неправильный подход. В игре участвуют пальцы, кисть, пясть, предплечье, надплечье, а также все это поддерживают мышцы плеча, спины, груди, и плечевого пояса. Правильной работе этих компонентов способствует, прежде всего, верное положение корпуса при игре. Должен ощущаться «стержень», который проходит вдоль спины, мышцы поясницы поддерживают весь корпус, грудная клетка раскрыта, плечи опущены, а голова при правильной осанке, находясь в высоком положении, как бы наблюдает со стороны за всем происходящем на инструменте. В положении пальцев и ладони нужно руководиться принципом естественности- нет зажатости, ладонь раскрыта, пальцы слегка закруглены. Играет не ноготь , а мякоть подушечки.

Итак, к неправильным движениям, приёмам и прывычкам относятся:

слишком расхлябанные или слишком зажатые локти;

слишком прижатые или слишком отставленные локти;

слишком поднятые или слишком опущенные запястья;

слишком разболтанные или слишком статичные запястья;

источник

Так уж повелось, что не все ценители прекрасного оканчивают музыкальную школу, и именно эта жажда гармонии и тонких мелодических переплетений иногда толкает всецело созревших людей на нелегкий шаг — обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте.

В помощь этим подвижникам, если они избрали предметом своего интереса фортепиано, и была написана данная статья (хотя она окажется весьма полезной и всем остальным музыкантам, будь то скрипачи, гитаристы или флейтисты).

Несомненно, залогом мастерства является практика: чем больше вы занимаетесь с инструментом, тем лучше ваша игра. Однако что же делать, если инструмента под рукой не оказалось (я еще ни разу не видел человека в очереди в супермаркете с синтезатором под мышкой), или же соседи через стенку каждые пять минут передают по батарейной связи обширные послания, зашифрованные азбукой Морзе — мол, потише, пожалуйста? Для этой цели (и примерно в таких условиях) вашим покорным слугой был выдуман целый ряд упражнений для пальцев, которыми он спешит поделиться.

Упражнения разделим на две группы: 1 — упражнения без ничего, 2 — упражнения со снарядом (с мячиком для большого тенниса и с шариковой ручкой). Также уделим пару слов вопросам разминки и техники безопасности, но это уже в конце. Г. И. Семирадский, «Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла», 1887 г.
Источник: artchive.ru

Итак, группа 1 — упражнения без ничего.

Необходимое оборудование: пальцы, иногда — стена или любая другая поверхность. В целях удобства и краткости присвоим каждому пальцу свой номер. Большому — 1, указательному — 2, среднему — 3, безымянному — 4, мизинцу — 5.

Упражнение 1 — на координацию. Стучим по большому пальцу.

Сперва коснемся большого пальца мизинцем, потом — безымянным, средним и указательным по очереди. Теперь — в обратном порядке: указательным, средним, безымянным и мизинцем. Получаем такую последовательность: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Повторять любое количество раз. Постарайтесь добиться чувства уверенности в пальцах, хлесткости ударов, а также ровного ритма. Позже ваши пальцы скажут вам «Спасибо», когда вы будете разучивать мелодические произведения.

Если с правой рукой (если вы — правша), как правило, проблем не возникает, то с левой поначалу будет очень непросто. Но это временное явление — с практикой все становится на свои места (меня пальцы стали более-менее слушаться только на третий день занятий). Норман Роквелл, «Настройка фортепьяно»
Источник: artchive.ru

Упражнение 2 — на силу и выносливость. Жмем на большой палец.

Делаем все, как указано выше, но с тем лишь отличием, что теперь мы с силой нажимаем на большой палец. Последовательность остается неизменной: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Так мы разовьем силу и выносливость пальцев — сможем дольше играть и радовать наших соседей гармоническими переливами всевозможных гамм и аккордов.

Упражнение 3 — на скорость.

Делаем все, как в упражнении 1, но теперь возможны две вариации: или пытаемся максимально быстро простучать последовательность 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5, или так же быстро стучим ее без повторных простукиваний указательным пальцем и мизинцем, 5, 4, 3, 2, 3, 4, 5, 4, … и так далее. Ведь иногда приходится играть очень быстрые произведения, и как же печально, когда в руках недостает так нужной в этот момент скорости…

Упражнение 4 — на координацию. «Терции».

Теперь переходим от «мелодических» простукиваний к «гармоническим»: начинаем стучать одновременно несколькими пальцами. Вот именно здесь нам и понадобится стол (или хотя бы чья-нибудь коленка, своя тоже подойдет). Пальцы будем брать через один: 1 и 3, затем 2 и 4, затем 3 и 5 (далее 1−3, 2−4 и 3−5, соответственно). Данное упражнение может сперва показаться невыполнимым, но с практикой придут и уверенность, и скорость, и плавность. Джованни Больдини, «Женщина за фортепиано»
Источник: artchive.ru

Отрабатываем последовательности:

  • 1−3, 2−4, 3−5, 3−5, 2−4, 1−3 ;
  • 1−3, 3−5, 1−3, 3−5 ;
  • 1−3, 2−4, 3−5, 1−3, 2−4, 3−5 ;
  • 3−5, 2−4, 1−3, 3−5, 2−4, 1−3

Кроме того, как вариант этого же упражнения, потренируем «расход»: сначала ударим по поверхности одним пальцем, а следом за ним — двумя соседними. Получаем последовательности:

  • 2, 1−3, 2, 1−3 ;
  • 3, 2−4, 3, 2−4 ;
  • 4, 3−5, 4, 3−5

Упражнение 5 — на постановку руки.

Согнем пальцы так, будто мы держим в руке мячик (все пальцы равномерно согнуты, будто обхватывают невидимый шар). Теперь, не меняя положения пальцев, ставим получившуюся фигуру на стол пальцами вниз — получается, что мы упираемся в поверхность стола ногтями. Теперь слегка надавим на руку весом своего тела, стараясь удержать пальцы дугообразными и не дать им прогнуться.

Данное упражнение рассчитано на выработку у пианистов правильной постановки руки. Такое «дугообразное» нажатие является более результативным и менее трудоемким (в отличие от нажатия, которым мы звоним в дверь или вызываем лифт), и, как результат, игра на фортепиано становится значительно легче и уверенней.

Далее нам предстоит побеседовать об упражнениях с мячом и/или ручкой, а также о разминке и технике безопасности…

источник

В данном материале мы хотим коснуться анатомического аспекта игры на гитаре. Мы постараемся рассказать вам, какие травмы можно получить, играя на любимом инструменте и как их избежать, как сделать занятия максимально полезными и развить функциональность и координацию правой и левой руки.

Человеческая рука представляет собой очень сложную механическую систему, основная задача которой состоит в выполнении сложных и точных высокодифференциальных действий. Последовательность движений задается человеческим мозгом: программа формируется в моторной зоне коры головного мозга, после чего по нервным стволам передается в мышцы. А мышцы, которые безостановочно подпитываются питательными веществами и кислородом из кровеносных сосудов, в свою очередь приводят в движения кости и суставы.

Одним из самых важных и сложных отделов человеческой руки является кисть. В основе подвижности и точности движений кисти лежит сочетание нескольких десятков малых костей и мышц, а также наличие специальных слизистых сумок, которые действуют как смазка и делают движения безболезненными и максимально плавными.

Очевидно, что такое описание строения руки и кисти является очень упрощенным. Также очевидно, что игра на гитаре серьезно повышает нагрузку на кисти рук: при неправильном подходе эта нагрузка может привести к различным болезням, которые негативно влияют на строение и мобильность суставов и мышц. По статистике более 85% музыкантов старше 35 лет имеют определенные профессиональные болезни. В следующем пункте мы расскажем об основных из них.

Пресловутый туннельный синдром (воспаление срединного нерва) – заболевание, возникающее при частом и очень длительном однообразном сгибании и разгибании кисти, сопровождающимся напряжением мышц. Очевидно, что данное заболевание чаще всего преследует барабанщиков, а также гитаристов, постоянно использующих переменный штрих – при этом очень важно отметить, что и те, и другие используют в целом неправильную технику, напрягая мышцы. Основа правильной и быстрой игры: расслабленность мышц.

Профилактика: добиться максимального расслабления кисти при игре, особенно при частых монотонных сгибательно-разгибательных движениях. При появлении легкой боли дайте руке отдохнуть. Если к боли прибавляется еще и покалывание в нервных окончаниях, чувство онемения – возьмите музыкальный «отпуск» на 1-2 недели. Также при сочетании с частой работой за компьютером помогут упражнения на инфографике, представленной ниже.

Остеохондропатии отдельных костей в запястье – разрушение участков костной ткани в результате постоянной нагрузки. Проявляется достаточно редко и при наличии сопутствующих факторов развития (недостаток кальция, нездоровый образ жизни, малая подвижность в целом с частыми и серьезными нагрузками на отдельные зоны, в данном случае – кисти рук).

Профилактика: аналогично прошлому пункту, т.е. чередование периодов нагрузки с отдыхом по мере возникновения чувства усталости, раз в несколько месяцев полный отдых от игры на гитаре не менее 1 недели. Главный симптом остеохондропатии – перманентные боли (даже в период отдыха), сопровождающиеся покраснениями, отеками и неполной подвижностью суставов.

Деформирующий артроз – разрушение суставов вследствие сильных нагрузок. Самые яркие симптомы: изменение формы суставов, снижение их подвижности.

Профилактика: аналогично предыдущему пункту.

Неврит – болезнь нервных стволов, возникающая из-за перенапряжения и сдавливания. Одно из самых неприятных заболеваний, так как в худшем случае может привести к деградации мышц рук и их «усыханию». Возникает в результате игры напряженной рукой с большой амплитудой движения.

Профилактика: аналогично предыдущему пункту + профилактика всех видов инфекционных заболеваний, а также отравлений организма, в том числе алкогольной интоксикации.

Болезнь Рейно – болезнь кровеносных сосудов, которая возникает из-за нарушения их тонуса. Сопровождается приступами онемения кистей рук, побледнением и снижением температуры пальцев рук с параллельным снижением их двигательной функциональности.

Профилактика: общее снижение стресса, переход к здоровому и подвижному образу жизни, сокращение эпизодов отравления организма (курение, употребление алкоголя, наркотиков).

Двигательный невроз – заболевание центральной нервной системы, возникающее на фоне частных монотонных и однообразных практических занятий. Симптомы: постепенная утрата возможности скоординироваться для осуществления отдельных сложных приемов игры.

Профилактика: избегание частых длительных монотонных практических занятий, умение чередовать различные приемы во время игры упражнений.

Также распространенными заболеваниями среди гитаристов являются стенозирующий лигаментит (образование рубцов на связках с ущемлением сосудов и нервных каналов), крепитирующий тендолагинит и плечелучевой бурсит (болезнислизистых сумок, приводящих к сбоям в образовании смазки) и другие: каждое из них сопровождается болевыми ощущениями в кисти, может появляться чувство онемения и покалывания, излишняя усталость кистей. Профилактика осуществляется по схожим с предыдущими заболеваниями направлениям: чередование отдыха и нагрузок, уход от монотонных практических занятий с переходом к занятиям с участием всех групп мышц кистей и рук.

  • Постарайтесь избегать серьезных механических травм: любые удары, вывихи, переломы, повреждения мышц и тканей режущими предметами оставляют след в организме и могут в определенной степени менять структуру костной ткани, сухожилий и суставов, что, конечно же, отразится на технике игры;
  • Не переохлаждайте руки: в зимний период носите варежки, так как они удерживают тепло лучше перчаток, никогда не играйте на гитаре замершими руками!
  • Из предыдущего пункта вытекает и следующий: не забывайте о разогреве и разминке перед игрой. Хотите узнать, как разогреваются гитарные легенды? Посмотрите школу Джона Петруччи Rock Discipline, в которой он не один десяток минут рассказывает про правильную подготовку к игре.
  • Постарайтесь улучшить образ жизни: не увлекайтесь отравляющими организм веществами типа алкоголя или никотина, уж тем более наркотиками. Не забывайте хорошо высыпаться. Станьте более подвижным: больше двигайтесь пешком, три тренировки по 1 часу в неделю будет вполне достаточно для поддержания физического состояния. Если занимаетесь с отягощением в тренажерном зале или на турнике, избегайте сильных нагрузок на суставы рук и особенности кисти. Обязательно разогревайтесь перед силовой тренировкой. Про сочетание идеальной техники игры и «качалки» можете посмотреть в видео-материалах британского шреддера Рика Грэхэма (Rick Graham).
  • Внимательно посмотрите на свой рацион питания: постарайтесь сделать его более разнообразным, избавившись от ненужного «мусора» в виде частого употребления фастфуда, газировок, жирной жареной пищи, сдобных булочек и прочего. Обязательно не реже 1-2 раз в год проходите курс приема витаминов и микроэлементов, так или иначе участвующих в поддержании в здоровом состоянии костей, сухожилий и связок (проконсультируйтесь с врачом!)

ОДНО ПРОСТОЕ ПРАВИЛО: НЕ ПЕРЕТРУЖДАЙТЕСЬ!

Здесь и сейчас вы не станете играть так же быстро и чисто, как Ингви Мальмстин, поэтому в 4-часовой или более длительной пилёжке гамм, хроматик и длительной тренировке переменного штриха нет никакого смысла. Скорее всего вы через несколько месяцев или забросите гитару вовсе, так как из-за монотонности и перетренированности техника не просто не улучшиться – она может даже стать хуже. Самый плохой исход – попадете к врачу.

Намного более грамотный подход – разбивать занятия на блоки не только под разные группы мышц, но и под развитие моста «мозг-мышцы». Немного поясним на примере: как вы думаете, что будет более эффективно и менее травмоопасно

Полугодовая игра по 4 часа в день одинаковых гамм для развития скорости, чистоты и координации при игре переменным штрихом, потом еще полгодика оттачивания отдельных приемов (бенды, вибрато, легато, тэппинг и т.д.), потом еще 6 месяцев импровизации и т.д.

Занятия по 2-3 часа в день, в которые входит:

  • 20-30 минут разминки;
  • 30-40 минут тренировки правой руки: переменный штрих, гаммы, тремоло и т.д.;
  • 30-40 минут тренировки левой руки: легато, растяжка, расширенные аккорды;
  • 20-30 минут тренировки особых приемов игры: теппинг, свип и др.;
  • 20-30 минут импровизации;
  • Отдых на пару минут каждые 20-25 минут занятия.

Вполне очевидно, что второй вариант даст как равномерную нагрузку на мышцы и суставы рук, так и поможет в развитии координации и музыкального мышления. При этом вы едва ли столкнетесь с перетренированностью и эмоциональным «выгоранием», так как не будете заниматься многочасовой монотонной игрой одинаковых пассажей одной и той же техникой.

Если вы все же почувствовали боль или дискомфорт в запястье во время занятий (сейчас мы не говорим о болях на подушечках пальцев у новичков), то дайте рукам отдых не менее 10 минут. Если спустя небольшой отрезок времени в 5-10 минут боль возвращается – перестаньте играть на 1-2 недели. Ваша техника не ухудшится, при этом руки отлично отдохнут.

И не забывайте, что лучше заниматься меньше по времени, но регулярно, чем два раза в неделю, но по 5-6 часов. Берегите себя!

источник

Постановка рук и правильная осанка — это то, чему деток учат в музыкальной школе с первых дней занятий. Неправильная постановка рук и посадка — это довольно распространенные ошибки самоучек. А тем временем существует даже специальная обучающая литература, посвященная консерваторской постановке рук на фортепиано. В этом плане довольно интересным является труд М.И. Николаевского «Консерваторская постановка рук на фортепиано» (1917 г.). Что же представляет из себя правильная постановка рук для фортепиано? Как научиться следить за собой, в том случае, если вы — самоучка, и некому указать вам на ваши ошибки?

Правильная постановка рук предполагает свободу и независимость в движениях пальцев и рук во время игры на фортепиано. Если рука поставлена неправильно , рано или поздно исполнитель сталкивается с проблемой в исполнении более сложных и быстрых произведений. К примеру, среди распространенных ошибок — постановка пальцев ближе к краям белых клавиш, оттопыривание мизинцев, «деревянные» пальцы и др.

Консерваторская постановка — это правильная посадка, высота стула, положение корпуса и его наклон, правильное положение ног и колен, плеч и локтей, рук, кистей и пальцев. Также важен подъем пальце во время игры на фортепиано, постановка первого пальца и его подкладывание в гаммах.

Итак, правильная посадка за фортепиано — это прямая спина, опора на ноги и чуть опущенные плечи. Во время игры на фортепиано обязательно следите за своими локтями. Они не должны болтаться или мешать вам — вся тяжесть вашей руки должна ощущаться в кончиках пальцев.

Во время игры на фортепиано избегайте резких движений руками. Рука должна идти настолько плавно, будто вы плывете под водой. Обязательно включите выступления известных пианистов и посмотрите, как они сидят за инструментом и держат руки во время игры на фортепиано. Старайтесь подражать им. Не садитесь слишком близко к инструменту или слишком низко на стуле — это приведет к скованности плеча.

Теперь поговорим о постановке рук во время игры на фортепиано. Держите пальцы в собранном виде ближе к черным клавишам. Представьте, что вы держите в руке невидимую сферу. Пальцы не должны прогибаться во время игры на фортепиано (довольно распространенная ошибка слабых пальцев). Нажимать на клавиши следует подушечками пальцев, так что о длинных «кошачьих» ногтях придется забыть.

Во время игры все пальцы необходимо закруглять (ставить «домиком») и во время пауз подвешивать кисть в воздухе. Профессиональный пианисты делают это очень эффектно — это помогает снять напряжение в руке.

Во время игры используйте всю руку от самого плеча. Руки должны непрерывно и плавно двигаться.

источник